Автор: m*****************@gmail.com, 25 Ноября 2011 в 13:38, реферат
АРИСТОТЕЛЬ (ок. 384–322 до н.э.) , древнегреческий философ и педагог, родился в Стагире в 384 или 383 до н.э., умер в Халкиде в 322 до н.э. Почти двадцать лет Аристотель учился в Академии Платона и, повидимому, какое-то время там преподавал. Покинув Академию, Аристотель стал воспитателем Александра Македонского. Как основатель Ликея в Афинах, продолжавшего свою деятельность многие столетия после его смерти, Аристотель внес существенный вклад в античную систему образования. Он задумал и организовал широкомасштабные естественнонаучные изыскания, которые финансировал Александр. Эти исследования привели ко многим фундаментальным открытиям.
золотое кольцо. Подобно этому человеческая душа и человеческое тело – две существенные, внутренне
необходимые причины единого природного существа, человека.
Человеческая душа, т.е. форма человека, состоит из трех соединенных частей. Во-первых, в ней имеется
растительная часть, которая позволяет человеку питаться, расти и размножаться. Животная составляющая
позволяет ему ощущать, стремиться к чувственным объектам и передвигаться с места на место подобно другим
животным. Наконец, первые две части увенчивает разумная часть – вершина человеческой природы, благодаря
которой человек обладает теми замечательными и особыми свойствами, которые отличают его от всех
остальных животных.
Каждая часть, чтобы начать действовать,
по необходимости развивает
акциденции, или способности. Так, в ведении растительной души находятся различные органы и способности
питания, роста и размножения; животная душа отвечает за органы и способности ощущения и передвижения;
разумная же душа заведует нематериальными умственными способностями и разумным выбором, или волей.
Познание следует отличать от деятельности. Оно не включает построения чего-то нового, но скорее
представляет собой постижение с помощью ноэзиса (разумной способности) чего-то уже существующего в
физическом мире, причем именно таким, как оно есть. Формы существуют в физическом смысле в
индивидуальной материи, привязывающей их к определенному месту и времени. Именно таким образом
человеческая форма существует в материи всякого индивидуального человеческого тела. Однако благодаря
своим познавательным способностям человеческое существо может постичь формы вещей без их материи. Это
значит, что человек, отличаясь от прочих вещей в материальном смысле, может ноэтически, умственно
соединяться с ними нематериальным способом, стать микрокосмом, отражающим природу всех вещей в
умственном зеркале внутри своего бренного существа.
Ощущение ограничено определенным конечным рядом форм и постигает их лишь во взаимном
смешении, происходящем в ходе конкретного физического взаимодействия. Но ум не знает подобных
ограничений, он способен постичь какую угодно форму и освободить ее сущность от всего, с чем она соединена
в чувственном опыте. Однако этот акт рационального постижения, или абстрагирования, не может быть
выполнен без предварительной деятельности ощущения и воображения.
Когда воображение вызывает к жизни некий конкретный чувственный опыт, деятельный разум может
озарить этот опыт своим светом и выявить некую наличествующую в нем природу, освобождая опыт от всего,
что не относится к его сущностной природе. Разум может высветить и все прочие реальные элементы вещи,
запечатлев в воспринимающем разуме, которым обладает всякий человек, ее чистый, абстрактный образ. Затем,
посредством суждений, которые соединяют эти природы соответственно тому, как они соединены в
действительности, разум может выстроить сложное понятие всей сущности в целом, воспроизводя ее точно
такой, какая она есть. Эта способность разума не только позволяет приобрести в результате теоретическое
понимание всех вещей, но и влияет на человеческие устремления, помогая человеку усовершенствовать свою
природу через
деятельность. И в самом деле,
без разумного руководства
вообще не способна к совершенствованию. Изучение этого процесса совершенствования относится к области
практической философии.
Первая философия
Первая
философия – это изучение
бытие, конкретными определениями которого являются все остальные вещи. Все категории – это ограниченные
виды бытия, и потому Аристотель определяет первую философию как изучение бытия как такового. Физическая
наука рассматривает вещи, поскольку они воспринимаются чувствами и изменяются, но для бытия такие
ограничения неприемлемы. Математическая наука рассматривает вещи с точки зрения количества, но бытие не
обязательно является количественным, и потому первая философия не замыкается ни на одном таком
ограниченном объекте. Она рассматривает вещи, поскольку они есть. Поэтому ее ведению подлежат все вообще
вещи, будь то меняющиеся или неизменные, количественные или не связанные с количеством. Только исходя
из этого, мы можем придти к максимально ясному пониманию наиболее фундаментальной структуры мира.
Последователи Платона утверждали (иногда это делал и сам Платон) , что изначальные причины всех
вещей находятся в неких идеях, или абстрактных сущностях, существующих отдельно от изменчивых вещей
природного мира. Аристотель подвергает это воззрение обстоятельной критике и в конце концов его отвергает,
задаваясь вопросом, почему должен существовать мир такого рода. Это было бы лишь никчемным удвоением
мира индивидуальных сущностей, представление же, что такие обособленные универсалии известны науке,
приводит к скептицизму, поскольку в таком случае наука не будет знать индивидуальных объектов этого мира, а
их-то нам и следует знать. Вследствие этого, а также по некоторым другим основаниям Аристотель отвергает
платоническое воззрение, будто в дополнение к единичным людям или единичным домам имеется человек как
таковой и дом как таковой, существующие отдельно от своих частных случаев. Но эта критика не сводится к
чистому отрицанию. Аристотель, как и Платон, продолжает отстаивать существование формальных структур.
Однако вместо того, чтобы наполнять свой собственный обособленный мир, они материально существуют, по
Аристотелю, в тех единичных вещах, которые определяют. Форма, или сущность, вещи обитает в самой вещи
как ее внутренняя природа, которая выводит вещь из ее потенции в определенное актуальное состояние. То,
что существует,
основание реального
субстанция, например это конкретное дерево или этот конкретный человек. Такая субстанция является главным
предметом рассмотрения в трактате Метафизика, книги VII, VIII и IX. Индивидуум, или первичная субстанция,
представляет собой единое целое, состоящее из материи и формы, причем каждая из них вносит свой
собственный вклад в эту индивидуальную целостность. Материя действует в качестве субстрата, дающего вещи
место в текучей природе. Форма определяет и актуализирует материю, делая ее объектом определенного рода.
В абстрактном постижении разумом форма оказывается определением, или сущностью, субстанции и может
быть сделана предикатом первичной субстанции. Все остальные категории, такие, как место, время, действие,
количество, качество и отношение, принадлежат первичной субстанции как ее акциденции. Они не могут
существовать сами по себе, но лишь в поддерживающей их субстанции.
Слово “бытие” имеет много значений. Есть бытие, которым обладают вещи в качестве предстоящих уму
объектов. Есть бытие, которым вещи обладают в силу своего существования в природе, но это бытие, в свою
очередь, имеет свои разновидности, и важнее всего здесь потенциальное бытие в противопоставлении
актуальному бытию. Прежде чем вещь обретает актуальное существование, она существует как потенциальность
в ее, вещи, разнообразных причинах. Эта “сила” (греч. “дюнамис” ) , или способность существовать, не есть
ничто, это – неполное или незавершенное состояние, потенция. Даже когда причины приводят к появлению в
мире некой материальной сущности, она пребывает все еще в незавершенном, или несовершенном состоянии,
в потенции. Однако определяющая эту сущность формальная причина заставляет ее стремиться к полному
завершению и осуществлению. Любая природа стремится к совершенствованию и ищет совершенства. Любая,
за исключением высшей природы неподвижного движителя, Бога. XII книга Метафизики посвящена анализу
этой первопричины всего конечного существования.
Перводвигатель космоса должен быть всецело актуализированным и лишенным всякой потенции, иначе
оказалось бы, что его актуализировало что-то ему предшествовавшее. Поскольку изменение является
актуализацией потенции, перводвигатель должен быть неизменным, вечным и лишенным материи, которая
есть своего рода потенция. Поэтому такое нематериальное бытие должно быть умом, созерцающим
собственное совершенство и не зависящим от посторонних предметов, которые бы делались объектами его
размышления. Не стремясь ни к какой цели вне самого себя, оно поддерживает вечную деятельность внутри
себя и потому
способно служить высшей целью, к
которой стремятся все
полностью деятельное и совершенное бытие – вершина и ключевой момент аристотелевской метафизики.
Несовершенные предметы мира обладают реальным существованием лишь в той мере, в какой они, каждый в
соответствии со своей ограниченностью, причастны этому совершенству.
Практическая философия
Теоретическая философия и наука стремятся к истине ради нее самой. Практическая философия
стремится к истине с тем, чтобы дать направление человеческой деятельности. Последняя может быть трех
видов: 1) транзитивная деятельность, выходящая за пределы деятеля и обращенная на некий внешний объект,
который она преобразует или совершенствует; 2) имманентная деятельность человеческого индивидуума, с
помощью которой он стремится усовершенствовать самого себя; и 3) имманентная деятельность, в которой
человеческие индивидуумы сотрудничают друг с другом, чтобы самосовершенствоваться в рамках
человеческого сообщества. Каждому из этих видов деятельности Аристотель посвятил специальные трактаты.
Риторика
– это искусство
них верования и убеждения. Риторика Аристотеля посвящена этому искусству, которое, по сути, является
частью "Политики". Определяя то, что мы бы назвали “изящными искусствами” , как подражание, Аристотель
следует Платону.
Однако целью искусства не является
копирование некой
оно открывает в этой реальности универсальные и сущностные моменты, по возможности подчиняя этой цели
все случайное. В то же время художник – не ученый, его цель не просто открыть истину, но еще и доставить
зрителю особое удовольствие от постижения истины в подходящем материальном образе, сделав это с целью