Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2012 в 23:05, курсовая работа
Рассмотрение человека как особой философской темы обу¬словлено потребностью в це¬лостном подходе к его изуче¬нию. Потребность эта развивает¬ся по мере того, как интерес к человеку становится универ¬сальной тенденцией совокупно¬сти конкретных наук: политэко¬номии и социологии, биологии медицины, астрономии и гео¬графии. Она продиктована научно-технической революци¬ей, развитием человечества как мирового сообщества, обостре¬нием глобальных проблем и новым, трагически напряжен¬ным звучанием вопроса о чело-веческих издержках прогресса в ХХ столетии.
Нравственно-социальные запреты как факт антропосоциогенеза
Табу на близкородственные связи - первый в ряду простейших нравственно-социальных запретов, возникших в глубокой древности и навеки сохранивших свое непреложное значение. Нравственно-социальные запреты конституируют первобытнородовую общину в противовес животному стаду. От стадных инстинктов любой степени сложности они отличаются по крайней мере тремя существенными признаками:
1.
Нравственно-социальные
2. Они принципиально несводимы к инстинкту самосохранения, диктуя человеку поступки, подчас индивидуально вредные (самоограничение), а иногда даже и самоубийственные ( самопожертвование).
3.
Они имеют характер
остракизм, то есть поголовное отвращение от преступника, изгнание его из племени, а в предельном смысле данного акта
исторжение из общества в природу. С извергом (извергнутым, отлученным) никто не может общаться. Он уподобляется иноплеменнику или животному и в качестве такового может быть убит.
Можно выделить три простейших нравственно-социальных требования, которые известны уже самым древним, самым примитивным сообществам и которые разделяются всеми без исключения представителями вида Ното sapiens, где бы и в какую бы эпоху эти требования ни обретались. Это, во-первых, уже известный нам абсолютный запрет на кровосмесительство; во-вторых, абсолютный запрет на убийство соплеменника (в дальнейшем сородича, близкого); в-третьих, требование поддержания жизни (прокормления) любого из соплеменников, независимо от его физической приспособленности к жизни.
Конечно, древнейшие нравственные требования весьма существенно отличаются от предписаний позднейшей развитой морали, которая, например, выдвигает идеал целомудрия и запрещает супружескую неверность, распространяет правило «не убий» за рамки любого общинного объединения - на человеческий род в целом; включает в сферу сострадания не только людей, но и их «меньших братьев» - животных. Вместе с тем нельзя не видеть, что развитая мораль не отменяет ни одного из древнейших нравственных требований. Кровосмесительство, убийство отца или брата, согласие на голодную смерть неудачливого или увечного родственника вызывают у человека нового времени тот же священный ужас, что и у австралийского аборигена. Простейшие нравственные запреты образуют вечный фундамент, над которым надстраивается все многообразие более поздних моральных ценностей и норм. Они имеют надбиологический смысл, понятный людям именно потому, что они выделились из животного царства.
Пожалуй, отчетливее всего смысл этот обнаруживается в третьем из перечисленных нами социально-нравственных требований - в праве на жизнь. Этим правом обладает всякий – даже самый неприспособленный, «биологически неудавшийся» член человеческого сообщества. Еще Ч. Дарвин глазом великого натуралиста разглядел в данном принципе «сверхприродное» содержание нравственности.
Норма выживания всех без исключения не могла не выразиться в том, что и средства производства, и основные предметы потребления в первобытнородовой общине стали собственностью коллектива, который поэтому с полным правом может быть назван первобытной коммуной. Первобытно-коммунистический (или коммуналистский) принцип собственности соблюдался прежде всего в отношении пищи. Добытая членами коллектива (совместно или в одиночку) пища попадала, что называется, «в общий котел». И место подле него имел каждый - сильнейший, как и увечный, удачливый, как и невезучий.
Первобытно-коммунистические формы организации производства и потребления остались в далеком прошлом. Этого нельзя сказать, однако, о древнем нравственном требовании, которое в них выразилось, как и о простейших нравственно-социальных запретах вообще. Нравственность в самых начальных ее выражениях образует элементарную ячейку, «клеточку» человечности, а, по мнению ряда ученых, она лежит в основании человеческой психики и ее первичных собственно социальных проявлений. Все общественные установления и институты (в том числе и хозяйственные) уже предполагают человека в качестве элементарно нравственного существа, понимающего, «что такое хорошо и что такое плохо». Последнее особенно важно подчеркнуть в связи с так остро обсуждаемым сегодня вопросом о гуманистической мере самого прогресса, самой истории (в том числе и экономической).
Человек историчен; в течение веков ему суждено пройти через огромное многообразие нравов и обычаев, модифицировать свои воззрения в соответствии с новыми и новыми материально экономическими запросами, признать ряд неизвестных – или почти неизвестных - первобытному обществу основополагающих принципов (например, справедливости, верности договорам, уважения достоинства человеческого индивида, вознаграждения по труду и т. д.). Но в истории общества, коль скоро она человеческая история, невозможны новообразования (по крайней мере, устойчивые), которые бы вообще отменяли нравственность в простейших ее выражениях. Как ни изменчивы люди, они не сделались и не сделаются существами, которые не сознавали бы безусловного различия запретного и дозволенного, допускали бы кровосмесительство, не считали бы преступлением убийство, не стремились бы к обеспечению всеобщего права на жизнь.
Разумеется, нет оснований для идеализации первобытной нравственности, для утверждения, что в далеком прошлом существовал некий этический «золотой век». Древнейшие нравственные требования именно в этическом смысле были весьма несовершенны и неразвиты. Во-первых, они представляли собой нерасчлененные социальные нормы, когда противоположность доброго и злого еще смешивалась с противоположностью полезного и вредного, привлекательного и отвратительного, священного и кощунственного. Они задавались индивиду жестко-принудительно и исключали всякую возможность самостоятельного суждения и выбора. Во-вторых, они имели сугубо локальный (внутриобщинный) смысл. Так, строжайший запрет на убийство сородича вовсе не исключал убийства чужака, иноплеменника. В межобщинных отношениях долгое время сохранялись (а порой поощрялись) и хитрость, и коварство, и жестокое насилие. Можно сказать поэтому, что развитие морального сознания человечества это одновременно и преемственность в отношении простейших нравственных требований, и преодоление их ограниченного смысла.
Сейчас,
однако, важно уяснить другое: в ходе антропосоциогенеза
совершился нео6ратимый переход
к человеческому нравственному существованию.
Жестокие карательные меры, которыми первобытнородовая
община принуждала своих членов к соблюдению
простейших нравственных требований,
создавали непреодолимое препятствие
для возврата первочеловека в животное
состояние. Это было суровое «понукание»
к надбиологической солидарности, к историческому
развитию на путях коллективной деятельности.
Первобытнообщинная организация и дозревание труда
Социально-нравственное единство первобытнородовой общины было той формой коллективности, внутри которой впервые стала возможна и получила достаточный простор для развития производственно-хозяйственная кооперация палеантропов. Община (сравнительно небольшая человеческая группа) как бы самой природой была предназначена к тому, чтобы совместный процесс труда каждый раз оказывался непосредственно обозримым. И предмет, и средства труда, и способы, каким соединялись индивидуальные усилия, находились в поле зрения каждого из участников. Это способствовало начальной реализации вариативности задатков человеческого существа и открывало возможности осмысленной работы при неукоснительной коллективной дисциплине, рабской покорности и преданности своей общине.
С утверждением общиннородового устройства труд выступает уже не просто как «заказчик», «истребователь» специфически человеческих качеств, но и как прямой их созидатель, великий воспитатель людей. Внутри нравственно упорядоченного первобытного коллектива и начинается собственная история человеческого рода - история, о которой можно сказать, что она «есть нечто иное, как порождение человека человеческим трудом...»4. В процессе трудовой деятельности формировались воля и конструктивные способности людей, их интеллект и воображение. Росло многообразие отношений к окружающей природе и друг к другу.
Выразительным свидетельством этого многопланового предметно-деятельного развития явилась так называемая «неолитическая революция» - переход от собирательства и охоты к производительному жизнеобеспечению (земледелию, скотоводству, ремеслу). В течение нескольких тысячелетий люди овладели огнем, приручили животных, изобрели колесо, освоили начала строительной техники, перешли от кочевого к оседлому образу жизни. Сложились крупные племенные объединения; начались обширные миграционные процессы. Первобытнородовая община во многих районах земного шара сменилась общиной земледельческой. Появились первые города-государства, с возникновением которых датируется история древних цивилизаций.
Установив
первый в истории (внутриобщинный) мир,
наложив на «зоологический индивидуализм»
узду нравственных запретов, люди одновременно
обнаружили незаданность, открытость,
вариативность, практическую универсальность
поведения в своих отношениях с природой,
в изобретении орудий, искусств и. институтов.
На место инстинктивного предопределения
пришло нравственное самоопределение,
и одновременно труд конституировался
как «положительная, творческая деятельность»5.
«Неолитическая революция» была первым
обнаружением ускоряющегося производственно-технического
прогресса, который после никогда уже
не прекращался.
Все
мы родом из предыстории
С момента «неолитической революции» человек обладает уже всеми основными характеристиками, которые фиксировал К. Маркс, говоря о «природе людей» как общественно-исторических существ.
1.
Человек изначально деятелен, и
все его специфические
Сами потребности людей сформированы исторически и при определяющем воздействии труда7. Последний не просто удовлетворяет их, но и культивирует, превращая навыки потребления в существенный элемент цивилизации: «...для того, чтобы пользоваться множеством вещей, человек должен быть способен к пользованию ими...»8.
2. Человек, вытолкнутый из общества в природу (отделенный от других людей, от человеческих орудий, знаний и навыков), оказывается ни к чему не годным животным, ибо специфически человеческий способ жизнеобеспечения - труд уже по происхождению своему является коллективной совместной деятельностью.
Природная беспомощность изолированного человеческого индивида - оборотная сторона родового могущества людей, о котором К. Маркс говорил так: «Практически универсальность человека проявляется именно в той универсальности, которая всю природу превращает в его неорганическое тело, поскольку она служит, во-первых, непосредственным жизненным средством для человека, а во-вторых, материей, предметом и орудием его жизнедеятельности»9. Лишь в качестве членов общества люди могут чувствовать себя хозяевами природы, или, по крайней мере, существами, защищенными от ее стихийных сил.
3.
И то особое значение, которое
человеческие индивиды
Отсюда становится понятной важнейшая характеристика человека, сформулированная Марксом еще в 1845 году: «...сущность человека не есть абстракт, присущий отдельному индивиду. В своей действительности она есть совокупность всех общественных отношений»10.
Важно заметить, что слово «совокупность» в этом тексте не имеет значения «разрозненного множества» или «конгломерата». Говоря об индивиде, К. Маркс всегда имел в виду «ансамбль общественных отношений», интегрированных в данном конкретном участнике социальной практики. Индивид настолько развит и своеобразен, настолько богат реальными достоинствами, насколько широко и органично представлено в нем многообразие различных, уже выработанных историей «общественных определений» человека.
4.
Марксистская философия
Информация о работе Человек как субъект предметно-практической деятельности