Ж Руссо творческий портрет

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2012 в 11:53, реферат

Описание работы

Французские просветители стремились к осуществлению своих идеей через развитие наук и искусств, и только Ж.-Ж. Руссо подошел к рассмотрению этих проблем с более широких позиций. Он выступил с протестом против теории и практики школьного дела эпохи феодализма и «осветил убожество, сословную узость, неестественность».1 Жан-Жак Руссо занимал выдающееся место среди французских просветителей.

Содержание

Введение………………………………………………………………………..3
I. Жан-Жак Руссо
I.I. Краткая биография Ж.-Ж. Руссо…………………………………………5
I.II. Социально-политические и философские взгляды Ж.-Ж. Руссо……...6
I.III. Творчество Ж.-Ж. Руссо………………………………………………...9
II. Педагогические идеи Ж.-Ж. Руссо
II.I. Значение педагогической теории Ж.-Ж. Руссо…………………………14
II.II. Педагогическая система Ж.-Ж. Руссо…………………………………..14
II.III. Руководящие идеи педагогической системы Ж.-Ж. Руссо…………...15
III. Воспитание
III.I. Формы воспитания и обучения…………………………………………18
Заключение……………………………………………………………………..22
Список используемой литературы…………………………………………...24

Работа содержит 1 файл

Ж Руссо .docx

— 66.45 Кб (Скачать)

Руссо делит жизнь ребёнка  на четыре этапа:

1 период – от рождения до двух лет. Это период физического воспитания. Воспитатели ребенка мать и отец.

2 период – детский  возраст от 2 до 12 лет. По его выражению, период «сна разума», когда ребенок еще не может рассуждать и логически мыслить, когда следует развивать главным образом «внешние чувства», когда силы ребенка накапливаются для того, чтобы найти свой выход уже в более старшем возрасте.

3 период – отроческий  возраст от 12 до 15 лет. В эти  годы широко

развертывается умственное воспитание, удовлетворяются умственные запросы ребенка.

         4 период – юношеский возраст от 15 до 18 лет. Осуществляется преимущественно нравственное воспитание.

           Мысли Руссо о возрастных различиях  ребенка находятся в соответствии  с его взглядами на природоспособность  воспитания и не лишены диалектики. Он стремился найти ведущее  начало для каждой из ступеней  естественного развития ребенка,  на которое и должно быть  в данный период направлено  основное внимание в процессе  воспитания. При этом каждая из  ступеней тесно связана с другой.

           Руссо стремился глубоко понять человеческую природу и выявить специфику ее развития. Однако он не мог правильно указать законы развития ребенка. Неверно, что ребенок с 2 до 12 лет будто лишен возможности мыслить логически, так же как и утверждение, что нравственные понятия недоступны детям этого возраста.

          Руссо не отделял четко развития от воспитания, тем самым он как бы биологизировал самый процесс воспитания. Но существенным является то, что он требовал учитывать возрастные особенности детей. Он справедливо также писал, что каждый ребенок приносит с собой в жизнь особый темперамент, который определяет его способности , и характер который следует изменять или развивать и совершенствовать. Он решительно возражал против трафарета, единообразного подхода в воспитании. Задача воспитателя заключается в том, чтобы хорошо знать возрастные особенности ребенка, глубоко изучать его индивидуальные склонности и способности.

          Естественное и свободное воспитание. Дети должны воспитываться, по Руссо, естественно, сообразно с природой. Это значит, что в воспитании надо следовать природе ребенка, учитывать его возрастные особенности. «Природа желает, чтобы дети были детьми, прежде чем они станут взрослыми», — писал Руссо. Он считал, что воспитание получают из трех источников: от природы, от окружающих людей и от вещей. Воспитание природой, по его мнению, осуществляется путем «внутреннего» развития человеческих способностей, развития органов чувств; воспитание людьми — это приучение человека использовать развитие этих способностей и органов; и наконец, воспитание от вещей — это собственный опыт человека, приобретаемый им от вещей, с которыми он сталкивается и которые на него воздействуют. Правильным воспитание будет тогда, когда все три фактора (воспитание природой, людьми, вещами или внешними обстоятельствами) действуют согласованно, в одном направлении.

           В непосредственной связи с естественным воспитанием Руссо поставил и свободное воспитание. Первое из естественных прав человека, заявил он, - свобода. Опираясь на это положение, он выступал против схоластической школы с ее зубрежкой, суровой дисциплиной, телесными наказаниями и подавлением личности ребенка. Он требовал уважать личность ребенка, считаться с его интересами и запросами. В этом положительное значение его призыва к свободному воспитанию.

           Руссо придавал большое значение направляющей роли воспитателя, но понимал эту роль своеобразно, по-своему. Воспитатель, говорил он, лишь наводит своего воспитанника на решение вопроса, руководит его интересами так, что сам ребенок этого не замечает, оказывает главным образом косвенное воздействие. Он организует всю среду, все окружающие ребенка влияния так, что они подсказывают определенные решения. Он отрицал принуждение как метод воспитания.

           Дидактика Руссо основана на развитии у ребенка самодеятельности, умения наблюдать, сообразительности. Все должно быть предоставлено восприятию ребенка с максимальной наглядностью. По его мнению, наглядность — сама природа и жизненные факты.

          По мысли Руссо, совершенное  воспитание должно быть воспитанием  естественным: оно должно всецело  отвечать природе воспитываемого; в нем не должно быть ничего  наносного, привходящего извне,  чуждого природе. Такое воспитание, по существу, должно совпадать  с саморазвитием природы, с  саморазвитием ребенка, не ускоряя,  ни подавляя его. Руссо настойчиво, неоднократно указывает, что с  ребенком надо обращаться бережно,  соответственно его возрасту  и имея в виду его личные  особенности.

           Идея индивидуальности или естественности  в воспитании обусловливает у  Руссо ту обстановку, которую  считает лучшей. Раз воспитание  должно совпадать с саморазвитием  природы воспитываемой личности, то наилучшей обстановкой для  него было бы уединение, жизнь  вдали от влияния общества.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Основное условие правильного  развития ребенка - самостоятельное  накопление личного опыта через  наблюдение и деятельность, анализ и синтез, упражнения. Исследовательский  метод ставится во главу угла, так  как он наиболее соответствует любознательной природе человека, стимулируя и мотивируя  его познавательную активность. Воспитание человека «начинается вместе с рождением  его; прежде чем говорить, прежде чем  слышать, он уже обучается».

Педагогические взгляды  Руссо были полезны в то время, а некоторые актуальны и по сей день.

Так, актуальной остается разбиение  жизни детей на этапы соразмерно их развитию и необходимость разного  уровня подхода к этим этапам. Каждый этап имеет свое особое и очень  важное значение. Если учитывать психологическое развитие детей на каждом этапе в обучении и воспитании, то оно проходить будет легче. А результаты будут выше и лучше.

Также современны мысли Руссо  о необходимости активизации  познавательной деятельности детей, развитии у них глазомера, ориентации в  пространстве, стимулирование ощущений, восприятий, памяти.

Злободневным в наше время  стал «отказ» родителей заниматься воспитанием своих детей. Их (детей) либо отдают в детский сад, либо нанимают гувернантку, либо дети предоставлены  самим себе, а родители и только кормят, обувают, одевают, что приводит к потере поколения.

Актуальным и в наше время остается трудовое воспитание, по Руссо. Если бы все получали такое  воспитание, то многие бы проблемы решались.

        Таким образом, мы определили, что творчество Жан-Жака Руссо сыграло не последнюю роль в истории социальной педагогики. Его идея свободного воспитания как основы социального становления личности актуальна и по сей день, что приводит к демократизации отношений учитель-ученик, постепенному доминированию педагогики сотрудничества, личностно ориентированному подходу в воспитании.

        Постоянный интерес советских педагогов к творчеству Ж.-Ж. Руссо закономерен. Его идеи уважения к ребенку, воспитания в труде получили дальнейшее развитие в советской педагогике, в практике нашей школы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1.Педагогическое наследие / Сост. В. М. Кларин, А. Н. Джуринский. - М.: Педагогика, 1987.-194-198 с. ББК 74.03, К 63

2. В.И.Беляева,Л.В. Мардахаев, С.С. Рунов, Е.Н. Салтанов/Беляева В.И.История социальной педагогики: Учебное пособие для студентов вузов социального профиля: В 2-х частях. Ч. II / Под ред.. - М.: Издательство РГСУ, 2006. - 370 с.

3. Н. К. Крупская. / Крупская Н. К., Пед. Соч.: В 10 т. Т. 1. М., 1957. -257 с.

4. И.Е. Верцман /Верцман И.Е., Ж.-Ж. Руссо. - М.: Наука, 1980. - 250 с.

5. И.Е. Верцман /Верцман И.Е., Пед. Соч.: В 2 т. Т. 2. М., 1981.,10.- 236-237 с.

6. З.И. Васильевой /. Васильевой З.И., История образования и педагогической мысли за рубежом и в России: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / И.Н. Андреева, Т.С. Буторина, З.И. Васильева и др. - М.: изд. центр «Академия», 2002. - 416 с.

7. А.Н.Джуринский / Джуринский А.Н.,История педагогики: Учеб. пособие для студ. Педвузов. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. - 432 с.


Информация о работе Ж Руссо творческий портрет