Антропология,предмет и задачи

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2011 в 12:39, лекция

Описание работы

Термин "Антропология" имеет греческое происхождение и в дословном переводе означает "наука о человеке" (от anthropos - человек и logos - слово, учение, наука). Таким образом, антропология представляет собой область научного знания, предметом исследования которой является человек. В таком понимании термин несет свое наиболее широкое содержание. Сказать: "Я - антрополог" может, пожалуй, любой, кто хоть раз обращал внимание на разнообразие внешнего облика, характера или поведения окружающих людей, то разнообразие, которое сопровождает каждого из нас на протяжении всей жизни.

Содержание

1.1. "Лирическое" вступление: Чего мы хотим?
1.2. Антропология (история термина)
1.3. Предмет науки
1.4. Становление антропологии в России
1.5. Резюме

Работа содержит 1 файл

ТЕМА 1.docx

— 50.14 Кб (Скачать)

     Но  прошло почти полвека, наши  представления о мире вновь  изменились, и, как мы убедимся, сегодня содержание термина "антропология" вновь существенно расширяется.  Посмотрим, чем занимались и  занимаются антропологи, к суждениям  какого порядка они приходят, а потом попытаемся сформулировать  еще одно определение этой  науки. 
 

1.3. Предмет науки 

…с антропологией  естествознание не является каким-то островом,

     отделенным  бездною от других наук чисто  человеческих,

     если  так можно выразиться, то есть  касающихся самых высоких,

     самых  увлекательных для ума сторон  его природы,

     его  истории и его существования

     А.П.  Богданов, 12 ноября 1876 г. 

Мы не случайно остановились на истории одного термина и посвятили  ему так много слов и времени. Удачно выбранное для названия "занятия" слово часто диктует само содержание, предмет этого "занятия". Термин "антропология" является как раз  таким очень "удачно выбранным" словом. Он сам в себе несет и  наиболее полное определение науки, и характеризует ее наиболее общий  предмет.

     Предметом  изучения антропологии является  многообразие человека во времени  и пространстве. Это многообразие  складывается из проявлений большого  числа самых разных черт - антропологических  признаков.

     Вспомним, на что мы обращаем внимание, первый раз встретив человека, как мы его оцениваем? Мы смотрим, во что он одет (богато, бедно, экстравагантно, стильно), на каком языке он говорит (русском, немецком, с акцентом или нет), как он выражает свои мысли (какие обороты и выражения использует), мы пытаемся понять его настроение (веселое, спокойное, мрачное), мы оцениваем уровень его интеллекта и его социальное происхождение…

     Легко  заметить, что приведенный перечень "признаков", по которым мы  пытаемся составить образ человека, далеко не полон. Половина из  них относится к сфере психологии, другая часть - к области социологии. Что же мы забыли описать?  Пожалуй, одно из самых главных.  В своем представлении о человеке мы обязательно фиксируем: "…крупен или мелок или широк; плечи, лица широкие, круглые, цветом серые, чёрные или белые; носы острые или круглые, покляповатые или плоски; волосы чёрные, русые, белые или рыжие и как долги… нос, рот большой, губы толстые или средние, цветом смуглы или белы, жёлты…" (В.Н. Татищев, 1737 г.). Наконец, мы пытаемся оценить возраст этого человека.

     Все  эти признаки относятся к сфере  биологии человека. Они являются  важнейшей составляющей нашего  впечатления о человеке, дают  нам представление о его сугубо  индивидуальных чертах. Из этих  индивидуальных черт складывается то самое многообразие, исследованием которого и занимается физическая антропология, при помощи, преимущественно, методов естественных наук.

     Как  мы только что заметили, достаточно  значительное место в нашем  восприятии играют и небиологические  признаки, связанные с поведением  человека, его социальной и общественной  организацией, культурой и многими  другими "сугубо человеческими"  свойствами, теми же психическими  свойствами.

     Любой  исследователь, занимающийся проблемой  изучения человека и стремящийся  к целостному пониманию, не  может замкнуться только на  своей узкой научной специальности.  Специалист придает особое значение  именно деталям, относящимся к  его науке. Антропологи - не  исключение. И вы как специалисты  также, несомненно, имеете свой  особенный взгляд на человека. Какой из этих взглядов является  правильным? Это проблема нашего  восприятия. Её очень удачно иллюстрирует  хорошо известная психологическая  "метафора" - куб Неккера (см. Видео).

     Посмотрите  на рисунок в течение нескольких  секунд, и вам покажется, что  вперед выступает задняя грань  куба. Продолжайте смотреть, и к  вам вернется первое впечатление  - выступать будет передняя грань.  А теперь задумайтесь - ведь  перед нами на самом деле  плоский двумерный рисунок, лишь  изображающий объём. Ни первое, ни второе, ни третье сделанное  нами наблюдение не является  более правильным, чем другое. "Правильным" пониманием является то, что все  они равноценны и представляют  три взгляда на одну и ту  же истину, все вместе эти три  наблюдения позволяют нам максимально  полно описать объект. Мы создали  систему представлений о нём.

     Стремление  представить познаваемое как  систему является универсальной  характеристикой человеческого  познания. Системный подход - относительно  новое методологическое направление  в науке, основная задача которого  состоит в разработке методов  исследования и конструирования  сложноорганизованных объектов - систем  разных типов и классов.

     Представьте  на месте куба Неккера человека. Он как раз является таким сложноорганизованным объектом. Чтобы полно описать все его "грани", тесно взаимосвязанные между собой, и не сделать ошибки в своем заключении, требуется тщательный подход к исследованию, желание увязать в своём представлении максимальное количество различных его аспектов, от мелких деталей до наиболее общего комплексного представления.

     С точки  зрения физической антропологии  одной из важнейших составляющих  человека, знание которой необходимо  для получения целостного представления  о нём, является его биология. Данные других естественно-научных и гуманитарных дисциплин используются антропологами в качестве обязательного, необходимого источника сведений для адекватного описания и комплексного исследования объекта.

     Исходным  и основным уровнем изучения  антропологов является индивид.  Применение популяционных подходов  и методов вариационной статистики  к исследованию антропологических  признаков предоставляет возможность  описания и следующих в иерархии  уровней организации человека - популяций  и их объединений.

     В своем  составе физическая антропология  имеет несколько основных разделов - направлений исследования биологии.

     Вспомним  последний раз определение нашей  науки - это описание человеческого  многообразия в пространстве (прежде  всего, географии) и во времени  (времени жизни человека, времени  существования популяции, истории).

Таким образом, задача физической антропологии - выявление  и научное описание изменчивости (полиморфизма) биологических признаков  человека и их систем - решается в  двух основных плоскостях:

его истории и  праистории;

его географической вариабельности.  

Можно сказать, что  существует антропология историческая и антропология географическая. Хотя оба эти термина не слишком  точно описывают предмет своего изучения, ведь даже эти самые общие  разделы всегда имеют множество  точек пересечения.

     Это  два наиболее общих раздела  антропологии (см. рис. 1.5). Как мы увидим, особенности работы в рамках этих составляющих в большой степени зависят от того фактического материала, исследованию которого посвящены эти разделы. Так, например, существенно отличаются признаки, фиксируемые антропологами на живых людях и на костных останках человека. Имеет существенные отличия и методический аппарат подобных исследований. Эти проблемы, способы их разрешения, а также более частное деление каждого из указанных разделов антропологии мы подробно рассмотрим в следующей теме (см. тему 2). 
 
 

А пока посмотрим, какую  историческую традицию имеет в своем  основании антропологическая наука. 
 

1.4. Становление антропологии  в России 

…изучение коллективного  человека, во всем разнообразии

     его  типов в пространстве и времени…

     Д.Н. Анучин о задаче антропологии (Анучин, 1900. С. 33)

1.4.1. Истоки антропологических  исследований в России (XVIII в.)

1.4.2. Антропологические  работы К.М. Бэра (первая половина XIX в.)

1.4.3. Антропология  в XIX в.: общественный и научный  интерес к науке 

1.4.4. Антропологическая  "школа" А.П. Богданова 

1.4.5. Д.Н. Анучин: развитие  традиций и новые идеи 

1.4.6. Начало "советского  периода" российской антропологии  

В качестве самостоятельной  научной дисциплины физическая антропология оформилась во второй половине XIX в. В 60-х  гг. в странах Западной Европы были учреждены первые антропологические  общества и стали издаваться первые специальные антропологические  работы. В Париже, по инициативе П. Брока, в 1859 г. впервые было основано Антропологическое научное общество, при котором были организованы музей и Антропологическая школа. В 1863 г. основывается Антропологическое общество в Лондоне. Позднее аналогичные организации возникают в Германии, Италии и других странах.

Но процесс накопления антропологических знаний начался  намного ранее, он включал в себя:

изучение особенностей физического типа народов (современные этническая антропология и расоведение);

развитие общетеоретических  представлений о происхождении  человека (сейчас - теория антропогенеза).  

Вопросы же, связанные  с изучением вариаций строения отдельных  систем и органов человека, возрастной изменчивости и физического развития (современная морфология человека) долгое время не выходили из круга  интересов анатомов и медиков.

     Для более углубленного ознакомления с этапами становления зарубежной физической антропологии предлагаем Вам ознакомиться с выдержками из, пожалуй, наиболее удачного до сих пор историографического очерка, написанного Я.Я. Рогинским (Рогинский, Левин, 1963. С. 14-17) (см. Хрестом. 1.1).

     Остановимся  на антропологии отечественной.

     "Официальной"  датой рождения антропологии  в России считается 1864 г., когда  по инициативе "первого российского  антрополога" А.П. Богданова  был организован Антропологический  отдел Общества любителей естествознания (переименованного впоследствии  в Общество любителей естествознания, антропологии и этнографии - ОЛЕАЭ). Эта важная веха в развитии антропологии была описана великим русским учёным и организатором науки Д.Н. Анучиным (см.: Анучин, 1916. С. 8) следующим образом: "Было весьма смелым шагом основать в то время такой отдел, когда и на западе-то существовало всего с 1860-го года Общество антропологии в Париже, а в Москве, за исключением самого А.П. Богданова, не было, можно сказать, вовсе лиц, знакомых с элементами этой науки. Извинением могло служить то обстоятельство, что ведь это было не общество учёных антропологов, а кружок (отдел) любителей антропологии, которые желали учиться и собирать материалы по антропологии России". 
 

1.4.1. Истоки антропологических  исследований в России (XVIII в.) 

Но желание "учиться  и собирать материалы", а также  систематизировать их возникало  у деятелей русской науки задолго  до работ проф. А.П. Богданова, и задолго  до того, как были выработаны специальные  методы антропологических исследований. В этой связи вспомним о приведенной  ранее цитате про "покляповатые" носы и "широкие" плечи. Это фрагмент из анкеты, составленной В.Н. Татищевым в 1737 г. Его знаменитое "Предложение о сочинении истории и географии российской" содержит в себе первую (и не только в России) систематизированную программу описания Земли, содержащее около 200 вопросов по различным разделам географии, истории и, конечно, этнографии. В том числе указывается, что "при описании каждого народа состояние телес обсчественное нуждно описать", и говорится, как это сделать.

     Существенным  этапом на этом пути было  начало исследования Сибири, Дальнего  Востока и Северных территорий  России. Следуя за В.Н. Татищевым, участник Великой Северной Экспедиции 1733-1743 гг. историк Г.Ф. Миллер разработал первую подробную анкету (фактически - антропологический бланк), содержавшую десятки вопросов: рост, телосложение, форма и цвет волос, цвет глаз, размеры и форма лица, носа, рта, подбородка, ушей, величина, посадка и цвет зубов и так далее. Большинство из этих признаков входит и в современные антропологические бланки, правда, в унифицированной форме.

     Антропологические  характеристики различных народов  Российской империи продолжают  поступать на протяжении XVIII-XIX вв. Среди них описания антропологического  типа камчадалов, коряков и курильцев, разбросанные в этнографической монографии С.П. Крашенинникова ("Описание земли Камчатки", 1755 г.). Автор отмечает, например, что камчадалы "ростом низки, телом смуглы, не мохнаты, черноволосы, малобороды, лицом калмыковаты, с покляпыми носами...", курильцы "в телесном виде" резко от них отличны: "Сей народ ростом средней, волосом черен, лицем кругловат и смугол, но гораздо пригоже других народов. Бороды у них большие, окладистые, тело мохнатое...". Огромный материал был собран участниками академической экспедиции 1768-1774 гг. под руководством П.П. Палласа. В значительной степени сводкой накопленных этнографических и антропологических материалов явилось вышедшее в 1776-1777 гг. сочинение Георги "Описание всех в Российском государстве обитающих народов". Сведения эти не упорядочены, не приведены ещё в систему, а иногда и просто забавны, но представляют несомненный интерес и для современной науки.

Информация о работе Антропология,предмет и задачи