Значение сюжетно-ролевых игр

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2013 в 13:26, контрольная работа

Описание работы

Актуальность вопроса определяется, прежде всего тем, что в современном детском саду чаще всего уделяют большое внимание материальному оснащению игры, а не развитию самих игровых действий и формированию у детей игры как деятельности. Для того чтобы осуществлять адекватные педагогические воздействия по отношению к сюжетно-ролевой игре детей, воспитателям необходимо хорошо понимать ее природу, иметь представления о специфике ее развития на протяжении дошкольного возраста, а также уметь играть с детьми.

Работа содержит 1 файл

kursovaya_1.doc

— 388.50 Кб (Скачать)

3 вариант

После чтения литературы об открытии Колумбом Америки предложить детям придумать свою страну: на каком транспорте туда можно добраться

что в этой стране есть интересного, необычного придумать и нарисовать несуществующих животных, дать придуманной стране название

4 вариант

Воспитатель предлагает представить, что дети попали на Луну (или любую другую планету), вспомнить, какие на ней условия жизни, и выполнять игровые действия в соответствии с ними:

нет воздуха — надеть скафандры;  на планете невесомость - движения

Попытка педагога выйти из игры и предоставить детям самостоятельное развертывание сюжета.

Воспитатель может развернуть игру, взяв на себя роль капитана. Через небольшой отрезок времени капитан «получает травму, заболевает» и совместно с корабельным доктором приходит к решению высадиться на ближайшем острове для лечения. Командование кораблем передается помощнику. С радистом заключается договор - поддерживать связь. Капитан, находясь на лечении, по мере надобности связывается с командой, спрашивает о делах, дает рекомендации.

Способы безболезненного выхода детей  из игры.

Воспитатель предлагает продолжить игру-путешествие на прогулке, построив космический корабль (машину, экипаж и т.п.) из песка (снега, картонных коробок) на участке детского сада.

Можно предложить детям от игры перейти к занятиям: «Я тоже путешествовала однажды (по стране цифр, по государству звуков, по жарким странам и т.п.) и узнала очень много нового. Я хочу рассказать вам об этом» или «А вы знаете, что путешествовать можно не только на машине или на поезде, на корабле или самолете? Можно путешествовать мысленно, с помощью географической карты или глобуса, с помощью цветных карандашей или красок...».

 

Роли, которые могут исполнять  дети.

Путешественники, пираты, кладоискатели, мореплаватели (капитан, штурман, радист, матросы), журналист, фотограф

 

Игровые действия.

Постройка транспорта.

Составление маршрута путешествия.

Действия  в соответствии со взятой на себя ролью: лечение — для корабельного врача; приготовление пищи — для кока; борьба со стихией — для матросов; управление транспортом — для капитана, его ремонт, заправка топливом – для механиков и т.д.

Знакомство  с образом жизни новой страны.

Действия  в соответствии с условиями жизни  на планете (невесомость, отсутствие воздуха, высокая температура, постоянная ночь, холод, тьма).

Подбор  редких, необычных животных для зоопарка.

Во время  путешествия можно плутать по лабиринтам, преодолевать пропасти, бороться с огненной стихией, спасать товарища, который заблудился, поранил ногу, попал в плен и т.д.

Игры — спутники, введение новых  временных ролей.

«Больница», «Аптека»

«Кухня-камбуз»

«Библиотека» (мы можем после путешествия устроить встречу с детьми и рассказать им о своих приключениях, показать фотографии и т.д.)

«Зоопарк», «Музей», «Театр», «Магазин» в другой стране.

«Парикмахерская» (парикмахерская может быть открыта на острове Тумба-Юмба, где путешественникам сделают экзотические прически)

Развитие игры

«Космос»

«Ищем клад»

«Мореплаватели»

ЧТО МОЖНО ПРОЧИТАТЬ ДЕТЯМ

Из книги С. Сахарнова «Самый лучший пароход»

САМЫЙ ЛУЧШИЙ ПАРОХОД Тимкин отец был матросом. Как-то Тимка спросил:

- Пап, ты на каком пароходе сейчас плаваешь?

Отец  засмеялся:

- На самом лучшем. Наш пароход самый большой, самый быстрый, с белой трубой и золочёной сиреной. Гудит — уши затыкай: ту-уу-мб!.. Хочешь, приходи смотреть!

На  другой день Тимка отправился в порт.

Кораблей было в порту - не сосчитать! Но самый лучший из них Тимка заметил сразу. Он стоял неподалёку — огромный, с белой трубой, двуногими мачтами и золотой сиреной. На носу прямыми буквами было написано: «Пятилетка».

На  причале кучей лежали серые ушастые мешки.

Три резиновые дорожки - транспортёры бежали по роликам с берега на «Пятилетку». Грузчики хватали мешки и бросали их на транспортёры. Мешки ползли вверх по дорожкам, выше, выше и - кувырк! — летели в пароходное пузо-трюм.

Из  широченной пароходной трубы клубами валил серый дым! Один клуб опустился к земле и накрыл Тимку.

- Апчхи!

Тимка подошёл к транспортёру.

Дяденька, куда эти мешки? — спросил он.

В Индию, - буркнул грузчик. - Не мешай, отходить сей час будет.

Индию Тимка знал. Там слоны. Но отец в  Индию не собирался. Как же так? Озадаченный, он сел в сторонке на камень.

Погрузку  закончили. Заработала машина: бух-бу! бух-бу! Между «Пятилеткой» и причалом появилась полоска воды.

- Папа! — в отчаянии крикнул Тимка.

Подул ветер и развернул на мачте  красный флаг.

Но  тут случилось неожиданное.

Ветер дунул изо всех сил. Он налетел  на пароход и с размаху упёрся в его широкий, как парус, борт. Пароход качнулся и навалился на причал. Заскрипело железо.

Тимка сжался от страха. «Сейчас треснет!»  — подумал он. Машина «Пятилетки» замолчала, но пароход продолжал ползти вдоль причала, растирая в пыль края бетонных плит.

И вдруг  из-за поворота гавани появился маленький  чёрный пароходик с тонкой закопчённой трубой. На носу его стоял матрос в серой куртке.

Пароходик подбежал к «Пятилетке», развернулся под самым её носом и, упираясь в высокий борт, начал отталкивать «Пятилетку» от берега.

Ветер выл. Но пароходик не сдавался. Дрожа  от натуги, он медленно поворачивал огромный корабль.

Матрос  в серой куртке изловчился и бросил на его палубу толстый тяжёлый канат.

Пароходик стал впереди «Пятилетки» и, натянув  канат, потащил её из порта.

Он  шёл мимо других кораблей, и дым  из их труб садился на его закопчённые усталые бока.

В море «Пятилетка» отцепила канат, заревела басом: «Бла-годарю-у-у!» - и ушла.

Пароходик, тоненько, по-мальчишечьи свистнув, повернул назад.

Когда он подошёл к причалу, Тимка ахнул: на носу пароходика стоял в серой куртке его отец.

А. Ляпидевский

ОТРЫВКИ ИЗ КНИГИ

«ЧЕЛЮСКИНЦЫ»

Предварительная беседа воспитателя с детьми: Вы знаете очень много разных профессий. Но есть профессии редкие. Вот о людях одной из таких профессий я хочу вам сегодня почитать. Это - полярники. Полярники изучают природу Крайнего Севера, где никогда не тает снег. Полярники часто живут на льдинах. У них есть специальная аппаратура. Жить и работать в условиях Крайнего Севера очень трудно. Добираются полярники до места своей работы на ледокольных пароходах. Как вы думаете, почему так называется пароход — ледокольный? (Предположения детей.)

- Вот  о таких смелых и мужественных  людях написал книгу Александр Ляпидевский. Называется она «Челюскинцы», Челюскинцы - это полярники, которые плыли к месту своей работы ледокольном пароходе «Челюскин». А пароход был назван именем известного русского полярного исследователя Семёна Ивановича Челюскина. И вот этот пароход попал в беду. А Александр Ляпидевский был лётчиком и участвовал в спасении челюскинцев.

НА СЕВЕР

На  большом ледокольном пароходе «Челюскин» смелые люди нашей страны плыли на Север. Они хотели узнать, какая там жизнь и можно ли пароходам плавать по Северному Ледовитому океану из Ленинграда во Владивосток.

Самым главным на пароходе был начальник  экспедиции Отто Юльевич Шмидт. А капитаном - Владимир Иванович Воронин.

Погрузили на пароход радиостанцию, запасы еды, бочки с бензином и еще много всего - и поехали.

Вот идет пароход месяц, другой. Наступила  зима. А зима на Севере страшная — долгая, холодная. По Северному Ледовитому океану плавают громадные льдины, вода замерзает, и льдины делаются все толще, все выше. Некоторые вырастают в целые горы.

Капитан смотрел в бинокль. Где увидит между льдинами полоску воды, туда и поведет свой пароход.

Так «Челюскин» потихоньку продвигался  среди белых страшных льдин. Чем дальше плыли, тем лед становился все толще, а полоски воды — все уже. Скоро их и вовсе не стало. Куда ни посмотреть — льдины.

...А  льды всё сжимаются, напирают  на пароход. Окружили они его,  стиснули со всех сторон, не  дают ходу. Тогда Шмидт собрал всех челюскинцев и сказал:

— Товарищи, лёд запер нас, не пускает! Придётся нам здесь зиму зимовать. Еды у нас много, тёплых вещей много, есть радио, музыка, кино, книги... Будем жить дружно, не скучать!

Капитан Воронин приказал остановить пароход. «Челюскин» притих. Перестал вертеться винт. Молчат машины.

ВСЕ НА ЛЁД

«Челюскин»  примёрз во льду и начал дрейфовать: куда лёд понесёт ветром или морским течением, туда и «Челюскин за ним поневоле тянется.

...Подул  ветер. Разыгралась волна, стала  швырять льдины-холодины друг на дружку. Они смерзались в огромные ледяные горы. Вот одна ледяная глыба подошла вплотную к пароходу и со всего размаху ударила его в бок. Получилась широкая трещина. Туда хлынул лёд с водой и стал ломать всё: каюты, буфеты, машины. «Челюскин» начал тонуть. Нос его ушёл в воду, а корма поднялась. Пришёл пароходу коней... И только когда над водой остался небольшой кусочек кормы, капитан Воронин скомандовал:

— Все на лёд!

ПЕРВАЯ РАДИОГРАММА ...

Начальник сказал:

— Товарищи полярники, поставим палатки, подберем всё, 
что осталось после нашего «Челюскина». Будем жить на льду 
до тех пор, пока не придёт помощь.

Первую  ночь спали все прямо на льду, в спальных мешках. А с утра закипела работа. Одни стали разбивать палатки. Другие вытаскивали из воды брёвна, бочки, ящики — всё, что всплывало после «Челюскина».

Радист  ЭрнесгКренкельстал налаживать радио. Товарищи ему помогали. Руки у всех коченели, лицо обжигало морозом, но они всё работали и работали. С большим трудом установили на льду антенну. Ее свалило ветром, но радисты её снова поставили.

Сначала радио работало плохо. Берег не отвечал. Долго радист бился, много часов. Но вот он наконец закричал:

- Товарищ  Шмидт, товарищ Шмидт, радио  работает!

И товарищ  Шмидт послал радиограмму в Москву правительству: «13 февраля, в 13 часов 30 минут, «Челюскин» затонул, раздавленный сжатием льдов».

Это была первая радиограмма из лагеря Шмидта.

НА ПОМОЩЬ, НА ПОМОЩЬ!

Как только в Москве получили радиограмму, сейчас же взялись за спасение челюскинцев.

...И  вот помчались на Север самолеты. Пошли на Север пароходы и ледоколы. Побежали собачьи упряжки. Все старались пробиться к лагерю Шмидта.

В то время я вместе со своим экипажем - вторым пилотом Конкиным, штурманом Петровым и бортмеханиками Руковским и Курковым - находился на Севере. И вот приходит ко мне телеграмма из правительства: «Примите все меры к спасению челюскинцев».

Я не стал долго раздумывать. Сейчас же вызвал своих товарищей, показал им телеграмму и сказал: «Срочно готовьте машину, грейте моторы, полетим за челюскинцами».

Мы  быстро собрались и полетели. ...Летим, летим, а лагеря все нет! Бензина осталось мало. Что делать? Надо возвращаться.

Через день набрали много бензина, опять  полетели. Только вылетели - разбушевалась пурга. Пришлось снова вернуться.

Пурга точно издевалась над нами. Я злился: там на льду товарищи, они ждут не дождутся летчиков, а я здесь торчу на берегу и не могу к ним пробиться.

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 8

 

«Космонавты»

Примерный объем знаний. Космонавты — люди особые, они работают в космическом доме, куда прилетают на ракете; в космическом доме есть «прихожая», где хранятся скафандры, рабочий отсек (столы для работы, стадион для тренировок, кухня, медицинский кабинет), кладовая для горючего. Что такое невесомость и как она влияет на жизнь и работу людей в космосе.

Необходимые для игры атрибуты. Ракета с пультом управления, микрофон, наушники, подзорная труба, фотоаппарат, планшет, блокноты, скафандры, пакеты со специальной едой, карта звездного неба, стенд с фотографиями космонавтов, выставка детских рисунков по теме игры.

Работа на занятиях: по ознакомлению с окружающим — рассказ воспитателя о космосе и космонавтах с использованием иллюстраций; по развитию речи — составление рассказов «Что я видел во время полета в космос»; по ознакомлению с художественной литературой — чтение отрывков из книги А. Леонова «Я выхожу в космос»; по изобразительной деятельности — рисование по темам «Что я видел на другой планете», «Звездное небо», «Животные, птицы и растения других планет», «Кого из животных возьму с собой в космическое путешествие»; по конструированию — постройка из крупного «Строителя» «космического дома»; по рунному труду — изготовление подзорной трубы и бинокля; дидактическая игра «Экипаж космического корабля».

Информация о работе Значение сюжетно-ролевых игр