Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2010 в 16:33, реферат
Следующий шаг в философском постижении человека сделал Аристотель. У него этика и политика образуют единый комплекс "философии о человеческом", занимающейся изучением практической деятельности и поведения человека. Важнейшее достижение Аристотеля в философском понимании человека связано с обоснованием его социальных характеристик. Знаменитой стала фраза античного мыслителя: "Человек есть общественное животное." Человек - такое живое существо, которое предназначено для жизни в государстве. Он способен направлять свой ум как на доброе, так и на злое; он живет в обществе и управляется законами.
Введение.
1.Софисты: человек- мера всех вещей.
2.Сократ : индивидуальное и надындивидуальное в сознании.
3.Этический рационализм Сократа: знание есть основа добродетели.
4.Проблема души и тела у Платона.
5.Платонова теория государства.
6.Учение Аристотеля о душе и теле.
7.Этика стоиков: позднеантичный идеал мудреца.
8.Этика Эпикура: физический и социальный атомизм.
Заключение.
Список литературы
Таким образом Аристотель открыл новую эпоху в понимании души как предмет психологического знания. Не физические тела и не бестелесные идеи стали для него источником этого знания, но организм где телесное и духовное образуют нераздельную целостность.
Добродетели
— это приобретаемые качества,
среди них наиважнейшие — мудрость,
рассудительность, мужество, щедрость,
великодушие. Гармоничным сочетанием
всех добродетелей является справедливость.
Добродетелям можно и нужно научиться.
Они выступают серединой, компромиссом
благоразумного Человека: "ничего слишком...".
Великодушие есть середина между тщеславием
и малодушием, мужество — середина между
безрассудной отвагой и трусостью, щедрость
— середина между расточительством и
скупостью. Этику в целом Аристотель определяет
как практическую философию.
7.Этика
стоиков: позднеантичный
идеал мудреца.
Учение стоиков принято разделять на три части: логику, физику и этику.
Главная
идея стоической этики — телеологически и каузально
Философия
для стоиков - не просто наука, но прежде
всего жизненный путь, жизненная
мудрость. Только философия в состоянии
научить человека сохранять самообладание
и достоинство в трудной
Ему надо вновь встретиться с Природой, с Богом, с самим собой. А встретиться с Богом — значит научиться видеть во всем проявление Божественного Промысла.
Следует помнить, что многие вещи в мире не зависят от человека, однако он может изменить свое отношение к ним.
Основными задачами стоической философии
были:
Свободу от власти внешнего мира над человеком стоики считают достоинством мудреца; сила его в том, что он не раб собственных страстей. Мудрец не может стремиться к чувственным удовольствиям. Настоящий мудрец, согласно стоикам, не боится даже смерти; именно от стоиков идет понимание философии как науки умирать. Здесь образцом для стоиков был Сократ. Однако сходство стоиков с Сократом лишь в том, что они строят свою этику на знании. Но в отличие от Сократа, они ищут добродетели не ради счастья, а ради покоя и безмятежности, безразличия ко всему внешнему. Это безразличие они называют апатией (бесстрастием). Бесстрастие - вот их этический идеал. Настроение стоиков - пессимистическое; такое настроение хорошо передано А.С. Пушкиным:
На свете счастья нет, но есть покой и воля.
Достигнуть
внутреннего покоя и
8.Этика
Эпикура: физический
и социальный атомизм.
Преимущественное значение Эпикур уделял этике и воспитанию человека. Эпикур стремился дать практическое руководство для жизни (этику); этому служила физика (натурфилософия), а последней — логика. Учение Эпикура о природе, по сути дела,демокритическое учение: бесконечно число и разнообразие спонтанно развивающихся миров, представляющих собой результат столкновения и разъединения атомов, помимо которых не существует ничего, кроме пустого пространства.
Полный отказ от социального активизма в этике мы встречаем у материалиста Эпикура (341-270 до н. э), учение которого получило широкую популярность и в Римской империи; наиболее известным из римских эпикурейцев был Лукреций Кар (ок.99-55 до н. э).
Отдельный человек, а не общественное целое - вот отправной пункт эпикуровской этики. Тем самым Эпикур пересматривает определение человека, данное Аристотелем. Индивид - первичен; все общественные связи, все отношения людей зависят от отдельных лиц, от их субъективных желаний и рациональных соображений пользы и удовольствия. Общественный союз, согласно Эпикуру, не высшая цель, но лишь средство для личного благополучия индивидов; в этом пункте Эпикур оказывается близок к софистам. Индивидуалистической трактовке человека вполне соответствует атомистическая натурфилософия Эпикура: реальным является бытие отдельных изолированных атомов, а то, что составляется из них - вещи и явления видимого мира, весь космос в целом, - это лишь вторичные образования, лишь агрегаты, скопления атомов.
В отличие от стоической, эпикурейская этика гедонистична (от греч. hedone - удовольствие): целью человеческой жизни Эпикур считает счастье, понимаемое как удовольствие. Однако подлинное удовольствие Эпикур видел вовсе не в том, чтобы без всякой меры предаваться грубым чувственным наслаждениям. Как и большинство греческих мудрецов, Эпикур был привержен идеалу меры. Поэтому неверно широко распространенное представление об эпикурейцах как о людях, предающихся исключительно чувственным наслаждениям и ставящим их превыше всего остального. Высшим наслаждением Эпикур, как и стоики, считал невозмутимость духа (атараксию), душевный покой и безмятежность, а такое состояние может быть достигнуто только при условии, что человек научится умерять свои страсти и плотские влечения, подчинять их разуму. Особенно много внимания эпикурейцы уделяют борьбе с суевериями, в том числе и с традиционной греческой религией, которая, по Эпикуру, лишает людей безмятежности духа, вселяя страх перед смертью и перед загробной жизнью. Чтобы рассеять этот страх, Эпикур доказывает, что душа человека умирает вместе с телом, ибо состоит из атомов точно так же, как и физические тела. Смерти не надо бояться - убеждает греческий материалист, - ибо, пока мы есть, смерти нет, а когда приходит смерть, нас уже нет; поэтому смерти не существует ни для живых, ни для умерших. Несмотря на известное сходство стоической и эпикурейской этики, различие между ними весьма существенное: идеал стоиков более суров, они держатся альтруистического принципа долга и бесстрашия перед ударами судьбы; идеал же эпикурейского мудреца не столько моральный, сколько эстетический, в его основе лежит наслаждение самим собою. Эпикурейство - это просвещенный, утонченный и просветленный, но все же эгоизм.
Эпикур
призывал человека соизмерять наслаждение,
которое он получает, с возможными последствиями. «Смерть
не имеет к нам никакого отношения, когда
мы живы, смерти ещё нет, когда она приходит,
то нас уже нет», — утверждал философ.
Заключение.
Античная философия сформировалась под влиянием и воздействием предфилософской греческой традиции, которую условно можно рассматривать как ранний этап самой античной философии.
Софисты противопоставляли обратный: только мир мнения и существует, бытие - это не что иное, как изменчивый чувственный мир, каким он явлен индивидуальному восприятию. Произвол индивида становится здесь руководящим принципом. Человек и сознание- вот тема, которая входит в греческую философию вместе с софистами.
Основной философский интерес
Сократа сосредотачивается на
вопросе о том, что такое
человек, что такое
Философия понималась Сократом как познание того, что такое добро и зло.
Сократ признал над собой законы своего государства - те самые законы, в подрыве которых он был обвинен.
Этичecкoe yчeниe Плaтoнa пpeдпoлaгaeт oпpeдeлeннoe пoнимaниe cyщнocти чeлoвeкa. Чтo жe тaкoe, пo Плaтoнy, чeлoвeк? Пoдoбнo тoмy кaк вce cyщee Плaтoн дeлит нa двe нepaвнoцeнныe cфepы-вeчныe и caмocyщныe идeи, c oднoй cтopoны, и пepexoдящиe, тeкyчиe и нecaмocтoятeльныe вeщи чyвcтвeннoгo миpa, c дpyгoй, - oни в чeлoвeкe paзличaeт бeccмepтнyю дyшy и cмepтнoe, тлeннoe тeлo.
Аристотель открыл новую эпоху в понимании души как предмет психологического знания. Этику в целом Аристотель определяет как практическую философию.
Этика стоиков заключалась в том, что теперь условием добродетельной и счастливой жизни освобождение человека от власти внешнего мира, и прежде всего – от политически-социальной сфер. Отдельный человек, а не общественное целое- вот отправной пункт эпикуровской этики. Индивид- первичен. Несмотря на известное сходство стоической и и эпикурийской этики, различие между ними весьма существенное: идеала стоиков более суров, они держатся альтруистического принципа долга и бесстрашия перед ударами судьбы; идеала же эпикурейского мудреца не столько моральный, сколько этический, в его основе лежит наслаждение самим собою. Эпикурейство-это просвещенный, утонченный и просветленный, но все эгоизм.
Философия
является мировоззренческой дисциплиной
(наукой), поскольку её задачей является
обозрение мира в целом, поиск ответов
на наиболее общие вопросы. Каждая философская
система имеет стержневой, главный вопрос,
раскрытие которого составляет её основное
содержание и сущность.
Список литературы