Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 10:35, контрольная работа
Накопленный человечеством опыт духовного освоения истории при всем различии мировоззренческих и методологических позиций обнаруживает некоторые общие черты.
Во-первых, история рассматривается как процесс, который развертывается в реальном пространстве и времени. Он протекает в силу определенных причин. Эти причины, где бы их не находить (на земле или на небе), являются факторами, предопределяющими движение истории и ее направленность.
1.Формационный и цивилизационный подходы к истории человечества…………………………………………………………………………………4
1.1 Формационный подход………………………………………………………………...5
1.2 Цивилизационный подход……………………………………………………………11
1.3 Специфика и перспективы современной цивилизации……………………………14
2. Тайна человеческого происхождения……………………………………………..16
2.1 Сущность человека. Тело………………………………………………… ..…………19
2.2 Тайны человеческого мозга……………………………………………………………20
2.3 Основные характеристики человека…………………………………….…………….22
Список литературы……….…………………………………………………………….23
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
ПО ФИЛОСОФИИ
Тема: Цивилизация и культура
Выполнил студент 3 курса
Заочного факультета
Челябинск – 2011
Содержание
1.Формационный и цивилизационный подходы
к истории человечества………………………………………………
1.1
Формационный подход……………………………
1.2
Цивилизационный подход……………………
1.3 Специфика и перспективы современной цивилизации……………………………14
2.1 Сущность человека. Тело………………………………………………… ..…………19
2.2 Тайны человеческого мозга……………………………………………………………20
2.3 Основные
характеристики человека…………………………………….…………….
Список литературы……….…………………………………………
1. Формационный и цивилизационный подходы к истории человечества
Накопленный человечеством опыт духовного
освоения истории при всем различии
мировоззренческих и
Во-первых, история рассматривается как процесс, который развертывается в реальном пространстве и времени. Он протекает в силу определенных причин. Эти причины, где бы их не находить (на земле или на небе), являются факторами, предопределяющими движение истории и ее направленность.
Во-вторых, уже на ранних этапах осмысления путей и судеб различных стран и народов, цивилизаций и конкретных национальных обществ возникает проблематика, связанная с тем или иным пониманием единства исторического процесса, уникальности и своеобразия каждого народа, каждой цивилизации. Для одних мыслителей история человечества обладает внутренним единством, для других это проблематично.
В-третьих, во многих учениях история
носит явный или скрытый
В-четвертых, стремление проникнуть в характер движения истории. Здесь также возникла своеобразная дихотомия - линейное или циклическое движение.
В-пятых, история постигается как процесс, имеющий свои стадии (этапы и т.п.) развития. Одни мыслители отталкиваются при этом от аналогии с живым организмом (детство, юность и проч.), другие берут за основу выделения стадий особенности развития каких-либо элементов или сторон бытия людей (религии, культуры или, напротив, орудий труда, собственности и т.п.).
Наконец, история всегда осмысливалась
под сильным влиянием социокультурных
факторов. Первостепенную роль обычно
играла национально-государственная,
социально-классовая и
На основании цивилизационного
подхода выделяется множество концепций,
построенных на разных основаниях,
почему его и называют плюралистическим.
Коренная идея первого подхода - единство
человеческой истории и ее прогресс
в форме стадиального развития. Коренная
идея второго - отрицание единства истории
человечества и его прогрессирующего
развития. По логике этого подхода
существует множество исторических
образований (цивилизаций), слабо или
вообще не связанных друг с другом.
Все эти образования
Перечисленные подходы к истории
существенно различаются по месту
и роли в социальном познании, по
их влиянию на социальную практику.
Наиболее высокие претензии на революционное
изменение мира выказывает марксистское
учение (формационный подход). Это предопределило
широкую оппозицию по отношению
к нему со стороны других подходов
и вылилось в своеобразную дихотомию
- марксистский монизм или западный
плюрализм в понимании истории.
Сегодня эта дихотомия среди
российских ученых (философов, историков
и т.д.) приобрела форму формации
или цивилизации и
1.1 Формационный подход
Учение Маркса об обществе в его
историческом развитии носит название
"материалистическое понимание истории".
Основными понятиями этого
Особо надо остановиться на понятии формации. Оно обозначает у Маркса логически обобщенный тип (форму) организации социально-экономической жизни общества и складывается на основе выделения у различных конкретно-исторических обществ общих черт и признаков, прежде всего в способе производства. Иными словами, это исторически определенный тип общества, представляющий собой особую ступень в его развитии ("...общество, находящееся на определенной ступени исторического развития, общество со своеобразным отличительным характером". Так, капитализм - это машинная индустрия, частная собственность на средства производства, товарное производство, рынок. Под формацией, следовательно, нельзя понимать какое-то эмпирическое общество (английское, французское и проч.) или какое-то совокупное геополитическое сообщество (Запад, Восток). Формация в этом смысле высоко идеализированный, абстрактно-логический объект. Вместе с тем формация - это и реальность, выступающая как общее в социально-экономической организации жизни различных конкретных обществ. Так, современное общество есть в представлении Маркса "капиталистическое общество, которое существует во всех цивилизованных странах, более или менее свободное от примеси средневековья, более или менее видоизмененное особенностями исторического развития каждой страны, более или менее развитое". Маркс в общем и целом остался в рамках глобальных представлений своего времени об истории (как они развиваются, например, в философии Гегеля: мировая история характеризуется непосредственным единством, в ней действуют общие законы, она имеет определенную направленность развития и т.д.). Понятно, что он переосмыслил эти представления на иной методологической (материалистической в данном случае) основе, но в целом, повторим, был и остался сыном своего века. И, естественно, не удержался от соблазна глобального предвидения: за капиталистической формацией последует коммунистическая формация (социализм есть лишь ее начальная стадия). Коммунизм, таким образом, есть высшая цель истории, золотой век человечества. Есть смысл различать марксизм как научную теорию, обращенную к научному сообществу (сообществу ученых, специалистов), и марксизм как идеологическое учение, рассчитанное на массу, на завоевание ее ума и сердца; учение, в котором, в отличие от теории, большой удельный вес занимает вера. В первом случае Маркс выступает как ученый, во втором как страстный идеолог, проповедник. Со временем учение Маркса приобрело широкую популярность. С энергией новоявленной религии оно завоевывало умы и сердца людей в самых разных странах. Но вместе с популярностью нового социального учения стала нарастать и его критика. Она началась еще при жизни Маркса и особенно усилилась на рубеже XIX-XX вв. Свою роль в выявлении ограниченности марксовой концепции истории сыграли работы русских мыслителей М. Бакунина, Н. Михайловского, П. Струве, Н. Бердяева и др. Характерна в этом смысле биография многих выдающихся русских мыслителей серебряного века (того же П. Струве, Н. Бердяева, а также О. Булгакова, С. Франка и др.). Все они были вначале марксистами, но вскоре разочаровались в этом учении и перешли на другие позиции. После революции в России в октябре 1917 г., прошедшей под знаменем марксизма, и особенно после 1945 г., когда марксизм стал официальной идеологией в целом ряде стран, критика учения Маркса стала важнейшим направлением в идеологической борьбе западного мира против стран, взявшихся осуществлять социализм на практике. Длительное время, семьдесят с лишним лет, марксизм был официальной идеологией в нашей стране. Естественно, условия для его критики внутри страны были весьма неблагоприятными. Она стала интенсивно развиваться лишь в последние годы перестройки, с конца 80-х гг. "Бунт" подняли историки. По степени критического настроя в отношении к формационному учению можно условно выделить два основных направления. Представители первого полагают, что основные положения марксистского подхода к истории не выдержали проверки историческим опытом, поэтому его следует заменить новым, в корне отличным подходом. Представители второго - отрицают необходимость такой замены. Марксизм, считают они, сохраняет свое значение как философско-историческая теория, хотя и нуждается в обновлении, настаивают на необходимости различать собственно формационную теорию и формационный редукционизм как ее особую форму. Сущность формационного редукционизма усматривается в сведении всего богатства и многообразия жизни людей к формационным характеристикам, т.е. к способу производства, базису и надстройке, классовой борьбе и т.д.
1. Формационная теория, разработанная
на материале истории Западной
Европы без достаточных
2. Формационная теория в
3. Теория формаций зиждется на
признании одноукладности
4. Формационная теория нацелена
на макросоциологический
5. Формационная теория
Близкую, хотя и менее радикальную, позицию занимает М.А. Барг. В его аргументации есть несколько дополнительных моментов.
1. При формационном подходе
2. При анализе духовной культуры
формационный подход