Автор: y*******@yandex.ru, 27 Ноября 2011 в 23:06, творческая работа
Целью нашего исследования стало изучение философской системы «Школа Жизни» педагога-новатора Ш. А. Амонашвили. В рамках этой цели нами решались несколько задач:
изучить состояние вопроса о гуманно-личностном подходе педагогов-новаторов;
проанализировать творческий путь и педагогическую деятельность Ш. А. Амонашвили
вывить инновационные методы в работе Ш. А. Амонашвили
проследить этапы исторических событий, повлиявших на изменение современной педагогической мысли.
Введение…………………………………………………………………………3
Биографическая справка……………………………………………………….5
Гуманная педагогика Шалвы Александровича Амонашвили……………..8
Иное измерение педагогики…………………………………………………..17
Заключение……………………
О какой оси идет речь? Если исходить из того, что школа есть скалистая лестница для восхождения (опять: в-ос-хождение) души и духовности человека, то самое фундаментальное понятие педагогики – Воспитание – должно означать: питание духовной оси, питании души. То есть в школе через питание оси происходит восхождение, становление того самого главного в человеке, что и составляет всю суть его личности – души и духовности. В-ос-питание, питание духовной оси человека, находящегося на пути становления, должно опережать знания, оно как бы заготавливает ферменты очеловечивания и облагораживания знаний и тем самым просветляет ум.
Знания действительно есть сила, но добрая или злая – это будет зависеть от качества сердца и духовности человека.
Как
можно осмыслить понятие
Трудно перечислить все те источники, которые рождают бесчисленные одухотворенные образы, тем более невозможно перечислить сами образы. Процесс образования должен полностью быть пропитан возвышенными и утонченными образами, которые питают душу и сердце ребенка и ведут его к раскрытию и проявлению заключенного в нем самом собственного духовного образа. Образование не есть лепка человека с определенными качествами без участия самого человека, идущего по пути развития, взросления и свободы. Образование есть процесс питания души и сердца ребенка всеми лучшими, (высшими, возвышающими, одухотворяющими) плодами человеческой культуры. Таким образом, заложенный в ребенке духовный образ посредством, духа людей-воспитателей растет и обретает свой индивидуальный облик. Образовательный процесс пропитан этими образами так же, как пропитано земное пространство воздухом, они так же необходимы для становления благородной личности в ребенке, как необходим воздух для его жизнедеятельности.
Понятия Учитель и ученик содержат высочайшее духовное содержание, имеющее тот же источник, что и базисные для нас понятия: Школа, Воспитание, Образование, Просвещение, Урок, Жизнь. Учитель и ученик являются главными обобщающими понятиями; все остальные группируются вокруг них и служат им.
Суть смысла понятий Учитель и ученик заключена в их едином ядре – УЧ, которое, со своей стороны, несет в себе два начала; У и Ч. Первое начало У, как уже было сказано при определении понятия Урок, означает; Ура, Свет, Логос, Слово (которое было в начале), Жизнь, Любовь, Бог. Второе же начало Ч следует понимать как Чело, Дух (сравните: Чело-Век, т.е. Дух, преходящий Веками).
Исходя из этого, получается, что понятие Учитель имеет следующую смысловую основу: Дух, творящий, излучающий, дарящий Свет, Жизнь (смысл Жизни), Любовь, Знания, Мудрость. Соответственно понятие ученик означает: Дух, ищущий, принимающий Свет, Жизнь (смысл Жизни), Любовь, Знания, Мудрость.
С этой точки зрения следует осмыслить также понятия: Учение, Учить, Учиться, Обучать, Учебник и т.п.
В системе целей и задач Школы Жизни выдвигается основная цель как стержень всего образовательного процесса.
Основная цель отвечает на вопрос: к образованию и воспитанию какого человека стремится школа? Исходя из вышесказанного, в качестве основной цели, личностно-гуманная педагогика стремится к воспитанию Благородного Человека, Благородной Личности, Благородного Гражданина. Нет необходимости давать толкование сути Благородного Человека, ибо вековые идеалы общества в сознании людей рисуют многогранную картину благородных граждан. Какие бы качества Благородного Человека ни вкладывал учитель в это понятие, он не ошибется. И родителям понятен смысл Благородного Человека, ибо в нем родительский идеал прослеживается более ярко, чем в таких понятиях, как «Хороший человек», «Воспитанный человек», «Образованный человек».
Школа Жизни служит осуществлению этой основной цели. Смысл, сущность ее работы заключается в том, чтобы всеми своими образовательными средствами способствовать становлению, развитию, воспитанию в ребенке Благородного Человека путем выявления его личностных качеств.
Гуманно-личностный образовательный процесс принимает ребенка таким, какой он есть, напитывая созидательной, творческой любовью; ибо каждый предмет познается в полной мере только при любви, каждая трудность побеждается силой любви. Тем самым образовательный процесс создает лучшие условия для выявления его будущей личности, напутствуя на поиск своей миссии.
Человек становится личностью в той мере, в какой он ищет себя, открывает в себе цель своего служения и служит ей, несмотря ни на какие жизненные трудности и осложнения.
Гуманно-личностный образовательный процесс строится на целостности Природной составляющей ребенка. С момента зачатия и сразу после рождения Природа в течение длительного времени продолжает свое становление в ребенке, очеловечивает и окультуривает себя в нем. Ребенок развивается по законам Природы, по ее календарному плану. Природа движется по пути обретения своей единственности и неповторимости в лице каждого данного ребенка, по пути обретения заданной ему формы и наращивания заданных ему ресурсов. Это движение Природы в ребенке происходит через силы, которые мы называем стихийными страстями. Они стихийные потому, что «набрасываются» на Ребенка неожиданно и «захватывают» его в «плен»; они страсти потому, что сам ребенок стремится к ним, хочет быть ими охвачен и, находясь в плену своих страстей, чувствует себя свободным. Вся загадка в том, что именно движение стихийных страстей обеспечивает выявление природных богатств ребенка. Это есть: страсть к развитию, страсть к взрослению и страсть к свободе. Эти психические явления имеют свои объективные закономерности.
О смысле и значении гуманной педагогики Ш.А. Амонашвили пишет: «Гуманная педагогическая мысль, испокон веков сопровождая человечество, напоминает о непреложности воспитания Души и Сердца, и через них раскрытия личности человека, его талантов, интеллекта, его неповторимости. Испокон веков призывает она к служению планетарной и космической эволюции, испокон веков ищет она свой момент истины. Для многих величайших мыслителей человечества, для многих учителей прошлого и сегодняшнего дня гуманное педагогическое мышление стало основой их мировоззрения и творчества. Вот почему Эпоха Сердца и Духовности, Взаимности и Любви, в которую вступает человечество, требует глубокого обновления всего образовательного процесса, основой которого является гуманное педагогическое мышление.
Источниками этой основы, этой высшей формы педагогической действительности является, как классическое, так и современное творчество. Классическое и современное следует рассматривать как единое целое. Это есть вечно развивающаяся и неиссякаемая, вечно одухотворяющая настоящее и устремленная в будущее Чаша Мудрости. Эта Чаша Мудрости неподвластна времени и пространству, ибо она вечна, но каждая эпоха может взять из нее, сколько в состоянии взять, и обогатить ее, насколько она в состоянии это сделать».
«Эта
педагогика, – пишет он далее, –
принимает ребенка таким, какой
он есть, соглашается с его природой
и провозглашает
«Сейчас модно перенимать всяческие новые веяния, переименовывать школы в лицеи, гимназии, менять учебники, программу. Этот процесс я всегда сравниваю с новогодней елкой: ее украшают мишурой, игрушками, но праздник заканчивается, игрушки складывают снова в коробку, а елку выбрасывают. Можно освоить уйму новых методов, все дело в том, как их использовать, — говорит Амонашвили. — Взять руку ученика и плакать вместе с ним — разве это какой–то метод, которому можно научиться? Нет методики — есть интуиция, нет технологии — есть сердце.
Что делает директор, когда в школу приезжают высокие гости? — продолжает Шалва Александрович. — Показывает достопримечательности. Открывает класс и говорит: “Вот здесь у нас лингафонный кабинет, новейшее оборудование, затем запирает дверь на ключ и ведет делегацию дальше. Снова открывает пустой кабинет и хвастает компьютером последнего поколения, опять закрывает на ключ. Этими достижениями техники ученики не пользуются — вдруг сломают, чем тогда гордиться перед гостями?
Лучше
бы он показал класс, где учитель
воспитывает ребенка. Там может не быть
даже карандаша, но дело идет, потому что
есть это», — говорит Амонашвили и рисует
сердце.
Считаю,
что первый манифест педагогов-экспериментаторов
под названием «Педагогика
Разумеется, общественное педагогическое
сознание не может кардинально измениться
за такой малый исторический период, но
я полагаю, что грядущие десятилетия пройдут
под знаком идей гуманной педагогики,
идей педагогики сотрудничества, идей
педагогики ненасилия – тем, что назову
Добрым Воспитанием.
Если же задаться вопросом, что произошло в моей жизни, то могу сказать: очень и очень многое.
Во-первых, я смог гораздо глубже познать самого себя и благодаря этому увидеть то, о чем раньше не знал и не догадывался. И сейчас я могу свободно говорить о том, что вижу в педагогике Четвертое измерение, ее духовность. Могу говорить и о том, что каждый учитель должен иметь веру, веру добровольную – в высшие силы, в Бога, во все то самое высокое и прекрасное, чем наполнены идеалы человечества. Без этой высшей веры учитель не может идти к детям.
Во-вторых, я очень рад тому, что за эти годы сумел увидеть ребенка в совершенно новых для меня ипостасях, более глубоко и многогранно; сумел прочувствовать, что каждый ребенок приходит в наш мир не случайно, что в его явлении заключены судьба, миссия, смысл его и моей жизни. Отсюда возникли иные подходы к содержанию образования, к учителю и к будущему нашего общества.
В-третьих,
мне удалось создать в России
Издательский дом (Издательский дом
Шалвы Амонашвили), который специализируется
на издании “Антологии гуманной педагогики”.
Скоро увидит свет сороковой том
этой серии уникальных текстов для
учителя. Горжусь тем, что этот проект
с самого начала получил благословение
Симона Львовича Соловейчика и дружескую
поддержку совсем молодой тогда газеты
«Первое сентября».
В-четвертых, по приглашению ректора Московского
городского педагогического университета
я возглавил Лабораторию гуманной педагогики.
Несмотря на свою молодость, эта лаборатория,
как мне кажется, уже смогла обрести добрую
силу: вокруг нас объединяются школы, учителя,
студенты; возник мой авторский мастер-класс.
А в марте 2002 года нам удалось провести
Первые международные педагогические
чтения, посвященные гуманной педагогике.
В-пятых, я написал трактат о гуманных основах начального образования и назвал его «Школа жизни». В дальнейшем, думается мне, нам удастся распространить ее основные идеи на средние и старшие классы. О чем мой трактат? О системе гуманно-личностного подхода к детям (соответствующая программа рекомендована Министерством образования РФ). Это дало мне возможность открыть экспериментальные школы в Тюмени, Нижневартовске, Санкт-Петербурге, в Москве.
Кстати, 200-я московская, где директором М.И. Шишова, до начала нашего сотрудничества считалась в Ясеневе школой выравнивания – школой для отстающих. Все близлежащие учебные заведения загоняли туда детей, от которых желали избавиться. Мы заявили, что не признаем таких школ и не верим в то, что существуют отстающие дети. Практика укрепила нашу веру: после знакомства с этими детьми выяснилось, что им жизненно необходимо не «выравнивание», а общение на основе идеалов доброты, душевной чуткости, уважения, личностного подхода. Через два года детей и школу было не узнать: учительский коллектив прошел мои семинары, кардинально изменились и отношение взрослых к детям, и атмосфера во всей, а не только в начальной школе.
Информация о работе Жизнь и педагогическая деятельность Ш. А. Амонашвили