Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2011 в 10:13, лекция
Любая система знаний имеет свой объект и предмет. Объект - та сфера или область действительности, которую исследует или объясняет, истолковывает данная система знаний. Наиболее существенные, главные для данной системы знаний стороны (аспекты) объекта составляют ее предмет. Учитывая, что различие объекта и предмета относительно (в разных отношениях одно и то же явление может быть либо объектом, либо предметом), в данном случае целесообразно рассматривать их в единстве, как предметное поле философии.
1. Генезис философии
2. Предмет и аспекты философского знания
3. Философия и наука
4. Вопросы для самопроверки
5. Именной указатель
6. Тезаурус
7. Географические места
8. Литература
В-четвертых, философские
знания основываются на сомнении, критическом
отношении к очевидным и устоявшимся знаниям,
событиям, фактам, на переосмыслении предыдущих
знаний. "Познай самого себя",
"Подвергай все сомнению", "Ниспровергай
авторитеты" - вот лозунги философского
знания.
Философия как
самостоятельная система знаний появляется
примерно в одно время (VI-V вв. до н.э.) у
разных народов и в разных странах - в Индии,
Китае, Египте, Греции, Персии, Вавилоне.
Первоначально философские системы разных
стран существенно отличались друг от
друга. Так, восточная философия рассматривала
преимущественно гуманистические проблемы; египетская философия
большое внимание уделяла исследованию
здоровья; греческая - поиску первоначала
и проблемам познания. Постепенно проблематика
философии унифицировалась, что, разумеется,
не влекло за собой единство взглядов
на одни и те же проблемы, но позволило
очертить объект и предмет этой системы
знаний, ее предметное поле.
2. Предмет и
аспекты философского знания
Любая система знаний имеет свой объект и предмет. Объект - та сфера или область действительности, которую исследует или объясняет, истолковывает данная система знаний. Наиболее существенные, главные для данной системы знаний стороны (аспекты) объекта составляют ее предмет. Учитывая, что различие объекта и предмета относительно (в разных отношениях одно и то же явление может быть либо объектом, либо предметом), в данном случае целесообразно рассматривать их в единстве, как предметное поле философии.
В контексте интересующей нас проблемы можно сказать, что определить предметное поле философии - это значит установить, что она изучает. Как известно, изначально философия изучала все, она была мудростью как таковой, знанием о природе, обществе и человеке.
Сегодня, несмотря
на то затухающую, то усиливающуюся дискуссию
о предмете и сущности философского знания,
наибольшее распространение имеет точка
зрения, что ее предмет синтетичен. Это
объясняется тем, что философские знания
многоаспектны, что и предопределяет синтетичность
предмета этой системы знаний.
Действительно,
для синтетичных знаний "однозначно"
определить предмет весьма затруднительно.
Наиболее часто встречающиесяся трактовки
философии рассматривают ее как:
По-видимому,
в каждой точке зрения есть рациональное
зерно, по поводу каждой из них можно спорить,
но бесспорно то, что философия действительно
многоаспектное знание. Эта многоаспектность
обусловлена многообразием различных
сторон знания об общем, что подтверждается
и усиливается внутренним делением, наличием
множества "субфилософий" внутри
"общей" философии.
Так, по месту
возникновения философских учений различают индийскую, китайскую
По авторам,
создавшим оригинальные философские учения,
можно назвать философии Пифагора, Конфуция,
В зависимости
от исторического времени различают философию
эпохи рабовладения (до V в.), Средневековья (V-XV
вв.), Возрождения (XV-XVI вв.), Нового времени (XVII-
По широте распространения
и доступности философию делят на доступную
всем, предназначенную для широких слоев,
и доступную лишь "избранным", "посвященным".
По тематике
философию можно разделить (весьма условно)
на классическую (основания ее содержания
заложены в античности, включают проблемы
первоосновы мира, его познаваемости,
изменчивости, роли разума в освоении
мира человеком, смысл жизни человека,
его ценности и т.д.) и неклассическую,
рассматривающую другие, очень важные,
но рядоположенные с классическими вопросы
- роль подсознательного в жизни человека,
степень научности философии и др.
По исходным
установкам устройства мира различают
монистическую философию, утверждающую,
что первоосновой мира выступает какое-либо
единое начало (monos - один) - материя, Бог,
дух, идея, Логос; дуалистическую, которая
в основу мирового устройства кладет два
(dualis - двойственный) начала, как правило,
природу и Бога, материальное и духовное;
и плюралистическую (pluralis - множественный),
которая рассматривает мир как образование,
в основе которого лежит множество факторов.
По подходу к
первоосновам мира, т.е. выяснению того,
что является первичным, философия делится
на материалистическую и идеали
Материализм -
это философский взгляд на мир, утверждающий,
что в основе всего сущего лежит материя.
Первоначально под материей понималось
первовещество (вода, воздух); в последующем
- природа, физический мир или его свойства
(протяженность); в наши дни под материей
понимается все, что противостоит сознанию,
духовному, идеальному.
Идеализм -
философский взгляд на мир, который кладет
в основу сущего идеальное начало - Бога,
Логос, Мировой разум, Идею. Они либо существуют
независимо от человека (объективный идеализм),
либо выводятся из разума самого человека
или его ощущений (субъективный идеализм).
Существуют и промежуточные формы решения
этой проблемы - пантеизм, где первоосновой
считается Бог, "всеприсутствующий"
или отождествляющийся с природой; деизм,
где признается создание природы Богом,
но утверждается, что после ее сотворения
природа уже существует без божественного
вмешательства.
Учитывая значимость
для философской позиции любого автора
проблемы первоосновы мира, Ф.Энгельс
назвал вопрос о соотношении материи и
сознания, духа и природы "основным
вопросом философии".
С точки зрения
познаваемости мира философские системы
имеют несколько классификаций. Философские
концепции, признающие познаваемость
мира, условно называют когнитивистскими.
Другие, полностью либо частично отвергающие
возможность познания мира и считающие,
что человек не в состоянии познать окружающую
действительность и самого себя, именуются агностицизмом.
Типологизация
когнитивистских подходов продолжается
при рассмотрении средств и способов познания.
Так, по ведущим средствам познания различают:
а) эмпиризм, который утверждает, что только опыт, эмпирические знания являются истинными и позволяют правильно познать мир;
б) сенсуализм, в качестве ведущего средства познания рассматривающий чувства, ощущения;
в) рационализм, считающий, что опыт и чувства не могут дать достоверного знания, лишь разум позволяет достоверно познать мир, постичь истину;
г) иррационализм,
отвергающий и опыт, и чувства, и разум
и отводящий ведущее место в познании
внерациональному - интуиции, вере, инстинктам,
озарению и т.п.
По способу познания
выделяют:
а) диалектическую философию, утверждающую, что мир находится в постоянном изменении, развитии, а все его элементы, компоненты, процессы и явления взаимосвязаны между собою;
б) метафизическую философию, которая рассматривает мир в статике, а его фрагменты как изолированные друг от друга и абсолютизирует их;
в) феноменологическую философи
г) герменевтическую философию
как теорию интерпретации мира, событий
и явлений при помощи "пред-мнения",
"пред-понимания", "вчувствования".
Существуют
и другие основания классификации и типологизации
философских систем. Конечно, редко какая
разновидность философского знания существует
в рафинированно чистом виде. Элементы
каждой из них присутствуют во многих
других. Скажем,иррационалистическая фи
Кроме того,
существует и предметное внутреннее деление
философского знания. По этому основанию
в современной философии выделяют следующие
разделы:
а) история философии - учение о возникновении, становлении и развитии философского знания как мудрости;
б) онтология - учение о бытии, его наиболее общих свойствах, способах и формах существования;
в) гносеология - учение о познании, познавательной деятельности, чувственном и рациональном уровнях познания;
г) эпистемология - учение о логическом уровне познания, теоретическом мышлении, истине и путях ее постижения;
д) социальная философия - учение об обществе, его сущностных характеристиках и закономерностях развития;
е) философская антропология - учение о человеке, его предназначении, о смысле жизни и способах достойного ее обеспечения;
ж) философская
аксиология - учение о ценностях, т.е.
о том, что имеет значение для человека,
об экзистенциалах человеческого бытия.
Существует
также ряд философских дисциплин, которые,
возникнув в лоне философии, обрели статус
самостоятельных, не перестав тем не менее
быть философскими. К таким дисциплинам
относятся:
Этика - учение о морали, о добре и зле, всеобщих принципах совместной жизни людей.
Эстетика - наука о прекрасном и безобразном, проявляющихся в жизнедеятельности людей, их отношениях к природе и между собой.
Логика - наука о правильном мышлении, его законах и принципах, о формах рационального познания.
Философия права - теория, раскрывающая наиболее общие принципы бытия правовой реальности, взаимосвязи "системного мира" и повседневной реальности личности.
Философия политики - знание о наиболее общих основаниях и возможностях политики в различных ее проявлениях, их причинах и следствиях, связях между собой и другими общественными явлениями и процессами.
Философия науки - теория возникновения и закономерностей функционирования и развития науки и научного знания.
Философия религии исследует веру как социальный феномен, ее роль и функции в обществе.
В этом ряду
находятся также философия культуры, философия
истории и т.д.
Процесс предметной
детализации философского знания происходит
постоянно. Уже сегодня претендуют на
относительную самостоятельность наиболее
общие проблемы различных сторон общественной
жизни, состояний самого общества и т.д.
Например, в стадии становления находятся
"вайоленсология" как философия
насилия; "полемология" - философия
войны; "паксология" - философия
мира и др.
Таким образом, философия
- это синтетическое знание, охватывающее
наиболее общие вопросы природного, социального
и человеческого бытия. Естественно, что
такая синтетичность затрудняет универсальное
определение предмета этой системы знаний.
По мнению многих
философов, наиболее удачно предметное
поле философии сформулировал И.Кант в
своих знаменитых четырех вопросах:
"Что я могу знать?
Что я должен делать?
На что я смею надеяться?
Что есть
человек?"[4].
В этих вопросах
Кант формулирует предмет философии как
проблемы познания, рассматриваемые в
контексте долженствования, веры, взаимоотношения
мира и человека.
В таком понимании
предмета философии фиксируются две взаимодействующие
стороны - субъект (человек) и объект (мир).
И это очень важно, ибо философия в данном
случае характеризуется как гуманистическое,
человеческое знание, рожденное человеком
и предназначенное для человека. Человек
- основа и ядро философии, он - предельная
ценность, все иные знания, независимо
от их характеристик, рассматриваются
через призму человека как меры всех вещей
и предназначены для человека.