Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2011 в 10:13, лекция
Любая система знаний имеет свой объект и предмет. Объект - та сфера или область действительности, которую исследует или объясняет, истолковывает данная система знаний. Наиболее существенные, главные для данной системы знаний стороны (аспекты) объекта составляют ее предмет. Учитывая, что различие объекта и предмета относительно (в разных отношениях одно и то же явление может быть либо объектом, либо предметом), в данном случае целесообразно рассматривать их в единстве, как предметное поле философии.
1. Генезис философии
2. Предмет и аспекты философского знания
3. Философия и наука
4. Вопросы для самопроверки
5. Именной указатель
6. Тезаурус
7. Географические места
8. Литература
ЛЕКЦИЯ 1.
ЧТО ТАКОЕ
ФИЛОСОФИЯ
СОДЕРЖАНИЕ:
***
1. Генезис философии
Диоген Лаэртский[1], собиратель различных сведений о философах античности, рассказывает такую историю.
Однажды Пифагор,
будучи уже известным мудрецом, нанес
визит царю Пелопоннеса Леонтию.
Во время беседы последний спросил Пифагора:
"Какое твоё занятие?" Мудрец ответил,
что у него нет занятия, он - философ. Леонтий не
знал значения этого слова и попросил
объяснить. Пифагор ответил, что
как на Олимпийские игры одни идут, чтобы
обрести славу, другие - для получения
барышей, и только немногие - для удовольствия,
так и в мир люди являются с разными интересами
и целями. Одни - для накопления богатства,
другие - для получения наслаждений и только
некоторые, избранные - для поиска истины
и изучения природы. Вот эти последние
и именуются философами, т.е. любителями
(phileo - любить) мудрости (sophia - мудрость).
Философ - это
мудрец, располагающий знанием о мире
во всех его проявлениях и на всех уровнях
(макрокосмосе), в том числе о человеке
(микрокосмосе) как частице, элементе космоса.
Независимо от рода занятий и сферы применения
в античной Греции все знания были едиными,
нерасчлененными, синкретичными. Поэтому
не случайно философами назывались (и
фактически ими являлись) и медик Гиппократ,
и математик Пифагор, и физик Архимед.
По мере развития
знаний, с одной стороны, происходит уточнение
содержания понятия "мудрость". Все
были едины в том, что мудрость - это знание.
Но знание о чем? Пифагор под мудростью
подразумевал поиск истины; софисты -
умение доказывать то, что нужно в данный
момент, безотносительно к истине; Платон -
открытие "вечных истин"; Аристотель -
постижение всеобщего, знание первоначал,
причин и целей. С другой стороны, наращивание
знаний человека о мире приводит к "отпочкованию"
от философии как всеобщей мудрости различных
отраслей знания. Самостоятельной жизнью
начинают жить математика, астрономия,
медицина и другие системы знаний о мире
и человеке. Наконец, и в самом философском
знании происходит своя, философская "специализация".
Начало ей положил Аристотель,
разделивший философские знания на метафизику,
логику, этику, физику и другие составляющие.
Но дело, конечно,
не в названии системы знания - мудрость,
философия, метафизика. Более значимыми
являются вопросы о том, что это за знания,
чем они отличаются от других знаний, откуда
они появились?
Чтобы ответить
на эти вопросы, необходимо обратиться
к природе и сущностным характеристикам
человека, поскольку философия - человеческое
"изобретение", до и вне человека
не существует. Как известно, главное отличие
последнего от других живых существ - наличие
сознания, рациональная и системная рационально-эмициональная,
а не инстинктивная деятельность и, следовательно,
осмысленное освоение действительности.
Но для адекватной деятельности в этой
действительности необходима некая система
знаний о мире как целостности, о его общем
устройстве.
Исходной для
человеческого общества системой общих
знаний о мире была мифология. Мифология -
способ понимания и освоения природной
и социальной действительности на ранних
стадиях общественного развития. Мифологическому
сознанию архаического общества свойственны
нерасчлененность мышления и эмоционально,
аффективно воспринимаемой среды, очеловечивание
природы, одушевление космоса и вместе
с тем разграничение раннего (сакрального)
героического прошлого и текущего (профанного)
настоящего. Миф выступает как способ
отражения мира в сознании человека, характеризующийся
чувственно-образными представлениями
об окружающем мире. В этом смысле он включает
в себя совокупность сведений, предани
Конечно, с позиций
современного знания эти объяснения были
наивными, основывались на сведениях,
которыми располагал древний человек.
Но многое он попросту не мог объяснить.
В этих случаях архаический человек прибегал
к помощи воображения, фантазии, однако
же основанных на том, что знал, что было
известно древнему человеку. Так, процесс
возникновения чего-либо он понимал как
рождение; в мифах все - земля, небо, солнце,
луна - порождены кем-то. В греческой мифологии
молнии рассматривались как стрелы разгневанного Зевса.
И тем не менее
не все так просто. Как полагает А.Ф.Лосев,
традиционный миф - не идеальное понятие,
не идея, это сама жизнь. Для мифического
субъекта это есть подлинная жизнь со
всеми ее надеждами и страхами, ожиданиями
и отчаяниями, со всей ее реальной повседневностью
и личной заинтересованностью. Миф всегд
Таким образом,
самые первые представления о мире существовали
как мироощущение, формируемое мифом.
Но в то же время эти представления, знания
о мире не были однородными. С одной стороны,
миф включал фантазии, верования в богов
и героев, а с другой - эмпирические знания,
обобщения многолетних наблюдений, здравый
смысл. Последние и представляли собой
то, что А.Н.Чанышев назвал "предфилософией",
т.е. предпосылкой, основанием для философии
как развитого теоретического знания
и мировоззрения, основанного на этом
знании.
Некоторые авторы
к "предфилософии" относят религию,
рассматривая ее как предшественницу
мифологии, другие выводят философию из
зачатков науки. Так, еще Аристотель утверждал,
что философия появляется на основе «эпистемы» -
знаний, выходящих за рамки чувств, навыков
и опыта. И такое утверждение небезосновательно, прежде
всего, вот в каком отношении. Известно,
что первым идеализированным объектом
в истории культуры человека было число.
А по мнению Платона, именно число
и счет учат человека размышлять не чувственно,
а рационально. В этом смысле, учитывая,
что число и счет появились до философии,
можно предполагать, что донаучные, эмпирические
знания в области исчисления, здоровья
человека, природных свойств предметов
явились не только зачатками науки, но
и теоретическими предпосылками возникновения
философии.
По мере совершенствования
понятийного мышления происходит и рационализация
мифа, в нем все дальше друг от друга
"отходят" знания, основанные, с одной
стороны, на опыте, с другой - на вере в
сверхъестественное. В результате из мифологии выделяются
и обретают статус самостоятельных две
системы знаний. Та часть мифологии,
которая рассматривала проблемы первоосновы
мира, его природы, устройства, взаимосвязи
с человеком, стала "праматерью" философии.
А та часть мифологии, которая обращалась
к проблемам постижения действительности
через веру, стала основой для теологии как
учения о религии.
В этом качестве
философия выступает как способ решения
мировоззренческих проблем при помощи
разума, рационального мышления, интеллекта.
Однако генетическая связь мифологии,
религии и философии продолжается и в
функциональной связи этих систем знаний.
Все они выступают как способы освоения
мира как целостности, рассматривают наиболее
общие проблемы происхождения и устройства
мира, взаимоотношений мира и человека,
роли человека и смысла его жизни, т.е.
являются средствами формирования и одновременно формами
Мировоззрение можно определить как совокупность взглядов, оценок, принципов, лежащих в основе общих представлений о мире, месте человека в нем, жизненных позициях, программах и нормах поведения людей. Оно включает следующие основные компоненты:
Основными уровнями
мировоззрения принято считать: а) мироощущение,
б) мировосприятие, в) миропредставление,
г) миропонимание (
В каждом конкретном
обществе существуют различные формы
мировоззрения, но ведущей является
та из них, которая дает обществу наиболее
значимые для него нормы, идеалы, ценности,
стандарты поведения, обеспечивая тем
самым духовные основы жизнедеятельности
людей. Ведущими формами мировоззрения
являются[2]:
Мифологическое -
основано на мифе, в котором обозначены
закономерности, образцы поведения, правила,
соответствующие сакральному порядку.
Все происходящие события осмысливаются
через сакральное, последнее же подкрепляется
табу, обычаем или ритуалом. Мифологическое
мировоззрение нацелено на защиту сообщества
людей от внутренних и внешних угроз. Включает
множество запретов, предписаний, табу
для типичных ситуаций. Предполагает принцип
единства мира и включенность человека
в это единство.
В основе религиозного мировоззре
Идеологическое мировоззрение
основывается прежде всего на политических
интересах; противостоянии другим взглядам
на мир; стремлении добиться победы над
идеологическим противником. В основе
выбора образа действия, поступка и его
оценки часто лежит партийность как требование
какого-либо политического сообщества,
нередко воинственность. Вместе с тем
для этого мировоззрения характерен рост
внимания к научным знаниям. Религиозное
служение замещается концепцией экономического
роста.
Философское мировоззрение
формируется философией как системой
знаний об общем. Что же составляет специфику
философии по сравнению с наукой?
Во-первых,
философия формирует у человека не мироощущение,
не мировосприятие и не миропредставление,
а миропонимание, которое основывается
не только на чувствах, образах и здравом
смысле, но прежде всего на рационально-теоретическом
знании. В этом смысле можно утверждать,
что философское мировоззрение есть
теоретическое мировоззрение.
Из этого вовсе
не следует, что мироощущение ущербно,
неполноценно. Наоборот, мироощущение богаче
Во-вторых, философия
- "субстанциональная" система знаний.
Это означает, что она объясняет мир и
человека не только генетически, т.е. через
происхождение, через определение того,
что есть причина и следствие (или кто
кого породил, что принципиально важно
для мифологии и религии), но и через субстанцию
- единое начало, первоначало, первооснову.
В-третьих, философия
- это "процессуальное" знание,
знание-процесс, постоянно меняющееся,
уточняющееся, рождающееся в столкновении
различных точек зрения, не имеющее своей
завершенности, конечности. Как справедливо
отмечает В.В.Миронов, "не овладение
истиной, а поиск ее - вот цель философии"[3].