Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2011 в 10:13, лекция
Любая система знаний имеет свой объект и предмет. Объект - та сфера или область действительности, которую исследует или объясняет, истолковывает данная система знаний. Наиболее существенные, главные для данной системы знаний стороны (аспекты) объекта составляют ее предмет. Учитывая, что различие объекта и предмета относительно (в разных отношениях одно и то же явление может быть либо объектом, либо предметом), в данном случае целесообразно рассматривать их в единстве, как предметное поле философии.
1. Генезис философии
2. Предмет и аспекты философского знания
3. Философия и наука
4. Вопросы для самопроверки
5. Именной указатель
6. Тезаурус
7. Географические места
8. Литература
Развернутую
характеристику предмета философии дал
английский философ Б.Рассел. По
его мнению, сущностными для философского
знания являются следующие проблемы:
"Разделен ли мир на дух и материю, а если да, то что такое дух и что такое материя?
Подчинен ли дух материи, или он обладает независимыми способностями?
Имеет ли Вселенная какое-либо единство или цель?
Развивается ли Вселенная по направлению к некоторой цели?
Действительно ли существуют законы природы, или мы просто верим в них благодаря лишь присущей нам склонности к порядку?
Является ли человек тем, чем он кажется астроному, - крошечным комочком смеси углерода и воды, бессильно копошащимся на маленькой и второстепенной планете?
Или же человек является тем, чем он представляется Гамлету?
А может быть, он является и тем и другим одновременно?
Существует ли возвышенный и низменный образ жизни, или же все образы жизни являются только тщетой?
Если же существует образ жизни, который является возвышенным, то в чем он состоит и как мы его можем достичь?
Нужно ли
добру быть вечным, чтобы заслуживать
высокой оценки, или же к добру нужно стремиться,
даже если Вселенная неотвратимо движется
к гибели?.. Исследовать эти вопросы, если
не ответить на них, - дело философии"[5].
И у Канта,
и у Рассела в принципе речь идет
об одном и том же, что и составляет предмет
философии - наиболее общие принципы взаимосвязи
(взаимодействия) субъекта и объекта, человека
и мира, "микрокосмоса" и "макрокосмоса",
как говорили древние греки.
3. Философия
и наука
Генетическая
и в определенной степени содержательная
связь мифологии, религии и философии
с необходимостью ставит проблему их соотношения
с наукой. И если касательно мифологии
и религии установилось достаточно прочное
единство мнений о том, что эти системы
знаний являются донаучными и вненаучными,
то в отношении философии такого единства
на сегодняшний день нет[6].
Существуют, по
крайней мере, три точки зрения на соотношение
философии и науки.
Первая исходит из утверждения, что философия - это система научных знаний. Этот взгляд берет свое начало от Аристотеля и рассматривает философию как "науку о всеобщих законах развития природы, общества и мышления"[7]. Крайним выражением этой позиции является утверждение Г.В.Ф.Гегеля о том, что философия - "наука наук". Аргументы, приводимые в защиту этой позиции, следующие:
Эта точка зрения
и приводимые в ее защиту аргументы вполне
правомерно порождают вопросы: если философия
- предельно общее знание, то это - мировоззрение,
а мировоззрение не является наукой; наличие
у философии своего категориального аппарата
и устойчивых связей (законов) еще не свидетельствует
о научности системы знаний. Скажем, свои
категории имела алхимия (теплород, философский
камень и т.д.), имеют их уфология, магия,
которые по общему признанию не являются
науками.
Вторая точка зрения заключается в доказательстве того, что философия не является наукой. Основные аргументы сторонников этой позиции таковы. Выводы философии всегда гипотетичны, а в науке должна быть точность, определенность и однозначность. Философия субъективна по определению - в ней сколько философов, столько и философий. Кроме того, философские знания всегда содержат в себе оценку, которая не может быть объективной, следовательно, и сами знания становятся субъективными. Полученные философией данные нельзя подтвердить опытом (верифицировать), равно как невозможно их и опровергнуть (фальсифицировать) в силу их неконкретности, абстрактности. Философия оперирует ненаучным языком, категории философии неопределенны, многозначны, разные философы в одно и то же понятие вкладывают различный смысл (например, многозначно трактуются понятия материи, души, человека, мира, познания и т.д.). Философия не является наукой в силу того, что в ее предмет входит культура.
На основе этих аргументов делается вывод о том, что философия - это не наука, а мировоззрение, модернизированный миф или своеобразная религия. Философия уравнивается с паранаучными системами знаний - астрологией, парапсихологией, уфологией и др. С такой позиции выступали и выступают прежде всего представители "логического позитивизма". Так, М.Шлик и Р.Карнап считали, что философия не является наукой потому, что она никогда не имела своего предмета. Ее история, по их мнению, - это история погони за миражами, попыток разрешать псевдопроблемы. Сегодня их последователи утверждают, что "наиболее близкой к науке оказывается философия. Однако в целом она, несомненно, не является наукой"[8].
И эта точка
зрения представляется недостаточно убедительной.
Гипотетичность существует и в точных
науках (теория вероятностей в математике,
например); наличие множества точек зрения
некоторые представители постпозитивизма,
наоборот, считают одним из основных признаков
научности системы знаний. Более того,
П.Фейерабенд в своей концепции "философского
анархизма" выдвинул принцип "пролиферации"
(размножения знаний, выдвижения альтернативных
точек зрения на проблему) как необходимое
условие развития науки; категориальный
аппарат и в естествознании далек от совершенства.
Вспомним, что "атом" переводится
как "неделимый", а мы называем атомом
делимую частицу.
Наконец, третья точка зрения основывается на утверждении, что философия и наука как две самостоятельные системы знаний взаимопереплетаются, взаимопроникают друг в друга, неразрывно связаны между собой. Поэтому, с одной стороны, их противопоставление условно, а с другой - философия, одновременно является и научной, и ненаучной системой знаний.
При обосновании этой точки зрения приводятся разные аргументы.
Так, марксистско-ленинская
философия длительное время утверждала,
что только К.Маркс, Ф.Энгельс и В.
Присутствие в этой аргументации идеологических мотивов очевидно, а потому она не может быть достаточно убедительной в силу своей субъективности.
Второй пример
аргументирования этой позиции - разделение
систем знаний на науки о природе и науки
о духе, человеке, обществе. Так, родоначальники
герменевтики Ф.Шлейермахер и В
И эта аргументация,
на наш взгляд, неубедительна. Ибо и естественные
науки разрабатываются людьми и уже в
силу лишь этого несут на себе груз субъективности
(конечно, в меньшей мере, чем общественные
науки).
Имеются и иные обоснования взаимосвязи философии и науки. Например, доказывается подвижность этой взаимосвязи по мере развития цивилизации. Скажем, взаимосвязь философии и науки в Средневековье и в XX в. была различной; обосновывается наличие в любой системе знаний двух аспектов - научного (гносеологического) и ценностного (аксиологического), которые не являются взаимоисключающими, и др.
Думается, что в этом споре о научности философии, наиболее взвешенную позицию занимают представители штарнбергской научной школы, которые признают влияние на науку социальных целей и потребностей, не отрицают в ней наличие субъективных моментов и тем самым снимают в этом аспекте противопоставление философии и науки.
В русле современного понимания сущности и особенностей философии можно утверждать, что философия - это научное мировоззрение. Или, другими словами, с одной стороны, это наука мировоззренческого, предельно общего, уровня, а с другой - это мировоззрение, основывающееся на рациональном, научном знании.
В обоснование
этой позиции еще раз обратимся к структуре
мировоззрения. Как уже отмечалось, мировоззрение
- это совокупность и система знаний, взглядов,
принципов, оценок, определяющих самое
общее видение, понимание мира и места
в нем человека, формирующих жизненные
позиции, программы и ориентиры поведения
людей.
В структуре
мировоззрения выделяются два основных
уровня - обыденный и теоретический. О
Теоретический
уровень мировоззрения включает научные
знания о естественной, социальной и духовной
картинах мира. В этом отношении философия
выступает обобщением знаний о мире, в
силу чего приобретает черты науки и составляет
ядро мировоззрения как системы знаний
о мире в целом.
Такое положение
философии вовсе не означает, что философские
знания напрочь рационализированы и сродни
сухой математике. Философские знания
всегда интенциональны (
Таким образом, философия как теоретическое знание выделилась из мифологии в середине I тыс. до н.э. Являясь многоаспектным знанием о наиболее общих проблемах бытия, она является рационализированным мировоззрением, духовной ценностью, способом освоения действительности, элементом мировой культуры. Философия не претендует на то, чтобы быть "наукой наук", как считал Г.В.Ф.Гегель, но в то же время она является предельно широким знанием и в этом качестве способна вооружить другие науки исходными принципами, наиболее общими методами познания и преобразования действительности. Это позволяет рассматривать философию не только как элемент мировоззрения, но и как всеобщую методологию.
***
ВОПРОСЫ ДЛЯ
САМОПРОВЕРКИ
ИМЕННОЙ УКАЗАТЕЛЬ
Аристотель