Большое
значение в развитии российской
антропологии имело пребывание
Д.Н. Анучина в 1876-1878 гг. в заграничной
командировке. Во время этого
путешествия он не только ознакомился
с ведущими музеями Германии,
Англии, Франции, Австрии и других
стран, участвовал в археологических
раскопках и собирал коллекции,
но и подготовил Русский антропологический
отдел на Всемирной выставке 1878
г. в Париже. Экспозиция, а с
ней и сами достижения российской
антропологии, получили высочайшую
оценку европейских учёных - ОЛЕАЭ
была присуждена золотая медаль.
Но
подлинным триумфом молодой русской
антропологии стало открытие
Антропологической выставки 3 апреля
1879 г. в Москве (см. Хрестом. 1.2).
Годы
подготовки к выставке - период
наиболее интенсивной исследовательской
деятельности самого А.П. Богданова.
В 1867 г. появилась самая крупная
его работа "Материалы по антропологии
курганного периода в Московской
губернии", а за ней ряд других
его исследований. В это время
он формулирует свои теоретические
взгляды в области антропологии
и разрабатывает методические
вопросы. Наибольшее внимание
А.П. Богданова как исследователя
привлекало изучение этногенеза
русского народа по данным
краниологии. В литературе 60-х
и 70-х гг. широко обсуждался
вопрос об этнической принадлежности
курганного населения центральной
России и в связи с этим
характеристика исходного типа
черепа славянских племен. В работах
А.П. Богданова мы находим различное
решение этих вопросов, но как
бы ни решал он проблему
об изначальном антропологическом
типе славян, о долихо- и брахикефальных
типах, во всех случаях он оставался на
строго научных позициях.
"Нам
нет надобности делать из выводов науки
ненаучные средства, вроде заграничных
брошюр о происхождении народонаселения
Средней России. Не в русском характере,
не в духе истинной русской науки ломать
факты и ложно освещать их, да и нет в них
надобности. Не брахикефалия или долихокефалия
дает право народу на уважение, не курганные
предки, каково бы ни было их происхождение,
могут унизить или возвысить русский народ
и ход его истории".
Антропологию
А.П. Богданов понимал широко
и всегда подчеркивал ее философское
значение, ее роль в разработке
наиболее общих вопросов естествознания.
А.П. Богданов выступал как
сторонник дарвиновского учения.
В духе эволюционизма он воспитывал
своих слушателей, и из его
школы вышло немало выдающихся
биологов.
В 70-х
гг. антропология не только в
России, но и в Европе оставалась
еще вне круга университетских
дисциплин. Хотя еще в 1864 г.
А.П. Богданов выступил с проектом
чтения публичного курса антропологии,
тогда эта идея не была осуществлена.
Проблемы происхождения и классификации
человеческих рас выходили за
пределы специальных научных
интересов и приобретали ту
политическую остроту, которая
не могла не вызвать настороженного
отношения к антропологии в
официальных сферах.
Только
в 1880 г. в Московском университете
был начат первый в России
курс по физической антропологии.
Вся заслуга в этом принадлежит
замечательному российскому ученому
Д.Н. Анучину.
1.4.5. Д.Н. Анучин: развитие
традиций и новые идеи
Д.Н. Анучин был не
только антропологом. Первый в России
профессор географии, создатель
географического музея и Института
географии Московского университета,
основатель и многолетний редактор
географического журнала "Землеведение",
автор многих научных и научно-популярных
географических работ - Д.Н. Анучин по праву
считается основоположником русской
академической географии. Не меньшее
место в его деятельности занимали
этнография и археология. И здесь
он выступает не только как глубокий
исследователь и автор ряда крупных
работ, но и как неутомимый организатор
русской науки, которому этнография
и археология в большой степени
обязаны своим вхождением в круг
академических дисциплин.
Первой
крупной работой Д.Н. Анучина
была статья 1874 г., посвященная антропоморфным
обезьянам и представляющая весьма
ценную сводку по сравнительной
анатомии высших обезьян. К
1876 г. относится его монография
по антропологии и этнографии
айнов. В этой работе наряду с антропологическим
материалом Д. Н. Анучин широко использует
и этнографические, и исторические, и даже
лингвистические данные. Этот комплексный
подход характеризует в целом то направление,
начало которому было положено Д.Н. Анучнным
в России.
Следующей
крупной научной работой было
исследование аномалий черепа. Этот
вопрос явился и предметом
его диссертации на степень
магистра зоологии, защищенной в
Московском университете в 1880 г. и опубликованной
под названием "О некоторых аномалиях
человеческого черепа и преимущественно
об их распространении по расам".
В 1889
г. Анучин опубликовал свою
известную работу "О географическом
распределении роста мужского
населения России", в которой,
основываясь на данных всеобщей
воинской повинности за 1874-1883 гг.
о распределении роста по губерниям
и уездам, он установил центры
высокорослости и низкорослости на территории
Восточной Европы. Объяснение картины
географического распределения роста
автор находит в данных исторической этнографии
- в размещении в различные эпохи на территории
Восточной Европы финнов и славян, расселении
славянских племен и путях их колонизации,
обусловивших различия в расовом составе
отдельных районов. Эта "классическая"
по самым строгим современным меркам работа
вводила в научный обиход новые материалы,
значительно превосходившие по охватываемой
территории все, что было известно на Западе.
Эти материалы были статистически детально
разработаны и подвергнуты тому комплексному
антропологическому, географическому
и этнографическому методу анализа, которому
постоянно следовал в своих трудах Д.Н.
Анучин. Исследование о географическом
распределении роста оказало значительное
влияние на многие работы русских и зарубежных
антропологов.
В 80-х
гг. антропологические учреждения
стали возникать, помимо Москвы,
и в других городах России.
Антропологические общества были
основаны в 1887 г. при Петербургском
университете, в 1893 г. при Петербургской
военно-медицинской академии. Руководителем
последнего был автор многих
краниологических работ известный
русский анатом А.И. Таренецкий
(1845-1905). Под его руководством был выполнен
ряд докторских диссертаций на антропологические
темы. В Казани антропологические работы
проводил Н.М. Малиев. Его ученик С. Чугунов,
работавший в Томском университете, опубликовал
работы по остеологии древнего населения
Сибири. Отдельные антропологические
исследования выполнялись в стенах Харьковского,
Дерптского (Тартуского) и других университетов.
Но
центром антропологической работы
продолжал оставаться Антропологический
отдел ОЛЕАЭ. Во главе этого
общества в течение многих
лет стоял Д.Н. Анучин, продолжавший
развивать начатые А.П. Богдановым
краниологические исследования
и работы в области этнического
и расового состава современного
населения России. Характернейшей особенностью
всей деятельности Д.Н. Анучина было стремление
популяризировать науку, сохраняя при
этом всю точность и строгость научных
исследований. Одним из результатов этой
деятельности стало учреждение в 1882 г.
Антропологического музея в Москве, основанием
для которого послужили коллекции, собранные
к Антропологической выставке 1879 г. По
словам В.В. Бунака, музей "не имел себе
равных за границей".
Серия
"Трудов антропологического отдела",
изданная под редакцией Д.Н.
Анучина, содержит ряд работ,
посвященных антропологическому
изучению отдельных народов. Таковы
работы Н.Ю. Зографа по антропологии русского
населения, монографии А.А. Ивановского
"Монголы - торгоуты" и "Об антропологическом
составе населения России", исследование
Е.М. Чепурковского "Географическое
распределение формы головы и цветности
крестьянского населения преимущественно
Великороссии в связи с колонизацией ее
славянами" (1913), в котором последовательно
применен географический принцип анализа
в этнической антропологии (см. тему 2).
Важной
заслугой Д.Н. Анучина, как и
его учителя А.П. Богданова,
является установление и развитие
связей с крупнейшими деятелями
зарубежной антропологии и её основателями,
такими как П. Брока, П. Топинар, Р. Мартин,
И. Деникер и другими. Эти связи значительно
обогатили антропологическое знание.
Не прервались они и в советское время.
1.4.6. Начало "советского
периода" российской антропологии
Первые шаги антропологии
этого периода также были связаны
с деятельностью Д.Н. Анучина. Пользуясь
колоссальным уважением в научных
кругах, он не только продолжал свою
работу в университете и в научных
обществах, но выступал инициатором
и организатором новых учреждений.
Так, по его ходатайству весной 1919
г. в Московском университете была учреждена
Кафедра антропологии. Его инициативе
обязан своим основанием Научно-исследовательский
институт антропологии Московского
университета, организованный в 1922 г.
После
организации Института антропологии
получает новое направление работа
московских антропологов, возглавляемая
В.В. Бунаком, учеником Д.Н. Анучина.
Это направление связано с дальнейшим
расширением базы антропологических исследований
и разработкой антропометрических методов.
Интенсивно развивается начатое Е.М. Чепурковским
(1871-1950) применение биометрического и географического
методов исследования. Под руководством
В.В. Бунака получают свое развитие дифференцированные
приемы морфологического анализа. Широко
развернулись исследования антропологического
состава населения России и Республик
СССР. К этому времени относятся работы
В.В. Бунака и П.И. Зенкевича по антропологии
народов Поволжья, А.И. Ярхо - по тюркским
народам Алтае-Саянского нагорья и Средней
Азии, Н.И. Ансерова - по Азербайджану, Л.В.
Ошанина - по Средней Азии, Л.П. Николаева
- по населению Украины и другие. Большие
материалы были собраны по вопросам физического
развития, конституции, возрастной морфологии.
Антропологическая наука обогатилась
палеоантропологическими находками.
Мы
не будем останавливаться очень
подробно на истории развития
антропологической науки в XX в.
Это тема требует отдельного
специального рассмотрения, пока
никем не проведенного. Наиболее
"громкие" имена исследователей (например,
российских: В.В. Бунака, Г.Ф. Дебеца, М.А.
Гремяцкого, Я.Я. Рогинского, В.П. Алексеева
и многих других), развивавших и продолжающих
развивать различные направления этой
науки, а также предложенные ими концепции
будут рассмотрены в соответствующих
темах.
Отметим
главное - в первых десятилетиях
XX в. российская антропология представляла
собой вполне самостоятельную университетскую
дисциплину. В своем основании она имела
практически непрерывную научную традицию,
связанную с комплексным подходом к исследованию
человека (знаменитая "Анучинская триада"
наук, связанных между собой неразрывно:
антропология - археология - этнография).
К этому
периоду - этапу становления физической
антропологии - относится разработка
общих и частных антропологических
методик, формируются специфическая
терминология и сами принципы
исследований. Наконец, происходит
накопление и систематизация
колоссальных материалов, касающихся
вопросов происхождения, этнической
истории, расового многообразия
и, при этом, единства человека
как биологического вида.
1.5. Резюме
Для того чтобы принять
или отвергнуть какое-либо научное
положение, необходимо обладать фактическими
данными и уметь выводить из них
логические заключения. При этом следует
пользоваться принятыми в научном
сознании терминами.
Антропология (от греческого
anthropos - человек и logos - слово, учение, наука)
в наиболее широком понимании представляет
собой область знания, предметом исследования
которой является человек.
В науке установилось
двоякое понимание антропологии
- как науки о человеческой душе
(общая антропология), с одной
стороны, и науки о человеческом
теле, его строении и многообразии
- с другой (биологическая антропология).
Предметом изучения
биологической (или физической) антропологии
является многообразие биологических
признаков человека во времени и
пространстве.
Задача биологической
антропологии - выявление и научное
описание изменчивости (полиморфизма)
ряда биологических признаков человека
и систем этих (т.н. антропологических)
признаков, а также выявление
причин, обуславливающих это многообразие.
Исходным уровнем
изучения биологической антропологии
является индивид. Применение популяционно-статистических
методов и комплексный подход
к исследованию предоставляют возможность
описания и других уровней организации
человека - популяций и их объединений.
В своем составе
физическая антропология имеет несколько
основных разделов - направлений исследования
биологии человека. С большой долей
условности мы можем говорить о существовании
антропологии исторической (исследует
историю и праисторию многообразия
человека) и антропологии географической
(исследует географической вариабельности
человека).
В качестве самостоятельной
научной дисциплины физическая антропология
оформилась во второй половине XIX в. Практически
одновременно в странах Западной
Европы и в России были учреждены
первые научные антропологические
общества и стали издаваться первые
специальные антропологические
работы. Среди основоположников научной
антропологии - созвездие выдающихся учёных
своего времени: П. Брока, П. Топинар, Р.
Мартин, И. Деникер, К.М. Бэр, А.П. Богданов,
Д.Н. Анучин и другие.