Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2012 в 11:53, реферат
Французские просветители стремились к осуществлению своих идеей через развитие наук и искусств, и только Ж.-Ж. Руссо подошел к рассмотрению этих проблем с более широких позиций. Он выступил с протестом против теории и практики школьного дела эпохи феодализма и «осветил убожество, сословную узость, неестественность».1 Жан-Жак Руссо занимал выдающееся место среди французских просветителей.
Введение………………………………………………………………………..3
I. Жан-Жак Руссо
I.I. Краткая биография Ж.-Ж. Руссо…………………………………………5
I.II. Социально-политические и философские взгляды Ж.-Ж. Руссо……...6
I.III. Творчество Ж.-Ж. Руссо………………………………………………...9
II. Педагогические идеи Ж.-Ж. Руссо
II.I. Значение педагогической теории Ж.-Ж. Руссо…………………………14
II.II. Педагогическая система Ж.-Ж. Руссо…………………………………..14
II.III. Руководящие идеи педагогической системы Ж.-Ж. Руссо…………...15
III. Воспитание
III.I. Формы воспитания и обучения…………………………………………18
Заключение……………………………………………………………………..22
Список используемой литературы…………………………………………...24
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………
I. Жан-Жак Руссо
I.I. Краткая биография Ж.-Ж. Руссо…………………………………………5
I.II. Социально-политические и философские взгляды Ж.-Ж. Руссо……...6
I.III. Творчество Ж.-Ж. Руссо………………………………………………...9
II. Педагогические идеи Ж.-Ж. Руссо
II.I. Значение педагогической теории Ж.-Ж. Руссо…………………………14
II.II. Педагогическая система Ж.-Ж. Руссо…………………………………..14
II.III. Руководящие идеи педагогической системы Ж.-Ж. Руссо…………...15
III. Воспитание
III.I. Формы воспитания и обучения…………………………………………18
Заключение……………………………………………………
Список используемой литературы…………………………………………...
ВВЕДЕНИЕ
Курсовую работу о педагогических идеях Жан - Жака Руссо мне бы хотелось начать с краткой экскурсии в историю.
Капиталистический строй складывается во Франции еще задолго до буржуазной революции 1789-1794 годов. В стране, в основном аграрной, во второй половине XVIII века широко распространилась капиталистическая мануфактура. Но феодальные отношения сильно препятствовали развитию капитализма. Народное движение, направленное против феодального строя, оказало большое влияние на весь ход политической жизни XVIII века. В этот период оживляется борьба писателей и ученых, выразителей буржуазной идеологии, против феодальных порядков. В своих сочинениях они громили феодальное мировоззрение, разбивали официальные религии (некоторые просветители были атеистами) задолго до наступления революции. В 50-80-х годах XVIII века, в предреволюционные годы, их выступления приобрели особенно острый характер.
Французские просветители резко критиковали религию как оплот феодализма, феодальный строй и феодальную идеологию. Они отстаивали, исходя из позиций Локка, договорную теорию происхождения государства (Руссо, Дидро и др.) и доказывали, что в своем «естественном состоянии» человек всегда имел «естественное право» на свободу, равенство и братство. Они ждали наступления новой эры, царства разума.
Французские просветители стремились к осуществлению своих идеей через развитие наук и искусств, и только Ж.-Ж. Руссо подошел к рассмотрению этих проблем с более широких позиций. Он выступил с протестом против теории и практики школьного дела эпохи феодализма и «осветил убожество, сословную узость, неестественность».1 Жан-Жак Руссо занимал выдающееся место среди французских просветителей.
С именем Руссо связан целый этап в развитии просветительского движения Франции – радикальный пересмотр некоторых его фундаментальных
1 Крупская Н.К. Педагогические сочинения: В 10 т. Т. 1. - М., 1957. - С. 257
целей и идеалов. Радикализм Руссо основывался на его этических воззрениях. В противоположность философам, считавшим себялюбие и эгоизм совместимыми с общественным благом, он требовал подчинения личности благу общества. Руссо писал: «Всякий человек добродетелен, когда его частная воля во всем соответствует общей воле».
Объект работы: Социально-педагогическая деятельность Руссо, которая способствует социализации молодого поколения.
Предмет: Педагогические идеи Ж.-Ж. Руссо
Цель исследования: Исследовать педагогические идеи, приемы и формы социального становления личности Руссо.
Задачи:
- рассмотреть особенности
педагогической и социально-
- обозначить работы Руссо;
- определить социально-
- выявить возможность использования методов работы Руссо в настоящее время.
Руссо совершил переворот в педагогике своей идеей свободного воспитания. До Руссо эта идея встречалась в трудах Д. Локка, Я.А. Коменского. Одновременно с Руссо идеями свободного воспитания занимались Д. Дидро и К.А. Гельвеций. Уже после него, в XX в., идеи свободного воспитания стали распространены в мировой педагогике. Новатором в этой области стала М. Монтессори. В России этой идеей занимались К.Д. Ушинский, К.Н. Вентцель, Л.Н. Толстой.
I. ЖАН-ЖАК РУССО
I.I.КРАТКАЯ БИОГРАФИЯ ЖАН-ЖАКА РУССО
Руссо родился в 1712 году в
Женеве, в семье ремесленника-
Жан-Жак с самых ранних лет был окружен добрыми и любящими его тетками, Госерю и Ламберсье, которые с исключительным усердием холили и воспитывали мальчика. Вспоминая ранние годы жизни, Руссо писал в «Исповеди», что «за детьми короля не могли бы ухаживать с большим усердием, чем ухаживали за мной в первые годы моей жизни».
Жан-Жак Руссо рано начал самостоятельную жизнь, полную невзгод и лишений. Он перепробовал самые различные профессии: был писцом у нотариуса, учился у гравера, служил лакеем. Затем стал на путь бездомных скитаний. Он не получил систематического образования. Много лет скитался по Франции и Швейцарии, перепробовал ряд профессий. Уже сложившимся человеком, тридцати лет, Руссо приехал в Париж, где познакомился с новой буржуазной интеллигенцией того времени, с ее лучшими представителями—публицистами и философами- авторами знаменитой «Энциклопедии», где были сформулированы основные идеи Просвещения.
Переломным для Ж.-Ж. Руссо
Творческий взлет Ж.-Ж. Руссо пришёлся на 1756-1762 года, когда им были написаны «Юлия, или Новая Элоиза», «Об общественном договоре», «Эмиль, или О воспитании». В этих диссертациях, и в особенности в политическом трактате «Об общественном договоре» Руссо смело высказывался против абсолютизма и вопреки идеологии старого порядка развил демократическую теорию общественного договора. Руссо доказывал, что неравенство росло вместе с цивилизацией. В «Общественном договоре», развивая договорную теорию Локка, он противопоставил цивилизованному (т. е. феодальному) обществу как идеал некое общество в якобы «естественном состоянии», когда люди были равны и свободны, а затем отказались от своих прав ради сохранения своей трудовой собственности. Руссо доказывал, что власть, не отвечающая интересам народа, незаконна, она нарушает первоначальный общественный договор, по которому люди добровольно передали некоторые свои права ими же выбранным властям, обязанным служить народу. Это был облеченный в форму литературного произведения призыв к свержению короля и феодальных устоев. В ответ началась бешеная травля Ж.-Ж. Руссо.
I.II. СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ФИЛОСОВСКИЕ
ВЗГЛЯДЫ Ж.-Ж. РУССО
Социально-политические и философские идеи работы тесно связаны с педагогическими проблемами сущности и становления личности. Решая вопрос о путях достижения гармонии «естественного» и «гражданского» в человеке, Ж.-Ж. Руссо утверждает, что хотя естественное начало человека в обществе несет известные потери, общественная среда формирует вторую - гражданскую природу человека. Но если общество безнравственно и встает в противоречие с природой человека, то оно уродует его. Однако может быть и другой вариант, когда социальная среда, естественно несущая известный ущерб индивиду, может способствовать достижению известной гармонии в формировании двух сторон личности - человеческой и гражданской. По существу им ставился вопрос о решении проблемы воспитания свободной личности через достижение гармонии природного (естественного - индивидуального) начала человека и его гражданского (социального) предназначения.2
Власть и богатство создали неравенство, заявлял Руссо, человек, поэтому потерял свою свободу. «Человек родился свободным, между тем он повсюду в цепях», — писал он. Основное условие правильного развития ребенка - самостоятельное накопление личного опыта через наблюдение и деятельность, анализ и синтез, упражнения. Исследовательский метод ставится во главу угла, так как он наиболее соответствует любознательной природе человека, стимулируя и мотивируя его познавательную активность. Воспитание человека «начинается вместе с рождением его; прежде чем говорить, прежде чем слышать, он уже обучается»3 .Он считал, что власть должна принадлежать самому народу, требовал, чтобы каждый трудился. Он призывал к тому, чтобы была допущена только мелкая собственность, а собственность дворян-феодалов была уничтожена. Это учение Руссо в его время было революционным. Оно выражало интересы мелких собственников (ремесленников, крестьян) и вело к утверждению буржуазного строя. Идеал Руссо — это мелкобуржуазная
трудовая собственность и общественное устройство, основанное на этой собственности и на труде каждого.
Рассматривая вопрос о восприятии окружающего нас мира, Руссо рассуждал как сенсуалист: нет ничего в нашем сознании, что не было бы
получено при посредстве ощущений, через органы чувств. Но он не мог делать
из этого положения материалистических выводов. Он отрицал официальную
2 В.И. Беляев, Л.В. Мардахаев, С.С. Рунов, Е.Н. Салтанов. История социальной педагогики. Ч.II. - М.: Издательство РГСУ, 2006.- С. 23.
3 Калинин, Харак-ки некот. концепций воспит. 1974.-79 с.
религию и был сторонником «религии чувства», полагая, что каждый человек свободен верить по-своему. По его словам, «все хорошо, что выходит из рук творца вселенной, все вырождается в руках человека».
Человек, по мнению Руссо, испорчен современным обществом. Отсюда вывод: воспитывать ребенка следует вне испорченного общества, вдали от цивилизации, на «лоне природы».
Существование людей должно поддерживаться личным трудом. Без труда не может быть нормальной человеческой жизни. Но в несправедливом, испорченном мире многие присваивают результаты чужого труда. Истинно свободным является человек, живущий своим трудом. По мнению Руссо, задача заключается в том, чтобы воспитать такого человека, который ни от кого не зависел бы, жил бы плодами своих трудов, ценил бы свою свободу и умел ее защищать. Тот человек, который ценит свою свободу, научится, конечно, уважать и свободу других, основанную на труде.
Интересен и оригинален Руссо в своих педагогических воззрениях. В этой области он выступал горячим сторонником естественного воспитания. Воспитание каждого человека, писал Руссо, дается природой путем непосредственного развития врожденных способностей и влечений. Обращаясь к родителям и воспитателям, он призывал их развивать в ребенке естественность, прививать чувство свободы и независимости, стремление к труду, уважать в нем личность и все полезные и разумные склонности.
Руссо говорил, что детей тружеников воспитывать не надо, они уже воспитаны самой жизнью. Надо перевоспитать феодалов, аристократов, правильно воспитать их детей, и мир станет иным.
Проблемы воспитания интересовали Ж.-Ж. Руссо с самого начала творческого пути. Он признавался в 1735 г.в
письме отцу об особом влечении к деятельности на поприще наставника.4
4См.: Руссо Ж.-Ж. Пед. соч.: В 2 т. Т.2. М., 1981. С.236- 237
I.III. ТВОРЧЕСТВО Ж.-Ж. РУССО
Одно из первых педагогических сочинений - «Трактат о воспитании господина де Сент-Мари». Это произведение Руссо появилось, когда он служил в Лионе у начальника судебных установлений Мабли домашним учителем пятилетнего Жана - Антуана и шестилетнего Сент-Мари. В своем трактате педагог изложил Мабли свои взгляды, которые позже, 1743- 1745 гг., оформил в виде трактата «Проект воспитания де Сент –Мари».
«Проект…» свидетельствует о знакомстве Ж.-Ж. Руссо с тогдашней педагогической мыслью Франции. Идеи современников и предшественников (Ш. Роллен, К. Флери, Ф. Фенелон и др.), поднявших голос за обучения и воспитания, нашли в трактате отчетливое выражение: Ж.-Ж. Руссо резко осудил схоластическую школу, продолжил разработку рекомендаций по преподаванию естественнонаучных предметов. Обращаясь к известным педагогическим идеям, он выступил самостоятельный и оригинальный мыслитель. Так, он переосмыслил суждения Ф. Фенелона о формах обучения, авторитете наставника, сотрудничестве учителя и родителей. Автор «Проекта…» счел нравственное воспитание главнейшей и первоочередной педагогической задачей: «… сформировать сердце, суждение и ум, и именно в том порядке, в каком назвал их"5
В 1749 году
участвовал в конкурсе сочинении на тему:
«Способствовал ли возрождение наук и
искусств улучшению нравов? » - автор отвечал отрицательно.
Прослеживая эволюцию общества до эпохи
феодализма, он утверждал, что уход человечества
от « естественного состояния» принес
ему