Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2011 в 16:52, реферат
Буддизм учит как нам самим познать себя, кто мы такие и что такое жизнь.
Будда пробудился к истине после долгого поиска ответа на такие вопросы, как что такое человек, почему существуют мучения в жизни и как от них избавиться. Будда познал законы по которым действует весь мир и вся вселенная. ≪Пробудился≫ - потому что в каждом существует эта способность, каждому присуща Будда-природа, в каждом есть это драгоценное свойство.
Многие из восемнадцати
школ отличались друг от друга только
деталями учения, например, пониманием
тех или иных вопросов винаи, дисциплинарного
кодекса монахов, но между некоторыми
из них расхождения были значительными.
Здесь имеет смысл сделать одно небольшое
отступление, вызванное необходимостью
пояснить некоторые аспекты истории буддизма.
Обычно по популярным
книгам создается впечатление, что
в истории буддизма последовательно
сменялись следующие
В этих данных Сюань-цзана
весьма интересны следующие
Среди школ «стхавиравадинского»
направления особенно выделялась уже
упомянутая выше школа ватсипутриев, разделившаяся
позднее на несколько ветвей, важнейшей
из которых была школа саммитиев. Все ветви
ватсипутриев получили общее название
пудгалавады (от слова «пудгала» — «личность»),
поскольку они учили, что, хотя атман, «я»,
и не существует, тем не менее в опыте имеется
особая дхарма «пудгала» (личность), не
тождественная пяти скандхам, но и не отличная
от них. Эта «пудгала» обеспечивает как
тождественность личности в пределах
всего континуума (сантана) существования,
так и связь между различными жизнями
в круговороте сансары; она же обретает
и нирвану. Поскольку эта доктрина достаточно
далеко отошла от классического буддийского
учения, ватсипутрии считались почти еретиками,
что, впрочем, не мешало широкому распространению
таких взглядов.
Из прочих школ
необходимо упомянуть школу махишасиков,
старейшую из всех школ. Махишасики развивали
учение о существовании некоего «коренного
сознания» (мула виджняна), являющегося
источником всех эмпирических форм сознания.
Эта идея значительно позднее была востребована
махаянистами-йогачаринами, которые возводили
к ней свое учение об алая-виджняне (сознании-соковищнице),
причем один из основателей этой школы,
Асанга, или Арья-Асанга (IV в. н. э.), в своем
трактате «Компендиум Махаяны» (Махаяна
сампариграха шастра) прямо ссылался на
это положение доктрины махишасиков.
Весьма значительное
распространение получили учения сарвастивадинов
(от сарва — «все» и асти —
«есть»), создавших философскую школу
вайбхашики, разработавшую классическое
изложение теории дхарм и саутрантиков
(от слова сутра — текст, содержащий наставление
Будды), учение которых было во многом
переходным от древней стхавиравадинской
Абхидхармы к Абхидхарме махаянской.
Все школы стхавиравадинской
ориентации учили, что дхармы реальны,
будучи последним онтологическим основанием
опыта (хотя в интерпретации понятия «дхарма»
между школами существовали значительные
различия; так, сарвастивадины говорили,
что все дхармы суть онтологичны, дравья
сат, тогда как саутрантики полагали, что
ряд дхарм, и прежде всего не входящие
в составы «надэмпирические» дхармы, представляют
собой лишь условные единицы языка описания,
праджняпти сат). Они верили, что цель совершенствования
на буддийском пути — святость (архатство)
и уход в нирвану; причем эта цель достигается
каждым человеком в отдельности и лишь
благодаря его собственным усилиям. Они
также считали, что Будда был таким же
человеком, как и все прочие люди, но достигшим
совершенства и освобождения (то есть
что он был первым архатом нашей эпохи);
эта точка зрения получила позднее наименование
лаукика («мирской»; от слова лока — мир,
вселенная).
После исчезновения
буддизма в Индии в XIII веке стхавиравада
(под палийским названием
От всех направлений
стхавиравады («старейшин») резко отличались
школы махасангхиков («великообщинников»),
наиболее представительной из числа которых
была школа локоттаравадинов (от слов
«лока» — «мир» и «уттара» — «высший»),
то есть «надмирников». Локоттаравадины
учили, что хотя царевич Сиддхартха Гаутама
и был до своего «совершенного и всецелого
пробуждения» (аннутара самьяк самбодхи)
просто человеком, пробудился он к истине
и стал Буддой, то есть уже много больше,
чем просто человеком, благодаря своему
приобщению к некоей особой вечной и надмирной
дхарме — пробуждению, бодхи. Таким образом,
состояние пробуждения рассматривается
локоттаравадинами как особый вечный
и запредельный сансарическому «быванию»
метафизический принцип. Здесь уже со
всей очевидностью присутствуют предпосылки
для формирования махаянского понимания
Будды «как истинно сущей реальности всех
дхарм» (сарва дхарма бхутатахата).
И теперь мы вплотную
подошли к вопросу о двух основных
направлениях буддизма — Хинаяне
и Махаяне.
Вначале необходимо
сказать несколько слов о самих
этих названиях. Слово «Хинаяна»
означает «Малая Колесница» (в смысле
«малый», или «низший», «ущербный», путь),
тогда как значение слова «Махаяна» —
«Великая Колесница» (в смысле «Великий
Путь»). Уже из этих названий можно догадаться,
что слово «Хинаяна» не является самоназванием:
вряд ли кому-нибудь когда-нибудь могла
прийти в голову столь самоуничижительная
мысль, как назвать свою веру «малым»,
или «низшим», путем. И действительно,
эта «Хинаяна» есть не что иное, как та
Тхеравада, о которой мы говорили чуть
раньше. И поименовали ее «Хинаяной» с
вполне понятными целями не кто иной, как
махаянисты, считавшие себя следующими
Великим Путем совершеннейшего учения
Будды. Впрочем, тхеравадины, в долгу не
остались и стали третировать Махаяну
как позднее искажение хранимого ими в
нерушимости учения Благословенного.
Но в любом случае слово «Хинаяна» имеет
уничижительный смысл, и никогда не следует
при встрече с приверженцем данного учения
называть его «хинаянистом». По этой же
причине многие современные буддологи
отказываются употреблять в научном тексте
слово «Хинаяна» и говорят только о Тхераваде.
Однако в отечественной буддологии существует
давно закрепившаяся традиция пользоваться
этим словом, поэтому не будем изменять
привычному словоупотреблению и мы, имея
в виду, однако, все сказанное выше.
Традиционно буддизм
делят на Махаяну (Великую колесницу)
и Тхераваду (Учение старейших). Выделяется
также направление «ваджраяна» (Алмазная
колесница или тантрический буддизм),
которое в некоторых регионах считается
разновидностью Махаяны, а в некоторых
(Тибет, Монголия) — самостоятельным направлением.
Отличительной
чертой Махаяны является учение о
Бодхичитте — стремлении к спасению
всех без исключения живых существ,
подразумевающем безграничное сострадание
и любовь к ним; и проистекающем
из него понятии Бодхисаттвы —
существа, готового отказаться от индивидуального
достижения Нирваны с целью спасения всех
живых существ.
К Махаяне относится
тибетский буддизм, китайский буддизм
и несколько отдельных
Последователи
Махаяны подразделяют буддизм на
Великую Колесницу (собственно махаяну)
и Малую Колесницу («хинаяну»), которую
называют также Колесницей шраваков и
Пратьекабудд. Само название «хинаяна»
(санскр. हीनयान, hīnayāna, буквально «Малая
колесница») было введено методически
для обозначения буддистов, ограниченных
только стремлением к индивидуальному
просветлению, и применялось в исторической
полемике с другими, ныне не существующими,
школами раннего буддизма и с целью объяснения
понятия Бодхичитты.
Тхеравада — единственная
сохранившаяся из школ Никая (раннего
буддизма). Применение по отношению к ней
термина «Хинаяна» некорректно. Тхеравада
активно использует понятие метта-бхавана,
аналогичное понятию Бодхичитты в Махаяне,
и под определение Хинаяны не подпадает.
Ваджраяна распространена
в Непале, Тибете и отчасти в Японии. Из
Тибета пришла в Монголию, оттуда — в Бурятию,
Туву и Калмыкию.