Значение сюжетно-ролевых игр

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2013 в 13:26, контрольная работа

Описание работы

Актуальность вопроса определяется, прежде всего тем, что в современном детском саду чаще всего уделяют большое внимание материальному оснащению игры, а не развитию самих игровых действий и формированию у детей игры как деятельности. Для того чтобы осуществлять адекватные педагогические воздействия по отношению к сюжетно-ролевой игре детей, воспитателям необходимо хорошо понимать ее природу, иметь представления о специфике ее развития на протяжении дошкольного возраста, а также уметь играть с детьми.

Работа содержит 1 файл

kursovaya_1.doc

— 388.50 Кб (Скачать)

Замечательная это профессия! Многие дети мечтают  быть капитанами. Особенно мальчики. О капитанах написано много интересных книг. О них созданы фильмы и спектакли. Когда подрастешь, узнаешь про увлекательные приключения капитана Врунгеля. капитана Немо и капитана Гранта. И, конечно, ты прочитаешь книгу писателя В. Каверина «Два капитана». У главного ее героя Сани Григорьева был прекрасный девиз: «Бороться и искать, найти — и не сдаваться!»

(Изобразительный  ряд: фуражка с крабом, корабли,  приборы и т.д.)

ВОДОЛАЗ

Капитан, конечно, самый главный человек  на флоте. А слыхал ли ты о такой профессии, как водолаз?

Это одна из древнейших профессий. Давным-давно  люди научились нырять в глубину и добывать жемчуг, кораллы, губки. Правда, называли таких людей в старину не водолазами, а ныряльщиками. Под водой человек долю не может пробыть: ему не хватает воздуха. Он обязательно должен вынырнуть через несколько минут и подышать. Сейчас водолазы спускаются под воду в специальных скафандрах. В скафандре можно находиться под водой очень долго. Туда подают воздух по специальным трубкам, и водолаз им дышит. Это трудная и опасная профессия. Водолазом может стать только очень смелый человек. И умелый! В наши дни водолазу приходится быть мастером на все руки. И строителем, и монтажником, и ремонтные работы под водой делать.

А еще  водолазы снимают фильмы о жизни  под водой. Может быть, ты видел такие фильмы по телевизору?

(Изобразительный  ряд: скафандр, приборы, подводный мир и т.д.)

РЫБАК

Рыбу, которую мама приготовила тебе на ужин, поймали в реке или в море рыбаки. В реке можно рыбу удочкой ловить. Многим детям такое занятие очень нравится. В море рыбу поймать не так просто, как в реке. Море глубокое. Рыбы там видимо-невидимо. И ловят ее большими сетями (их называют тралами). Спускают эти сети в воду с корабля, который называется траулером. Прежде чем сети в воду спустить, рыбаки выслеживают стаю рыбы. Помогают им в этом специальные приборы — эхолоты. Как устроены эти приборы, ты узнаешь, когда подрастешь. А пока знай, что рыбу к твоему столу передавали друг другу по цепочке добрые руки тружеников разных профессий. Рыбаки — шоферам, шоферы — продавцам. Так что ешь и не капризничай. Врачи говорят, что в рыбе много полезных веществ для твоего здоровья!

(Изобразительный  ряд: рыба, траулер, сети, удочка, прилавок и т.д.)

Просмотр мультфильмов в д/с  или рекомендации к домашнему просмотру.

«Тайна  третьей планеты», «Степа-моряк», «Мореплавание Солнышкина», «Приключения капитана Врунгеля», «Остров сокровищ»

Рекомендации родителям. Прочтите детям дома

Н. Носов  «Приключения Незнайки и его друзей», «Незнайка на Луне».

Э. Хогарт «Мафии ищет клад», С. Лагерлеф «Путешествие Нильса с дикими гусями», Я. Ларри «Необыкновенные приключения Карика и Вали в мире трав и растений», С. Сахарное «Разноцветное море», Б. Житков «Челюскинцы», Б. Житков «Что я видел», Г. Снегирев «Рассказы».

Экскурсии

«Музей  космонавтики», «Музей Востока», Палеонтологический музей, Музей им. К.А. Тимирязева, Музей им. В.И. Вернадского.

Беседы из личного опыта

Уважаемые родители! Наверняка вам доводилось путешествовать на кораблях, туристических лайнерах. Или вы заядлый турист, альпинист, байдарочник. А может быть, кто-то из наших пап, дедушек проходил службу на военных кораблях и участвовал в боевом походе. Расскажите детям о своих увлечениях, вспомните интересные истории, покажите фотографии.

Примерный сценарий празднования домашнего дня  рождения «На пиратском острове». (См. приложение см. с. 94.)

Упражнения на развитие творческого  мышления и воображения.

Эти дидактические упражнения помогут  детям пополнить копилку игровых ситуаций. Такие упражнения желательно проигрывать в разных вариантах.

Дидактическое упражнение «Потому, что...»

Советы начинающим работать с этой игрой

Поначалу  активность детей будет низкой. Не отчаивайтесь. Предлагайте ответы сами.

Стимулируйте  активность детей. Радуйтесь каждой попытке включиться в игру.

Поощряйте любой ответ, даже самый нелепый  и фантастический. Если видите, что ответ, что называется, «взят с потолка», все равно хвалите. Пытайтесь найти глупому ответу весьма логическое объяснение. (Не забывайте, что таким образом вы обучаете ребенка творческому мышлению и даете пример решения изобретательских задач.)

Принятие  ответов, их поощрение в конце  концов приводит к тому, что дети раскрепощаются, фантазия пробуждается. Постепенно они сами начинают искать логические объяснения своим ответам.

Игра  должна проходить в достаточно быстром  темпе.

В этой игре детям позволяется кричать наперебой, одновременно. Нельзя сдерживать желание высказаться.

Любой ответ ребенка громко повторяется воспитателем и поощряется:

Молодец!

Здорово придумал!

Какая замечательная мысль!

Даже я так бы не придумала!

Послушайте, что придумал Саша...

Ухты!

Отличная идея!

И т.д.

Варианты вопросов

«Наш корабль отправился в плавание потому, что...»

Он  перевозит пассажиров

Он  перевозит грузы

Корабль-исследователь  должен открыть и описать новые страны

Получено  бутылочное письмо с просьбой о помощи

Найдена карта с отметкой о спрятанных сокровищах

Пиратский корабль  отправился на разбой

Корабль-защитник ищет пиратские корабли и вступает с ними в бой

Научный корабль, он остановится посреди  моря, и аквалангисты будут изучать морских обитателей

И т.д.

«На корабле объявлена тревога  потому, что...»

Приближается  пиратский корабль

Корабль сел на мель

На  корабле начался бунт

Обнаружена  серьезная поломка

Приближается  серьезная буря

И т.д.

«Моряки причалили к необитаемому острову потому, что...»

На корабле  закончились еда и вода и нужно  пополнить запасы

Корабль исследовательский, нужно обследовать  остров и нанести его на карту

Корабль нуждается в починке, после шторма.

Корабль ушел от преследования пиратами и спрятался в бухте

На  корабле заболело много матросов, им нужен покой и отдых

Именно  на этом острове спрятан клад, отмеченный на карте

На  этот остров высаживают заговорщиков и бунтовщиков

«Корабль сел на мель потому, что...»

Это его морская буря вышвырнула

Был сильный туман и моряки не увидели  мель

Рулевой заснул на вахте

Рулевой оказался плохо обучен

Эта мель не была обозначена на карте, наверно, появи 
лась недавно, после землетрясения

Корабль вынесло на мель гигантской волной цунами

Дидактическое упражнение «Составление рассказа»

Если  дети успешно справляются с предыдущим упражнением, то им можно предложить цепочку упражнений. В результате получается небольшой рассказ о морских приключениях. Правила: Ведущим является педагог. Как и в прошлом упражнении, он задает вопрос, повторяет все ответы, хвалит, но для продолжения выбирает только один из вариантов. Упражнение должно проходить в достаточно быстром темпе. Примечание. На некоторые вопросы не получается большого количества вариантов ответов. В таком случае достаточно и одного.

Пример:


Наш корабль отравляется в плавание потому, что.... Дети: На корабле плывут туристы (Замечательно!); он должен открыть и описать новые страны (Отличная идея!); получено бутылочное письмо с просьбой о помощи (Ух ты!), найдена карта с отметкой о спрятанных сокровищах (Здорово придумано!); пиратский корабль отправился на разбой (Вот так история!); корабль-защитник ищет пиратские корабли и вступает с ними в бой (Молодей!); научный корабль, он остановится посреди моря, и аквалангисты будут изучать морских обитателей (Очень интересно!).

Воспитатель: Очень интересные предложения. Но наш корабль отправился в путь, потому что должен спасти человека. Три дня на всех парусах мчался наш корабль по океану. А на четвертый день ему пришлось остановиться, потому что... (Далее по аналогии. Все ответы поощряются, громко проговариваются, но выбирается только один.)

Воспитатель: Во время шторма корабль получил пробоину. Матросы решили... (Плыть к ближайшему острову и ремонтироваться, забить пробоину изнутри досками, опустить водолаза для починки снаружи, корабль починить нельзя и нужно высаживаться на плоты и шлюпки.)

Воспитатель: Матросы решили спустить водолаза, чтобы он снаружи заделал пробоину. Водолаз справился с работой и начал подниматься на корабль, но вдруг... (Кончился воздух, запутался в веревках, на него напала акула, увидел что-то интересное на дне.) И так далее.

Дидактические игры.

«Солнечная система» - настольно-печатная игра, позволяющая расширить знания детей о планетах солнечной системы.

«Сказочная карта мира» — после прочтения книги силуэты сказочных героев располагать на карте (в какой стране проживал автор).

«Через тернии - к звездам» - настольная игра.

Настольно-печатные игры можно изготовить самостоятельно.

Сейчас  в продаже появилось множество  настольно-печатных игр, посвященных разнообразным путешествиям. Некоторые из них сложны для дошкольников. В таких случаях можно использовать только игровые поля и игровые атрибуты, а правила адаптировать к имеющимся у детей знаниям. Например, попадая на кружок определенного цвета, ребенок должен что-то вспомнить или придумать. Разнообразные вопросы и задания можно выписать на карточки соответствующих цветов. Попав на кружочек красного цвета, ребенок выбирает карточку красного цвета, а воспитатель читает ему задание или вопрос. Вопросы можно брать из дидактического упражнения «Потому, что...»

Сюжетно-дидактическая игра «Веселое путешествие в Африку», с помощью которой дети узнают о новых для себя игровых действиях. 3. Развивающая предметно-игровая среда

Атрибуты для игры в «Путешествие»

Географическая  и контурная карты мира.

Карта звездного неба.

Изображения планет, животных.

Приборы: компас; фонарик; бинокль, подзорная труба; фотоаппарат; наушники и рация (макет рации); штурвал, руль. (Все это можно замещать разнообразным бросовым материалом: коробки, разнообразные цилиндры и т.д.)

Крупные модули для построек (корабля, ракеты, поезда).

Карточки  с описанием планет.

План-схема  групповой комнаты.

Бескозырки, матросские воротники (можно заменять лоскутами ткани).

«Клад»  — разноцве гные камушки в сундучке, бусы, колечки (можно заменять разноцветными крышками от Йогуртов).

Крышечки  от йогуртов могут быть и камнями, поднятыми со дна, и рыбой, и т.д.

Игровое пространство.

Игра  предполагает использование всего  группового пространства. Для активной, увлекательной игры педагог должен позволить детям несколько больше, чем и других играх. Разумеется, воспитатель должен всегда держать игру под контролем и подстраховывать детей, если они, к примеру, будут «преодолевать пещеру», проползая под взрослым стулом.

Под контролем воспитателя детям можно позволить

Ползать под взрослым стулом

Ходить  змейкой между столами

Накрыть стол покрывалом и устроить там палатку

Проползти под кроватью

Перепрыгивать скамеечки в раздевалке

Активизация проблемного общения взрослого с детьми

Примерный сценарий игры.

1 вариант

После знакомства детей с глобусом и  картой предложить для игры вырезанные из картона силуэты материков. Дети обводят трафареты, рисуют маршруты путешествий, поисков клада, спасения людей, захваченных в плен пиратами, чудовищами.

2 вариант

Воспитатель вместе с детьми строит пароход (машину, самолет, поезд, ракету...), предлагает отправиться в путешествие, в ходе которого происходят разные приключения (на морс поднимается буря, корабль терпит крушение, или его захватывают пираты, или на корабль нападает гигантский кальмар).

В пути в руки путешественников попадает бутылка  с письмом (нарисованным письмом, планом-схемой), ориентируясь по которому можно спасти человека, попавшего в беду (найти клад). По пути надо преодолеть преграды (болота, огонь, пропасти и т.д.), выполнить задания (шуточные).

Заканчивается игра спасением человека, нахождением  плана.

Информация о работе Значение сюжетно-ролевых игр