Жизненный путь и творчество Я.А.Коменского

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2012 в 12:28, реферат

Описание работы

Великий сын чешского народа, мыслитель- гуманист, выдающийся общественный деятель, философ, лингвист, историк, основоположник педагогики нового времени Ян Амос Коменский (1592- 1670) жил в одну из наиболее бурных эпох европейской истории. Его время- время подготовки и осуществления буржуазной революции в Англии, время тридцатилетней войны в центральной Европе; когда жил Коменский, были еще свежи воспоминания о Реформации и Крестьянской войне в Германии; наконец, это было время, когда набирала силы и стремилась к власти молодая буржуазия, когда начали складываться крупнейшие колониальные империи.

Содержание

Введение………………………………………………………………....3
Глава 1. Жизнь Я.А.Коменского. Его мировоззрение.
Жизненный путь и творчество Я.А.Коменского…………....5
Философско-религиозные и педагогические взгляды
Я.А.Коменского ……………………………………………………..9
Глава 2. Дидактические взгляды Я.А.Коменского.
2.1. Возрастная периодизация и система школ………………..…13
2.2. Дидактические принципы …………………………………....15
2.3. Формы и методы учебной работы ……………………………18
2.4. Обоснование классно-урочной системы …………………….20
Глава 3. Я.А.Коменский о нравственном воспитании ……………..23
Заключение…………………………………………………………….28
Список литературы……………………………………………………29

Работа содержит 1 файл

Содержание.doc

— 20.50 Кб (Скачать)

 


Библиотека 5баллов.ru

 

Соглашение об использовании

Материалы данного файла могут быть использованы без ограничений для написания собственных работ с целью последующей сдачи в учебных заведениях.

Во всех остальных случаях полное или частичное воспроизведение, размножение или распространение материалов данного файла допускается только с письменного разрешения администрации проекта www.5ballov.ru.

У РосБизнесКонсалтинг


 

 

 

Содержание

Стр.

Введение………………………………………………………………....3

Глава 1. Жизнь Я.А.Коменского. Его мировоззрение.

    1. Жизненный путь и творчество Я.А.Коменского…………....5
    2. Философско-религиозные и педагогические взгляды

Я.А.Коменского ……………………………………………………..9

Глава 2. Дидактические взгляды Я.А.Коменского.

    2.1. Возрастная периодизация и система школ………………..…13

    2.2. Дидактические принципы …………………………………....15

    2.3. Формы и методы учебной работы ……………………………18

    2.4. Обоснование классно-урочной системы …………………….20

Глава 3. Я.А.Коменский о нравственном воспитании ……………..23

Заключение…………………………………………………………….28

Список литературы……………………………………………………29

 

Введение

 

          Актуальность. Великий мыслитель и гуманист жил и создавал свои труды в одну из наиболее бурных эпох европейской истории. Но его работы актуальны и сегодня. Коменский в корне поменял систему обучения средневековья и создал новую систему воспитания, обучения и образования.

Для того чтобы эффективнее преподавать в наше время, необходимо знать истоки созданной системы, ее историю. Надо понять ее содержание, сущность и первоначальные цели. Чтобы не сделать ошибок в будущем, важно знать опыт прошлых поколений и применять этот опыт на практике.

          Разработанность. Жизнь, деятельность и наследие Коменского были исследованы многими учеными. Такими как Красновский А.А. «Я.А.Коменский», Ларкипанидзе «Великий чешский педагог Я.А.Коменский», Кратохвил «Жизнь Я.А.Коменского», Пискунов «Жизнь, деятельность и наследие Коменского», Альт «Прогрессивный характер педагогики Коменского». А также многими другими отечественными и зарубежными учеными-педагогами.

          Актуальность педагогического наследия Яна Амоса Коменского, разработанность в трудах известных педагогов современности обусловили выбор темы нашего курсового исследования.

          Цель. Охарактеризовать педагогическое наследие Яна Амоса Коменского и оценить его вклад в современную педагогическую науку.

          Задачи:. 1. Рассмотреть философско-религиозные и педагогические взгляды Коменского.

.2. Выявить ведущие педагогические идеи «Великой дидактики».

.3. Выяснить особенности учения Коменского о нравственном воспитании.

          Методы исследования. При  написании данной исследовательской работы был использован метод анализа и обобщения литературы по данной теме.

          Источниковой базой являются труды Коменского «Великая дидактика», «Законы хорошо организованной школы», «Мир чувственных вещей в картинках». Также в работе были использованы монографические труды Красновского А.А. «Ян Амос Коменский», Ларкипанидзе «Великий чешский педагог». А также статьи из журнала «Народное образование» В.Кумарин «Аксиомы Коменского», Ю.Морозова «К Коменскому в век XVII или с Коменским в XXI век?

          Практическая значимость. Данная курсовая работа может быть использована на дидактических чтениях посвященных Коменскому, а также для написания в последующем рефератов, курсовых и выпускных работ по теме.

          Структура работы: Работа состоит из введения,  трех глав, заключения и списка литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Жизнь Я.А. Коменского. Его мировоззрение

 

    1. Жизненный путь и творчество Я.А.Коменского.

 

            Великий сын чешского народа, мыслитель- гуманист, выдающийся общественный деятель, философ, лингвист, историк, основоположник педагогики нового времени Ян Амос Коменский (1592- 1670) жил в одну из наиболее бурных эпох европейской истории. Его время- время подготовки и осуществления буржуазной революции в Англии, время тридцатилетней войны в центральной Европе; когда жил Коменский, были еще свежи воспоминания о Реформации и Крестьянской войне в Германии; наконец, это было время, когда набирала силы и стремилась к власти молодая буржуазия, когда начали складываться крупнейшие колониальные империи.

           Ян Амос Коменский родился 28 марта 1592 г. в Южной Моравии. Относительно места его рождения нет единой точки зрения из- за отсутствия документальных данных. Сам Коменский в разных местах своих сочинений называл себя то нивниченским, то венгеробродским мораванином. Местечко Нивница находится на расстоянии часа ходьбы от г. Угерский (Венгерский ) Брод, невдалеке от тогдашней границы с Венгрией.

          Отец Коменского, Мартин Коменский, был довольно зажиточным человеком, принадлежал к религиозной общине чешских братьев, одной из многочисленных протестантских общин того времени, пользовался уважением сограждан и слыл знатоком Библии. Можно предполагать, что Мартин Коменский прививал и своему сыну любовь к знаниям и занимался его обучением дома, как было принято в протестантских общинах.

          Считается, что Я. А. Коменский первоначально учился в братской школе в г. Угерский Брод. Однако закончить эту школу ему не удалось, так как в 1604 г. умерли его отец, мать и две сестры. Из большой семьи остался только 12- летний Ян Амос и старшая сестра. Опекуны мало заботились об образовании сироты, и в течение нескольких лет Ян Амос учился урывками, живя то у тети в г. Стражнице, то у своих опекунов в Нивнице.

          В 1608 г., когда ему было уже 16 лет, Коменский поступил в латинскую школу, по- видимому, в г. Пшерове. То, что Коменский поздно поступил в латинскую школу, имело и положительную сторону: он был достаточно взрослым и сознательным, чтобы понять всю порочность организации и методов обучения, унаследованных еще от средневековой школы. Недаром позднее он называл свои школьные годы потерянным временем. Этот личный отрицательный опыт в значительной степени и побудил его вскоре заняться разработкой вопросов, связанных с усовершенствованием методов школьной работы и содержания школьного образования. В латинской школе, где учился Коменский, юноши, готовились, как правило, к проповеднической деятельности, одновременно изучая различные ремесла. В школе он проучился всего два года, с 1608 по 1610 г.

          В 1611 г. руководители общины чешских братьев направили Коменского для подготовки к проповеднической деятельности в университет. Протестантских священников для Чехии готовил богословский факультет Карлова университета в Праге, однако во главе факультета стояли религиозные противники чешских братьев, и для Коменского был выбран Гернборнский университет в Германии.

          В университете на Коменского сильное влияние оказал молодой (всего на 4 года старше Яна Амоса) профессор И.-Ф. Альштед, который был уже широко известным, энциклопедически образованным ученым. Под руководством Альштеда, Коменский познакомился с произведениями многих философов античности и эпохи Возрождения.

          Летом 1613 г. Коменский совершил путешествие по Северной Европе и в том же году записался в число слушателей Гейдельбергского университета, где проучился около года. Болезнь заставила его прекратить занятия, и в 1614 г. больной, без денег Коменский пешком возвращается на родину, исполненный желания служить своему народу. С этого времени начинается практическая педагогическая деятельность Коменского: в возрасте 22 лет он стал учителем той самой школы в г. Пшерове, где несколькими годами раньше учился сам.

          Коменский жил в период становления опытных наук и с восторгом приветствовал проникновение человечества в тайны природы. Он был современником Томмазо Кампанеллы и Рене Декарта, Джордано Бруно и Галилео Галилея, Френсиса Бэкона и Бенедикта (Баруха) Спинозы.

          Острые социальные противоречия того времени побудили Коменского к размышлениям о возможных средствах устранения общественных пороков. Одно из главных средств он усматривал в разумно организованном воспитании, в распространении просвещения.

          Коменский жил в переходную эпоху от средневековья к новому времени, когда совершались великие научные открытия, но еще горели костры, на которых сжигали еретиков. Сам Коменский был глубоко религиозным человеком, он верил в существование загробной жизни, и вечное существование души. Хотя он уже сделал шаг вперед от традиционного религиозного мировоззрения и был убежден в том, что, живя в земном мире, люди должны стремится к его усовершенствованию, к устранению всех извращений в нем. Коменский полагал, что в каждом человеке должна быть развита человеческая сущность и в этом состоит главная цель воспитания.

          В 1618-1621 гг. Я.А. Коменский был проповедником и одновременно учителем в другом чешском городе - Фульнеке. Здесь он много занимался самообразованием, внимательно изучал произведения гуманистов эпохи Возрождения, таких, как Томас Мор, Томмазо Кампанелла, Л.Вивес. Большие изменения ввел Ян Амос Коменский в организацию школьной работы. Стремясь усовершенствовать процесс обучения, сделать его привлекательным для детей, возбуждающим у них интерес к знаниям, молодой учитель, нарушая все каноны тогдашней школьной жизни, широко использовал наглядность, водил учеников на прогулки, знакомил их с реальной жизнью.

          Мирная жизнь чешского народа была нарушена 30-летней войной, в ходе которой Чехия потеряла самостоятельность, а чешские протестанты, в том числе и Коменский, преследуемые католиками, в течении ряда лет вынуждены были скрываться в горах, пользуясь покровительством отдельных князей. Именно в эти годы (1627) Я.А. Коменский начал создавать свой замечательный труд - «Дидактику», т.е. общую теорию обучения. 

          В 1628 г. по указу германского императора все чехи-протестанты были изгнаны за пределы родины. Часть их, в том числе и Коменский, переселились в польский город Лешно. Здесь Коменский прожил с перерывами 28 лет, создав ряд самых замечательных педагогических произведений, слава о которых разошлась по всему миру. В Лешно был закончен труд по дидактике, написанный первоначально по-чешски, а потом переработанный и переведенный на латинский язык, международный язык науки того времени. Кроме этой книги, получившей название «Великая Дидактика», в Лешно Коменским была написана первая в мире книга для родителей - «Материнская школа» о воспитании детей в семье, а также составлен целый ряд учебников - «Открытая дверь языков», «Физика», «Астрономия».

          В 1650 г. его пригласили для усовершенствования школьного дела в Венгрию, где он попытался реализовать свою идею создания школы нового типа: она должна была иметь 7 последовательных классов со своими комнатами, учителями и учебниками. В каждом классе планировалось 1200 часов учебных занятий в год, предусматривалось время игры, выходные дни и каникулы. Хотя Коменскому и не удалось создать 7-классную школу полностью (были открыты только первые три класса), можно признать, что он разработал модель новой организации школы, которая в модифицированном виде сохранилась и до настоящего времени.

          Здесь же в Венгрии, Коменский окончил свой замечательный труд «Мир чувсвенных вещей в картинках», который произвел подлинную революцию в учебном деле: это был первый в истории человечества учебник, в котором иллюстрации использовались в качестве дидактического средства, облегчающего усвоение учебного материала.

          В 1654 г. Коменский являвшийся главой лешненской общины чешских братьев, вернулся в Лешно. Однако в ходе начавшийся войны между Польшей и Швецией город был разрушен, погибли все рукописи Коменского, все его имущество, а сам он нашел пристанище в Амстердаме. Здесь его приняли с большим почетом, как знаменитого педагога, автора замечательных учебников и методических трудов. В Амстердам Коменский приехал в августе 1656 г., а в 1657 г. по решению сената было издано собрание его дидактических трудов в четырех частях. Выход в свет собрания дидактических сочинений Коменского явился эпохальным в истории педагогики.

          В Амстердаме Коменский много работал над завершением своего капитального труда, начатого еще в 1644 г. и названного «Всеобщим советом исправления дел человеческих». В этой работе Коменский сделал попытку наметить план реформы человеческого общества, причем особо большую роль он отводил воспитанию и образованию.

          Последние годы своей жизни Коменский посвятил борьбе за мир, призывал при урегулировании возникающих между народами конфликтов руководствоваться принципами доброй воли и не применять силу.

          15 ноября 1670 г. Коменский умер в Амстердаме, вдали от родины.

 

1.2. Философско-религиозные и педагогические взгляды Я.А.Коменского

 

    Даже самый общий обзор эпохи Коменского, его жизни и деятельности позволяет выделить ряд факторов, которые оказали весьма сильное влияние на формирование философской позиции Коменского, его социально-политических убеждений, взглядов на науку и нравственность, т.е. в целом на его мировоззрение

          Ускоренное развитие капиталистических общественных отношений в ХVI-XVII столетиях, связанное с возникновением машинного производства, повлекло за собой серьезные изменения в области технологии. Совершенствование же и разработка новых, более сложных технологических методов, стремление к более рациональному использованию оборудования повлекли за собой принципиальные изменения в отношениях к естественным наукам, которые раньше, в общем считались второстепенными.    

Информация о работе Жизненный путь и творчество Я.А.Коменского