Человек в античной философии

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2010 в 16:33, реферат

Описание работы

Следующий шаг в философском постижении человека сделал Аристотель. У него этика и политика образуют единый комплекс "философии о человеческом", занимающейся изучением практической деятельности и поведения человека. Важнейшее достижение Аристотеля в философском понимании человека связано с обоснованием его социальных характеристик. Знаменитой стала фраза античного мыслителя: "Человек есть общественное животное." Человек - такое живое существо, которое предназначено для жизни в государстве. Он способен направлять свой ум как на доброе, так и на злое; он живет в обществе и управляется законами.

Содержание

Введение.


1.Софисты: человек- мера всех вещей.


2.Сократ : индивидуальное и надындивидуальное в сознании.


3.Этический рационализм Сократа: знание есть основа добродетели.


4.Проблема души и тела у Платона.


5.Платонова теория государства.


6.Учение Аристотеля о душе и теле.


7.Этика стоиков: позднеантичный идеал мудреца.


8.Этика Эпикура: физический и социальный атомизм.


Заключение.


Список литературы

Работа содержит 1 файл

Человек в античной философии.docx

— 47.92 Кб (Скачать)

 Таким образом Аристотель открыл новую эпоху в понимании души как предмет психологического знания. Не физические тела и не бестелесные идеи стали для него источником этого знания, но организм где телесное и духовное образуют нераздельную целостность.

 Добродетели — это приобретаемые качества, среди них наиважнейшие — мудрость, рассудительность, мужество, щедрость, великодушие. Гармоничным сочетанием всех добродетелей является справедливость. Добродетелям можно и нужно научиться. Они выступают серединой, компромиссом благоразумного Человека: "ничего слишком...". Великодушие есть середина между тщеславием и малодушием, мужество — середина между безрассудной отвагой и трусостью, щедрость — середина между расточительством и скупостью. Этику в целом Аристотель определяет как практическую философию. 

 7.Этика  стоиков: позднеантичный  идеал мудреца. 

 Учение стоиков принято разделять на три части: логику, физику и этику.

 Главная идея стоической этики — телеологически и каузально предустановленный ход мировых событий. Цель человека заключается в том, чтобы жить «в согласии с природой». Это единственный способ достижения гармонии. Все вещи стоики делят на благо, зло, безразличие. Если прежние этические учения видели главное средство нравственного совершенствования индивида в его включенности в общественное целое, то теперь, напротив, философы считают условием добродетельной и счастливой жизни освобождение человека от власти внешнего мира, и прежде всего - от политически-социальной сферы. Такова уже в значительной мере установка школы стоиков, а особенно эпикурейцев. К стоикам в Греции принадлежали Зенон из Китиона (ок.333 - ок.262 до н. э), Панетий Родосский (II в. до н. э), Посидоний (конец II - I в. до н. э) и другие. Большую популярность школа стоиков получила в Древнем Риме, где самыми выдающимися ее представителями были Сенека (ок.4 до н.э. - 65 н. э), его ученик Эпиктет (ок.50 - ок.140) и император Марк Аврелий (121-180).

 Философия для стоиков - не просто наука, но прежде всего жизненный путь, жизненная  мудрость. Только философия в состоянии  научить человека сохранять самообладание  и достоинство в трудной ситуации, сложившейся в эпоху эллинизма, особенно в поздней Римской империи, где разложение нравов в первые века новой эры достигло высшей точки. Сенека, в частности, был современником Нерона, одного из самых развращенных и кровавых римских императоров.

 Ему надо вновь встретиться с Природой, с Богом, с самим собой. А встретиться  с Богом — значит научиться  видеть во всем проявление Божественного  Промысла.

 Следует помнить, что многие вещи в мире не зависят от человека, однако он может  изменить свое отношение к ним.

  
Основными задачами стоической философии  были:

  • Воспитание внутренне свободного человека, не зависящего от внешних обстоятельств.
  • Воспитание внутренне сильного человека, способного выстоять в хаосе окружающего мира.
  • Пробуждение в человеке голоса Совести.
  • Воспитание веротерпимости и любви к людям.
  • Воспитание чувства юмора.
  • Умение применять все это на практике.
 

 Свободу от власти внешнего мира над человеком  стоики считают достоинством мудреца; сила его в том, что он не раб  собственных страстей. Мудрец не может  стремиться к чувственным удовольствиям. Настоящий мудрец, согласно стоикам, не боится даже смерти; именно от стоиков  идет понимание философии как  науки умирать. Здесь образцом для  стоиков был Сократ. Однако сходство стоиков с Сократом лишь в том, что они строят свою этику на знании. Но в отличие от Сократа, они ищут добродетели не ради счастья, а ради покоя и безмятежности, безразличия  ко всему внешнему. Это безразличие  они называют апатией (бесстрастием). Бесстрастие - вот их этический идеал. Настроение стоиков - пессимистическое; такое настроение хорошо передано А.С. Пушкиным:

 На  свете счастья нет, но есть покой  и воля.

 Достигнуть  внутреннего покоя и бесстрастия - значит научиться полностью владеть собой, определять свои поступки не обстоятельствами, а только разумом. Требования разума непреложны, ибо находятся в соответствии с природой. Под последней стоики понимают как внешнюю природу, так и природу самого человека. Природа для стоика - это рок, или судьба: примирись с роком, не сопротивляйся ему - вот одна из заповедей Сенеки. 
 

 8.Этика  Эпикура: физический  и социальный атомизм. 

 Преимущественное значение Эпикур уделял этике и воспитанию человека. Эпикур стремился дать практическое руководство для жизни (этику); этому служила физика (натурфилософия), а последней — логика. Учение Эпикура о природе, по сути дела,демокритическое учение: бесконечно число и разнообразие спонтанно развивающихся миров, представляющих собой результат столкновения и разъединения атомов, помимо которых не существует ничего, кроме пустого пространства.

 Полный  отказ от социального активизма в этике мы встречаем у материалиста Эпикура (341-270 до н. э), учение которого получило широкую популярность и в Римской империи; наиболее известным из римских эпикурейцев был Лукреций Кар (ок.99-55 до н. э).

 Отдельный человек, а не общественное целое - вот  отправной пункт эпикуровской этики. Тем самым Эпикур пересматривает определение человека, данное Аристотелем. Индивид - первичен; все общественные связи, все отношения людей зависят от отдельных лиц, от их субъективных желаний и рациональных соображений пользы и удовольствия. Общественный союз, согласно Эпикуру, не высшая цель, но лишь средство для личного благополучия индивидов; в этом пункте Эпикур оказывается близок к софистам. Индивидуалистической трактовке человека вполне соответствует атомистическая натурфилософия Эпикура: реальным является бытие отдельных изолированных атомов, а то, что составляется из них - вещи и явления видимого мира, весь космос в целом, - это лишь вторичные образования, лишь агрегаты, скопления атомов.

 В отличие  от стоической, эпикурейская этика  гедонистична (от греч. hedone - удовольствие): целью человеческой жизни Эпикур считает счастье, понимаемое как удовольствие. Однако подлинное удовольствие Эпикур видел вовсе не в том, чтобы без всякой меры предаваться грубым чувственным наслаждениям. Как и большинство греческих мудрецов, Эпикур был привержен идеалу меры. Поэтому неверно широко распространенное представление об эпикурейцах как о людях, предающихся исключительно чувственным наслаждениям и ставящим их превыше всего остального. Высшим наслаждением Эпикур, как и стоики, считал невозмутимость духа (атараксию), душевный покой и безмятежность, а такое состояние может быть достигнуто только при условии, что человек научится умерять свои страсти и плотские влечения, подчинять их разуму. Особенно много внимания эпикурейцы уделяют борьбе с суевериями, в том числе и с традиционной греческой религией, которая, по Эпикуру, лишает людей безмятежности духа, вселяя страх перед смертью и перед загробной жизнью. Чтобы рассеять этот страх, Эпикур доказывает, что душа человека умирает вместе с телом, ибо состоит из атомов точно так же, как и физические тела. Смерти не надо бояться - убеждает греческий материалист, - ибо, пока мы есть, смерти нет, а когда приходит смерть, нас уже нет; поэтому смерти не существует ни для живых, ни для умерших. Несмотря на известное сходство стоической и эпикурейской этики, различие между ними весьма существенное: идеал стоиков более суров, они держатся альтруистического принципа долга и бесстрашия перед ударами судьбы; идеал же эпикурейского мудреца не столько моральный, сколько эстетический, в его основе лежит наслаждение самим собою. Эпикурейство - это просвещенный, утонченный и просветленный, но все же эгоизм.

 Эпикур призывал человека соизмерять наслаждение, которое он получает, с возможными последствиями. «Смерть не имеет к нам никакого отношения, когда мы живы, смерти ещё нет, когда она приходит, то нас уже нет», — утверждал философ. 
 

 Заключение. 

 Античная философия сформировалась под влиянием и воздействием предфилософской греческой традиции, которую условно можно рассматривать как ранний этап самой античной философии.

 Софисты противопоставляли обратный: только мир мнения и существует, бытие - это не что иное, как изменчивый чувственный мир, каким он явлен  индивидуальному восприятию. Произвол индивида становится здесь руководящим  принципом. Человек и сознание- вот тема, которая входит в греческую философию вместе с софистами.

    Основной философский интерес  Сократа сосредотачивается на  вопросе о том, что такое  человек, что такое человеческое  сознание. «Познай самого себя»-  любимое изречение Сократа. 

 Философия понималась Сократом как познание того, что такое добро и зло.

 Сократ  признал над собой законы своего государства - те самые законы, в  подрыве которых он был обвинен.

 Этичecкoe yчeниe Плaтoнa пpeдпoлaгaeт oпpeдeлeннoe  пoнимaниe cyщнocти чeлoвeкa. Чтo жe тaкoe, пo Плaтoнy, чeлoвeк? Пoдoбнo тoмy кaк вce cyщee Плaтoн дeлит  нa  двe  нepaвнoцeнныe  cфepы-вeчныe и caмocyщныe идeи, c oднoй cтopoны, и пepexoдящиe, тeкyчиe и нecaмocтoятeльныe вeщи чyвcтвeннoгo миpa, c дpyгoй, - oни в чeлoвeкe paзличaeт бeccмepтнyю дyшy и cмepтнoe,  тлeннoe тeлo.

 Аристотель  открыл новую эпоху в понимании  души как предмет психологического знания. Этику в целом Аристотель определяет как практическую философию.

 Этика стоиков заключалась в том, что  теперь условием добродетельной и счастливой жизни освобождение человека от власти внешнего мира, и прежде всего –  от политически-социальной сфер. Отдельный человек, а не общественное целое- вот отправной пункт эпикуровской этики. Индивид- первичен. Несмотря на известное сходство стоической и и эпикурийской этики, различие между ними  весьма существенное: идеала стоиков более суров, они держатся альтруистического принципа долга и бесстрашия перед ударами судьбы; идеала же эпикурейского мудреца не столько моральный, сколько этический, в его основе лежит наслаждение самим собою. Эпикурейство-это просвещенный, утонченный  и просветленный, но все эгоизм.

 Философия является мировоззренческой дисциплиной (наукой), поскольку её задачей является обозрение мира в целом, поиск ответов на наиболее общие вопросы. Каждая философская система имеет стержневой, главный вопрос, раскрытие которого составляет её основное содержание и сущность. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 Список литературы

  1. Философия.  Губин В.Д., Сидорина Т.Ю., Филатов В.П. М.: ТОН - Остожье, 2001
  2. Введение в философию. Под редакцией Фролова И.Т.- М., 2004г.
  3. Философия: учебное пособие (для студентов нефилософских специальностей) / подготовили: Т. Н. Брысина, М. П. Волков, Н. А.
  4. «Философия» 1999 г. Невлеева И.М
  5. Богомолов А.С. Античная философия. - М., 1985.
  6. Спиркин А.Г. Философия: Учебник. М.: «Гардарика», 1998

Информация о работе Человек в античной философии