Жизнь и педагогическая деятельность Ш. А. Амонашвили

Автор: y*******@yandex.ru, 27 Ноября 2011 в 23:06, творческая работа

Описание работы

Целью нашего исследования стало изучение философской системы «Школа Жизни» педагога-новатора Ш. А. Амонашвили. В рамках этой цели нами решались несколько задач:
изучить состояние вопроса о гуманно-личностном подходе педагогов-новаторов;
проанализировать творческий путь и педагогическую деятельность Ш. А. Амонашвили
вывить инновационные методы в работе Ш. А. Амонашвили
проследить этапы исторических событий, повлиявших на изменение современной педагогической мысли.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3
Биографическая справка……………………………………………………….5
Гуманная педагогика Шалвы Александровича Амонашвили……………..8
Иное измерение педагогики…………………………………………………..17
Заключение……………………

Работа содержит 1 файл

Амонашвили проект.doc

— 103.00 Кб (Скачать)

    О какой оси идет речь? Если исходить из того, что школа есть скалистая лестница для восхождения (опять: в-ос-хождение) души и духовности человека, то самое фундаментальное понятие педагогики – Воспитание – должно означать: питание духовной оси, питании души. То есть в школе через питание оси происходит восхождение, становление того самого главного в человеке, что и составляет всю суть его личности – души и духовности. В-ос-питание, питание духовной оси человека, находящегося на пути становления, должно опережать знания, оно как бы заготавливает ферменты очеловечивания и облагораживания знаний и тем самым просветляет ум.

    Знания  действительно есть сила, но добрая или злая – это будет зависеть от качества сердца и духовности человека.

    Как можно осмыслить понятие Образование? Воспитание, как процесс питания духовной оси, требует своих питательных ферментов. Естественно, для питания духовной оси будут нужны не обычные, скажем, биологические вещества, а именно духовные ферменты. Такими могут стать образы любви, красоты, устремленности, доброты, преданности, творчества, мужества, мастерства, созидания, сочувствия, сорадости, сопереживания, благоразумия, нравственности; знания, озаренные сердцем и духом; стремление к благу с помощью знаний, стремление к углублению в знаниях; знания в виде высших законов природы, Вселенной, веществ, Гармонии; высшие творения разных искусств; образы человеческого общения; образы добромыслия, ясномыслия, благомыслия, ответственности за свои мысли; образы словесности и речи; образы расширенного сознания, образы целенаправленной деятельности; образы, рожденные в процессе саморазвития, самопознания, самосовершенствования; образы материального и духовного плана; образы, рожденные мировоззрением и верой… А носителем этих ценностей является опять-таки учитель; общаясь с детьми, он постоянно излучает высшие духовно-нравственные и познавательные образы.

    Трудно  перечислить все те источники, которые  рождают бесчисленные одухотворенные образы, тем более невозможно перечислить  сами образы. Процесс образования  должен полностью быть пропитан возвышенными и утонченными образами, которые питают душу и сердце ребенка и ведут его к раскрытию и проявлению заключенного в нем самом собственного духовного образа. Образование не есть лепка человека с определенными качествами без участия самого человека, идущего по пути развития, взросления и свободы. Образование есть процесс питания души и сердца ребенка всеми лучшими, (высшими, возвышающими, одухотворяющими) плодами человеческой культуры. Таким образом, заложенный в ребенке духовный образ посредством, духа людей-воспитателей растет и обретает свой индивидуальный облик. Образовательный процесс пропитан этими образами так же, как пропитано земное пространство воздухом, они так же необходимы для становления благородной личности в ребенке, как необходим воздух для его жизнедеятельности.

    Понятия Учитель и ученик содержат высочайшее духовное содержание, имеющее тот  же источник, что и базисные для  нас понятия: Школа, Воспитание, Образование, Просвещение, Урок, Жизнь. Учитель и  ученик являются главными обобщающими понятиями; все остальные группируются вокруг них и служат им.

    Суть  смысла понятий Учитель и ученик заключена в их едином ядре –  УЧ, которое, со своей стороны, несет  в себе два начала; У и Ч. Первое начало У, как уже было сказано  при определении понятия Урок, означает; Ура, Свет, Логос, Слово (которое было в начале), Жизнь, Любовь, Бог. Второе же начало Ч следует понимать как Чело, Дух (сравните: Чело-Век, т.е. Дух, преходящий Веками).

    Исходя  из этого, получается, что понятие  Учитель имеет следующую смысловую основу: Дух, творящий, излучающий, дарящий Свет, Жизнь (смысл Жизни), Любовь, Знания, Мудрость. Соответственно понятие ученик означает: Дух, ищущий, принимающий Свет, Жизнь (смысл Жизни), Любовь, Знания, Мудрость.

    С этой точки зрения следует осмыслить также понятия: Учение, Учить, Учиться, Обучать, Учебник и т.п.

    
           
           

    В системе целей и задач Школы  Жизни выдвигается основная цель как стержень всего образовательного процесса.

    Основная  цель отвечает на вопрос: к образованию  и воспитанию какого человека стремится  школа? Исходя из вышесказанного, в  качестве основной цели, личностно-гуманная педагогика стремится к воспитанию Благородного Человека, Благородной  Личности, Благородного Гражданина. Нет необходимости давать толкование сути Благородного Человека, ибо вековые идеалы общества в сознании людей рисуют многогранную картину благородных граждан. Какие бы качества Благородного Человека ни вкладывал учитель в это понятие, он не ошибется. И родителям понятен смысл Благородного Человека, ибо в нем родительский идеал прослеживается более ярко, чем в таких понятиях, как «Хороший человек», «Воспитанный человек», «Образованный человек».

    Школа Жизни служит осуществлению этой основной цели. Смысл, сущность ее работы заключается в том, чтобы всеми своими образовательными средствами способствовать становлению, развитию, воспитанию в ребенке Благородного Человека путем выявления его личностных качеств.

    Гуманно-личностный образовательный процесс принимает ребенка таким, какой он есть, напитывая созидательной, творческой любовью; ибо каждый предмет познается в полной мере только при любви, каждая трудность побеждается силой любви. Тем самым образовательный процесс создает лучшие условия для выявления его будущей личности, напутствуя на поиск своей миссии.

    Человек становится личностью в той мере, в какой он ищет себя, открывает  в себе цель своего служения и служит ей, несмотря ни на какие жизненные  трудности и осложнения.

    Гуманно-личностный образовательный процесс строится на целостности Природной составляющей ребенка. С момента зачатия и сразу после рождения Природа в течение длительного времени продолжает свое становление в ребенке, очеловечивает и окультуривает себя в нем. Ребенок развивается по законам Природы, по ее календарному плану. Природа движется по пути обретения своей единственности и неповторимости в лице каждого данного ребенка, по пути обретения заданной ему формы и наращивания заданных ему ресурсов. Это движение Природы в ребенке происходит через силы, которые мы называем стихийными страстями. Они стихийные потому, что «набрасываются» на Ребенка неожиданно и «захватывают» его в «плен»; они страсти потому, что сам ребенок стремится к ним, хочет быть ими охвачен и, находясь в плену своих страстей, чувствует себя свободным. Вся загадка в том, что именно движение стихийных страстей обеспечивает выявление природных богатств ребенка. Это есть: страсть к развитию, страсть к взрослению и страсть к свободе. Эти психические явления имеют свои объективные закономерности.

    О смысле и значении гуманной педагогики Ш.А. Амонашвили пишет: «Гуманная педагогическая мысль, испокон веков сопровождая человечество, напоминает о непреложности воспитания Души и Сердца, и через них раскрытия личности человека, его талантов, интеллекта, его неповторимости. Испокон веков призывает она к служению планетарной и космической эволюции, испокон веков ищет она свой момент истины. Для многих величайших мыслителей человечества, для многих учителей прошлого и сегодняшнего дня гуманное педагогическое мышление стало основой их мировоззрения и творчества. Вот почему Эпоха Сердца и Духовности, Взаимности и Любви, в которую вступает человечество, требует глубокого обновления всего образовательного процесса, основой которого является гуманное педагогическое мышление.

    Источниками этой основы, этой высшей формы педагогической действительности является, как классическое, так и современное творчество. Классическое и современное следует  рассматривать как единое целое. Это есть вечно развивающаяся и неиссякаемая, вечно одухотворяющая настоящее и устремленная в будущее Чаша Мудрости. Эта Чаша Мудрости неподвластна времени и пространству, ибо она вечна, но каждая эпоха может взять из нее, сколько в состоянии взять, и обогатить ее, насколько она в состоянии это сделать».

    «Эта  педагогика, – пишет он далее, –  принимает ребенка таким, какой  он есть, соглашается с его природой и провозглашает природосообразность  в качестве высшего закона. Она  видит в ребенке его безграничность, осознает его космичность, и ведет, готовит его служению эволюционным процессам человечества на протяжении всей жизни. Она утверждает личность в ребенке путем выявления его свободной воли и строит педагогические системы, процессуальность которых предопределяют учительская любовь, оптимизм, высокая Духовная нравственность. Она в основу всякого развития ребенка кладет утверждающее развитие его духовности и человечности. Она поощряет педагогическое творчество и призывает к педагогическому искусству. Цели и задачи этой высшей формы педагогического мышления связаны с созиданием облагороженного человека. Гуманное педагогическое мышление стремится объять необъятное и в этом сила образовательных систем и процессов, рожденных в его недрах».

    «Сейчас модно перенимать всяческие новые веяния, переименовывать школы в лицеи, гимназии, менять учебники, программу. Этот процесс я всегда сравниваю с новогодней елкой: ее украшают мишурой, игрушками, но праздник заканчивается, игрушки складывают снова в коробку, а елку выбрасывают. Можно освоить уйму новых методов, все дело в том, как их использовать, — говорит Амонашвили. — Взять руку ученика и плакать вместе с ним — разве это какой–то метод, которому можно научиться? Нет методики — есть интуиция, нет технологии — есть сердце.

    Что делает директор, когда в школу приезжают высокие гости? — продолжает Шалва Александрович. — Показывает достопримечательности. Открывает класс и говорит: “Вот здесь у нас лингафонный кабинет, новейшее оборудование, затем запирает дверь на ключ и ведет делегацию дальше. Снова открывает пустой кабинет и хвастает компьютером последнего поколения, опять закрывает на ключ. Этими достижениями техники ученики не пользуются — вдруг сломают, чем тогда гордиться перед гостями?

    Лучше бы он показал класс, где учитель  воспитывает ребенка. Там может не быть даже карандаша, но дело идет, потому что есть это», — говорит Амонашвили и рисует сердце. 
 

    Иное  измерение педагогики

    Считаю, что первый манифест педагогов-экспериментаторов  под названием «Педагогика сотрудничества»  стал историческим событием, повлиявшим на изменение современной педагогической мысли. На мой взгляд, он дал первый и самый мощный толчок для возникновения всех заметных педагогических явлений последних лет. После этого нам было гораздо легче выдвигать авторские идеи, авторские программы, ставшие своеобразными производными от педагогики сотрудничества. 
Разумеется, общественное педагогическое сознание не может кардинально измениться за такой малый исторический период, но я полагаю, что грядущие десятилетия пройдут под знаком идей гуманной педагогики, идей педагогики сотрудничества, идей педагогики ненасилия – тем, что назову Добрым Воспитанием.

    Если  же задаться вопросом, что произошло  в моей жизни, то могу сказать: очень  и очень многое.

    Во-первых, я смог гораздо глубже познать  самого себя и благодаря этому увидеть то, о чем раньше не знал и не догадывался. И сейчас я могу свободно говорить о том, что вижу в педагогике Четвертое измерение, ее духовность. Могу говорить и о том, что каждый учитель должен иметь веру, веру добровольную – в высшие силы, в Бога, во все то самое высокое и прекрасное, чем наполнены идеалы человечества. Без этой высшей веры учитель не может идти к детям.

    Во-вторых, я очень рад тому, что за эти  годы сумел увидеть ребенка в  совершенно новых для меня ипостасях, более глубоко и многогранно; сумел прочувствовать, что каждый ребенок приходит в наш мир не случайно, что в его явлении заключены судьба, миссия, смысл его и моей жизни. Отсюда возникли иные подходы к содержанию образования, к учителю и к будущему нашего общества.

    В-третьих, мне удалось создать в России Издательский дом (Издательский дом  Шалвы Амонашвили), который специализируется на издании “Антологии гуманной педагогики”. Скоро увидит свет сороковой том  этой серии уникальных текстов для  учителя. Горжусь тем, что этот проект с самого начала получил благословение Симона Львовича Соловейчика и дружескую поддержку совсем молодой тогда газеты «Первое сентября». 
В-четвертых, по приглашению ректора Московского городского педагогического университета я возглавил Лабораторию гуманной педагогики. Несмотря на свою молодость, эта лаборатория, как мне кажется, уже смогла обрести добрую силу: вокруг нас объединяются школы, учителя, студенты; возник мой авторский мастер-класс. А в марте 2002 года нам удалось провести Первые международные педагогические чтения, посвященные гуманной педагогике.

    В-пятых, я написал трактат о гуманных основах начального образования  и назвал его «Школа жизни». В  дальнейшем, думается мне, нам удастся  распространить ее основные идеи на средние  и старшие классы. О чем мой трактат? О системе гуманно-личностного подхода к детям (соответствующая программа рекомендована Министерством образования РФ). Это дало мне возможность открыть экспериментальные школы в Тюмени, Нижневартовске, Санкт-Петербурге, в Москве.

    Кстати, 200-я московская, где директором М.И. Шишова, до начала нашего сотрудничества считалась в Ясеневе школой выравнивания – школой для отстающих. Все близлежащие  учебные заведения загоняли туда детей, от которых желали избавиться. Мы заявили, что не признаем таких школ и не верим в то, что существуют отстающие дети. Практика укрепила нашу веру: после знакомства с этими детьми выяснилось, что им жизненно необходимо не «выравнивание», а общение на основе идеалов доброты, душевной чуткости, уважения, личностного подхода. Через два года детей и школу было не узнать: учительский коллектив прошел мои семинары, кардинально изменились и отношение взрослых к детям, и атмосфера во всей, а не только в начальной школе.

Информация о работе Жизнь и педагогическая деятельность Ш. А. Амонашвили