Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2012 в 13:03, курсовая работа
Игра является актуальной и особозначимой во всем своём многообразии на протяжении всего периода дошкольного детства, что не является исключением для детей с нарушением зрения.
Особое значение в развитии дошкольников с нормальным и нарушенным зрением имеет сюжетно-ролевая игра.
ВВЕДЕНИЕ_________________________________________________ -2-
§ 1. ЗНАЧЕНИЕ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РАЗВИТИИ РЕБЁНКА ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА _____________________________ -3-
§ 2. ОСОБЕНОСТИ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У РЕБЁНКА С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ _________________________________-10-
§ 3. РОЛЬ ДИДАКТИЧЕСКОЙ ИГРЫ В РАЗВИТИИ СОХРАННЫХ АНАЛИЗАТОРОВ ДОШКОЛЬНЬНИКОВ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ ________________________________________________ -13-
ЗАКЛЮЧЕНИЕ _____________________________________________ -18-
БИБЛИОГРАФИЯ ___________________________________________ -19-
В то же время наглядное подкрепление игровой деятельности, на первых этапах предоставляемое взрослым, необходимо для овладения детьми с нарушениями зрения основными навыками кукловождения и научения выражений различных эмоциональных состояний посредством вербальных и невербальных средств общения.
Игра, являясь основным видом деятельности ребёнка старшего дошкольного возраста, пронизывает все стороны любой другой деятельности – коммуникативной, трудовой, учебной. Снижение игровой активности, отсутствие усложнения игровой деятельности, эмоциональные нарушения, предпочтение одиночной игры – коллективной оказывает отрицательное влияние на состояние общения детей с нарушениями зрения.
Из всех видов игр для решения задач коррекции избрана игра-драматизация, поскольку она требует от ребёнка не только точного словесного, но и интонационного и эмоционального отражения позиции изображаемого героя, а также умения переходить от монологической речи к диалогу и полилогу.
Возникающая на фоне зрительной патологии недостаточность информации о коммуникативной деятельности вызывает затруднения у детей старшего дошкольного возраста в овладении коммуникативной деятельностью.
Преодоление этих трудностей возможно в условиях театрализованной деятельности, обеспечивающей наилучший контакт детей с нарушениями зрения со сверстником и взрослым, а также создающей возможность более полного, эмоционального и красочного восприятия и отражения окружающего мира.
Выводы:
- недостаточная связь вербального образа с конкретным содержанием;
- слабое владение навыками предметной деятельности;
- низкое владение навыками совместного общения с взрослыми и сверстниками;
- употребление в игре различных атрибутов и игрушек, символизирующих представления детей о внешних сторонах окружающего мира;
- слабое владение двигательными навыками;
- нарушение пространственной ориентировки.
§ 3. ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА В РАЗВИТИИ СОХРАННЫХ АНАЛИЗАТОРОВ.
Одним из эффективных средств сенсорного развития являются дидактические игры и упражнения.
Специально созданные дидактические игры довольно эффективно влияют на формирование различительных способностей сенсорных органов к выделению признаков различных модальностей.
Традиционно сложилось взаимосвязь программы сенсорного воспитания с эффективными средствами ее реализации - дидактическими играми, которые позволяют дифференцированно развивать зрительное, слуховое, обонятельное, осязательное и вкусовое восприятие.
Соотношение количества дидактических игр по всем пяти разделам сенсорного развития разработано неравномерно. Большее количество игр относится к развитию зрительного восприятия и значительно меньше игр на развитие остальных сенсорных функций. Это связано с тем, что в практике жизни человека зрительный анализатор является ведущим, а для адекватного взаимодействия со средой люди чаще всего используют визуальные признаки: форма, цвет, величина и пространственное расположение. Системы эталонов на осязание, слух и обоняние практически разработаны мало.
При выпадении одной из сенсорных функций, при слепоте - зрения, а при глухоте - слуха даже при спонтанном развитии ребенка начинает формироваться процесс компенсации за счет активизации деятельности сохранных анализаторов. При глухоте активизируется зрительное восприятие, при слепоте - слуховое, тактильно-кинестезическое и обонятельное соответственно.
Дидактические игры для сенсорного развития детей с отклонениями в развитии можно дифференцировать по функциональному назначению.
К ним относятся игры:
- игры, формирующие различительные способности сенсорных функций на основе овладения эталонами и образцами признаков и свойств предметов;
- игры, формирующие обследовательские, сенсорно-перцептивные действия, позволяющие узнавать и называть объект;
- игры, обучающие детей приемам классификации, сериации, дифференциации, локализации по сходным и отличительным признакам;
- игры, уточняющие, конкретизирующие знания детей о предметном мире, о функциональном назначении объектов и предметов окружающей действительности, на основе сенсорных ориентировок;
- игры, обучающие детей мобильности, пространственной ориентировки на основе различных сенсорных модальностей;
- игры, обучающие детей использованию сенсорных функций при выполнении навыков самообслуживания (умывание, причесывание, одевание, уходе за одеждой, обувью), ухода за помещением, чисткой и мытьем предметов обихода;
- игры, обучающие способам общения с включением различных органов чувств: мимика, жесты, интонация;
- игры, формирующие образы предметного мира за счет упражнения детей в слиянии чувственной информации со словесным обозначением.
Остановимся на играх, формирующих различительные способности сенсорных функций и овладение эталонами признаков и свойств предметов.
Формирование обследовательских способностей успешно решается в дидактических играх с применением заданий типа: «Угадай на ощупь», «Назови как можно больше признаков в предмете», « Убери лишние детали», «Что так, что не так», «Что бывает, чего не бывает», «Угадай, кто пришел», «Кто позвал?», «Где громкие, где тихие звуки?», «Найти путь следования», «Угадай на вкус», «Какой это запах?», «Угадай цветы по запаху».
Для обучения сериации, классификации, дифференциации используются мозаики, классификационные платформы с набором деталей, тренажеры для нанизывания различных фигур по цвету, форме и величине, игры на дифференциацию групп объектов по заданной схеме, образцу, игры на выделение из общности частности (набор коробок с мелкими деталями - выбрать только объекты по одному из признаков), лото, домино, разрезные картинки и панно с фигурно вырезанными частями (пазлами), лото, панели, демонстрационные планшеты со схемами действий.
Для формирования образов предметного мира используются игры, в которых дети упражняются в систематизации знаний во внешнем облике предмета и его функциональном назначении. При этом в процесс знакомства с предметом или объектом включаются по возможности все сенсорные ориентации.
При использовании дидактической игры "Мама и детки" у детей уточняются представления о внешнем облике взрослого животного и облике их детенышей. А далее в зависимости от их образа жизни конкретизируется необходимое питание, среда обитания и взаимодействие с человеком.
Комплект иллюстративно-графического материала "Животные", «Картинки для произношения», «Сериал: Что сначала, что потом», «Дидактический набор: Скотный двор» используется для проверки представлений у детей о животном мире, анализа их сходства и различий как в облике жизни, так и образе жизни.
Для расширения и обогащения словаря детей используется методика тренировки детской смекалки по заданиям типа: «Укажи признак (зеленый цвет, который предъявляется по принципу: найди такой цвет), а далее следует задание назвать его». В другом задании дети по звуковому сигналу находят на иллюстрации объекты, издающие подобные звуки.
В дидактический набор «Скотный двор» привносятся дидактические и игровые действия, позволяющие детям ориентироваться на слух, зрение, осязание и обоняние. Для этого к данному комплекту подбираются записи реальных звуков ( мычание коров, ржание лошади, крик петуха, кряканье уток и др.). Для понимания функционального назначения животных подбираются продукты их жизнедеятельности: молочные продукты, яйца, шерсть, пух, мясные изделия.
Для формирования экологических знаний используются игры- конструкторы, позволяющие детям воспроизводить загоны, пастбища для животных. Неплохо в этой тематике учить детей отличать продукты жизнедеятельности животных на осязание (мягкая шерсть, тонкий пух, теплая шубка, вязкое масло и др.).
В играх, применяемых для обучения пространственной ориентировки и мобильности также можно развивать сенсорные функции.
В таких играх дети определяют местоположение звучащих игрушек в различных местах спортивного зала, на столе, в шкафу. Использование звучащих мячей, погремушек, бубнов, барабанов стимулируют двигательные акты ребенка, позволяют уточнить образ движения.
Мягко набивные игрушки формируют не только осязание, тактильно-кинестезические действия, но и снимают чувство страха при выполнении движений в большом пространстве. Разбросанные по полу мягконабивные игрушки используются не только, как атрибуты для передвижения в пространстве, но и, как место, на котором можно удобно расположиться для отдыха, выполнения микроманипуляций (застегивания, расстегивания, шнурования, нанизывания).
Информация о работе Значение игровой деятельности в развитии ребёнка с нарушением зрения