Аритотель

Автор: m*****************@gmail.com, 25 Ноября 2011 в 13:38, реферат

Описание работы

АРИСТОТЕЛЬ (ок. 384–322 до н.э.) , древнегреческий философ и педагог, родился в Стагире в 384 или 383 до н.э., умер в Халкиде в 322 до н.э. Почти двадцать лет Аристотель учился в Академии Платона и, повидимому, какое-то время там преподавал. Покинув Академию, Аристотель стал воспитателем Александра Македонского. Как основатель Ликея в Афинах, продолжавшего свою деятельность многие столетия после его смерти, Аристотель внес существенный вклад в античную систему образования. Он задумал и организовал широкомасштабные естественнонаучные изыскания, которые финансировал Александр. Эти исследования привели ко многим фундаментальным открытиям.

Работа содержит 1 файл

Аристотель.docx

— 50.25 Кб (Скачать)

очищения чувств, прежде всего – жалости и страха, с тем чтобы наделить зрителя  мощным орудием, служащим

его нравственному  воспитанию. Эти предметы обсуждаются  в Поэтике Аристотеля, важные разделы  которой 

утрачены. Все  прочие искусства подчинены деятельности, поскольку их произведения создаются  не ради них 

самих, но лишь для  использования в реальной жизни, определение надлежащего направления  которой является

задачей индивидуальной этики. К этой теме Аристотель первоначально  обращается в "Эвдемовой этике", а

более основательный  и подробный разбор содержится в "Никомаховой этике". Как и любая материальная

субстанция, отдельный  человек наделен сложной природой, изначально нацеленной на то, чтобы  достичь 

полноты и совершенства. Однако, в отличие от других материальных субстанций, в природе человека не

заложены непреложные  тенденции, которые бы автоматически  вели его к цели. Вместо них человеческая

природа наделена разумностью, которая способна верно определить конечную цель и направить к ней

человека. Отдельное  человеческое существо должно самостоятельно пользоваться разумом и приучать свои

разнообразные устремления подчиняться разуму. Человек может это сделать, потому что природа наделила его 

средствами самостоятельно обнаруживать свою цель и свободно направляться к ней.

   Собирательное  название этой цели, как с большей  или меньшей отчетливостью сознают  все люди, – это 

счастье. Счастье  представляет собой полную реализацию всех составляющих человеческой природы  на всем

протяжении человеческой жизни. Такая жизнь потребует, в качестве орудий деятельности, определенных

материальных  вещей, но в еще большей степени  она потребует, чтобы все наши первичные побуждения

реагировать и  действовать умерялись направляющим воздействием ума, который должен пронизывать  наше

поведение во всех его моментах. Наконец, эта жизнь  будет включать удовольствие как  венец всей

деятельности, хорошей  или плохой, но прежде всего к  удовольствию ведет разумная или  благая деятельность,

согласная с  человеческой природой.

   Для достижения  счастья важнее всего овладеть  основными нравственными добродетелями,  и этому 

посвящена большая  часть "Никомаховой этики". Нравственная добродетель – это разумная привычка или

твердое намерение  желать и действовать в соответствии со здравым смыслом. Если не приобретать  такие 

разумные привычки на всех этапах жизни, здравые поступки станут редкой удачей. Первый толчок к

приобретению  подобных привычек должен прийти извне. Так, родители могут начать с того, чтобы наказывать

ребенка за эгоистическое  поведение и вознаграждать великодушие. Однако ребенок не выучится подлинному

великодушию, пока не поймет, почему данный поступок должен быть совершен, пока он не будет совершать 

его ради него самого и пока, наконец, он не начнет извлекать  из совершения такого поступка удовольствие.

Лишь тогда  ум настолько освоит эту область  поведения, что разумный поступок, не нуждаясь в поддержке 

извне, будет  спонтанно возникать изнутри  самого человеческого характера. Нравственное воспитание нельзя

считать завершенным  до тех пор, пока такого рода “вразумлению”  не подвергнутся все естественные виды

реакций и действий. Наши пассивные реакции разделяются  на три группы. Во-первых, они вызываются

нашими собственными внутренними состояниями. Так, все  мы по природе склонны стремиться к тому, что 

доставляет нам  удовольствие. Эту реакцию нужно  умерять и ослаблять посредством  размышления и анализа,

пока не будет  достигнута добродетель умеренности. Кроме того, мы по природе склонны  противостоять тому,

что препятствует и мешает нашей деятельности, и  склонность эту следует поощрять и усиливать, пока мужество

не войдет в  привычку. Во-вторых, внешние предметы возбуждают в нас стремление завладеть  ими или их

сохранить; эту  склонность следует ослаблять разумной добродетелью щедрости. Так же возбуждающе  на нас 

действуют похвала  или осуждение со стороны других людей, и эту склонность нужно  еще более пробуждать и 

усиливать, пока мы не приобретем не только уважение окружающих, но и самоуважение, что гораздо  сложнее.

Наконец, всех нас  затрагивают чувства, которые испытывают к нам другие люди, а также поступки, которые 

они совершают  по отношению к нам, и эти общественные наклонности должны быть проникнуты разумом и 

очищены, чтобы  стать добродетелью дружелюбия.

   После  того как пассивные реакции,  или страсти, окажутся под контролем  разума, мы можем вступить в

жизнь общества, где будем обращаться с другими  людьми так, чтобы каждому, включая  самих себя, дать именно

то, чего требует  ум. Это добродетель справедливости, которая направляет всю общественную деятельность,

нашу и других людей, к общему благу, не делая никаких  неразумных исключений и не ища для  себя привилегий.

Деятельность  двух индивидуумов, которые справедливо  обращаются друг с другом, может, если их многое

связывает, в  дальнейшем увенчаться дружбой, величайшим природным благом, которым может  обладать

человек; ибо когда твои мысли и дела – это также мысли и дела друга, твое мышление обогащается, а силы

возрастают. Человек  любит друга как самого себя, причем не ради какого-то особого блага, которое  может ему 

доставить друг, и не ради удовольствия, которое  можно от него получить, но ради самого этого человека и 

содержащейся  в нем подлинной добродетели. Сдерживая свои страсти с помощью  разума и добродетелей

умеренности, мужества, щедрости, самоуважения и дружбы, подчинив свое общественное поведение 

добродетели справедливости, а также пользуясь достаточными внешними средствами для деятельности и 

успехом в приобретении друзей, можно прожить счастливую жизнь. Однако главное в достижении счастья – 

чистое мышление и созерцание. Лишь им дано постигнуть истинную цель человеческой жизни и  вытекающий

отсюда способ поведения, ибо без отчетливого  уяснения природы истинной цели мы достигнем тем худшего 

результата, чем  с большей ловкостью и рвением  возьмемся за дело. Поэтому разумные добродетели созерцания

и молитвы лежат  в основе всех других. Они менее  всего нуждаются в материальной поддержке, всякий человек 

в состоянии  их придерживаться вполне последовательно  и независимо от чего бы то ни было. Эти 

добродетели увенчиваются чистейшими удовольствиями и обладают наибольшей внутренней ценностью. Они 

являются выражением того, что в наибольшей степени  отличает нашу человеческую природу  и в то же время 

является ее наиболее ценной, божественной стороной.

   Человек  по своей природе – политическое  животное, для приближения к высшему доступному для него

совершенству  он нуждается в сотрудничестве с  другими людьми. Счастливой жизни  можно достичь лишь

вместе с другими  людьми, в ходе совместной, взаимодополняющей  деятельности, направленной на общее 

благо. Это общее  благо как целое следует предпочесть  индивидуальному благу, которое  является его частью.

Политика должна стоять выше индивидуальной морали. Собственная  цель политики – достижение состояния 

счастья, а значит, и добродетельного поведения  всех граждан. Постановка во главу угла военных завоеваний

или приобретения материальных благ основана на неверном понимании человеческой природы. Экономика,

искусство приобретения и производства материальных благ, имеет в жизни свое законное подчиненное место,

но ее никогда  не следует делать самоцелью или  придавать ей слишком большое  значение; погоня за благами,

превосходящими разумные потребности, есть ошибка. Извращением является, к примеру, ростовщичество,

которое ничего не производит.

   Помимо  идеального государства, рассматриваемого  Аристотелем в VIII и X книгах  Политики, им 

выделяются шесть  основных типов политической организации: монархия, аристократия, полития и три их

извращения –  тирания, олигархия и демократия. Монархия, правление одного человека, выделяющегося 

добродетелью, и  аристократия, правление многих, наделенных высокой добродетелью, являются, там где они

существуют, здравыми формами правления, только встречаются  они редко. С другой стороны, нередки

смешение аристократии с олигархией (правлением богачей) и  олигархии с демократией. Такого рода

компромиссные, смешанные формы общественного  устройства можно считать относительно здравыми.

Тирания, худшее из общественных извращений, возникает, когда царь, которому следует править  во имя общего

блага, использует власть для достижения своей личной выгоды. Чистая олигархия представляет собой другой

пример эгоистической, односторонней формы правления, где властители используют свое положение  для

дальнейшего обогащения. Олигархи, поскольку они всех превосходят  богатством, уверены в своем 

превосходстве и в иных, более существенных отношениях, что ведет их к ошибкам и краху. При демократии все

граждане в  равной мере свободны. Из этого демократы  заключают, что они равны во всех прочих отношениях;

но это неверно  и ведет к неразумию и беспорядку. Однако из трех односторонних и искаженных форм

правления –  тирании, олигархии, демократии – последняя  в меньшей степени извращена  и опасна.

   В таких  дурных государствах невозможно  быть хорошим человеком и хорошим  гражданином 

одновременно. В  здоровом государстве, будь то монархия, аристократия или полития, можно быть хорошим и

полезным гражданином, не будучи хорошим человеком, поскольку  ключевая роль в политике принадлежит 

меньшинству. Однако в идеальном государстве сообщество граждан осуществляет правление  над самим собой,

а для этого  нужно, чтобы все обладали не только особыми гражданскими добродетелями, но и добродетелями 

общечеловеческими. Это требует создания более совершенной  системы образования для всех граждан,

способной воспитать  в них умственные и нравственные добродетели. Конечной целью политики должно быть

приближение к  этому идеальному общественному  устройству, позволяющему всем гражданам  участвовать в

правлении закона и разума. Однако в рамках тех искаженных форм, которые реально имеются в истории

человечества, политик  должен стремиться к тому, чтобы  избегать крайних извращений, рассудительно 

смешивая олигархию  с демократией и достигая таким образом относительной стабильности, когда мир и

порядок делают возможным дальнейшее воспитание граждан  и прогресс общества.

   Риторика  – орудие политического искусства,  и потому трактат Аристотеля "Риторика" следует поместить 

Информация о работе Аритотель