Активизация познавательной деятельности у подростков на уроках трудового обучения

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2012 в 23:55, курсовая работа

Описание работы

Каждый учитель хочет, чтобы его ученики хорошо учились, с интересом и желанием занимались в школе. В этом заинтересованы и родители учащихся. Но подчас и учителям, и родителям приходится с сожалением констатировать: «не хочет учиться», «мог бы прекрасно заниматься, а желания нет». В этих случаях мы встречаемся с тем, что у ученика не сформировались потребности в знаниях, нет интереса к учению.
В чем сущность потребности в знаниях? Как она возникает? Как она развивается? Какие педагогические средства можно использовать для формирования у учащихся интереса к знаниям? Эти вопросы волнуют многих педагогов и родителей.
Учителя знают, что школьника нельзя успешно учить, если он относится к учению и знаниям равнодушно, без интереса. Поэтому интересы учащихся надо формировать и развивать.

Работа содержит 1 файл

Активизация познавательной деятельности у подростков на уроках технологии.DOC

— 307.50 Кб (Скачать)

б) уменьшить  время на нее на уроке;

в) чаще предлагать творческие задания;

г) не задавать домашнего задания;

д) чаще предлагать индивидуальные задания.

5. Тебе  интересно что либо мастерить  на уроках труда или дома? 

Приложение  № 4.

Анкета 2. 
 

1. Фамилия, имя.

2. Считаете  ли Вы, что изучение технологии  важно Вам для общего развития?

3. Пригодятся  ли Вам знания по технологии  в будущей жизни ?

4. Знание  технологии помогает овладеть  практическими умениями ?

5. Знание  технологии помогает стать специалистом широкого профиля ?

6. Часто  ли у Вас на уроках труда  такое состояние, что "ничего  не хочется делать" ?

7. Если  в начале урока Вы были активны,  заинтересованы работой, то часто ли сохраняется ваша активность до конца урока ?

8. Считаете  ли Вы, что технологию можно было бы в школе не изучать?

9. Считаете  ли Вы, что для хорошего знания  технологии Вам нужно глубоко изучить теорию ?

10. Бывает  ли так, что Вам не хватает  умений, а Вы не хотите учиться  ?

11. При  изучении технологии стремитесь  ли Вы научиться рациональным способам выполнения заданий ?

12. Часто  ли Вам  для того, чтобы втянуться  в работу надо приводить интересные примеры ? 

Приложение  № 5. 

Темы  рефератов. 
 

1. История  появления в России картофеля  и томатов.

2. Праздничная  сервировка стола.

3. Какими инструментами и приспособлениями мы пользуемся на кухне.

4. Праздничное  меню.

5. Эти  разные салаты.

6. Сладкий  стол и т.д. 

Приложение  № 6.

Кроссворд № 1. 

    5  
  2           6
     
1         7            
    4        
  3                  
         
       
8            
  9            
     
 

По  горизонтали:

1. Блюдо  из тушеных овощей.

3. Овощ. Наша Брянская область занимает  ведущее место по его выращиванию, иногда его называют “вторым хлебом”.

7. То, что  приходит во время еды.

8. Плоды  кустарников и некоторых деревьев.

9. Кисломолочный  продукт, который можно приготовить в домашних условиях.

По  вертикали:

2. Продукт,  полученный при размоле зерновых  культур.

4. Овощ, очень богатый витамином А.

5. Напиток,  приготовленный из сока ягод  и крахмала.

6. Изделие  из рубленого мяса.

Ответы: 1. Рагу. 2. Крупа. 3. Картофель. 4. Морковь. 5. Кисель. 6. Котлета. 7. Аппетит. 8. Ягоды. 9. Творог.

Приложение  № 7.

Кроссворд № 2. 

      4   6    
5               10
         
  3                
        7     8  
  2                  
1                
        9              
       
   
 

По  горизонтали:

  1. Открытый  своеобразный итальянский пирог  со всевозможными начинками.

  3. Древнейшее  лакомство многих народов.

  5. Холодный  суп.

  7. Первое  блюдо, неотъемлемым компонентом  которого является свекла.

  9. Блюдо  из теста и мяса, являющееся  излюбленным у народов Сибири.

По  вертикали:

  2. Слово,  происходящее от древнерусского  “пир”.

  4. Острый  суп, приготовленный на мясном, рыбном и грибном бульонах.

  6. Важнейшая  овощная культура разностороннего  использования.

  8. Национальное  русское блюдо.

  10. Блюда, предназначенные для возбуждения аппетита.

Ответы: 1. Пицца. 2. Пирог. 3. Пряник. 4. Солянка. 5. Окрошка. 6. Картофель. 7. Борщ. 8. Щи. 9. Пельмени. 10. Закуски.

Приложение  № 8.

Кроссворд № 3. 

  1  
2                
     
3                      
         
  6            
       
      5
4            
         
   
 
 
 
 

По  горизонтали:

2. Специальность  человека, изготавливающего торты,  пирожные, печенья, пряники и т.д.

3. Один  из способов консервирования.

4. Единица  измерения энергетической ценности  продукта.

6. Описание приготовления какого-либо блюда.

По  вертикали:

1. Подготовка  и оформление стола.

3. Перечень  блюд и напитков для завтраков,  обедов, ужинов.

5. Работник  общепита, занимающийся приготовлением  блюд.

Ответы: 1. Сервировка. 2. Кондитер. 3. Меню. 3. Маринование. 4. Калорий. 5. Повар. 6. Рецепт.

   

Приложение  № 9.

Тест  № 1.

Найдите в правой колонке определения, соответствующие  понятиям левой колонки.

А. Культура питания

Б. Норма  питания

В. Режим  питания

Г. Калорийность рациона

  1. Количество ингредиентов питания, удовлетворяющее суточную потребность организма.
  2. Количество калорий, содержащихся в тех или иных продуктах питания.
  3. Умеренность в еде, разнообразии пищи, сбалансированном рационе, экономическом расчете.
  4. Установленный во времени, структуре, объемах и калорийности порядок принятия разнообразной пищи.
 
 

Ответы: А- 3; Б- 1; Г- 2. 

Приложение  № 10.

Тест  № 2.

Выберите  правильный ответ:

  1. Какие из перечисленных ниже потребностей не входят в понятие “рационального питания”?

а) формирование новых и восстановление отработанных тканей организма;

б) обеспечение  организма только витаминами;

в) обеспечение  энергетических затрат, необходимых  для поддержания жизни и трудовой деятельности человека;

г) регулирование  жизненных процессов человека.

  1. Рациональное питание означает:

а) разнообразие;

б) умеренность;

в) разумность;

г) употребление только деликатесных продуктов.

  1. Мясо, рыба, молочные продукты являются источником:

а) минеральных  солей;

б) жиров;

в) белков;

г) углеводов.

  1. Энергетическая ценность продукта измеряется:

а) граммами;

б) миллиграммами;

в) калориями;

г) джоулями.

Ответ: 1 - г; 2 - а; б; в; 3 - в; 4 - в. 
 

      Литература.

    1. Анастази А. Психологическое тестирование. 2 книга. М., Педагогика, 1982.
    2. Ахметгалиев А. Мотивация деятельности на уроках математики // Математика в школе, 1996. № 2. С. 56 – 60.
    3. Водзинский Д.И. Воспитание интереса к знаниям у подростков. М., Просвещение, 1963. С. 5 – 138.
    4. Возрастная и педагогическая психология // Под ред. М.В. Гамезо. М., Просвещение, 1984. С. 220 – 245.
    5. Возрастная и педагогическая психология. // Под ред. А.В. Петровского. М.. Просвещение, 1979. С. 101 – 215.
    6. Вопросы психологии познавательной деятельности. М., МГПИ, 1980.
    7. Егорова Л.И. Создание ситуации успеха на уроках. // Математика в школе. 1996. № 6. С. 3 – 5.
    8. Кондратенко    Труд и талант учителя.
    9. Лебедев О. Е. Формирование потребности в знаниях у учащихся. Л., Знание,  1973. С. 17 – 32.
    10. Маркова А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте. М., Просвещение , 1983. С. 5 – 79.
    11. Морозова Н.Г. Учителю о познавательном интересе. М., Знание, 1979. С. 5 – 46.
    12. Немов Р.С. Психология. Часть II. М., Просвещение, Владос, 1994. С. 114 – 307.
    13. Осницкий А.К. Психология самостоятельности. М. – Нальчик, Эль-фа, 1996. С 25 – 63.
    14. Психологический словарь. // Под ред. А.В. Петровского. М., 1990.
    15. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании. М., Владос, 1996. С. 99 – 243.
    16. Ситникова Т.В. Приемы активизации учащихся в 5 – 6 классах. // Математика в школе. 1993 № 2. С. 24.
    17. Смирнов В.А.., Смирнова И.М. Активизация деятельности учащихся при изучении  теории. // Математика в школе. 1992. № 1. С. 17 – 18.
    18. Способности и интересы. // Под ред. Н. Д. Левитова, В.А.Крутецкого. М., 1962.
    19. Финкельштейн В.М. Заинтересовать учеников. // Математика в школе. 1993. № 2. С. 17 – 21.
    20. Формирование познавательных интересов школьников. // Под ред. Щукиной Г.И. Л., 1968.
    21. Фридман Л.М., Кулагин И.Ю. Психологический справочник учителя. М., Просвещение, 1991. С. 28 – 219.
    22. Худик В.А. Психологическое изучение профессиональной направленности личности в подростковом и юношеском возрасте. К., Освита, 1992.
    23. Широкова Л.А. Учебная программа в форме игры. // Математика в школе. 1994. № 2 С. 50.
    24. Щербаков А.И. Психологические основы формирования личности советского учителя. Л., 1967. С. 105 – 113.
    25. Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. М., Просвещение,  С. 95 – 126.
    26. Щукина  Г.И. проблема познавательного интереса в педагогике. М., Педагогика, 1971.
    27. Энциклопедия психологических тестов. Темперамент, характер, познавательные процессы. М., ООО «Издательство АСТ», 1997.

Информация о работе Активизация познавательной деятельности у подростков на уроках трудового обучения