Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2011 в 20:32, реферат
Завершением триады деятельности, по Коменскому, выступает хресис (применение). В первую очередь оно начинается с уяснения функциональной сущности вещи, затем нахождение правильного способа применения вещи. И, главное, «применять уже добытое знание только на доброе». Философия Коменского предлагает разработанную методику научного постижения мира, разумную систему перехода от теоретической к практической деятельности и наоборот. Но в целом философия Коменского являет нам две стороны своего учения: прежде всего она подчинена главной задаче - педагогике, с другой стороны. Задумав цельную систему пансофии, он не смог довести ее до конца.
Введение……………………………………………………………………….2
1. Я.А. Коменский о разных ступенях образования и устройстве школ…..4
2. Основные категории педагогики Коменского: «природа человека», образование, принципы (основоположения), содержание образования, методы обучения и воспитания……………………………………………….6
3. Содержание, формы и методы нравственного воспитания по Я.А.Коменскому……………………………………………………………….9
4. Я.А. Коменский о работе учителя…………………………………………10
Заключение…………………………………………………………………….13
Литература……………………………………………………………………..15
МОСКОВСКИЙ
ГОРОДСКОЙ ПСИХОЛОГО-
ФАКУЛЬТЕТ
СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ
Реферат по предмету «Педагогика»
на
тему «Значение теории Коменского для
развития педагогической науки»
Выполнила студентка
группы СоВ 3.1
Калинина
О.А.
Проверила
Панкова
Т. Б.
2010 г.
Содержание
Введение…………………………………………………………
1. Я.А. Коменский о разных ступенях образования и устройстве школ…..4
2. Основные категории педагогики Коменского: «природа человека», образование, принципы (основоположения), содержание образования, методы обучения и воспитания……………………………………………….6
3. Содержание, формы
и методы нравственного воспитания по
Я.А.Коменскому…………………………………………
4. Я.А. Коменский
о работе учителя……………………………………
Заключение……………………………………………………
Литература……………………………………………………
Введение
Начиная с XIII века Восточную Европу охватили децентрализационные процессы. Объединенные в течение тысячи лет единой религией и общими врагами люди и народы обратились к новым ценностям. Этот поворот произошел не вдруг. Католическая церковь, пытавшаяся унифицировать мир по принципам, которые они считали изначально и единственно правильными, за эту тысячу лет превратилась в огромную империю, носящую политический, религиозный и культурный характер. Начавшееся антикатолическое движение имело неоднородный характер. В Восточной Европе оно совпало с становлением национального характера. Вместе с Возрождением и Новым временем к западным славянам пришло особое чувство "самости".
Именно эти причины приводят нас к анализу многих положений теории одного из самых знаменитых педагогов мира - Яна Амоса Каменского. У древних китайцев существовало проклятье: "Чтоб ты жил в эпоху перемен". Коменский не просто жил в эпоху перемен, он был одним из творцов перемен, одним из строителей современного мира.
Говоря о Яне Амосе Коменском, мы должны учитывать его разнородную деятельность. Он и публицист, и проповедник, и политик, и педагог. Сам же для себя он избирал главнейшим делом философию. Характерным для педагогической философии Коменского является построение его теории познания по принципу триады. Он называет такую триаду тремя ступенями мудрости.
Первая из них - теория. Вслед за Декартом он выдвигает правила познания, состоящие из нескольких этапов: представление предмета со всех сторон, разложение проблемы на несколько составных частей, и автопсия (естественная наклонность человека самостоятельно рассматривать и созерцать материальные предметы внешнего мира).
На второй ступени - практике так же три уровня. Вначале ученик должен получить образец вещи, уяснить себе смысл деятельности. Затем индуктивным методом человек выясняет, как из частей изучаемого может получиться целая вещь. И, наконец, мудро подражая умелым, повторяя их действия совершать автопраксию (самоупражнение).
Завершением
триады деятельности, по Коменскому, выступает
хресис (применение). В первую очередь
оно начинается с уяснения функциональной
сущности вещи, затем нахождение правильного
способа применения вещи. И, главное,
«применять уже добытое знание только
на доброе». Философия Коменского предлагает
разработанную методику научного постижения
мира, разумную систему перехода от теоретической
к практической деятельности и наоборот.
Но в целом философия Коменского являет
нам две стороны своего учения: прежде
всего она подчинена главной задаче - педагогике,
с другой стороны. Задумав цельную систему
пансофии, он не смог довести ее до конца.
Глава
1. Я.А. Коменский о разных
ступенях образования
и устройстве школ
Гений
Коменского состоит не только в создании
общей системы привычного нам образования,
но и в ее детальной проработке. В частности,
говоря о всеобщности образования, Ян
Амос Коменский выделяет несколько возрастных
периодов:
1
детство - от рождения до 6 лет включительно
2
отрочество - от 6 до 12 лет,
3
юность - от 12 до 18 лет,
4
возмужалость - от 18 до 24 лет
Основываясь на многолетнем опыте, педагог выделяет такие 6-летние периоды, основываясь на возрастных физиологических особенностях. Для каждого из приводимых возрастов Коменский отводит особую ступень образования, включенную в общую систему единого образования. В этом смысле Коменский как истинный протестант был противником сословного или же "тупикового" образования.
"Для детей до 6 лет включительно он предлагает материнскую школу, под которой он подразумевает дошкольное воспитание под руководством матери. Для отрочества (т.е. для детей от 6 до 12 лет) предназначается шестилетняя школа родного языка в каждой общине, селении, местечке. Для юношей (от 12 до 18 лет) должны быть в каждом городе латинская школа, или гимназия. Для возмужалых молодых людей (от 18 до 24 лет) в каждом государстве или большой области - академия".
Целесообразность данной системы заключается не только в ее здравой возрастной спецификации, но и в ряде особенностей. Прежде всего, каждая из них имеет определенное содержание обучения. Далее ввиду разной потребности общества в том или ином виде образования, Коменский сразу ставит оплату образование в зависимость от его "глубины и высоты". Материнская школа оплачивается семьей, школа родного языка - местной общиной, гимназия - центральным органом местности (например, муниципалитетом), и, наконец, академия (высшее образование) - государственным центром. Таким образом, каждая ступень образования, по Коменскому, в той или иной степени является заботой всех и каждого.
Для каждой ступени Коменский разработал и содержание обучения. В материнской школе ребенок должен получить образные представления об окружающем мире. Основные науки, зачатки которых развиваются в ребенке - это естествознание, астрономия, география. Эти знания не должны носить характер зубрежки, они вырабатываются в ходе каждодневного общения ребенка с окружающим миром. Ребенок в детстве получает элементарные навыки труда и хозяйства, знакомится с предметами домашнего обихода, их употреблением, учиться самостоятельно ухаживать за собой. "Нравственное воспитание детей дошкольного возраста, как указывал он, заключается в воспитании у них умеренности, опрятности, трудолюбия, почтительности к старшим, послушания, правдивости, справедливости и, главное, любви к людям".
Школа
родного языка, по Коменскому, предназначена
для детей без различия пола, сословий,
вероисповеданий и
Гимназия, как дающая более продвинутое образование изучает уже и иностранные и древние языки (латинский, греческий). Изучаются так называемые "свободные искусства" (философия, риторика и пр.), а так же естествознание, география, история.
Коменский требовал, чтобы после обучения языку (грамматике) учащиеся переходили к изучению реальных наук - естествознания (физики), математики, затем философских наук (этики, диалектики), завершая весь курс изучением риторики. Шесть последовательных классов гимназии в школе Коменского носят названия: грамматический, физический, математический, этический, диалектический и риторический.
Коменский
не ставил в своих трудах задачу
реформы высшего образования, так как
в то время оно было традиционным, и, большей
частью значительно независимым от внешних
факторов. Поэтому педагог ограничивается
лишь перечислением классических университетских
факультетов того времени в своей "академии":
богословский, юридический и медицинский.
Глава
2. Основные категории
педагогики Коменского:
«природа человека»,
образование, принципы (основоположения),
содержание образования,
методы обучения и
воспитания.
В "Великой дидактике" как и в других книгах Коменский, обращается, прежде всего, к разработке такой диалектической категории как универсальный метод обучения. Начиная книгу обращением к читателям, он формулирует дидактику как "универсальное искусство всех учить всему. И притом учить с верным успехом..."
"Коменский был новатором в области дидактики, выдвинувшем много глубоких, прогрессивных дидактических идей, принципов и правил организации учебной работы (учебный год. Каникулы, деление учебного года на учебные четверти, одновременный прием учащихся осенью, классно-урочная система, учет знаний учащихся, продолжительность учебного и т.д."
Кончено, далеко не все эти идеи были выдвинуты и разработаны самим Коменским. Так, например, урок как учебный метод применялся за несколько веков до "Великой дидактики", но впервые в истории человечеств Коменский свел воедино все эти педагогические методы.
Со времени Аристотеля среди философов было популярно говорить о природе человека, его сущности. Коменский дает новое понимание природы человека. "Под природой здесь мы разумеем не испорченность, присущую нам после падения... но первое и основное наше состояние, в которое нужно еще призвать нас, как к первоначалу".
Человек по своей природе, говорит Коменский, рождается целеустремленным и способным к разумению самых разных вещей. Свойство познания божественно в человеке. "…Нет необходимости что-либо привносить человеку извне, но необходимо развивать, выяснять то, что он имеет заложенным в себе самом, в зародыше, указывая значение всего существующего".
Таким образом, в отличие от многих религиозных людей до него и после него, Коменский признает в жажде человека к знаниям божественную, а не сатанинскую природу. Условием же удовлетворения этой жажды Коменский выдвигает образование человека.
Будучи сенсуалистом и рационалистом по своим философским воззрениям Коменский "...в основу познания и обучения поставил чувственный опыт и теоретически обосновал и подробно раскрыл принцип наглядности".
Подтверждением внимания Коменского к принципу наглядности является один из самых знаменитых трудов педагога - "Мир чувственных вещей в картинках, или Изображение и наименование всех главнейших предметов в мире и действий в жизни".
Обратим
внимание на следующий диалог из этой
книги:
"М
а л ь ч и к. Что значит
учиться уму-разуму?
У
ч и т е л ь. Все, что необходимо,
правильно понимать, правильно делать,
правильно высказывать."
Этот
диалог, вынесенный во введение книги
уже сам по себе знаменателен и
дает нам понимание основных руководящих
принципов Яна Амоса
Следующим главным принципом работы школы по Коменскому является систематичность обучения. Необходимо доводить учащихся до понимания связи между явлениями и так организовать учебный материал, чтобы он не казался учащимся хаосом, а был бы кратко изложен в виде немногих основных положений. "В обучение, он считал, надо идти от фактов к выводам, от примеров к правилам, которые систематизируют, обобщают эти факторы и примеры; идти от конкретного к абстрактному, от легкого к трудному, от общего к частному; сначала давать общее представление о предмете или явлении, затем переходить к изучению его отдельных сторон".
Материал следует располагать так, чтобы каждый новый материал органично следовал из предыдущего. По мере взросления развивают сначала чувства учащихся, затем память, мышление и, наконец, речь и руку. Таким образом, Коменский применяет метод последовательности.
Информация о работе Значение теории Коменского для развития педагогической науки