Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2012 в 13:03, курсовая работа
Игра является актуальной и особозначимой во всем своём многообразии на протяжении всего периода дошкольного детства, что не является исключением для детей с нарушением зрения.
Особое значение в развитии дошкольников с нормальным и нарушенным зрением имеет сюжетно-ролевая игра.
ВВЕДЕНИЕ_________________________________________________ -2-
§ 1. ЗНАЧЕНИЕ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РАЗВИТИИ РЕБЁНКА ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА _____________________________ -3-
§ 2. ОСОБЕНОСТИ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У РЕБЁНКА С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ _________________________________-10-
§ 3. РОЛЬ ДИДАКТИЧЕСКОЙ ИГРЫ В РАЗВИТИИ СОХРАННЫХ АНАЛИЗАТОРОВ ДОШКОЛЬНЬНИКОВ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ ________________________________________________ -13-
ЗАКЛЮЧЕНИЕ _____________________________________________ -18-
БИБЛИОГРАФИЯ ___________________________________________ -19-
Российский государственный педагогический университет
имени А.И. Герцена
Курсовой проект
На тему: «Значение игровой деятельности в развитии ребёнка с нарушением зрения»
Выполнил
Студент заочного отделения
3 курс
Группа ТИФЛО-15
Кареева Д. А.
Проверил
Никитина А. В.
Санкт-Петербург
2011 год
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ______________________
§ 1. ЗНАЧЕНИЕ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РАЗВИТИИ РЕБЁНКА ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА _____________________________ -3-
§ 2. ОСОБЕНОСТИ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У РЕБЁНКА С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ ______________________________
§ 3. РОЛЬ ДИДАКТИЧЕСКОЙ ИГРЫ В РАЗВИТИИ СОХРАННЫХ АНАЛИЗАТОРОВ ДОШКОЛЬНЬНИКОВ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ ______________________________
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ______________________________
БИБЛИОГРАФИЯ ______________________________
ВВЕДЕНИЕ
Игра является актуальной и особозначимой во всем своём многообразии на протяжении всего периода дошкольного детства, что не является исключением для детей с нарушением зрения.
Особое значение в развитии дошкольников с нормальным и нарушенным зрением имеет сюжетно-ролевая игра.
Сюжетно-ролевая игра есть деятельность, в которой дети берут на себя трудовые или социальные функции взрослых людей и в специально создаваемых ими игровых, воображаемых условиях воспроизводят (или моделируют) жизнь взрослых и отношения между ними.
Сюжетные игры, помимо познавательного назначения, развивают детскую инициативу, творчество, наблюдательность.
Сюжетно-ролевые игры уже давно были выделены психологами и педагогами из других видов игр. Это игры, в которых дети берут на себя какие-либо роли и разыгрывают различные события из жизни людей, изображают их деятельность и взаимоотношения - и тем самым творчески отражают действительность. Творческая ролевая игра дошкольников имеет свое содержание, свои внутренние правила. Стремясь воплотить в игре реальную жизнь, дошкольники действуют по соответствующим правилами этой жизни, которые становятся для них внутренними правилами игры. Поэтому содержание игры заставляет дошкольников стремиться максимально приблизить её к обстоятельствам реальной жизни, внести в неё действительные трудности, в которых будут реально проявляться (тренироваться, воспитываться) лучшие человеческие качества.
В такой игре наиболее интенсивно формируются все психические качества и особенности личности ребенка.
Кроме того, дидактическая игра так же имеет немаловажное значение.
Дидактические игры широко распространены в системе дошкольного воспитания; они известны как игры обучающего характера или игры с правилами, но обучающая задача в них не выступает прямо, а скрыта от играющих детей, для которых на первом плане оказывается игровая задача. Стремясь реализовать ее, они выполняют игровые действия, соблюдают правила игры. Дидактическая игра имеет определенную структуру и включает в себя обучающую и игровую задачи, игровое действие, игровые правила.
Обучающая (дидактическая) задача позволяет воспитателю добиваться в игре конкретных результатов, ориентированных на развитие тех или иных качеств детей (формирование сенсорных способностей, развитие воображения, слухового восприятия и т.д.), на закрепление знаний, умений, навыков и представлений (например, умения выделять признаки предметов, навыка игры на музыкальном инструменте, представления о составе числа и т. д.).
Обучающая задача доводится до детей в виде игровой задачи, имеющей характер практических заданий (рассмотреть картинку и найти несоответствия, отыскать среди группы предметов предмет овальной формы и т.д.).
Игровое действие позволяет детям реализовать поставленную перед ними задачу и является способом поведения, деятельности в игре (например, подбирают картинки, ищут различные предметы, загадывают загадки).
Ученые отмечают роль дидактической игры в умственном, сенсорном воспитании детей. В раннем детстве ребенок постигает действительность посредством чувственного восприятия и ощущения в ходе действий с предметами. В процессе специально организованной деятельности он учится анализировать, сравнивать, обобщать предметы. Воспитатель формирует у детей представления о сенсорных эталонах и способах обследования предметов. Основной формой обучения выступают занятия, на которых применяются дидактические игры. Е. И. Радина пишет о том, что в дидактических играх дети незаметно для себя получают знания, а главным побудителем этого выступает интерес игрового характера. Игры в коллективе вырабатывают организационные навыки, необходимые в самостоятельной дидактической игре.
Самостоятельные дидактические игры — это игры, которые проводятся в свободное время. Ведущая роль в них принадлежит воспитателю, если дети не проявляют инициативы или требуется закрепить какие-либо знания и умения. Если игры возникают по желанию детей, то воспитателю принадлежит роль наблюдателя и советчика и, возможно, участника игры.
Поэтому их правильная организация и методика поведения позволяет
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ.
§ 1. ИГРА В РАЗВИТИИ РЕБЁНКА В УСЛОВИЯХ НОРМЫ.
Игра относится к косвенному методу воздействия: ребенок не ощущает себя объектом воздействия взрослого, является полноправным субъектом деятельности.
Игра – это такое средство, где воспитание переходит в самовоспитание.
Игра теснейшим образом связана с развитием личности, а именно в период её особенно интенсивного развития в детстве, оно приобретает особое значение.
Игра – первая деятельность, которой принадлежит особенно значительная роль в развитии личности, в формировании свойств и обогащении его внутреннего содержания.
В ранние, дошкольные годы жизни ребенка игра является тем видом деятельности, в котором формируется его личность.
Войдя в игру, раз за разом закрепляются соответствующие действия; играя, ребенок все лучше овладевает ими: игра становится для него своеобразной школой жизни. Ребенок играет не для того, чтобы приобрести подготовку к жизни, а приобретает подготовку к жизни, играя, потому что у него закономерно появляется потребность разыгрывать именно те действия, которые являются для него новоприобретенными, еще не ставшими привычками. В результате он в процессе игры развивается и получает подготовку к дальнейшей деятельности.
Он играет, потому что развивается и развивается, потому что играет.
Игра-практика развития.
Игра подготавливает детей к продолжению дела старшего поколения, формируя, развивая в нем способности и качества, необходимые для той деятельности, которую им в будущем предстоит выполнить.
В игре у ребенка формируется воображение, которое заключает в себе и отлет от действительности, и проникновение в неё. Способности к преобразованию действительности в образе и преобразованию её в действии, её изменению закладываются и подготавливаются в игровом действии, и в игре прокладывается путь от чувства к организованному действию и от действия к чувству. Словом, в игре, как в фокусе, собираются, в ней проявляются и через неё формируются все стороны психической жизни личности в ролях, которые ребенок, играя, принимает на себя, расширяется, обогащается, углубляется сама личность ребенка.
В игре в той или иной мере формируется свойства, необходимые для учения в школе, обуславливающие готовность к обучению.
На разных этапах развития детям свойственны разные игры в закономерном соответствии с общим характером данного этапа. Участвуя в развитии ребенка, игра сама развивается.
Игра – сложное социально-психическое явление уже потому, что это не возрастное явление, а личностное. Потребность личности в игре и способность включаться в игру характеризуется особым видением мира и не связаны с возрастом человека. Однако стремление к игре взрослых и детей имеют различные психологические основания.
Потребность в игре, вероятно, зависит от творческих возможностей личности. Ведь творчество обязательно связано с переживанием радости от самого процесса деятельности. В работах Л.С. Выготского показана возрастная тенденция к снижению стихийно возникающих игр.
Как правило, у детей к подростковому возрасту свертывается интерес к творчеству, подросток начинает критично относиться к нему.
«Такое же свертывание детской фантазии мы видим в том, что у ребенка пропадает интерес к наивным играм более раннего детства».
Однако ряд авторов (Д.Н. Узнадзе, Н.П. Аникеева, О.С. Газман) указывают, что получение удовольствия, радости, положительных эмоций также является одной из побудительных сил, порождающих игру.
Значение игры в социализации личности ребенка определяется тем, что детская игра рассматривается как форма включения ребенка в мир человеческих действий и отношений.
Игра, возникающая на такой ступени развития, когда высокоразвитые формы труда делают невозможным непосредственное участие в нем ребенка, тогда как условия воспитания формируют у него стремление к совместной деятельности и жизни с взрослым.
Процесс социализации есть неразрывное единство с естественной потребностью детского организма – развитии, осуществляемым через игру. Игра по своему происхождению и содержанию социальна.
«Игра-эта такая деятельность, в которой воссоздаются социальные отношения между людьми вне условий непосредственно утилитарной деятельности».
Классификация игр.
Принято различать два основных типа игр:
- игры с фиксированными и открытыми правилами;
- игры со скрытыми правилами.
Примером игр первого типа является большинство познавательных, дидактических и подвижных игр, а также развивающих (интеллектуальных, музыкальных, игры-забавы, аттракционы).
Ко второму типу относятся игры, в которых на основе жизненных или художественных впечатлений свободно и самостоятельно воспроизводятся социальные отношения или материальные объекты.
Обычно выделяются такие типы игр:
1.подвижные игры - разнообразные по замыслу, правилам, характеру выполняемых движений. Они способствуют укреплению здоровья детей, развивают движения. Дети любят подвижные игры, с удовольствием слушают музыку и умеют ритмично двигаться под неё;
2.строительные игры – с песком, кубиками, специальными строительными материалами, развивают у детей конструктивные способности, служат своего рода, подготовкой к овладению в дальнейшем трудовыми умениями и навыками;
3.дидактические игры – специально разрабатываемые для детей, например, лото для обогащения естественнонаучных знаний, и для развития тех или иных психических качеств и свойств (наблюдательности, памяти, внимания);
4.сюжетно-ролевые игры – игры, в которых дети подражают бытовой, трудовой и общественной деятельности взрослых, например, игры в школу, дочки-матери, магазин, железную дорогу. Сюжетные игры, помимо познавательного назначения, развивают детскую инициативу, творчество, наблюдательность.
Сюжетно-ролевые игры уже давно были выделены психологами и педагогами из других видов игр. Это игры, в которых дети берут на себя какие-либо роли и разыгрывают различные события из жизни людей, изображают их деятельность и взаимоотношения - и тем самым творчески отражают действительность. Творческая ролевая игра дошкольников имеет свое содержание, свои внутренние правила. Стремясь воплотить в игре реальную жизнь, дошкольники действуют по соответствующим правилами этой жизни, которые становятся для них внутренними правилами игры. Поэтому содержание игры заставляет дошкольников стремиться максимально приблизить её к обстоятельствам реальной жизни, внести в неё действительные трудности, в которых будут реально проявляться (тренироваться, воспитываться) лучшие человеческие качества.
Среди игр, содержащих большие воспитательные возможности, можно выделить несколько видов:
-Игры драматизации: подразумевают исполнение какого-либо сюжета, сценарий которого не является жестким каноном в отличие от спектакля.
В этом виде следует выделить игры – импровизации. Сущность их заключается в том, что действующие лица знают основной сюжетный стержень игры, характер своей роли. Сама же игра развертывается в виде импровизации.
В этих играх, хотя они и занимают ограниченное время, велика роль взрослого. Соответственно, его позицией и определяется педагогический смысл этой игры. Подбор ситуаций и развитие самого сюжета игры – это то основное звено, обеспечивая которое, взрослый обеспечивает и эффективное воспитательное влияние игры.
-Игры «на преодоление этапов»
Определяются этапы. На каждом этапе выполняется определенная задача трудового, познавательного, спортивного и т.п. характера.
Определяется число этапов, на которых дети должны, например, разгадать ребус, расставить фигуры и т.д., в зависимости от тематики и задач игры. Предусматриваются и игровые роли: «судья», «контролёры», «ассистенты». Игры проводятся чаще всего в виде соревнований между командами.
Информация о работе Значение игровой деятельности в развитии ребёнка с нарушением зрения