Автор: y*******@yandex.ru, 27 Ноября 2011 в 23:06, творческая работа
Целью нашего исследования стало изучение философской системы «Школа Жизни» педагога-новатора Ш. А. Амонашвили. В рамках этой цели нами решались несколько задач:
изучить состояние вопроса о гуманно-личностном подходе педагогов-новаторов;
проанализировать творческий путь и педагогическую деятельность Ш. А. Амонашвили
вывить инновационные методы в работе Ш. А. Амонашвили
проследить этапы исторических событий, повлиявших на изменение современной педагогической мысли.
Введение…………………………………………………………………………3
Биографическая справка……………………………………………………….5
Гуманная педагогика Шалвы Александровича Амонашвили……………..8
Иное измерение педагогики…………………………………………………..17
Заключение……………………
Сегодня
мы получаем очень интересные результаты
в начальных классах. В чем их суть? Наверное,
и в том, что дети своими знаниями значительно
превосходят те нормы, которые определяются
ныне действующими программами и стандартами.
Но для меня главный результат – духовный
рост детей, которым никто, кроме нас, даже
не интересуется. А состоит он в том, что
ребенок становится равноправным соучастником
образовательного процесса – именно образовательного,
а не обучающего! «Равноправным соучастником»
– значит в определенной степени и методистом,
и учителем, и ученым. Эти разнообразные
ролевые позиции позволяют ребенку раскрывать
в самом себе глубинные мотивы познания,
мотивы жизни. Сама школа становится местом,
где аккумулируется жизнь детей.
Амонашвили
Ш.А. Гуманно-личностный
подход к детям. – М.:
Издательство «Институт
практической психологии»;
Воронеж: Издательство
НПО «МОДЭК», 1998. – 544
с. (Серия «Психологи
отечества»).
Амонашвили Ш.А. Школа
жизни. – М.: Издат. дом
Шалвы Амонашвили, 1998.
– 80 с.
Заключение.
Когда мы смотрим на фотографии, сделанные во время авторских семинаров «Гуманно-личностный подход к детям в образовательном процессе «Школа Жизни», невольно обращают на себя внимание выражения людей. По ним сразу можно понять, что на сцене в это время Шалва Александрович Амонашвили. Где бы ни происходили его встречи с людьми, всегда происходит это чудо преображения. Люди расцветают: с их лиц исчезает напряженность, они как бы начинают светиться изнутри, излучая доброжелательность, любовь и оптимизм. Ибо Шалва Александрович являет собой наглядный пример Учителя – носителя Света, носителя того невидимого Пламени, которое «… зажигает все, к чему оно прикасается…».
Сила истины гуманной педагогики Ш.А. Амонашвили и заключается в том, что, утверждая ее принципы, Учитель руководствуется ими в своей жизни и с ними идет к людям. Эти принципы базируются на любви к человеку, на вере в то лучшее, что заложено в человеческой душе, и на надежде, что, благодаря творческому терпению и педагогическому мастерству это лучшее прорастет и даст обильные всходы. В наш век морального опустошения, лжи, лицемерия, ханжества встреча с таким человеком – это праздник души для тех, кто тянется к нравственной чистоте и Свету. Семинары по гуманно-личностному подходу в образовании, которые проводит Ш.А. Амонашвили, пробуждают творчество учителя, возрождают интерес к своей профессии, помогают поверить в себя, свои силы и, в детей. В настоящее время это имеет огромное социальное значение.
Сказано: «Свет есть невидимое Пламя, которое не горит, но зажигает все, к чему оно прикасается, и дает жизнь». Гуманная педагогика Шалвы Александровича Амонашвили зажигает «лампады» духа в душах людей, пробуждает в них веру, надежду, любовь. И в этом ее истина, сила и жизнь.
Приложение
Притчи Амонашвили
О
педагогике Ш.А. Амонашвили хорошо говорят
его притчи
Два учителя, два принципа
Пришли в школу два молодых учителя.
Один сказал своим ученикам:
– Пойдем в гору, будем познавать через трудности.
Сказал другой своим ученикам:
– Умный в гору не пойдет, будем познавать от легкого.
Учитель
первых не отступил от своего принципа,
водил своих учеников в горы, все более
трудные, скалистые, неприступные и высокие.
И так десять лет.
Учитель вторых тоже не отступил от своего
принципа, обходил вместе со своими учениками
те же самые горы и всюду искал для них
легкость и удобство. И так десять лет.
Первые
закалили знания жизнью, и сложился
у них Дух вершинный, стало
естественно для них
Вторые упражняли знания в уме, и сложился у них дух равнины, а мышление у них стало трехмерным.
Первые научились летать.
Вторые научились копать.
Первые научились видеть все вокруг.
Вторые научились видеть лишь перед носом.
Трудно ли будет догадаться: какую построят жизнь вокруг себя первые, и какую – вторые?
Сказано: творите героев.Учитель, который воспитывает учеников своих героями Духа, сам уже есть ге
рой Духа.
Дайте мне дар ваш
Провели учителя совещание и пришли к выводу: чтобы сеять добро в учениках, надо чтобы те открыли им свои Сердца.
Но как добиться этого?
– Может быть, наука нам поможет? – сказали они и направились на курсы повышения квалификации.
Там профессора объяснили им принципы, методы, формы обучения, говорили о целях и методах воспитания, рассказали о стандартах образования, о реформах и концепциях. Потом выдали свидетельства о повышении квалификации и сказали: «Дерзайте!»
Применили учителя полученные знания на практике, но ученики не открыли им свои Сердца.
– Не хватает нам психологических знаний! – решили они.
И поспешили получить вторую специальность.
Наполнили
свой ум массой психологических понятий
и приступили к практике.
Но ученики все же не дали им заглянуть
в свои Сердца.
– Наверное, поможет Запад!
И пригласили из-за океана специалистов по «новым технологиям образования». Те приняли менторскую позу и научили их неким туманным «интерактивным технологиям», которые, как они уверяли, сверхсовременные или даже из будущего.
Но эти сверхновые технологии тоже не сработали.
Опечалились учителя, не могут найти путь к Сердцам своих учеников, чтобы сеять в них семена добра.
– Может быть, спасет Мудрость? – сказали они.
И нашли Мудреца, сидевшего в пещере.
–
О, Мудрец, – взмолились они, – укажи нам
путь к Сердцам наших учеников, чтобы сеять
в них зерна добра, иначе поколение становится
жестоким!
Сказал им Мудрец:
–
Дам вам путь к Сердцам ваших учеников,
но отдайте мне взамен дар ваш!
Учителя переглянулись: какого дара от
них требует Мудрец?
Тогда Мудрец сказал:
Если у кого есть раздражение,
Дай мне раздражение.
Если у кого есть гнев,
Дай мне гнев.
Если у кого есть жестокость,
Дай мне жестокость.
Если у кого есть грубость,
Дай мне грубость.
Если у кого есть сомнение,
Дай мне сомнение.
Если у кого есть ненависть,
Дай мне ненависть.
Если у кого есть злоба,
Дай мне злобу.
Если у кого есть страх,
Дай мне страх.
Если у кого есть предательство,
Дай мне предательство.
Если у кого есть суеверие,
Дай мне суеверие.
Если у кого есть саранча мыслей,
Дай мне саранчу мыслей.
А если дадите пригоршню дурных привычек, я приму и эти пыльные погремушки.
Но не забудьте, чего достоин тот, кто отнимет однажды подаренное. Итак, я принял все пороки вашего Сердца,
И оно становится чистым.
И
открываю Вам Мудрость: Путь к Сердцу
ученика есть чистое Сердце учителя.
Информация о работе Жизнь и педагогическая деятельность Ш. А. Амонашвили