Жизнь и педагогическая деятельность Ш. А. Амонашвили

Автор: y*******@yandex.ru, 27 Ноября 2011 в 23:06, творческая работа

Описание работы

Целью нашего исследования стало изучение философской системы «Школа Жизни» педагога-новатора Ш. А. Амонашвили. В рамках этой цели нами решались несколько задач:
изучить состояние вопроса о гуманно-личностном подходе педагогов-новаторов;
проанализировать творческий путь и педагогическую деятельность Ш. А. Амонашвили
вывить инновационные методы в работе Ш. А. Амонашвили
проследить этапы исторических событий, повлиявших на изменение современной педагогической мысли.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3
Биографическая справка……………………………………………………….5
Гуманная педагогика Шалвы Александровича Амонашвили……………..8
Иное измерение педагогики…………………………………………………..17
Заключение……………………

Работа содержит 1 файл

Амонашвили проект.doc

— 103.00 Кб (Скачать)

    Сегодня мы получаем очень интересные результаты в начальных классах. В чем их суть? Наверное, и в том, что дети своими знаниями значительно превосходят те нормы, которые определяются ныне действующими программами и стандартами. Но для меня главный результат – духовный рост детей, которым никто, кроме нас, даже не интересуется. А состоит он в том, что ребенок становится равноправным соучастником образовательного процесса – именно образовательного, а не обучающего! «Равноправным соучастником» – значит в определенной степени и методистом, и учителем, и ученым. Эти разнообразные ролевые позиции позволяют ребенку раскрывать в самом себе глубинные мотивы познания, мотивы жизни. Сама школа становится местом, где аккумулируется жизнь детей. 
 

Амонашвили Ш.А. Гуманно-личностный подход к детям. – М.: Издательство «Институт практической психологии»; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 1998. – 544 с. (Серия «Психологи отечества»). 
Амонашвили Ш.А. Школа жизни. – М.: Издат. дом Шалвы Амонашвили, 1998. – 80 с.
 

    Заключение.

    Когда мы смотрим на фотографии, сделанные во время авторских семинаров «Гуманно-личностный подход к детям в образовательном процессе «Школа Жизни», невольно обращают на себя внимание выражения людей. По ним сразу можно понять, что на сцене в это время Шалва Александрович Амонашвили. Где бы ни происходили его встречи с людьми, всегда происходит это чудо преображения. Люди расцветают: с их лиц исчезает напряженность, они как бы начинают светиться изнутри, излучая доброжелательность, любовь и оптимизм. Ибо Шалва Александрович являет собой наглядный пример Учителя – носителя Света, носителя того невидимого Пламени, которое «… зажигает все, к чему оно прикасается…»

    Сила истины гуманной педагогики Ш.А. Амонашвили и заключается в том, что, утверждая ее принципы, Учитель руководствуется ими в своей жизни и с ними идет к людям. Эти принципы базируются на любви к человеку, на вере в то лучшее, что заложено в человеческой душе, и на надежде, что, благодаря творческому терпению и педагогическому мастерству это лучшее прорастет и даст обильные всходы. В наш век морального опустошения, лжи, лицемерия, ханжества встреча с таким человеком – это праздник души для тех, кто тянется к нравственной чистоте и Свету. Семинары по гуманно-личностному подходу в образовании, которые проводит Ш.А. Амонашвили, пробуждают творчество учителя, возрождают интерес к своей профессии, помогают поверить в себя, свои силы и, в детей. В настоящее время это имеет огромное социальное значение.

    Сказано: «Свет есть невидимое Пламя, которое не горит, но зажигает все, к чему оно прикасается, и дает жизнь». Гуманная педагогика Шалвы Александровича Амонашвили зажигает «лампады» духа в душах людей, пробуждает в них веру, надежду, любовь. И в этом ее истина, сила и жизнь.

    Приложение

    Притчи  Амонашвили

    О педагогике Ш.А. Амонашвили хорошо говорят  его притчи 

    Два учителя, два принципа

    Пришли  в школу два молодых учителя.

    Один  сказал своим ученикам:

    – Пойдем в гору, будем познавать  через трудности.

    Сказал  другой своим ученикам:

    – Умный в гору не пойдет, будем  познавать от легкого.

    Учитель первых не отступил от своего принципа, водил своих учеников в горы, все более трудные, скалистые, неприступные и высокие. И так десять лет. 
Учитель вторых тоже не отступил от своего принципа, обходил вместе со своими учениками те же самые горы и всюду искал для них легкость и удобство. И так десять лет.

    Первые  закалили знания жизнью, и сложился у них Дух вершинный, стало  естественно для них многомерное  мышление.

    Вторые  упражняли знания в уме, и сложился у них дух равнины, а мышление у них стало трехмерным.

    Первые  научились летать.

    Вторые  научились копать.

      Первые научились видеть все  вокруг.

    Вторые  научились видеть лишь перед носом.

    Трудно  ли будет догадаться: какую построят жизнь вокруг себя первые, и какую  – вторые?

    Сказано: творите героев.Учитель, который  воспитывает учеников своих героями Духа, сам уже есть ге

    рой Духа.

    Дайте мне дар ваш

    Провели учителя совещание и пришли к выводу: чтобы сеять добро в учениках, надо чтобы те открыли им свои Сердца.

    Но как добиться этого?

    – Может быть, наука нам поможет? – сказали они и направились на курсы повышения квалификации.

    Там профессора объяснили им принципы, методы, формы обучения, говорили о целях и методах воспитания, рассказали о стандартах образования, о реформах и концепциях. Потом выдали свидетельства о повышении квалификации и сказали: «Дерзайте!»

    Применили учителя полученные знания на практике, но ученики не открыли им свои Сердца.

    – Не хватает нам психологических знаний! – решили они.

    И поспешили получить вторую специальность.

    Наполнили свой ум массой психологических понятий и приступили к практике. 
Но ученики все же не дали им заглянуть в свои Сердца.

    – Наверное, поможет Запад!

    И пригласили из-за океана специалистов по «новым технологиям образования». Те приняли менторскую позу и научили их неким туманным «интерактивным технологиям», которые, как они уверяли, сверхсовременные или даже из будущего.

    Но эти сверхновые технологии тоже не сработали.

    Опечалились учителя, не могут найти путь к Сердцам своих учеников, чтобы сеять в них семена добра.

    – Может быть, спасет Мудрость? – сказали они.

    И нашли Мудреца, сидевшего в пещере.

    – О, Мудрец, – взмолились они, – укажи нам путь к Сердцам наших учеников, чтобы сеять в них зерна добра, иначе поколение становится жестоким! 
Сказал им Мудрец:

    – Дам вам путь к Сердцам ваших учеников, но отдайте мне взамен  дар  ваш! 
Учителя переглянулись: какого дара от них требует Мудрец?

    Тогда Мудрец сказал:

    Если у кого есть раздражение,

    Дай мне раздражение.

    Если у кого есть гнев,

    Дай мне гнев.

    Если у кого есть жестокость,

    Дай мне жестокость.

    Если у кого есть грубость,

    Дай мне грубость.

    Если у кого есть сомнение,

    Дай мне сомнение.

    Если у кого есть ненависть,

    Дай мне ненависть.

    Если у кого есть злоба,

    Дай мне злобу.

    Если у кого есть страх,

    Дай мне страх.

    Если у кого есть предательство,

    Дай мне предательство.

    Если у кого есть суеверие,

    Дай мне суеверие.

    Если у кого есть саранча мыслей,

    Дай мне саранчу мыслей.

    А если дадите пригоршню дурных привычек, я приму и эти пыльные погремушки.

    Но не забудьте, чего достоин тот, кто отнимет однажды подаренное. Итак, я принял все пороки  вашего Сердца,

    И оно становится чистым.

    И открываю Вам Мудрость: Путь к Сердцу ученика есть чистое Сердце учителя. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Жизнь и педагогическая деятельность Ш. А. Амонашвили