Жизнь и педагогическая деятельность Ш. А. Амонашвили

Автор: y*******@yandex.ru, 27 Ноября 2011 в 23:06, творческая работа

Описание работы

Целью нашего исследования стало изучение философской системы «Школа Жизни» педагога-новатора Ш. А. Амонашвили. В рамках этой цели нами решались несколько задач:
изучить состояние вопроса о гуманно-личностном подходе педагогов-новаторов;
проанализировать творческий путь и педагогическую деятельность Ш. А. Амонашвили
вывить инновационные методы в работе Ш. А. Амонашвили
проследить этапы исторических событий, повлиявших на изменение современной педагогической мысли.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3
Биографическая справка……………………………………………………….5
Гуманная педагогика Шалвы Александровича Амонашвили……………..8
Иное измерение педагогики…………………………………………………..17
Заключение……………………

Работа содержит 1 файл

Амонашвили проект.doc

— 103.00 Кб (Скачать)

ТАМБОВСКОЕ  ОБЛАСТНОЕ  ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ «ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ» 
 
 
 

Исследовательский проект

студентов группы Д-41

«Жизнь  и педагогическая деятельность Ш. А. Амонашвили» 
 
 
 
 
 

Тамбов

2011

    Содержание

Введение…………………………………………………………………………3

Биографическая  справка……………………………………………………….5

Гуманная  педагогика Шалвы Александровича Амонашвили……………..8

Иное  измерение педагогики…………………………………………………..17

Заключение……………………………………………………………………..20

Приложение……………………………………………………………………21. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Введение

    В современной педагогике существует множество новых развивающихся  течений и направлений. Они отличаются оригинальностью подходов, методик, форм работы. Однако не следует забывать, что всё новое основывается на чём-то уже существующем, и, чтобы разобраться в тонкостях и нюансах современных педагогических взглядов необходимо понять, откуда они берут своё начало.

    Наше  внимание привлекло такое направление  как гуманная педагогика, педагогика сотрудничества. И объектом исследования мы выбрали процесс становления гуманно-личностного подхода в педагогике. Среди многих педагогов, работающих над развитием этого направления, наше внимание привлёк Шалва Александрович Амонашвили, достаточно известный педагог-новатор. Это определило выбор в качестве предмета исследования содержания, форм и методов педагогической деятельности Ш. А. Амонашвили.

    Целью нашего исследования стало изучение философской системы «Школа Жизни» педагога-новатора Ш. А. Амонашвили. В рамках этой цели нами решались несколько задач:

    • изучить состояние вопроса о гуманно-личностном подходе педагогов-новаторов;
    • проанализировать творческий путь и педагогическую деятельность Ш. А. Амонашвили
    • вывить инновационные методы в работе Ш. А. Амонашвили
    • проследить этапы исторических событий, повлиявших на изменение современной педагогической мысли.

    Поскольку Ш. А. Амонашвили принадлежит большое  количество педагогических трудов, то для более глубоко и тщательного  изучения данного вопроса, для получения  объективной картины мы использовали статьи и публикации как независимых авторов, так и самого Шалвы Александровича. Наиболее интересные их фрагменты, которые раскрывают суть гуманной педагогики и взгляды Ш. А. Амонашвили на её сегодняшнее состояние и дальнейшее развитие мы представляем в своей работе. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Биографическая  справка

    Шалва Александрович Амонашвили родился 8 марта 1931 года в Тбилиси. Окончил Тбилисский государственный университет, факультет востоковедения. Педагогическую деятельность начал пионервожатым в 1952 году, будучи студентом второго курса.

    Он  подрабатывал пионервожатым в одной  из грузинских школ. Ходил степенной  походкой в костюме и галстуке, как и подобает наставнику. Старался делать все правильно, хотя знал: это временно. Связывать свою судьбу со школой молодой студент–востоковед Шалва Амонашвили, понятное дело, не собирался. В мечтах рисовалось совсем другое будущее — журналистика или дипломатия, в общем, что–то весомое и модное. Когда на встречах с коллегами из разных стран Амонашвили рассказывает, как он попал в педагогику, те удивленно восклицают: “Не может быть!”. И вот почему.

    Однажды — как всегда степенный и подтянутый — он поднимался по лестнице, навстречу  ему сломя голову несся школьник. Шалва–вожатый, естественно, не мог  стерпеть такого безобразия. Остановил сорванца и ка–ак закричит: “Ты какое имеешь право здесь бегать? Это же школа!..”. И все в таком духе, а потом взял и... влепил мальчугану пощечину.

    — Я помню, как этот пацан посмотрел  на меня и сжал кулачки. Наверное, в  тот момент он думал: “Вот бы врезать в ответ этому типу по морде”, — вспоминает Шалва Александрович. — Может, тогда и произошло мое посвящение в профессию? С того момента я не мог найти покой, все спрашивал себя: зачем ударил мальчишку? Как вообще мог так поступить? Я начал читать книги по педагогике и искать ответ. Его — этого обиженного мной ребенка — я тоже искал по всей школе. Потом узнал, что он — спортсмен, школьный чемпион по фехтованию. Теперь это большой человек в Грузии, депутат и — мой друг. Вот так и получилось: я дал ему пощечину, а он открыл во мне Учителя.

      В 1958 году Амонашвили закончил аспирантуру при НИИ педагогики им. Я.С.Гогебашвили и защитил кандидатскую диссертацию по педагогике в 1960 году. Амонашвили относится к числу редких учёных, которые отказываются от своей кандидатской диссертации, поскольку она опровергается его последующими идеями. Своими учителями называет Академика Давид Онисимович Лордкипанидзе и Барната Иосифовича Хачапуридзе. 

    В 1972 году Шалва Александрович защитил докторскую диссертацию по психологии на Учёном Совете Института общей и педагогической психологии АПН СССР. В 70-80-ые годы он активно взаимодействует с известными московскими педагогами и психологами, в частности с В. В. Давыдовым, который оказывает ему помощь, когда деятельность Амонашвили подвергается резкой критике со стороны официальной педагогики и его пытаются освободить от должности заведующего лабораторией.

    С 1958 года по 1991 год работал в НИИ  педагогики Грузии - лаборантом, научным  сотрудником, учёным секретарём, заведующим лабораторией, заместителем директора, директором, генеральным директором Научно-производственного педагогического объединения. В 1989 - 1991 годах был народным депутатом СССР, членом Верховного Совета СССР. С 1991 по 1998 год заведовал кафедрой начального образования в Педагогическом университете им. С.С.Орбелиани г. Тбилиси. Несмотря на почтенный возраст, Шалва Александрович ведет активную творческую жизнь: проводит семинары и мастер-классы с учителями России и стран СНГ, Балтии, Украины. Работает со студентами и аспирантами. Он является научным руководителем целого ряда лабораторий и центров в разных странах мира, а также экспериментальных школ Москвы и Санкт-Петербурга; руководит Международным Центром Гуманной Педагогики и Всеукраинским Центром Гуманной Педагогики в Украине. Он является инициатором проведения ежегодных Международных Педагогических Чтений в Москве.

    В настоящее время Ш.А. Амонашввили  – доктор психологических наук, профессор, академик Российской академии образования, Лауреат Государственной премии Российской Федерации, иностранный член Украинской академии педагогических наук. Кроме того, он – почетный доктор Софийского университета им. Св. Климента Охридского (Болгария); заслуженный профессор Московского Городского педагогического Университета; почетный профессор ряда университетов разных стран.

    Его перу принадлежат десятки педагогических, психологических и художественных произведений, многие из которых переведены на разные языки. Ш.А. Амонашвили возглавляет  одноименный Издательский Дом и совместно с академиком Д.Д.Зуевым издает стотомную «Антологию гуманной педагогики».

    Несмотря  на колоссальную эмоциональную и  физическую нагрузку, он предельно  внимателен и доброжелателен к людям, никто не видел его раздраженным или грубым. Он олицетворяет собой то творящее терпение, которое является одним из краеугольных камней его педагогической философии. 
 
 
 
 

Гуманная  педагогика Шалвы  Александровича Амонашвили

    Шалва Александрович Амонашвили – один из педагогов-новаторов, провозгласивших педагогику сотрудничества. Его система «Школа Жизни» (гуманно-личностный подход) рекомендована Министерством Образования РФ для применения на практике. По созданной им философской системе – «Гуманно-личностный подход к детям в образовательном процессе «Школа Жизни» работают и учатся учителя в разных странах ближнего и дальнего зарубежья.

    Сам Шалва Александрович утверждает, что всем принципам гуманно-личностного  подхода к ребенку, он научился у  классиков мировой педагогики –  К. Д. Ушинского, В.А. Сухомлинского, Януша  Корчака, А.С. Макаренко и у многих других. Что, собрав разноцветные кирпичики их опыта, он только объединил их в единое целое. Отдадим дань скромности Шалве Александровичу, но отметим, однако, что для того, чтобы в разрозненной в веках педагогической мозаике увидеть целостную картину, нужно быть не только высокообразованным специалистом, но и обладать уникальным качеством синтеза. Именно благодаря тому, что Ш.А. Амонашвили, как истинный мудрец, обладает редчайшим даром синтетического мышления, ему удалось создать прочный монолитный фундамент, на котором выстроена новая философия педагогики, получившая название гуманной.

    Гуманное  педагогическое мышление, как вечный поиск истины и как стержень всякого  высшего педагогического достижения, таит в себе возможность для постоянного обновления жизни школы, для многогранной творческой деятельности учителя и учительских коллективов. Своими основными постулатами – верой в возможности ребенка, раскрытие его самобытной природы, уважение и утверждение его личности, направленность на служение добру и справедливости – гуманное педагогическое мышление зажигает искры для рождения новых педагогических систем в зависимости от конкретных исторических, социальных, национальных и экономических условий, способствует возникновению личного творческого педагогического опыта. Гуманное педагогическое мышление находится в постоянном поиске своего «момента истины», ввиду чего границы его более расширены, нежели границы соответствующей практики.

    Суть  теории гуманно-личностного подхода  заключена в группе базисных понятий: Школа, Жизнь, Школа Жизни, Образование, Воспитание, Ребенок, Миссия, Духовность, Развитие, Взросление, Свобода, Сотрудничество, Общение, Учитель, Ученик, Урок. Смысл этих понятий раскрывается через духовный аспект.

    Духовный  аспект гуманной педагогики составляют фундаментальные допущения. Они есть условие расширения педагогического сознания. Такими допущениями являются: идея Творца, идея бессмертия духа и идея его устремленности к вечному усовершенствованию и восхождению. Отсюда, делаются выводы: ребенок надо рассматривать как явление в нашей жизни, он несет конкретную личную миссию, в нем заключена величайшая энергия духа.

    Через рассмотрение этого духовного аспекта  раскрывается смысл названных выше понятий.

    Содержание  понятия Школа связывается с изначальным семантическим значением этого слова. Школа (лат. скале) означает лестницу, ступеньки которой введут вверх. Это понятие имеет духовно-религиозное происхождение, и мыслится как процесс совершенствования, восхождение души и становления духовности человека: Школа (скале) есть скалистые – трудные, требующие силы воли, усердия, преданности – ступеньки лестницы восхождения, возвышения души, она «учит ковать порядок из хаоса». А носителем скале является учитель, то есть учитель и есть школа, школа в нем, а не вне его. Школа трактуется также как дом радости (греч.), но это не опровергает сложность восхождения по скале, ибо истинную радость можно пережить только в процессе преодоления трудностей, в процессе восхождения.

    Жизнь есть всеначальная сила возникновения и развития всего сущего. Носителем изначального импульса жизни является вся Природа, Вселенная в целом, каждое их конкретное проявление, в том числе и сам человек. Жив тот, кто хочет жить. Человек есть носитель сознательного, осознанного им импульса жизни.

    Исходя  из этого, гуманно-личностная педагогика принимает классическую формулу, гласящую: ребенок не только готовится к  жизни, но он уже живет.

    Система гуманно-личностного подхода вдохновляет  учителя на создание такого образовательного процесса, в котором Ребёнок в самой жизни научается менять, улучшать, совершенствовать условия этой жизни, повышать её качество, а не приспосабливаться к уже сложившимся условиям. Источником такого стремления должна стать высокая духовность.

    Понятие Школа Жизни, выносимое в качестве названия школы гуманно-личностной направленности, вбирает в себя именно это содержание. Отсюда и принцип, который является стержнем образовательного процесса в Школе Жизни: развивать и воспитывать в ребенке жизнь с помощью самой жизни.

    Изначальный смысл слова Воспитание, по всей вероятности, заключен в синкретности его составных. В качестве составных  выступают «ось» и «питание»: в-ос-питание; то есть «воспитание» объединяет в себе целостную идею о питании  оси.

Информация о работе Жизнь и педагогическая деятельность Ш. А. Амонашвили