Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2011 в 20:32, реферат
Завершением триады деятельности, по Коменскому, выступает хресис (применение). В первую очередь оно начинается с уяснения функциональной сущности вещи, затем нахождение правильного способа применения вещи. И, главное, «применять уже добытое знание только на доброе». Философия Коменского предлагает разработанную методику научного постижения мира, разумную систему перехода от теоретической к практической деятельности и наоборот. Но в целом философия Коменского являет нам две стороны своего учения: прежде всего она подчинена главной задаче - педагогике, с другой стороны. Задумав цельную систему пансофии, он не смог довести ее до конца.
Введение……………………………………………………………………….2
1. Я.А. Коменский о разных ступенях образования и устройстве школ…..4
2. Основные категории педагогики Коменского: «природа человека», образование, принципы (основоположения), содержание образования, методы обучения и воспитания……………………………………………….6
3. Содержание, формы и методы нравственного воспитания по Я.А.Коменскому……………………………………………………………….9
4. Я.А. Коменский о работе учителя…………………………………………10
Заключение…………………………………………………………………….13
Литература……………………………………………………………………..15
Обучение
вне всякого сомнения должно быть и посильным,
а усвоение материала прочным. Постоянные
упражнение и повторение в школе Коменского
были основными методами обучения языку
и многим другим предметам. Но и в самих
упражнения Коменский соблюдал диалектический
принцип. Вначале ученики осваивали инструмент,
с которым предстояло работать, затем
выполняли отдельные элементы ("сначала
буквы и слоги, затем слова, наконец фразы"),
и лишь как завершение брались за целую
работу.
Глава
3. Содержание, формы
и методы нравственного
воспитания по Я.А. Коменскому.
"Управление человека собой является, по мнению Коменского, одной из трех целей воспитания. Оно достигается нравственным воспитанием".
Необходимо отметить, что точка зрения Коменского на школьное нравственное образование отличается от ныне общепринятой в России. Здесь для сокращения расходов на школу, личности учителя и воспитателя являются объединенными. Коменский же разводит их вводя понятия педагогиуса (учителя) и педагога (воспитателя).
Тщательно изучив в университетской молодости труды Платона, Аристотеля, Плутарха и Сенеки, Коменский вслед за ними объявляет главными добродетелями воспитанного человека мудрость, умеренность, мужество и справедливость. Он советовал развивать у детей скромность, послушание, благожелательность к другим людям, опрятность и аккуратность, вежливость, почтительность к старшим, трудолюбие.
"Из
числа нравственных
Эта
точка зрения на нравственные категории
вполне согласуется с протестантскими
воззрениями Яна Амоса
Средствами нравственного воспитания Коменский считал: пример родителей, учителей, товарищей; наставления, беседы с детьми; упражнения детей в нравственном поведении (в частности, в воспитании мужества); борьбу с распущенностью, с ленью, необдуманностью, недисциплинированностью. Большое значение в процессе нравственного воспитания имеет выработка положительных привычек.
Одно из самых больших мест в нравственном воспитании детей Коменский отводит семье, роли матери и отца. Школа, воспитатели, проповедники, считает он, могут лишь развить и некоторым образом направить воспитание детей в нужное русло, но основное умонастроение личности рождается все-таки в семье.
Стараясь поддерживать в своих учениках живость, свойственную детскому возрасту, Коменский вместе с тем и требовал от них дисциплины. Следует поддерживать дисциплину "хорошими примерами, ласковыми словами, и всегда искренним и откровенным благорасположением".
В книге "Законы хорошо организованной школы" Коменский оговаривает правила поведения учеников, старост классов (декурионов), служащих школы, учителей, воспитателей и директоров.
"Пусть
поддержание дисциплины всегда
происходит строго и
Глава
4. Я.А. Коменский о работе
учителя.
В педагогике Коменского видно место уделяется роли учителя. Ведь само по себе образование не имеет никакого смысла без обучающего субъекта. Но в то время авторитет учителя был ничтожно мал. Коменский же требовал, чтобы, с одной стороны, население относилось с уважением к учителю, а с другой - сам учитель понял, какую важную функцию он выполняет в обществе, и был полон собственного достоинства. Учитель, писал он, должен быть честным, деятельным, настойчивым, живым образцом добродетелей, которые он должен прививать ученикам, быть человеком образованным и трудолюбивым. Он должен безгранично любить свое дело, относиться к ученикам по-отечески, будить интерес учащихся к знаниям.
Одновременно
учитель должен быть и проповедником,
человеком, который знакомит учеников
с Откровением Господним. И в
этой связи учителю Коменского легче
быть авторитетом для своих
Тем не менее, слова Коменского, обращенные к учителям до сих пор звучат свежо и актуально: "Тщетно стремиться к улучшению методов, если не удастся изгнать из школ косность..."
"... Учителя должны заботиться о том, чтобы быть для учеников в пище и одежде образцом простоты, в деятельности - примером бодрости и трудолюбия, в поведении - скромности и благонравия, в речах - искусства разговора и молчания, сбовом, быть образцом благоразумия в частной и общественной жизни".
С точки зрения, Коменского учительство является не столько профессией, сколько призванием. Человек должен прийти к мысли о том, что он будет давать образование подрастающему поколению в ходе жизненных переживаний. Он должен иметь солидную теоретическую подготовку, прежде чем приниматься за этот труд. Кроме того, учитель не должен быть обеспокоен о собственном благополучии, оно обеспечивается принимающей общиной. Община же, выделяя деньги на наем учителя, вернет их сторицей в виде знаний собственных детей.
Место
учителя в школе четко
Учитель, по Коменскому, постоянно совершенствуется в своих знаниях и умениях. "Хороший учитель не пропускает ни одного удобного случая, чтобы научиться чему-либо полезному". Учитель должен быть для ученика "пампедическим наставником", то есть учить всех всему и всесторонним образом "ради доставления человеку всецелого совершенства".
В
качестве последнего наставления учителям
Коменский говорит о том, чтобы они никогда
не забывали цель и задачу своего класса,
всегда четко представляя что должно быть
достигнуто в ходе обучения. А вместе с
целью прямого обучения тем или иным предметам,
Коменский ставит задачу нравственного
воспитания, как одного из главнейших
в человеческой жизни.
Заключение
Центральным трудом педагогической теории Яна Амоса Коменского по праву считается «Великая дидактика». Задуманная им еще в молодости, она вынашивалась долгие годы, обрастала различными дополнениями и приложениями. Для своего времени она представляла собой поистине революционный учебник педагогической теории. Книга начинается введением, состоящим из нескольких частей. Первая из них говорит о пользе дидактики вообще, вторая является посвящением всем читателям, и третья обращается ко «Всем, стоящим во главе дел человеческих, правителям государств, пастырям церквей, ректорам школ, родителям и опекунам детей».
Полное название книги звучит следующими образом: «Великая дидактика, содержащая универсальное искусство учить всех всему, или верный и тщательно продуманный способ создавать по всем общинам, городам и селам каждого христианского государства такие школы, в которых бы все юношество того или другого пола, без всякого, где бы ты ни было исключения, могло обучаться наукам, совершенствоваться в нравах, исполняться благочестия и таким образом в годы юности научиться всему, что нужно для настоящей и будущей жизни».
В данном вступлении автор определяет дидактику как «универсальное искусство всех учить всему». При этом в характерной для Коменского нравственной манере он ставит целью своего учения панморалистское воспитание человека. Укажем также на антропологическую направленность введения. Ян Амос Коменский пишет, что Господь создал два превосходнейших творения: рай и человека. Педагог пытается опереться в своем произведении прежде всего на церковное воззрение, считая именно его высшей целью своей системы.
Педагогическая система Коменского представляет собой прежде всего протестантское христианское учение, и направлено на образование детей в христианском духе, а в дальнейшем через соответственно воспитанных детей и восстановление авторитета церкви.
В
"Великой дидактике" немаловажное
значение уделяется понятию
Коменский неоднократно пытается определить так называемое "правильное образование", вкладывая в него собственное христологическое содержание. Но сама по себе мысль о правильности той или иной формы образования является ценной для нас. С древних времен до сегодняшнего дня в школах разных народов боролись и продолжают бороться различные педагогические системы. Каждая из них считает именно свою точку зрения в качестве единственно правильной. Но единственным критерием правильности деятельности той или иной формы обучения может выступать лишь качество знаний выпускников.
В
этом смысле деятельность школ, построенных
по формуле Коменского выдерживает пока
испытание временем. Они отвечали требованиям
складывающейся социальной системы индустриального
общества. Если постиндустриальное общество
станет реалией времени, то оно может потребовать
и изменения системы школьного образования.
Но новые системы образования, приспособленные
к обстановке меняющегося мира, пока еще
не вышли за рамки эксперимента.
Литература
1. Адольф А. Что такое школа по воззрениям Коменского. -М.
2. Альт П. Прогрессивный характер педагогики Коменского. - М., 1959.
3. Джибладзе Г.Н. Философия Коменского. - М., 1982.
4. Константинов Н.А. и др. История педагогики: Учебник для студентов пед. Ин-тов. - М.: Просвещение, 1982.
5. Коменский Я.А. Избранные педагогические произведения. В 2-х т. Т.2. - М.: 1982.
6. Лордкипинадзе Д.О. Ян Амос Коменский. - М.: 1990.
7. Смоляницкий Я.А. Три века Яна Амоса Каменского. - М.: 1987.
Информация о работе Значение теории Коменского для развития педагогической науки