Антропология,предмет и задачи

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2011 в 12:39, лекция

Описание работы

Термин "Антропология" имеет греческое происхождение и в дословном переводе означает "наука о человеке" (от anthropos - человек и logos - слово, учение, наука). Таким образом, антропология представляет собой область научного знания, предметом исследования которой является человек. В таком понимании термин несет свое наиболее широкое содержание. Сказать: "Я - антрополог" может, пожалуй, любой, кто хоть раз обращал внимание на разнообразие внешнего облика, характера или поведения окружающих людей, то разнообразие, которое сопровождает каждого из нас на протяжении всей жизни.

Содержание

1.1. "Лирическое" вступление: Чего мы хотим?
1.2. Антропология (история термина)
1.3. Предмет науки
1.4. Становление антропологии в России
1.5. Резюме

Работа содержит 1 файл

ТЕМА 1.docx

— 50.14 Кб (Скачать)

     В последние десятилетия XVIII в. были проведены русские экспедиции на Алеутские острова, Аляску, основаны русские поселения на Тихоокеанском побережье Северной Америки. Начиная с первого кругосветного плавания И.Ф. Крузенштерна и Ю.Ф. Лисянского (1803-1806 гг.), русские моряки совершили более 30 кругосветных путешествий, ознаменовавшихся не только важнейшими географическими открытиями, но и доставивших первые сведения о населении тихоокеанских островов. В трудах Ю.Ф. Лисянского, О.Е. Коцебу, В.М. Головнина, Ф.П. Литке и других русских мореплавателей заключены ценнейшие этнографические материалы и наряду с ними первые в науке описания физического типа многих народов.

     В то  время как накопление данных  о физическом типе народов  России и зарубежных стран  шло параллельно с этнографическими  исследованиями, другая область  антропологии, трактующая вопросы  происхождения человека и его  места в системе животного  мира, развивалась в связи с  "натуральной историей".

     Работы  А.П. Протасова, С.Г. Забелина, А.М.  Шумлянского, Д.И. Иванова и других русских анатомов еще в XVIII в. заложили прочные основы для развития отечественной анатомии. Представителем анатомии начала XIX в. был выдающийся анатом и физиолог П.А. Загорский - автор ряда тератологических исследований.

     На  русский язык переводились наиболее  крупные произведения мировой  естественноисторической литературы, например знаменитая "Естественная  история" Ж. Бюффона, опубликованная  в России в период с 1749 по 1804 гг. Ж. Бюффон, не отрицая возможности  превращения одного вида в  другой у животных, категорически  отвергал мысль о связи человека  с животным царством. Он подчеркивает  огромную пропасть между человеком  с его сложным душевным миром  и прочими, лишенными разума, существами. Несмотря на авторитетность этого  мнения, русский ученый А. Каверзнев  в сочинения "О перерождении  животных" (1775 г.) пытается доказать  идею о родстве человека и  приматов. Впервые такая мысль  была полноправно оформлена в  таксономических трудах К. Линнея (1707-1778) и работах Ж.Б. Ламарка  (1774-1829).

     Близкой  идеи придерживался русский писатель  и философ А.Н. Радищев, написавший  в 1792-1796 гг. трактат "О человеке, о его смертности и бессмертии". "Паче всего сходственность человека примечательна с животными… Все органы, коими одарен человек, имеют и животные, разумея в назначенной их постепенности". Отмечая сходство с животными и указывая, что "нет в человеке, может быть, ни единый склонности, ни единый добродетели, коих бы сходственность в животных не находилося", А.Н. Радищев подчеркивает и отличия человека. Это, в первую очередь, прямохождение - "паче всего человека отличающее качество". "Широкая его ступня, большой у ноги палец и положение других с движущими ступню мышцами суть явное доказательство, что человек не пресмыкаться должен по земле, а смотреть за ее пределы". Важнейшей особенностью человека является лишь одному ему свойственная речь, " …ее пособию одолжен человек всеми своими изобретениями и своим совершенствованием…". 
 

1.4.2. Антропологические  работы К.М. Бэра (первая половина XIX в.) 

В начале XIX в. антропология еще не оформилась в качестве самостоятельной отрасли знания. В России первые шаги в этом направлении связаны с деятельностью академика К.М. Бэра (1792-1876). Один из крупнейших естествоиспытателей XIX в., основатель современной эмбриологии, выдающийся географ и путешественник, К.М. Бэр известен и как один из крупнейших антропологов своего времени, как организатор антропологических и этнографических исследований в России. Особый интерес представляет его работа "О происхождении и распространении человеческих племен" (1822 г.), в которой развивается взгляд о происхождении человечества из общего корня, о том, что различия между человеческими расами выработались после их расселения из общего центра, под влиянием различных природных условий в зонах их обитания. Пожалуй, эта работа впервые представляет собой не просто сборник антропологических сведений, и не сводится к простому постулированию некоторой идеи, а является попыткой доказательного логического вывода определенной гипотезы.      В 1824 г. К.М. Бэр опубликовал свои лекции по антропологии. Из трех задуманных автором частей была напечатана только первая - антропография, излагающая основы анатомии и физиологии человека. Другие две части должны были быть посвящены сравнению человека с животными, его положению в системе животного мира, а также описанию различий внутри человечества, вопросу о подразделениях внутри вида, о влиянии климатических факторов и условий жизни на строение человека. К сожалению, в завершенном виде работа так и не увидела свет. Частично свои идеи К.М. Бэр изложил в ряде популярных статей, опубликованных в 50-60-х гг. в Петербурге.

     С 1842 г. К.М. Бэр возглавляет Анатомический  кабинет Академии наук в Петербурге, где хранилась небольшая краниологическая  коллекция, знаменитая Петровская  коллекция уродов и анатомические препараты, приобретенные Петром I у голландского анатома Рюйша. Благодаря Бэру этот кабинет становится основой будущего крупного музея. Бэр руководил им и отдал много сил пополнению и систематизации в первую очередь его краниологических коллекций. В процессе их изучения Бэр опубликовал ряд статей по краниологии. Первая из них относится к 1844 г. и посвящена описанию карагасского черепа, который он сравнивает с самоедским и бурятскими черепами. Это не только первая в России краниологическая работа, но, несомненно, одно из первых краниологических исследований, в котором поставлены многие методические и общие вопросы антропологии.

     К 1859 г. относится статья К.М. Бэра "О папуасах и альфурах", в которой подробно изложены его взгляды на происхождение человеческих рас. Ему принадлежат и специальные работы - о деформированных черепах, о краниологическом типе славян и ряд других. К.М. Бэр был основоположником изучения антропологического типа курганного славянского населения России и прямым предшественником выдающихся работ А.П. Богданова в этой области.

     Следует  особо отметить заслуги Бэра  в разработке программы и методики  антропологических, в первую очередь  краниологических исследований. Уже  в работах 40-х и 50-х гг., он  указывает на необходимость выработать  единые принципы измерений человеческого  тела (прежде всего, черепа). К.М.  Бэр явился инициатором Конгресса  антропологов, который состоялся  в Геттингене в 1861 г. Предложенные  им на конгрессе методика и  программа краниологических исследований  легли в основу дальнейших  работ краниологов как в России, так и за рубежом.

     Из  теоретических проблем антропологии  наибольшее внимание К.М. Бэра  привлекали вопросы происхождения  человеческих рас, факторы возникновения  расовых особенностей. Основное  положение, которое он развивал  в своих работах, состоит в  том, что различия, как в физическом  типе, так и в культуре народов обусловлены особенностями географической среды, влиянием климата и рельефа местности (традиция Ж.Б. Ламарка). Им последовательно развивается гипотеза единого происхождении человечества и расселении его из единого центра (теория моноцентризма). Эти взгляды вытекали из признания изменяемости форм в животном мире и общности происхождения родственных видов. На протяжении всей своей деятельности К.М. Бэр придерживался теории трансформизма. 
 

1.4.3. Антропология  в XIX в.: общественный и научный  интерес к науке 

Интерес к достижениям  биологии характеризует не только российских естествоиспытателей, этнографов и  анатомов. Связано это с началом  распространения в Европе, да и  в России, различных расистских "теорий", имеющих своей целью "научное" обоснование неравноценности человеческих расовых типов. Это период истории, когда данные антропологии - ещё  только формирующейся самостоятельной  науки, начинают активно использоваться в неблаговидных политических целях. Эти проблемы имели широкий общественный резонанс.      Так, Н.Г. Чернышевский в статье 1855 г. четко формулирует  положение о независимости уровня культуры народов от их расовой принадлежности. Ему же принадлежит антропологическая  работа "О расах" и связанная  с ней статья "О классификации  людей по языку", в которых рассматриваются  вопросы классификации рас, доказывается несоответствие языковой и расовой  классификаций, несовпадение делений  национальных и расовых. Н.Г. Чернышевский касается и вопроса о происхождении  расовых особенностей, связывая их с разными условиями природной  среды, и аргументирует положение  о том, что все расы произошли  от одних предков и что особенности, "которыми отличаются они одна от другой, имеют историческое происхождение".

     Н.А.  Добролюбов выступил в 1858 г.  с критикой модного увлечения  того времени - френологии Галля. В том же году им опубликована статья, содержащая уничтожающую критику двухтомного сочинения славянофила Н. Жеребцова, развивавшего антропосоциологические взгляды. Н.А. Добролюбов развивает мысль о том, что "народные различия вообще зависят всего более от исторических обстоятельств развития народа", что различие между народами "должно быть признаваемо следствием цивилизации, а не коренною ее причиною".

     Эти  и подобные им работы сыграли  важную роль в популяризации  новейших достижений науки о  человеке. Однако в борьбе против  расистских теорий были необходимы  не только аргументы философского  характера, но и доводы, полученные  в результате специальных антропологических  и этнографических исследований, которые и были осуществлены  рядом русских ученых.

     Среди  них огромное значение имеют  работы Н.Н. Миклухо-Маклая (1846-1888). Будучи зоологом по специальности,  он прославил русскую науку  не столько работами в этой  области, сколько своими замечательными  исследованиями по этнографии  и антропологии народов Новой  Гвинеи и других областей южной  части Тихого океана. Особый интерес  к Новой Гвинее возник у  Н.Н. Миклухо-Маклая в значительной  степени под влиянием работы  К.М. Бэра о папуасах и альфурах.

     Но  в еще большей степени, чем  специальные антропологические  проблемы, его увлекали гуманистические  идеалы борьбы за равенство  человеческих рас и права угнетенных  колониальных народов. Н.Н. Миклухо-Маклай  руководствовался идеей, что различия  между расами и народами не  изначальны, а обусловлены различиями  в условиях их существования,  особенностями внешней среды.  Он ставил себе целью на  объективных фактах, на материалах  антропологии "темнокожих народов"  доказать равноценность человеческих  рас и общность их происхождения.

     В ходе  знаменитых экспедиций 1871-1883 гг. на  Новую Гвинею, острова Микронезии  и Меланезии Н.Н. Миклухо-Маклай  ставил перед собой специальную  задачу - выяснить древние связи  населения Индонезии и Океании  и установить границы распространения  меланезийского расового типа. Собранные  им антропологические материалы  явились ценным вкладом в мировую  науку. Им впервые были освещены  многие вопросы антропологии  Океании и Юго-Восточной Азии, положено начало дальнейшему  изучению этих областей. Он опроверг  сложившиеся в науке того времени  представления о коренных различиях  между отдельными расами, в частности  утверждение, что папуасы качественным  образом отличаются от всех  других человеческих рас. Так,  изучив расположение волос на  голове у папуасов, он показал,  что широко распространенное  в то время мнение об особом  пучкообразном распределении их  волос совершенно не соответствует  действительности. В антропологической  литературе прошлого столетия  господствовал взгляд, что одним  из важнейших расовых признаков  является форма черепа, что деление  на долихо- и брахикефалов должно быть положено в основу антропологической классификации. Н.Н. Миклухо-Маклай был одним из первых, кто привел аргументы против этого представления. При этом он исходил из наличия больших вариаций в форме головы в пределах одной расы. В его работах мы находим убедительные доказательства того, что многие физические особенности отдельных народов, считавшиеся расовыми, в действительности объясняются внешними факторами. Так, неоднократно высказывалось убеждение, что у темнокожих рас слабо развита икроножная мускулатура, что у них первый палец на ноге далеко отстоит от второго, и что обе эти черты сближают их с приматами. Н.Н. Миклухо-Маклай показал, что слабая икроножная мускулатура отмечается лишь у тех папуасов, которые проводят много времени в сидячей позе в лодке, и что она хорошо развита у папуасов, ведущих подвижный образ жизни в горах, что большая подвижность первого пальца у отдельных групп приобретена в результате особых трудовых приемов и проявляется поэтому больше на правой, чем на левой ноге. 
 

1.4.4. Антропологическая  "школа" А.П. Богданова 

60-е и 70-е гг. в развитии русской антропологии  справедливо называют "богдановским периодом". Профессор Московского университета А.П. Богданов (1834-1896) был не только инициатором и организатором Общества любителей естествознания при Московском университете, руководимого им в течение 30 лет с момента основания в 1863 г. Именно школа А.П. Богданова стала тем "научным центром", с работами которого связана непрерывная линия дальнейшего развития всей российской антропологической науки. Основные задачи работы этого "центра": целенаправленный и систематизированный сбор антропологических, археологических и этнографических материалов, внедрение новейших зарубежных методик антропологической работы и их унификация, благодаря чему были сделаны существенные и поистине научные достижения в разработке проблем расовой и этнической антропологии.

     Общество  А.П. Богданова считало своей  важнейшей задачей содействие  развитию естествознания и распространению  естественно-исторических знаний в широких кругах русского общества. В программу работ основанного в 1864 г. Антропологического отдела в составе ОЛЕАЭ были включены антропологические, этнографические и археологические исследования, что отражало взгляды того времени на антропологию как комплексную науку о физическом типе человека и его культуре.

     В 1867 г. в Москве состоялась организованная  по инициативе А. П. Богданова  этнографическая выставка, на которой  были представлены и антропологические  материалы: коллекция черепов  и археологических предметов  из курганов Московской губернии, коллекция муляжей ископаемых  гоминид, антропометрический инструментарий  и антропологические фотографии.

     В 70-е  гг. ОЛЕАЭ начало работы по  организации первой в России  Антропологической выставки 1879 г.  Комитет выставки, возглавляемый  А.П. Богдановым, разработал план  специальных научных экспедиций, предложил унифицированные инструкции  по сбору материалов и саму  методику полевых исследований. Были организованы экспедиции  на север России, в центральные,  западные и южные её области,  на Северный Кавказ, в Грузию  и Среднюю Азию. Основное внимание  в этот период уделялось археологическим  раскопкам и сбору краниологических  коллекций. Так, в основном  в это время была собрана  богатейшая краниологическая коллекция,  до сего времени служащая материалом  для исследования происхождения  восточных славян. По поручению  ОЛЕАЭ А.П. Федченко предпринял в 1868-1871 гг. антропологическую экспедицию в Туркестан, А.И. Кельсиев провел антропологическое изучение лопарей. К собиранию и систематизации краниологических материалов были привлечены различные специалисты, в том числе и авторы ценных антропологических работ - Д.Н. Анучин, Н.Ю. Зограф, А.А. Тихомиров, Д.Я. Самоквасов, В.Н. Радаков, С.И. Моравицкий и другие.

Информация о работе Антропология,предмет и задачи