Жизненный путь и творчество Я.А.Коменского

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2012 в 12:28, реферат

Описание работы

Великий сын чешского народа, мыслитель- гуманист, выдающийся общественный деятель, философ, лингвист, историк, основоположник педагогики нового времени Ян Амос Коменский (1592- 1670) жил в одну из наиболее бурных эпох европейской истории. Его время- время подготовки и осуществления буржуазной революции в Англии, время тридцатилетней войны в центральной Европе; когда жил Коменский, были еще свежи воспоминания о Реформации и Крестьянской войне в Германии; наконец, это было время, когда набирала силы и стремилась к власти молодая буржуазия, когда начали складываться крупнейшие колониальные империи.

Содержание

Введение………………………………………………………………....3
Глава 1. Жизнь Я.А.Коменского. Его мировоззрение.
Жизненный путь и творчество Я.А.Коменского…………....5
Философско-религиозные и педагогические взгляды
Я.А.Коменского ……………………………………………………..9
Глава 2. Дидактические взгляды Я.А.Коменского.
2.1. Возрастная периодизация и система школ………………..…13
2.2. Дидактические принципы …………………………………....15
2.3. Формы и методы учебной работы ……………………………18
2.4. Обоснование классно-урочной системы …………………….20
Глава 3. Я.А.Коменский о нравственном воспитании ……………..23
Заключение…………………………………………………………….28
Список литературы……………………………………………………29

Работа содержит 1 файл

Содержание.doc

— 20.50 Кб (Скачать)

 

2.3. Формы и методы учебной работы

 

          Коменский внимательнейшим образом изучил и обобщил все положительное, что было достигнуто его предшественниками и современниками в области методики обучения. Его работы пестрят именами тех мыслителей, которые высказали хоть какую-либо интересную идею относительно организации, методов или требований к обучению. Все его положения опираются на многовековой эмпирический опыт обучения детей и юношества.

          Коменский был глубоко убежден в том, что в области обучения и воспитания в принципе действуют законы, общие для природы, и методы школьной работы должны эти законы учитывать, т.е. должны быть природосообразными. Именно поэтому в своих «Законах хорошо организованной школы», предназначавшихся для школы в Шарош-Патоке, Коменский писал, что «нам необходим надежный метод в занятиях, чтобы, следуя его предписаниям, воспитатель юношества так же быстро, как и изящно, приводил души к мудрости, красноречию, искусствам, добродетелям и благочестию.

          2.Вечным законом метода да будет: учить и учиться всему через примеры, наставления и применение на деле или подражание.

          3. Пример есть уже существующий предмет, который мы показываем. Наставление есть речь о предмете, разъясняющая, как он возник или возникает. Применение или подражание есть попытка сделать подобные же вещи…

          6.Этот поистине практический метод (обучающий всему через личное наблюдение, личное чтение, личный опыт) должен быть применяем повсюду, чтобы ученики приучались возвышаться до учителей».   

          Метод учения, который предлагал Коменский, в полную противоположность методам схоластической школы не отвращал детей от занятий, а должен был возбуждать в них радость, превращая овладение знаниями в приятное занятие, позволяя пройти путь к вершинам науки «без трудности, скуки, окриков и побоев, а как бы играя и шутя». Это положение Коменского, конечно, не следует понимать буквально: он предусматривал для учащихся систематический учебный труд в классе и выполнение ими систематически домашних заданий. Однако при этом вся работа, выполняемая школьниками, должна была соответствовать уровню их развитии, их природным интересам, направленным на познание окружающего мира. Если содержание и методы обучения будут отвечать детским возможностям, их любознательности, то и весь учебный труд будет восприниматься детьми радостно, с искренним удовольствием.

          Метод обучения, предлагаемый Коменским, в целом характеризуется рядом черт, которые сам педагог раскрывает в большом количестве правил и основоположений, прежде всего в великой дидактике. В общем, все эти черты можно свести к следующим.

          Прежде всего, поскольку в школе нужно учить самим вещам, а не словам, их обозначающим, Коменский требует от учителей начинать обучение «не со словесного толкования о вещах, но с реального наблюдения над ними. И только после ознакомления с самой вещью пусть идет о ней речь, выясняющая дело более всесторонне». Эта мысль Коменского повторяется многократно и в разной форме и резюмируется в его знаменитом «золотом правиле».

          Первоисточник знаний - сама жизнь, сами предметы. Коменский вводит «золотое правило» для учителей. Чем больше знание опирается на ощущение, тем более оно достоверно. Наглядность дает возможность сделать школу жизненной, учит учащихся понимать и изучать действительность самостоятельно.

          Коменский постоянно говорит об ознакомлении детей с реальными вещами, но он прекрасно понимал, что это возможно далеко не всегда, и поэтому в случае необходимости рекомендовал использовать различные наглядные средства - картины, макеты, модели и т.п. и со времени Коменского в теории и практике обучения принцип наглядности занял прочное место и долго служил важным средством борьбы против школьной схоластики.

          Подчеркивая особое значение непосредственного ознакомления детей с изучаемыми вещами и явлениями, Коменский в то же время весьма большое внимание уделял раскрытию причинных взаимосвязей между явлениями внешнего мира, приучению учащихся к их анализу.

         Метод обучения, пропагандировавшийся Коменским, характеризуется стремлением сделать весь педагогический процесс разумно организованным и целенаправленным. Коменский формулирует ряд принципиальных положений, имеющих и по настоящее время важное теоретическое значение: расположение и изучение учебного материала должно быть последовательным, переходящим от простого к сложному, от близкого к далекому, от краткого к распространенному.

          Теоретически все эти положения Коменский обосновывает и излагает особенно подробно в «Великой дидактике» и в главе X «Новейшего метода языков», известной под названием «Аналитическая дидактика».

 

2.4. Обоснование классно-урочной системы

 

           Коменский не только впервые предложил стройную систему взаимосвязанных школ, позволяющих юношеству достигать высот научного образования, но и разработал оригинальную дидактическую систему, получившую позже название классно-урочной.

           Закладывая основы современных форм коллективного обучения в классе, Коменский исходил из необходимости упорядочить, сделать планомерной всю работу школы.

          Коменский впервые указал признаки классно-урочной системы:

  • Определенные ежегодные начала учебного курса.
  • Деление на классы.
  • Распределение времени.

          В традиционных школах времен Коменского, хотя учащиеся и находились в одном помещении, занимались они индивидуально, каждый, продвигаясь вперед своим темпом и получая от учителя только ему одному предназначавшиеся указания и  задания. При предлагавшейся Коменским системе обучения дети одного возраста и приблизительно одинакового уровня знаний под общим руководством учителя одновременно продвигаясь вперед к единой для всех образовательной цели. Так возникли классы с постоянным составом учащихся, учебный год со строго определенным началом и концом, определенная продолжительность учебного дня от четырех уроков школе родного языка до шести уроков в день в латинской школе, что поразительно напоминает общую организацию обучения и в современной школе.

Он также осветил вопрос о методике урока. Урок должен проводиться главным образом, посредством систематического изложения учителем. Живое слово учителя имеет большое значение для усвоения материала. Но очень важным методом является также использование книги на уроке, хотя они немые учителя. Особенно большое значение имеет на уроке беседа как метод работы. Но беседа должна проводиться умело, так, чтобы учитель "подстрекал" учащихся, ставя перед ними вопросы, возбуждая активность всех учащихся, вовлекая всех в работу. Во время беседы воспитывается внимание учащихся, они приучаются к слушанию и повторению сказанного учителем.

Это все потом поможет ученикам самостоятельно усваивать материал, а не "корпеть" над ним дома. Урок строится с учетом степени восприимчивости ученика. Учитель должен помнить, что он только слуга природы, а не господин ее. Учитывая характер восприимчивости у ученика, учитель, прежде всего, дает ученику представление о предмете. Большое значение имеет тон, стиль, отношение к ученикам, внешний вид класса. Все должно способствовать легкому, приятному усвоению материала, возбуждая внимание и мышление учащихся. На уроке должны быть использованы все органы чувств по возможности: зрение, слух, руки. Коменский ратует за рисование, за использование наглядности во всех ее видах и формах, указывая е имеет не только звено восприятия и понимания материала. Коменский разрабатывает вопрос о другом звене урока, о запоминании. Нужно заучивать только то, что хорошо понятно, не нужно утомлять память.

          Коменский впервые ввел возрастную периодизацию и систему школ. Он доказал, что обучение детей отдельно друг от друга в соответствии с их  возрастом более действенно. Ян Амос Коменский предложил несколько принципов дидактики. Великий чешский педагог выдвинул идею о том, что все заимствовано из природы и подчинено ей; обучение должно быть всесторонним; знания следует получать на основе жизненного опыта. Коменский также впервые предложил принцип наглядности. Он считал, что первоисточник знаний сама жизнь, сами предметы. Я.А.Коменский впервые указал признаки классно-урочной системы.

          Все это в той или иной степени дошло и до наших времен. В наше время система обучения и образования строится по идеям выдвинутым Коменским.

 

 

 

 

Глава 3. Коменский о нравственном  воспитании.

          Конечная цель воспитания, по Коменскому, внешне совпадала с религиозно-христианской - подготовка человека к вечному существованию после смерти. Эта мысль развивалась им во II, III, IV главах «Великой дидактики», где в полном соответствии с христианским вероучением он писал о первородном грехе человека.

          Коменский не отвергал христианского догмата о первородном грехе, но в противоположность ортодоксальному христианству утверждал, что уже в процессе своей земной жизни человек может быть исправлен с помощью воспитания и способен достигнуть высокого совершенства. Но Коменский высказал еще одну исключительно важную и новую мысль: воспитание имеет целью не только совершенствование человека само по себе, но и подготовку его к усовершенствованию окружающей жизни. Вот почему Коменский неустанно и в разных формах повторял требование одновременно развивать у формирующегося человека интеллект, руку, сердце, волю.

          Главный педагогический труд Коменского назван «Великая дидактика». Термином «дидактика» Коменский часто пользуется и в других своих сочинениях. Однако следует учитывать, что Коменский и его современники трактовали этот термин значительно шире, чем это делается в наши дни: в содержание этого понятия включались не только вопросы образования и обучения, но и деятельность учителя, организации школы, различные аспекты воспитания - нравственного, трудового, религиозного и т.д.  В целом дидактика Коменского охватывает практически все проблемы, которые являются предметом рассмотрения современной педагогики.

Наряду с обучением Коменский ставит вопрос о системе нравственного воспитания, которая строится на определенных основополагающих принципах, придающих определенную связь, целостность всему воспитанию.

 

          В своих дидактических трудах Коменский постоянно обращается к причинам пороков человеческого общества и путям их устранения, главным из которых он считал  правильно организованное воспитание, как в широком смысле слова, так и в более узком значении нравственного воспитания. Поэтому многие его дидактические высказывания имеют самое непосредственное отношение к воспитанию, а само воспитание и образование, по Коменскому, является фундаментом человеческой нравственности. Поэтому безнравственными, порочными людьми становятся те, кто или лишен образования, или же получил образование неправильное, извращенное.

          Коменский призывал внедрять в сознание и поведение детей все человеческие добродетели - мудрость, умеренность, мужество, выносливость в труде, справедливость, честность и т.п. Все эти добродетели должны развиваться в детях с раннего возраста путем соответствующих наставлений, постоянного подкрепляемых конкретными делами и поступками.

          Важное значение в процессе нравственного воспитания Коменский придавал примеру нравственного воспитания самого педагога, а также примерам, заимствованным из истории и классической литературе.

          Необходимым условием эффективного нравственного воспитания детей Коменский считал ограждение их от вредного влияния безнравственных людей и от всяких поводов, могущих повлиять отрицательно на нравственность ребенка. Особенно он предостерегал педагогов не допускать детского безделья, чтобы дети «не научились делать дурное или не отупели умственно».

          В системе школьной работы, особенно в деле нравственного воспитания, Коменский придавал огромное значение дисциплине - исполнительности, выполнению установленных порядков. Общеизвестна  

крылатая фраза Коменского: «Школа без дисциплины, что мельница без воды».

          В школах дисциплина должна быть не столько ради наук, которые так не нуждаются в дисциплине, сколько ради нравственности.

          Поэтому нужно изучить источник недисциплинированности. Одно дело, если недисциплинированность вызывается постановкой учебных занятий, другое - если характером поведения, нравственными поступками. "Если учебные занятия поставлены правильно, то они уже сами по себе заманчивы для ума и собственной прелестью притягивают всех (исключая выродков)". Учитель не должен привлекать внимание учащихся на уроках способами насилия и принуждения. Они могут скорее вызвать отвращение, ненависть к ним.

   Меры насилия, принуждения, побои должны быть заменены другими средствами, а именно: суровым словом, выговором, иногда насмешкой. Что касается мер поощрения, то Коменский рекомендует похвалу, ежедневные и ежемесячные состязания на получения одобрения, занятие определенного места и т.д.

Информация о работе Жизненный путь и творчество Я.А.Коменского