Значение сюжетно-ролевых игр

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2013 в 13:26, контрольная работа

Описание работы

Актуальность вопроса определяется, прежде всего тем, что в современном детском саду чаще всего уделяют большое внимание материальному оснащению игры, а не развитию самих игровых действий и формированию у детей игры как деятельности. Для того чтобы осуществлять адекватные педагогические воздействия по отношению к сюжетно-ролевой игре детей, воспитателям необходимо хорошо понимать ее природу, иметь представления о специфике ее развития на протяжении дошкольного возраста, а также уметь играть с детьми.

Работа содержит 1 файл

kursovaya_1.doc

— 388.50 Кб (Скачать)

          Игрушки-животные: наборы домашних животных и диких 
животных средней полосы России, сделанные из разных материалов и разного размера.

         Зона конструирования: большой напольный конструктор- 
строитель; настольный строительный материал; различные пластиковые конструкторы; мелкие игрушки для обыгрывания построек.

Игрушки для мальчиков: роботы, трансформеры, солдатики.

Важно, чтобы у детей был бросовый материал.

Куклы и все атрибуты для игры в кукол

  • наборы одежды и обуви
  • мебель для кукол - столы и стулья, диван, кресла, шкафы для одежды, кроватки
  • коляски, сапки и качели для кукол

Посуда кухонная, столовая и чайная. Различные кухонные приборы и приспособления, например игрушечная мясорубка, кухонный комбайн, тостер и др.

  • Игровая зона «Магазин»
  • Прилавок
  • «Продуктовый магазин»: в корзинках или на лотках — раз личные имитаторы продуктов (пластиковые, деревянные на боры овощей и фруктов, гастрономических продуктов, бакалеи; вылепленные из соленого теста и раскрашенные хлебобулочные и кондитерские изделия, колбасы и др.) Необходимо обратить внимание па размеры атрибутов — они должны быть небольшими. Можно сделать несколько магазинов — «Булочная», «Кондитерский», «Овощи-фрукты», «Молочные продукты», «Мясо» и т.д. Это также могут быть отделы одного большого супермаркета.
  • «Магазин одежды и обуви»: различные кукольные одежки, которые можно достать из шкафа для кукольной одежды и разложить на прилавке.
  • «Магазин игрушек»

Игровая зона «Парикмахерская»: самодельные альбомы с образцами причесок, кукольные расчески, фены, бигуди, щипцы для завивки; небольшие небьющиеся флаконы из-под духов, шампуней (оформленные в виде фруктов, овощей, забавных фигурок людей) и др.

Игровая зона «Ателье»: «рулоны» ткани, выкройки одежды, 
самодельные журналы мод. Здесь же может стоять небольшая коробка с лоскутами тканей, которые дети могут использовать для создания различных атрибутов. Например, из кубика делается стол для кукол, он накрывается лоскутком — скатертью.

Игровая зона «Больница» или «Аптека»: обратите внимание 
на то, что ни в коем случае в атрибутах не должно быть баночек или коробочек от лекарственных форм, которыми мы пользуемся в повседневной жизни. Все этикетки смываются, надписи заклеиваются, пузырьки (только пластиковые) и коробки обклеиваются яркой бумагой. В качестве упаковок таблеток используйте картон, на котором нарисованы (или наклеены) поролоновые кружочки, имитирующие таблетки. Также можно использовать игровые наборы «Доктор Айболит» — стетоскопы, пластиковые градусники, шприцы, банки и др.

Игровая зона «Транспорт»; грузовые и легковые автомобили; автомобили специального назначения; автобусы; лодочки и катера разных размеров; самолеты и вертолеты. Можно вырезать рули из картона или фанеры и сделать таблички с 
изображением разных видов транспорта.

Игрушки-животные: наборы домашних животных и диких 
животных средней полосы России, сделанные из разных материалов и разного размера.

Зона конструирования: большой напольный конструктор- 
строитель; настольный строительный материал; различные пластиковые конструкторы; мелкие игрушки для обыгрывания построек.

Игрушки для мальчиков: роботы, трансформеры, солдатики.

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 6

Сценарии  сюжетно-ролевых игр "Парикмахерская»

(для детей младшего и старшего  возраста)

 

 Планомерное обогащение опыта  детей

Воспитатель старается приурочить свое собственное  посещение парикмахерской к началу ознакомления детей с игрой. В группе он обращает внимание детей на свою новую прическу, рассказывает детям, где и как его обслуживали.

Обращается  к личному опыту детей. Были ли они в парикмахерской, ходят ли в парикмахерскую их мамы и папы. Как изменяются мамы после посещения салона, какими они были раньше и какими стали.

Воспитатель выясняет, знают ли дети, какие действия совершает взрослый в парикмахерской (стригут, моют, красят, сушат волосы, вытирают их полотенцем и т.д.)

Беседа  об атрибутах, необходимых для работы парикмахера.

 

  1. Литературно-информационная поддержка, игры, загадки

Носить  легко - Считать тяжело.

(Волосы)

Не сеют, не сажают - Сами вырастают.

(Волосы)

Хожу-брожу  не по лесам, Л по усам и волосам, Л зубы у меня длинней, Чем у волков и медведей. (Расческа)

Среди кудрей гуляла И зубчик потеряла.

(Расческа)

Ношу  их много лет. А счета им не знаю.

(Волосы)

Два кольца, два конца. Посередине - гвоздик.

(Ножницы)

Глядись в меня хоть целый день, Коль на себя смотреть не лень. (Зеркало)

Вот чудесное окошко: Кошка в нем увидит кошку. Посмотрел а окно Барбос - Там хвостом виляет пес. Я взглянул - и в этот миг Человек в окне возник.

(Зеркало)

2. Передача игровой культуры ребенку (обучающие, досуговые, народные игры)

 Примерный сценарий игры.

1 вариант

Воспитатель после дневного сна объявляет, что  сегодня в группе открывается парикмахерская. Традиционное причесывание девочек после сна происходит в уголке парикмахерской. Ожидающие высаживаются в очередь. Воспитатель сам берет на себя роль парикмахера и дает детям образцы общения и действий:

«Садитесь, пожалуйста. Что бы вы хотели? Вам  сделать один хвостик, два? Вы хотите три хвостика? Замечательно. Пожалуйста! Вы довольны моей работой? Я тоже рада, что вам понравилось. Приходите к нам еще. Например, после ужина, я предложу вам новую прическу. Пожалуйста, следующий!»

2 вариант (самый любимый детьми)

Воспитатель вверяет  себя в детские руки. Играть с  воспитателем для ребенка большое удовольствие. Обычно па «парикмахера» в этот момент смотрят с завистью остальные дети.

• Воспитатель жалуется кому-то из детей, что совсем нет времени сходить в парикмахерскую, и просит ребенка помочь ему.

Воспитатель играет роль очень вежливого, но требовательного клиента. Он может предложить ребенку действовать в соответствии со своим «парикмахерским» опытом. Если выясняется, что опыт ребенка достаточно беден, то воспитатель начинает подсказывать ребенку:

Не  могли бы вы сначала помыть мне  голову?

А теперь высушите меня, пожалуйста, феном.

Мне хотелось бы, чтобы с двух сторон у меня были бы вот эти заколочки.

3 вариант

Воспитатель может обогатить игру «Семья» новым сюжетом. Особенно если видит, что интерес к игре затухает. «Танечка, мне кажется, что твоей кукле пора сходить в парикмахерскую. Что-то волосики у нес спутались, да и челка стала длинновата. (Громко.) А когда у нас откроется парикмахерская? У нас уже очередь собирается! Кто у пас сегодня будет парикмахером?»

4 вариант

Используется, когда игра детям хорошо знакома, но интерес к ней затух. Воспитатель за несколько дней до игры убирает все старые атрибуты. Заранее подготовленные новые не выставляет сразу, а сообщает детям, что сегодня для парикмахерской поступил из магазина новый товар. Воспитатель предлагает будущим клиентам поучаствовать в «презентации» нового товара. Воспитатель достает атрибут, рассматривает его с детьми, оговаривает действия с ними предлагает парикмахеру по-новому оформить свой уголок.

Способы выхода из игры.


«Какие  все сегодня у нас стали  красивые. Славно поработали наши парикмахеры. Но на сегодня рабочий день закончен. Завтра наша парикмахерская вновь откроет для вас свои двери».

Если  игра не затухает, а уже по времени  ее следует завершить, то предупреждение делается заранее. «Внимание! Парикмахерская обслуживает последнего клиента. Не успевшие сделать себе прическу могут рассмотреть журнал и выбрать ту прическу, которую будут делать завтра». Таким образом, не поигравшие дети еще как бы участвуют в игре и выходят из нее безболезненно.

Воспитатель может выполнить роль директора-проверяющего. «Что-то у вас, Мариночка, шампунь совсем закончился и лака для волос совсем нет. Придется закончить работу. Завтра непременно закупите все новое и лучшее».

Роли, которые могут исполнять  дети: парикмахер (женский и мужской мастер), ученик парикмахера, маникюрша, косметолог; клиенты, которым надо сделать прическу, или мамы, пришедшие в парикмахерскую, чтобы постричь детей.

Игровые действия.

Надевание на клиента  пелеринки.

Причесывание.

Стрижка.

Отряхивание состриженных прядей с пелеринки.

Мытье головы.

Вытирание полотенцем.

Сушка феном.

Окраска волос.

Покрытие  лаком.

Опрыскивание  духами.

Накрутка  на бигуди. (Внимание! Требует осторожности!)

Плетение  косичек на длинных волосах.

Закалывание разнообразными заколками.

Прикалывание  искусственных прядей.

Проведение  пробора.

Стягивание  хвостиков.

Клиенту, пока сохнет голова, можно предложить чашечку кофе или модный журнал.

Ожидающие клиенты также могут пить кофе и рассматривать образцы причесок в журнале.

Игры-спутники, введение новых временных  ролей.

«Семья» - предложить родителю самому сходить  или сводить ребенка в парикмахерскую.

«Магазин» — организовать временный стеллаж по продаже косметических средств по уходу за волосами и предложить парикмахеру посетить магазин.

«Шоферы» - предложить парикмахеру съездить за новым товаром на машине.

Развивающая предметно-игровая среда

Атрибуты  для игры

Зеркало. (Размер и уровень зеркала должны быть такими, чтобы свое отражение видел и «клиент», и «парикмахер»),

Тумбочка, полочка для хранения атрибутов.

Разные  виды: расчесок. Расчески должны быть с  редкими, неострыми зубьями, ручки короткие, закругленные.

Флаконы от шампуней яркой, привлекательной  формы.

Можно бигуди-л и пучки, но в том случае, если в группе нет девочек с длинными волосами. На среднюю длину волос размер бигудей должен быть рассчитан на один оборот пряди.

Пластмассовые ножницы (хорошо бы найти недействующую машинку для мужских стрижек).

Игрушечный  фен.

Мисочка и щеточка для окраски волос.

Пелеринка для клиенга.

Фартук-накидка для парикмахера.

Полотенце.

Заколки, резиночки, бантики, обручи, искусственные накладные прядки, локоны на заколках. Можно иметь один блестящий новогодний парик.

Журнал  с образцами причесок. Можно приобрести книгу-энциклопедию с различными вариантами девичьих причесок, использования заколок, приемов завязывания бантов и прочих украшений прически.

В рамках расширения услуг

Флакончики  от лака дли ногтей,

Набор косметический (имитация).

Альбом  с образцами макияжа.

Активизация проблемного общения взрослого с детьми.

Варианты  раздела «Активизация проблемного  общения взрослою с детьми уже рассматривались во втором разделе. Это и примерные сценарии хода игры, и некоторые дидактические упражнения, направленные на решение проблемных ситуаций, и усложнение сюжетов с помощью привлечения игр-спутников.

 

 

 

Приложение 7

Примерный конспект сюжетно-ролевой  игры «ПУТЕШЕСТВИЕ»

(для старшего дошкольного  возраста)

Планомерное обогащение опыта детей

Рассматривание  различных энциклопедий, посвященных географическим открытиям и космосу.

Беседы  о труде космонавтов, рассматривание иллюстраций, фотографий.

Беседы  о труде моряков, рыбаков, научных  исследователей. Рассматривание иллюстраций, фотографий.

Что можно прочитать детям:

А. Ляпидевский  «На Север», «Все на лед», «Первая радиограмма», «Лагерь Шмидта», «Спасение», «Возвращение».

С. Сахарнов «Два радиста», «Как достали якорь», «Самый лучший пароход», «Магеллан»

Литературно-информационная поддержка  игры

КАПИТАН

На  корабле главный человек —  капитан! В дальнее плавание ходят на очень больших кораблях. Там дружно трудятся люди разных профессий. Обязательно есть на корабле боцман и матросы. Есть также штурман, механик и радист. Есть судовой врач и повар (на корабле говорят не повар, а кок!). Но капитан — самый главный. Его слушается вся команда. Он все знает про корабль. Про волны и шторма. Он знает много разных наук: астрономию, географию, механику и, конечно, морское дело! В плавании могут встретиться разные опасности. И капитан должен сделать все, чтобы спасти корабль! Если все же с кораблем случится беда, то капитан покидает его последним.

Информация о работе Значение сюжетно-ролевых игр