Значение психологии и педагогики в деятельности УП

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2010 в 21:35, реферат

Описание работы

Как нам известно, все люди все взрослые люди как дети, они на протяжении все жизни чему-то учатся, перевоспитываются, познают и приобретают какие либо навыки. Поэтому в деятельности УП тоже присутствует педагогика.

Содержание

Ведение
1. Понятие «объект - человек»………………………………………...5
2. Предмет в психологии ………………………………………………6
1. Психика…………………………………………………………...7
2. Закономерности, принципы и формы психики………………...9
3. Методы развития детей и взрослых в процессе образования..19
4. Обучение и воспитание…………………………………………20
3. Значение наук в профессиональной деятельности………………..22
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

Реферат.docx

— 124.06 Кб (Скачать)

Формы психики.

Вся материя обладает свойством отражения.35 Различают три его основные формы: физическое отражение, примером которого, помимо отражения света и звука, является радиолокация; физиологическое отражение как функция живой материи — например, поворачивание цветка подсолнечника вслед за солнцем и тяготение корня в прорастающем зерне вниз, а стебля — вверх, а также такие сложные физиологические процессы, как изменения в сетчатой оболочке глаза под влиянием света, раздражение нервной клетки и проведение возбуждения по нерву, сокращение мышцы; психическое отражение, отдельные формы которого и изучает психология... 
Подлинно научная психология, развившаяся в многовековой борьбе материализма с идеализмом и основанная на диалектическом материализме и ленинской теории отражения, объясняет психику как проявление работы мозга. В. И. Ленин называл философию, не учитывающую связи психики с мозгом, «безмозглой» и указывал, что «психическое... есть функция того особенно сложного куска материи, который называется мозгом человека».

     В основе работы мозга лежит рефлекс (лат.— отражение), т. е. закономерно возникающий ответ организма на раздражение, идущее из внешней среды или внутренних органов. По способу рефлекса происходят все акты неосознанной и осознанной психической жизни.

       
Принципы.

Давно замечено, что психические явления  тесно связаны с работой мозга  человека. Эта мысль была сформулирована еще в первом тысячелетии до новой  эры Алкмеоном Кротонским (VI в. до н.э.) и поддерживалась Гиппократом (ок. 460— ок. 377 г. до н.э.). В течение более чем двухтысячелетней истории развития психологических знаний она оставалась неоспоримой, развиваясь и углубляясь по мере получения новых данных о работе мозга и новых результатов психологических исследований.

Большой вклад в понимание того, как  связана работа мозга и организма  человека с психологическими явлениями  и поведением, внес И.М.Сеченов. Позднее  его идеи развил в своей теории физиологических коррелятов психических  явлений И.П.Павлов, открывший явление  условнорефлекторного научения. В наши дни его идеи послужили основанием для создания новых, более современных психофизиологических теорий, объясняющих научение и поведение в целом (Н.А.Бернштейн, К.Халл, П.К.Анохин), а также механизмы условнорефлекторного приобретения опыта (Е.Н.Соколов).

По мысли  И.М.Сеченова психические явления  входят как обязательный компонент  в любой поведенческий акт  и сами представляют собой своеобразные сложные рефлексы. Психическое, считал Сеченов, столь же объяснимо естественнонаучным путем, как и физиологическое, так  как оно имеет ту же самую рефлекторную природу.

Своеобразную  эволюцию со времени первого своего появления с начала XX в. до наших дней претерпели идеи И.П.Павлова, связанные с понятием условного рефлекса. Поначалу на это понятие возлагали большие надежды в объяснении психических процессов и научения. Однако эти надежды полностью не оправдались. Условный рефлекс оказался слишком простым физиологическим явлением, чтобы на его основе можно было понять и к нему свести все сложные формы поведения, тем более психические феномены, связанные с сознанием и волей.

Вскоре  после открытия условнорефлекторного научения были обнаружены и описаны  иные пути приобретения живыми существами жизненного опыта — импринтинг, оперантное обусловливание, викарное научение, — которые существенно расширили и дополнили знания о механизмах научения, свойственных человеку. Но тем не менее идея условного рефлекса как одного из способов приобретения организмом нового опыта осталась и получила дальнейшую разработку в работах психофизиологов, в частности Е.Н.Соколова и Ч.А.Измайлова.

Наряду  с этим наметились новые, более перспективные  направления разработки проблемы связи  психики и мозга. Они касались, с одной стороны, роли, которую  психические процессы совместно  с физиологическими играют в управлении поведением, а с другой — построения общих моделей регуляции поведения  с участием в этом процессе физиологических  и психологических явлений (Н.А.Бернштейн, К.Халл, П.К.Анохин).

Результаты  исследования условнорефлекторных  физиологических механизмов поведения  на уровне целостного организма были дополнены данными, полученными  при изучении поведения на нейронном  уровне. Значительный вклад в решение  соответствующих вопросов внесли отечественные  нейропсихо-логи и психофизиологи. Они основали свою школу в психофизиологии поведения, двигательной активности и органов чувств (восприятие, внимание, память).

Е.Н.Соколовым  и Ч.А.Измайловым было предложено понятие  концептуальной рефлекторной дуги (рис. 12). В блок-схеме концептуальной рефлекторной дуги выделяют три взаимосвязанные, но относительно автономно действующие системы нейронов: афферентную (сенсорный анализатор), эффекторную (исполнительную — органы движения) и модулирующую (управляющую связями между афферентной и эффекторной системами).

Афферентная система, начинающаяся с рецепторов, состоит из нейронов-предетекторов, производящих общую предварительную обработку информации, поступающей на органы чувств, и нейронов-детекторов, выделяющих в ней стимулы определенного рода, избирательно настроенных, реагирующих только на такие стимулы. Эффекторная система включает командные нейроны, мотонейроны и эффекторы, т.е. нервные клетки, в которых происходит выработка команд, идущих от центра к периферии, и части организма, ответственные за их исполнение. Модулирующая система содержит нервные клетки (модулирующие нейроны), связанные с переработкой информации, циркулирующей между нейронными сетями, составляющими афферентную и эффекторную подсистемы концептуальной рефлекторной дуги.

Схему работы концептуальной рефлекторной дуги можно представить себе следующим  образом. На рецепторы — специфические  аппараты органов чувств, способные  воспринимать и реагировать на определенные физические воздействия, — поступают  сигналы-стимулы. Рецепторы в свою очередь связаны с селективными детекторами — нейронами, избирательно реа- 

Рис. 2. Блок-схема концептуальной рефлекторной дуги, на входе которой стоит сенсорный анализатор (по Е.Н.Соколову,Ч.А.Измайлову) 

тирующими на те или иные стимулы, причем эта  связь может быть прямой или, как  это показано на рисунке, осуществляться через предетекторы. Селективные  детекторы работают по следующему принципу: определенной комбинации возбуждения  рецепторов соответствует максимум возбуждения на одном из селективных  нейронов-детекторов.

От детекторов сигналы далее поступают на командные  нейроны. Уровень возбуждения командных  нейронов регулируется работой модулирующих нейронов. От командных нейронов возбуждение  далее поступает на мотонейроны, связанные с органами движения и  другими эффекторами.

В работу концептуальной рефлекторной дуги включен  механизм обратной связи, который для  упрощения рисунка на блок-схеме  не представлен. Через механизм обратной связи регулируется возбудимость рецепторов, эффекторов и самих нейронов. Выделение  основных элементов концептуальной дуги, пишет Е.Н.Соколов, явилось  результатом обобщения данных о  нейронных механизмах рефлексов  у животных, стоящих на разных ступенях эволюционной лестницы.

Наивысший уровень регуляции вновь осваиваемых  сложных движений обязательно связан с сознанием человека и является ведущим для этого движения. Подчиненные  ему нижележащие уровни называются фоновыми. Эти компоненты обычно остаются за порогом сознания.

Как только движение превращается в автоматизированный навык и переключается с ведущего уровня на фоновый, процесс управления им, его контроля уходит из поля сознания.42

Американский  ученый К.Халл явился основоположником современной психофизиологической теории научения, объясняющей, каким  образом организм приобретает и  совершенствует жизненный опыт. К.Халл рассматривал живой организм как  саморегулирующуюся систему со специфическими механизмами поведенческой и  генетикобиологической регуляции. Эти механизмы — в основном врожденные — служат для поддержания  оптимальных условий физического  и биохимического равновесия в организме  — гомеостаза, включаются в действие, когда он нарушен.

В основу теории Халла был положен ряд  постулатов, вытекающих из имеющихся  знаний по физиологии организма и  мозга, полученных к началу второй трети  XX в. Сформировав 16 таких постулатов с помощью определенных правил, представляющихся достаточно обоснованными, К.Халл дедуктивно построил теорию поведения организма, многие выводы из которой впоследствии нашли экспериментальное подтверждение.

П.КАнохин  предложил модель организации и  регуляции поведенческого акта, в  которой есть место для всех основных психических процессов и состояний. Она получила название модели функциональной системы. Ее общее строение показано на ( рис. 3.)

Слева на этой схеме под названием «обстановочная аффе-рентация» представлена совокупность разнообразных воздействий, которым  подвергается человек, оказавшийся  в той или иной ситуации. Многие связанные с ней стимулы могут  оказаться несущественными, и только некоторые из них, вероятно, вызовут  интерес — ориентировочную реакцию. Эти факторы на схеме изображены под названием «пусковой стимул».

Слева на этой схеме под названием «обстановочная аффе-рентация» представлена совокупность разнообразных воздействий, которым  подвергается человек, оказавшийся  в той или иной ситуации. Многие связанные с ней стимулы могут  оказаться несущественными, и только некоторые из них, вероятно, вызовут  интерес — ориентировочную реакцию. Эти факторы на схеме изображены под названием «пусковой стимул».

Слева на этой схеме под названием «обстановочная аффе-рентация» представлена совокупность разнообразных воздействий, которым  подвергается человек, оказавшийся  в той или иной ситуации. Многие связанные с ней стимулы могут  оказаться несущественными, и только некоторые из них, вероятно, вызовут  интерес — ориентировочную реакцию. Эти факторы на схеме изображены под названием «пусковой стимул». 

Сравнение образа с памятью и мотивацией через сознание приводит к принятию решения, к возникновению в сознании человека плана и программы поведения: нескольких возможных вариантов  действий, которые в данной обстановке и при наличии заданного пускового  стимула могут привести к удовлетворению имеющейся потребности.

С самого начала выполнения действия в его  регуляцию включается воля, и информация о действии через обратную аффе-рентацию передается в ц.н.с, сличается там  с акцептором действия, порождая определенные эмоции. Туда же через некоторое  время попадают и сведения о параметрах результата уже выполненного действия.

Если  параметры выполненного действия не соответствуют акцептору действия (поставленной цели), то возникает отрицательное  эмоциональное состояние, создающее  дополнительную мотивацию к продолжению  действия, его повторению по скорректированной  программе до тех пор, пока полученный результат не совпадет с поставленной целью (акцептором действия). Если же это  совпадение произошло с первой попытки  выполнения действия, то возникает  положительная эмоция, прекращающая его.

Теория  функциональной системы П.КАнохина расставляет акценты в решении  вопроса о взаимодействии физиологических  и психологических процессов  и явлений. Она показывает, что  те и другие играют важную роль в  совместной регуляции поведения, которое  не может получить полное научное  объяснение ни на основе только знания физиологии высшей нервной деятельности, ни на основе исключительно психологических  представлений.

А.РЛурия предложил выделить три анатомически относительно автономные блока головного  мозга, обеспечивающие нормальное функционирование соответствующих групп психических  явлений. Первый — блок мозговых структур, поддерживающих определенный уровень  активности. Он включает неспецифические  структуры разных уровней: ретикулярную формацию ствола мозга, структуры среднего мозга, глубинных его отделов, лимбической  системы, медиобазальные отделы коры лобных и височных долей мозга. От работы этого блока зависит общий  уровень активности и избирательная  активизация отдельных подструктур, необходимая для нормального  осуществления психических функций. Второй блок связан с познавательными  психическими процессами, восприятием, переработкой и хранением разнообразной  информации, поступающей от органов  чувств: зрения, слуха, осязания и т.п. Его корковые проекции в основном располагаются в задних и височных отделах больших полушарий. Третий блок охватывает передние отделы коры головного мозга. Он связан с мышлением, программированием, высшей регуляцией поведения и психических функций, сознательным  их контролем.

С блочным  представительством структур мозга  связана проблема, которая получила название проблемы локализации психических функций, т.е. более или менее точного их представительства в отдельных мозговых структурах. Есть две разные точки зрения на решение этой проблемы. Одна получила название локализационизма, другая антилокализационизма.

Согласно  локализационизму каждая, даже самая элементарная, психическая функция, каждое психологическое свойство или состояние человека однозначно связано с работой ограниченного участка мозга, так что все психические явления, как на карте, можно расположить на поверхности и в глубинных структурах головного мозга на вполне определенных местах. Действительно, в свое время создавались более или менее детализированные карты локализации психических функций в мозге, и одна из последних таких карт была опубликована в 30-е годы XX в.

Информация о работе Значение психологии и педагогики в деятельности УП