Цивилизация и культура

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 10:35, контрольная работа

Описание работы

Накопленный человечеством опыт духовного освоения истории при всем различии мировоззренческих и методологических позиций обнаруживает некоторые общие черты.
Во-первых, история рассматривается как процесс, который развертывается в реальном пространстве и времени. Он протекает в силу определенных причин. Эти причины, где бы их не находить (на земле или на небе), являются факторами, предопределяющими движение истории и ее направленность.

Содержание

1.Формационный и цивилизационный подходы к истории человечества…………………………………………………………………………………4
1.1 Формационный подход………………………………………………………………...5
1.2 Цивилизационный подход……………………………………………………………11
1.3 Специфика и перспективы современной цивилизации……………………………14
2. Тайна человеческого происхождения……………………………………………..16
2.1 Сущность человека. Тело………………………………………………… ..…………19
2.2 Тайны человеческого мозга……………………………………………………………20
2.3 Основные характеристики человека…………………………………….…………….22
Список литературы……….…………………………………………………………….23

Работа содержит 1 файл

Философия.docx

— 59.43 Кб (Скачать)

Для греков Космос представлялся огромным, хорошо организованным телом, а человека они считали микрокосмом, воплощающим  в себе все богатство макрокосма. В христианстве и исламе телесность человека рассматривалась как его  причастность к природе, земле, праху, которого Бог наделил душой, причем духовное начало в человеке – от приобщения к Богу. Телесное и душевное должно быть подчинено духовному, и  в этом видится смысл христианской жизни. Так или иначе, каждая эпоха  или цивилизация по-своему понимала специфику человеческого тела и  соотношение тела и духа.

 

2.2 Тайны человеческого мозга.

 

Эволюция человека как мыслящего  существа, возникновение и развитие сознания, которое отличает нас от животных, отразились в организациях мозга. В его древних слоях  – стволе, который заведует рефлексами и гормонами, а также в лимбовой системе, управляющей аффектами  и эмоциями – господствует бессознательное. Способы обработки информации, накопленный  жизненный опыт, цели и мотивы поведения  – всё это почти целиком  находится на территории бессознательного. Согласно современным представлениям, бессознательное – это сложный  комплекс генетических предрасположенностей, врождённых и приобретённых автоматизмов. Эта глубинная сфера психики  определяет в нас очень многое. Детское бессознательное – ядро планеты Человек. О роли, которую  младенческий опыт играет в становлении  личности, одним из первых заговорил  З.Фрейд. «В этом смысле Фрейд был  почти пророком, – говорит Г.Рот1. – Сегодня эти его идеи подтверждены экспериментально». Лимбическая система может перерабатывать и сохранять эмоциональные переживания уже в материнской утробе. Отпечатки ранних бессознательных впечатлений – ключ к нашей психике, именно они формируют специфические черты личности, делают нас такими, какие мы есть. Возникшая в ходе эволюции кора головного мозга, управляет, сознательным мышлением, здесь базируется наше сознание. Бессознательная память о нашем прошлом опыте, как выражается американский исследователь Джозеф де Ду, «берёт в заложники рациональную часть мозга». Любая мысль, прежде чем оформиться в сознании, проходит обработку в лимбической системе. Там она эмоционально окрашивается и только затем согласуется с разумом. Бессознательное – это недремлющий цензор, который может дать добро или наложить запрет на наши действия.

С раннего детства человека влечёт к новому и неизвестному – это  основа познания и освоения окружающего  мира, а значит и важного свойства человека – обучаемости. За этот процесс  «отвечают» мозговые центры поощрения  и удовольствия. Если мозг ученика  управляется «модусом страха», он находится  под особым влиянием миндалевидного ядра в лимбической системе головного  мозга. «Активность» миндалины направляет мышление только на то, чтобы любыми способами избавиться от источника  страха. Мыслить творчески в таком  режиме невозможно, т.к. мозг начинает придерживаться простейших схем, и  вместе с усваиваемым материалом в память навсегда врезается чувство  досады. «Люди учатся лучше, если учение им в радость», – вот важный вывод, к которому пришёл профессор психиатрии из Ульма М.Шпитцер. Секрет плодотворного  обучения был известен ещё греческому мыслителю Плутарху: «Ум человека – это не сосуд, который нужно  заполнить, а факел, который необходимо зажечь».

Высшим продуктом мозга является мышление, которое не может быть полностью объяснено деятельностью  биологического аппарата, оно связано  не только с эволюцией, но и с общественным развитием человека. Мышлению свойственны  такие процессы, как абстракция, обобщение, анализ и синтез, постановка определенных задач и нахождение путей их решения, выдвижение гипотез  и идей. Результатом процесса мышления является мысль. Обобщение и образование  научных понятий связано с  формулированием общих законов. Способность мышления к опосредованному  отражению действительности выражается в способности человека к акту умозаключения, логического вывода, доказательства. Эта способность  чрезвычайно расширяет возможности  человека. Она позволяет, отталкиваясь от анализа фактов, доступных непосредственному  восприятию, познать то, что недоступно восприятию с помощью органов  чувств. Благодаря этой способности  Галилео «закруглил» Землю, Коперник «выселил» человека из центра Вселенной, Дарвин подорвал веру в его Божественное происхождение, Фрейд объявил бессознательное  господином «Я». А Эйнштейн принёс людям  нечто вроде утешения: да, мы всего  лишь существа маленькой планеты  где-то на обочине Вселенной. Но, несмотря на всё это, человек велик, он способен проникнуть в тайны мироздания благодаря  силе своего мышления.

Нейробиологи и психологи утверждают, что мозг хранит информацию в виде сетевой структуры. Новые знания «встраиваются» в уже сложившуюся  сеть, либо формируют новую «паутину». На современном эволюционном этапе развития мозг воспринимает и обрабатывает части и целое параллельно – в их внутренней взаимосвязи. Он работает с информацией как поисковая машина и как конструктор. Какую конструкцию он сложит – это зависит от индивидуальных интересов и опыта каждого человека.

Новейшие исследования мозга, полагает философ Петер Слотердайк, могут  привести человечество к очередной  радикальной ломке представлений  и изменить мнение о том кто  мы такие.

 

 

2.3 Основные характеристики человека

 

Философы все время сталкивались с невозможностью определения человека, хотя всегда были попытки дать таковое. "Человек разумный" (homo sapiens), "человек  делающий" (homo faber), "человек играющий" (homo ludens), Маркс говорил о человеке как о животном, производящем орудия труда, Гегель - как о млекопитающем  с мягкой мочкой уха (в шутку, конечно), Ницше считал, что человек - это  животное, умеющее обещать и т.д. и т.п.

Видимо, человека нельзя определить однозначно и окончательно, слишком он многогранный, разносторонний в своих мыслях, делах  и свершениях и ни одно из его  многочисленных свойств не является главным и решающим для его  понимания. Определить его можно  только отрицательно, через такие  качества, которые несут в себе отрицание: несводимость, непредопределенность, незаменимость, неповторимость, невыразимость. Эти пять "не" свидетельствуют  не об ограниченности или ущербности человеческой природы, а об ее исключительном характере, особом месте человека среди  других предметов или явлений  окружающего мира.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список  литературы

 

1. В.И. Бурлин “Социальная философия” Ч I. М. 1993г.

2. К. Поппер “Открытое общество и его враги” М. 1992г.

3. А. Тойнби “Постижение истории” М. 1997г.

4. В.И. Карасёв Общество, государство, цивилизация: к теории становления социумов. М.2000г.

  1. В.К. Иноземцев “К теории постэкономической общественной формации” М. 1996г.
  2. Дарвин Ч. Происхождение человека и половой отбор. www.koob.ru.
  3. Воронцов Н. Эрнст Геккель, который был большим дарвинистом, чем сам Дарвин. / Знание-сила, Номер 9/01. Пробуждение памяти, 2003 г.
  4. Хунджуа А. Г. Из истории становления теории эволюции. / Православный образовательный портал «Слово», 2007 г.
  5. Алексеев, В. П. В поисках предков. Антропология и история.-М.:Советская Россия, 1972.- 304 с.
  6. Антропология:Хрестоматия/Авт.-сост.Т. Е. Россолимо, Л. Б. Рыбалов, И.А. Москвина-Тарханова; Акад. пед. и социал. наук, Моск. психол.-социал. ин-т; Акад. пед. и социал. наук; Моск. психол.-социал, ин-т.-М.; Воронеж:Ин-т практ. психологии: МО ДЭК, 1998.-(Библиотека студента).-411 с
  7. Хасанова, Г. Б. Антропология: Учеб. пособие для вузов/ Г. Б. Хасанова.-.:КНОРУС,2004.-231 с.
  8. Ф.Мекснер, «Путешествие первых людей» С.Дуи, Р.Нибо, К.Шатлен, «Бессознательное» Х.Лучак, «Зигмунд Фрейд» М.Линднер.
  9. Журнал «Человек», № 3  1996г., статья «Происхождения современного человека» К.П.Гроувс.



Информация о работе Цивилизация и культура