Жизненный путь и творчество Я.А.Коменского

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2012 в 12:28, реферат

Описание работы

Великий сын чешского народа, мыслитель- гуманист, выдающийся общественный деятель, философ, лингвист, историк, основоположник педагогики нового времени Ян Амос Коменский (1592- 1670) жил в одну из наиболее бурных эпох европейской истории. Его время- время подготовки и осуществления буржуазной революции в Англии, время тридцатилетней войны в центральной Европе; когда жил Коменский, были еще свежи воспоминания о Реформации и Крестьянской войне в Германии; наконец, это было время, когда набирала силы и стремилась к власти молодая буржуазия, когда начали складываться крупнейшие колониальные империи.

Содержание

Введение………………………………………………………………....3
Глава 1. Жизнь Я.А.Коменского. Его мировоззрение.
Жизненный путь и творчество Я.А.Коменского…………....5
Философско-религиозные и педагогические взгляды
Я.А.Коменского ……………………………………………………..9
Глава 2. Дидактические взгляды Я.А.Коменского.
2.1. Возрастная периодизация и система школ………………..…13
2.2. Дидактические принципы …………………………………....15
2.3. Формы и методы учебной работы ……………………………18
2.4. Обоснование классно-урочной системы …………………….20
Глава 3. Я.А.Коменский о нравственном воспитании ……………..23
Заключение…………………………………………………………….28
Список литературы……………………………………………………29

Работа содержит 1 файл

Содержание.doc

— 20.50 Кб (Скачать)

    Во всяком случае, с недисциплинированными детьми должна вестись постоянная напряженная воспитательная работа. Нужно все испробовать до конца, прежде чем признать ребенка неисправимым, безнадежным. Очень важна выдержка, спокойствие, такт воспитателя. Самый правильный путь воспитания это строгость, требовательность, внушение воспитанникам чувства страха и полного послушания в сочетании с ласковым обращением. Все это возвысит юношество "до любви и радостной бодрости".

          Нравственное воспитание протекает не только в процессе обучения, но и в условиях внеклассных занятий. Особенное значение Коменский придавал внеклассному чтению. К внешкольным занятиям он относит также игры и драматические представления. Он рекомендует телесные, гигиенические упражнения (беганье, прыганье, борьба, игра в мяч и т.д.), прогулки, сидячие игры, театральные представления. Последние развивают остроту человеческого ума, содействуют лучшему заучиванию и запоминанию в живой форме стихов, изречений, текстов; радуют учителей, родителей, публику, выявляют таланты, развивают мимику, речь, произношение, владение голосом, устраняют застенчивость и т.д.

          В школе дети не только учатся, но и воспитываются как будущие граждане. В школе должно быть организованно нечто вроде "самоуправления", в котором Коменский хочет видеть отражение общества, государственного строя взрослых. Он считал необходимым, чтобы школа в целом и каждый класс в отдельности "представлял собой государство, со своим сенатом и председателем сената, со своим консулом или судьей, или претором". Иначе говоря, Коменский стремился к тому, чтобы каждый класс и школа в целом представлял собой какое-то сообщество, которое обсуждает совместные дела. Это средство подготовки юношей к "жизни путем навыка к такого рода деятельности".

          Итак, Коменский преодолевает односторонность и узость подхода к воспитанию, борясь против его сведения только к интеллектуализму, отдавая себе отчет в важности воспитания чувств. Воспитание в его понимании направлено на развитие самых разнообразных способностей, охватывает различные виды деятельности, творчества детей и подростков.

          Такова система воспитательных средств, которые должны формировать у учащихся нравственные представления, понятия, обеспечить их правильное поведение.

          Перейдем к следующей составляющей нравственного воспитания. Для того чтобы оно развивалось в стране, необходимо, чтобы уровень образованности был соответствующим. В своем труде "О культуре природных дарований" Коменский связывает уровень образования в стране с развитием в ней социальных отношений, что является предпосылкой для распространения свободы в обществе. У необразованных народов или ложнообразованных место свободы занимает своеволие.

Распространение образования влечет за собой рост социальности, который неизбежно присущ людям образованным.

Теория обучения Коменского представляет собой величайшее достижение человеческой мысли, не потерявшего своего значения до сих пор. Исходя из передовых взглядов гуманистов на природу, на человеческую личность, а также из требований строить наши знания на наблюдениях, опыте, индукции, Коменский положил начало материалистическому обоснованию педагогики как науки. Серьезной опорой педагогической теории Коменского был передовой взгляд на природу и на человека как ее часть, объективные закономерности которой должны быть научно изучены. Именно изучение законов природы дало Коменскому твердую возможность для построения "науки о преподавании".

          Наравне с системой обучения Коменский предложил свою систему нравственного воспитания. Ян Амос Коменский считал, что люди получившие неправильное образование или вовсе не получившие его, становятся безнравственными и порочными. Он настаивал на том, чтобы нравственное воспитание начиналось с самых ранних лет, пока порок не овладел душами детей. По мнению Коменского в деле нравственного воспитания огромное значение имеет дисциплина. Без дисциплины невозможно воспитать ребенка и сделать из него полноценную личность.

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

          Выдающийся общественный деятель прожил яркую и интересную жизнь. У него были свои, новые, взгляды на мир, в том числе на систему обучения и воспитания. Его взгляд на человека противостоял догматам средневековья. Коменский создал много трудов по воспитанию и обучению детей, в том числе «Великую дидактику». В «Великой дидактике» он указал свои принципы на всю систему обучения и воспитания. Принципы обучения по Коменскому были полной противоположностью существующим в то время.

          Коменский впервые выявил ведущие принципы, идеи и описал их в «Великой дидактике».Великий чешский педагог считал, что первоисточник знаний сама жизнь, сами предметы.

          В системе нравственного воспитания Я.А.Коменского есть свои особенности. Он считал, что люди получившие неправильное образование или вовсе не получившие его вовсе, становятся безнравственного и порочными. Также важное значение имеет дисциплина.

.         Коменский положил начало материалистическому обоснованию педагогики как науки.  Именно изучение законов природы дало Коменскому твердую возможность для построения «науки о преподавании».

          В целом дидактика Коменского охватывает практически все проблемы, которые являются предметом рассмотрения современной педагогики.

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

  1. Альт Р. Прогрессивный характер педагогики Коменского. М.: Учпедгиз, 1959.
  2. Кратохвил М.В. Жизнь Я.А.Коменского:/ Перевод с чешского Д.М.Прошуниной, Т.Н.Осадченко. М.: Просвещение, 1991.
  3. Красновский А.А. Я.А.Коменский. М.: Учпедгиз, 1953.
  4. Красновский А.А. Я.А.Коменский. М.: Учпедгиз, 1958.
  5. Кумарин В. Аксиомы Коменского. // Народное образование, 2001. № 8 С.237-240.
  6. Ларкипанидзе Д. Великий чешский педагог Я.А.Коменский. М.: Педагогика, 1986.
  7. Морозова Ю. К Коменскому в XVII век или с Коменским в XXI век? //Народное образование, 2002. № 9.С.61-67.
  8. Пискунов А.И. Жизнь, деятельность и педагогическое наследие Я.А.Коменского. М.: Педагогика, 1979.
  9. Коменский Я.А. Избранные педагогические сочинения: В 2-х т./ Под ред. А.А. Красновского. М.: Педагогика, 1989.
  10. Коменский Я.А. Великая дидактика. М.: Просвещение 1983.
  11. Коменский Я.А. Дидактические принципы (отрывки из «Великой дидактики»). М.: Учпедгиз, 1940.
  12. Коменский Я.А., Локк Д., Руссо Ж.Ж., Песталоцци И.Г. Педагогическое наследие./ Сост. В.М.Кларин, А.Н.Джуринскийй. М.: Педагогика, 1989.
  13. Коменский Я.А. О воспитании : Золотой фонд педагогики / Сост.        Н.М. Матвеева. М.: Школьная пресса, 2003.
  14. Константинов Н.К. и др. История педагогики М.: Просвещение, 1982.

 


Информация о работе Жизненный путь и творчество Я.А.Коменского