Введение
Язык
– важнейшее средство человеческого
общения. Первоначальные элементы языкового
знания формировались в процессе деятельности,
связанной с созданием и совершенствованием
письма, обучением ему, составлением словарей,
толкованием священных текстов и текстов
старых памятников, освоением структуры
звучащей речи (особенно поэтической),
поисками путей наиболее эффективного
воздействия магического слова в жреческих
обрядах и т.п. Но постепенно круг задач
расширялся, анализу подвергались всё
новые и новые аспекты языка, строились
новые лингвистические дисциплины, формировались
новые приёмы исследовательской работы.
Поэтому сегодня языкознание выступает
как система, объединяющая в себе множество
лингвистических наук, которые лишь в
совокупности дают нам достаточно полное
знание обо всех сторонах человеческого
языка вообще и обо всех отдельных языках.
Языкознание
изучает все виды, изменения языка. Его
интересует всё, что связано с удивительной
способностью говорить, при помощи звуков
передавать другому свои мысли; эта способность
во всём мире свойственна только человеку.
Языковеды
хотят выяснить, как люди овладевшие
такой способностью, создали свои языки,
как эти языки живут, изменяются, умирают,
каким законам подчинена их жизнь.
Актуальность
данной темы заключается в том что, знать
русский язык и место этой дисциплины
среди других наук очень важно в наше время.
Нет ни одного вида деятельности людей,
в котором бы не применялся язык для выражения
их мыслей, чувств и воли, для достижения
взаимопонимания. Каждый раздел русского
языка несет в себе важные правила, понятия,
с помощью которых мы можем грамотно и
правильно выражать свои эмоции. Также
надо сказать что, человек должен знать
историю, развитие и даже происхождение
своего родного языка. К сожалению в наши
времена не каждый человек стремится это
познать, но к счастью такой предмет как
история не много, но рассказывает о истории
русского языка
Русский
язык — один из восточнославянских языков,
один из крупнейших языков мира, в том
числе самый распространённый из славянских
языков и самый распространённый язык
Европы, как географически, так и по числу
носителей.
Объектом
работы является дисциплина «Русский
язык», предметом – значение дисциплины
«русский язык».
Цель
данной работы: объяснить что представляет
собой дисциплина «Русский язык» и выяснить
ее значение и место среди других наук.
Задачи
работы:
- Выявить значение
дисциплины «Русский язык»;
- определить
ее место среди других дисциплин;
- изучить содержание
разделов дисциплины «Русский язык».
Структура
курсовой: работа состоит из введения,
двух глав, заключения и библиографического
списка.
Глава
I. Дисциплина «Языкознание»
и ее место среди
других наук
I.1.
Языкознание и социальные
науки
Поскольку
язык является важнейшим средством
коммуникации в обществе и тесно
связан с мышлением и сознанием,
Языкознание входит (в качестве одной
из центральных наук) в круг гуманитарных
(социальных) научных дисциплин, исследующих
человека и человеческое общество.
Из этих наук с Языкознанием теснее
всего связана этнография и её
различные области, разрабатывающие,
в частности, общие принципы функционирования
языка в обществах разных типов,
в архаичных, или «первобытных»,
коллективах (например, проблемы табу,
эвфемизмов, в теории номинации - наименований,
связанных с характеристиками архаичного
сознания, и так далее.).
Языкознание
как наука о языковом общении
всё ближе связывается с современной
социологией. Разные виды коммуникации
в обществе исследуются Языкознанием,
теорией коммуникации, культурной антропологией
(изучающей коммуникацию посредством
любых сообщений, не только и не столько
языковых и знаковых) и семиотикой.
Естественный язык – наиболее важная
(и лучше всего изученная) знаковая
система, поэтому Языкознание часто
рассматривается как важнейшая
из семиотических дисциплин. Среди
них Языкознание оказывается
центральной наукой, поскольку язык
служит средством для построения
целого ряда текстов (в частности, в
художественной литературе) и «над
языковых» систем (семиотических моделей
мира), изучаемых семиотическими дисциплинами.
Для исследования языковых текстов, служащих
знаковым задачам «над языковых» систем
(мифологии, ритуала, религии, философии
и тому подобное), соответствующие научные
дисциплины обращаются за помощью к Языкознанию
и к ряду научных дисциплин, пограничных
с Языкознанием, - к филологии, исследующей
тексты, герменевтике, занимающейся пониманием
текстов, и так далее. Но вместе с тем решение
каждой из таких задач должно специально
исследоваться и в Языкознании, так как
любая новая социальная функция языка
существенно влияет на некоторые его уровни.
Необходимым оказывается возникновение
промежуточных дисциплин, соприкасающихся
с Языкознанием, таких, как лингвистическая
поэтика, во многих отношениях сближающаяся
с лингвистикой текста, исследующей языковые
законы построения текстов, и художественных.
Соотношение между Языкознанием и другими
науками можно исследовать в зависимости
от характера знаковой (или незнаковой)
природы предмета каждой из этих наук.
Теснее всего с Языкознанием из семиотических
дисциплин сближается грамматология
– наука о письме (поскольку есть виды
письма, лишь косвенно связанные с языком,
граммотология в целом не входит в Языкознание.
Кинетика соприкасается с Языкознанием,
в особенности на уровне семантики (как
и раздел грамматологии, исследующий иероглифику).
Ключевая
роль Языкознания для многих смежных
гуманитарных наук делает выводы Языкознания
важными для всего гуманитарного
знания в целом. История Языкознания
по своим методам сближается с
историей и другими науками, исследующими
изменение во времени социальных
структур, развитие которых в ряде
случаев определяет и пути языковой
эволюции, и развитие культуры, литературы,
искусства и другие. Одной из важнейших
проблем является выяснение того,
в какой мере развитие одного из
этих рядов эволюционирующих явлений
причинно влияет на эволюцию другого
ряда. История Языкознания соотносится
с большим числом исторических дисциплин,
на выводы которых оно опирается.
Многообразие
функций языка в обществе и
тесный характер его связи с мышлением
и с психической деятельностью
человека делает весьма гибким взаимодействие
Языкознание соответствующими социальными
и психологическими науками. Особенно
тесны связи Языкознания с
психологией, уже в 19 веке вызвавшие
вторжение психологических методов
и идей в Языкознании. В пятидесятых
годах 20 века образовалась новая пограничная
с Языкознанием наука – психолингвистика.
Развитие идей порождающей грамматики
привело к её органическому слиянию с
когнитивной психологией и к постепенному
включению Языкознания в круг фундаментальных
когнитивных наук и их приложений, объединяемых
общим термином “искусственный интеллект”.
Считавшиеся общими для Языкознания и
психологии вопросы соотнесения языка
и мышления интенсивно изучаются современной
логикой, философией языка и одновременно
составляют содержание лингвистической
семантики (Ахманова 1961:43с).
I.2.
Языкознание и естественные
науки
Связи
Языкознания с социальными науками
и науками о человеке, но и естественными
науками наметились ещё в 19 веке.
Некоторые предложенные ещё А. Шлейхером
аналогии между сравнительно – историческим
языкознанием и дарвиновской теорией
эволюции нашли поддержку в современной
науке. Дешифровка генетического кода
во многом основывалась на усвоении биологами
опыта Языкознания и на типологических
аналогиях со структурой естественного
языка, которые продолжают изучаться и
генетиками, и лингвистами.
Методы сравнительной исторической
реконструкции праформ и определения
времени расхождения между потомками
одного праязыка в Языкознании оказались
аналогичны сходным процедурам в молекулярной
теории эволюции (определения белка –
исходного источника для сопоставимых
белков в разных организмах, установление
времени разделение организмов в ходе
эволюции). Контакт Языкознания с биологией
осуществляется также при исследовании
возможного наследственного характера
основы языковых способностей человека,
что связано и с проблематикой глоттогенеза,
и с разработкой идеи моногенеза языка.
Более четко определился статус нейролингвистики,
изучающей на основании лингвистических
данных функции и зоны центральной нервной
системы, связанные в норме и патологии
с языком. На границе Языкознания и психиатрии
находится исследование особенностей
речи при разных видах психических расстройств.
При психоанализе сосредотачивается внимание
на бессознательных речевых ошибках и
на не осознаваемом содержании монолога
пациента, произносимого в присутствии
врача. И.А. Бодуэн де Куртенэ, Э. Сепир,
М. М. Бахтин, Р. О. Якобсон, Э. Бенвенист,
исследуя связь науки о бессознательном
с Языкознанием, отметили, что разные уровни
языка в разной мере «автоматизированы»
и не осознаются говорящими, По мере развития
нейролингвистики ставится вопрос о соотношении
разных частей теории языка с характеристиками
работы соответствующих зон центральной
нервной системы человека. Для понимания
особенностей физиологии человека именно
язык играет особенно важную роль, что
постепенно начинает учитываться и в теоретических
работах по психофизиологии, и в медицинских
(психотерапевтических) приложениях, имеющих
аналогии в народной медицине (заговорные
тексты и тому подобное).
Современные
инструментальные методы экспериментальной
фонетики связаны с применением
различных приборов, главным образом
электроакустических (спектрографы, интонографы
и тому подобное), а также регистрирующие
движения органов речи (артикуляцию).
Фонетика поэтому особенно тесно
связана с физикой и физиологией.
Технические задачи, связанные с увеличением
эффективного использования каналов передачи
речевой информации и с устным общением
с ЭВМ и работами, представляют собой практически
наиболее важные области прикладного
Языкознания, где проводится исследования
речи и вычисление её статических характеристик
методами математической теории информации,
разработанной академиком А. Н. Колмогоровым
и американским математиком К. Шенноном.
Связь Языкознания с теорией информации,
стимул для изучения которой дали технические
приложения Языкознания, вместе с тем
приводит к четкой формулировке существенных
проблем, связанных с характером акта
общения и с социальными функциями языка (Смирницкий
1954: 58с.).
За
свойственным некоторым направлениям
Языкознания первой половины 20 века
сосредоточением только на изучение
языка как «предмета в самом
себе» с середины 20 века следует
сближение Языкознания с физико-математическими
науками, в частности с математикой;
возникает особая область математики
– математическая лингвистика, включающая
математическую формальную (алгебраическую)
теорию грамматик и статистическую
теорию языка (использующую методы математической
статистики, теории вероятностей и
теории информации). Методы математической
логики применяются для формального описания
категорий естественных языков. Языкознание
оказалось той гуманитарной наукой, которая,
не порывая связей с другими науками о
человеке и его культуре, первой решительно
стала использовать не только инструментальные
методы наблюдения (в фонетике) и экспериментальные
приёмы (в психолингвистике), но и систематически
применять математические способы (в том
числе и ЭВМ) для получения и записи своих
выводов. Быстро развивается вычислительная
лингвистика, цель которой – создание
сложных систем обслуживания ЭВМ посредством
языка, делающих возможным прямой разговор
человека с ЭВМ, автоматическую переработку,
запоминание, поиск и вывод информации
в речевой форме и тому подобное (иногда
часть этих задач объединяют термином
«инженерная лингвистика»). Существенная
роль языка и Языкознания для компьютерной
революции (в особенности в связи с появлением
к середины 80-х годов персональных и других
компьютеров, способных вести диалог с
«потребителем» на естественном языке),
что приводит к дальнейшему стимулированию
роста именно тех областей Языкознания,
которые особенно важны для этих новейших
практических приложений. Многие традиционные
области Языкознания существенно изменяют
методику исследования благодаря возможности
использовать в них ЭВМ: становится возможным
построение программ, реконструирующих
разные альтернативные варианты фонологических
и грамматических уровней праязыков, машинное
определение времени разделения родственных
языков методом лексикостатистики, составление
машинных словарей для обширных корпусов
древних письменных текстов и проведение
не ЭВМ вспомогательных работ для дешифровки
древних письменностей, запись в памяти
машины полного грамматического словаря
конкретного языка и тому подобное. Характер
применения этих вычислительных методов
сближает вычислительное Языкознание
с такими науками, как экспериментальная
физика, где проверка определяющих математических
моделей осуществляется путём обработки
на ЭВМ соответственно экспериментального
материала. Описание мира и его фрагментов
в физики и других естественных науках
использует естественный язык; им в какой-то
мере продолжают пользоваться и после
выработки на его основе специально математического
языка; свойства естественного языка сохраняют
своё значение для этих наук и до настоящего
времени. Поэтому необходимость учета
особенностей естественного языка и достижений
Языкознания признаются крупнейшими представителями
физики и других естественных наук (Вендина
2002: 8с.).
Выводы
по первой главе
Будучи
наукой о человеческом языке, языкознание
тесно связано с социальными научными
дисциплинами, которые направлены на изучение
человека и человеческого общества, а
именно:
- с
историей, которая исследует процессы,
связанные с изменением социальных структур
общества и их воздействием на развитие
языка, культуры, литературы, искусства;
- с
философией, связанной с языкознанием
проблемами «сущность языка», «язык и
общество», «язык и сознание», «язык и
культура», «соотношение понятия и значения
в слове» и др.;
- с
антропологией через проблему происхождения
человека и ранних этапов развития его
языка;
- с
археологией при изучении вымерших
языков и определении локализации и миграции
их носителей;
- с
социологией, связанной с языкознанием
такими вопросами, как социальная природа
языка, его общественные функции, и др.;
- с
герменевтикой, наукой занимающейся
изучением текстов, в частности, вопросами
их построения и толкования через проблему
расшифровки и чтения текстов (по большей
части древних);
- с
логикой, исследующей среди прочих вопрос
соотношения языка и мышления.
Языкознание
связано не только с социальными
науками, но и естественными, а именно:
- с
математикой, позволяющей разрабатывать
статистическую теорию языка, вычислять
статистические характеристики речи методами
математической теории информации;
- с
физикой, которая дает возможность решать
технические за-дачи экспериментальной
фонетики;
- с
биологией через проблему эволюции,
реконструкции древнейших феноменов и
их классификации,
- с
медициной, которая на основании лингвистических
данных изучает зоны и функции центральной
нервной системы.
Глава
II. Разделы дисциплины
«Языкознание»
II.
1. Лексикология
Лексикология
(греч. lexikos - относящийся к слову и logos -
учение) - это наука, изучающая слово и
словарный состав языка в целом. Предметом
лексикологии являются следующие вопросы:
- слово с точки
зрения общей теории слова (связь значения
слова с понятием, роль слова в структуре
языка и текста, соотношение слова с единицами
других языковых уровней, критерии его
выделяемости, самостоятельности и тождества
и т.д.);
- структура
словарного состава языка (характер отношений,
существующих между лексическими единицами,
принципы их объединения в различные группы;
стратификация (т.е. расчленение на слои)
словарного состава с точки зрения происхождения,
сферы употребления слов, отношения к
языковой системе в целом и т.д.);
- функционирование
лексических единиц языка, характер сочетаемости
слов с точки зрения совместимости, несовместимости
их понятий; частотность лексических единиц
в тексте и речи, их функции и особенности
употребления и т.д.;
- путь пополнения
и развития словарного состава языка (способы
создания новых слов, формирование новых
значений, использование ресурсов других
языков, формы интеграции заимствованных
слов и т.д.);
- соотношение
лексики и внеязыковой действительности
(в частности, лексики и культуры, закономерности
обозначений реалий внешнего мира лексическими
средствами языка, лингвистические и экстралингвистические
компоненты значения слова и т.д.).