Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2010 в 23:14, контрольная работа
1. Понятие диалектики. Объективная и субъективная диалектика
2. Принципы диалектики. Понятие закона. Виды закона
3. Диалектический и метафизический методы познания.
На современном уровне развития философского знания можно выделить три основных значения понятия «метафизика».
1. Философия как наука о всеобщем, первым прообразом которой и было учение Аристотеля о якобы высших, недоступных органам чувств, лишь умозрительно постигаемых и неизменных началах всего существующего, обязательных для всех наук.
2. Особая философская наука — онтология, учение о бытии как таковом, независимо от его частных видов и в отвлечении от проблем гносеологии и логики.
3. Определенный философский способ мышления (познания), противостоящий диалектическому методу как своему антиподу. Именно об этом аспекте понятия «метафизика» дальше и будет идти речь. ,
Метафизика (как и диалектика) никогда не была чем-то раз навсегда данным, она изменялась, выступала в различных исторических формах (типах), имела различные «лики» (виды). Поэтому если в какой-либо философской системе рассматриваются «метафизические проблемы», надо четко разобраться, о каком аспекте понятия «метафизика» идет речь. Если же имеется в виду антидиалектика (метафизический способ мышления), надо дифференцировать ее формы и виды.
Примерно до середины XIX в. преобладающим методом в философии и науке была главным образом старая метафизика, которая имела дело преимущественно с предметами (и их мысленными отражениями) как с чем-то законченным и неизменным. Глубокий анализ этой формы метафизики дал Ф. Энгельс, который осуществил следующее:
Во-первых,
выявил ее специфику — отрицание
всеобщей связи и развития, «ускользание
связи целого», мышление «сплошными
неопосредованными
Во-вторых, вскрыл объективную основу появления старой метафизики — необходимость объяснения частностей, элементов (сторон) целого, для чего эти стороны должны быть «вырваны» из целого и рассмотрены по отдельности, вне их связи и развития, в «чистом виде». Это и было
важной задачей познания того времени.
В-третьих,
обосновал правомерность и
В-четвертых, установил дату возникновения (XVII в.), «место рождения» (естествознание) и «крестных отцов» (Ф.Бэкона, Дж. Локка) старой метафизики.
В-пятых, вскрыл элементы, зачатки новой метафизики в недрах старой, ибо о том, что природа находится в вечном движении, знали уже в XVII—XVIII вв. Но, будучи в плену тогдашних (старометафизических) представлений, не могли это движение правильно объяснить.
Новая метафизика в отличие от старой не отвергает ни всеобщую связь явлений, ни их развитие — это было бы абсурдно в эпоху громадных достижений .науки и общественной практики. Особенность антидиалектики в новой форме — сосредоточение ее усилий на поисках различных вариантов истолкования, интерпретации развития. Новый метафизик охотно рассуждает об изменении, развитии всего сущего, о великой мировой связи всего со всем. Он даже скажет, что все в мире противоречиво и призовет к гибкости понятий, чтобы выразить развитие вещей и т. д. и т. п. Однако, соглашаясь с принципом развития на словах, сторонник новой метафизики дает на деле такую «хитрую и тонкую» интерпретацию данного принципа, что от него фактически ничего не остается.
Если для диалектики развитие — единство возникновения и уничтожения, взаимопереходы, единство и борьба противоположностей, самодвижение всего сущего по спирали, единство постепенностей и скачков и т. п., то новометафизическая концепция толкует развитие иначе. Оно здесь может пониматься следующим образом.
1.
Как простой, всеобщий и
2.
Как только качественные
3. Как повторение, монотонный процесс, имеющий строго линейную направленность. Здесь развитие трактуется как движение по прямой линии, осуществляющееся в одной плоскости, процесс, «тянущийся в абстрактную бесконечность» (Гегель).
4. Как вечное движение по одному и тому же кругу (а не по спирали) и всегда приводящее к одним и тем же последствиям. Классический пример — теории исторического круговорота (Шпенглер, Тойнби и др.).
5. Как
движение, из которого фактически
изъята его сущность —
6. Как только прогрессивные изменения, т. е. как восхождение от простого к сложному, от низшего к высшему, игнорируя регресс, нисходящие изменения.
Заключая сказанное, отметим, что метафизический метод мышления в обоих своих вариантах (старая и новая метафизика) при всей своей ограниченности оказал серьезное влияние на развитие науки — особенно в период ее возникновения и формирования (XVI—XVIII вв.). В это время преобладающим был процесс дифференциации научного знания и каждая из возникающих наук делала своим предметом отдельные части, фрагменты действительности с целью изучения их качественного своеобразия — механические, химические, физические и другие явления.
Новометафизическая
методологическая концепция, которая
уже не отвергала ни всеобщую связь
явлений, ни их развитие, даже при одностороннем
их (связи и развитие) истолковании, способствовала
выработке всесторонней, глубокой и последовательной
концепции развития (эволюции). Так, даже
односторонне понимая развитие (как только
количественные изменения), английский
геолог Ч. Лайель сделал немало открытий
в этой науке. Также исходя из одностороннего
истолкования развития (но уже как «цепи
сплошных скачков», «катастроф»), французский
естествоиспытатель Ж. Кювье внес большой
вклад в развитие сравнительной анатомии
и палеонтологии.
Литература
Алексеев П. В., ПанинА. В. Теория познания идиалектика. М., 1991.
Алексеев П. В., Панин А. В. Философия. М., 1997. Диалектико-материалистический метод познания. М., 1990.
Кохановский В.П. Философия. Ростов н/Д,2003