Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Сентября 2011 в 23:59, реферат
Здоровье человека — тема для разговора достаточно актуальная для всех времен и народов, а в XXI веке она становится первостепенной. Существует более 300 определений понятия «здоровье». Согласно определению Всемирной организации здравоохранения, здоровье - это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов.
Технологии, обеспечивающие гигиенически оптимальные условия образовательного процесса.
Эти технологии включают не только грамотное управление внешними гигиеническими факторами педагогического процесса, но и технологии правильной организации учебных занятий двигательной активности, урока, обеспечивающие возможность длительно поддерживать умственную работоспособность на высоком уровне и предупреждать преждевременное наступление утомления.
Критерии здоровьесбережения на уроке, их краткая характеристика и уровни гигиенической рациональности урока представлены в таблице.
|
Некоторые гигиенические критерии рациональной организации урока приведены в таблице.
|
Технологии
оптимальной организации учебного процесса
и физической активности школьников
Анализ научно-методической литературы
и собственный практический опыт позволяют
выделить четыре основных правила построения
урока с позиции здоровьесберегающих
технологий.
Правило 1. Правильная организация урока
Во-первых, это учет всех критериев здоровьесбережения на рациональном уровне. Во-вторых, главная цель учителя - научить ученика запрашивать необходимую информацию и получать требуемый ответ. А для этого необходимо сформировать у него интерес мотивацию к познанию, обучению, осознание того что он хочет узнать, готовность и умение задать (сформулировать) вопрос. Задавание вопросов является:
Таким образом, количество и качество задаваемых учеником вопросов служат одними из индикаторов его психофизического состояния, психологического здоровья, а также тренируют его успешность в учебной деятельности.
Организация
урока должна обязательно включать
три этапа:
- 1-й этап: учитель сообщает информацию
(одновременно стимулирует вопросы);
- 2-й этап: ученики формулируют и задают
вопросы
- 3-й этап: учитель и ученики отвечают на
вопросы.
Результат
урока - взаимный интерес, который
подавляет утомление.
Правило 2. Использование каналов восприятия
Особенности
восприятия определяются одним из важнейших
свойств индивидуальности — функциональной
асимметрией мозга: распределением
психических функций между полушариями.
Выделяются различные типы функциональной
организации двух полушарий мозга:
- левополушарные люди
— при доминировании левого полушария.
Для них характерен словесно-логический
стиль
познавательных процессов, склонность
к абстрагированию и обобщению;
- правополушарные люди
— доминирование правого полушария, У
данного типа развиты конкретно-образное
мышление и воображение;
- равнополушарные люди
— у них отсутствует ярко выраженное доминирование
одного из полушарий.
На основе
предпочтительных каналов восприятия
информации различают:
- аудиальное восприятие
- визуальное восприятие;
- кинестетическое восприятие.
Знание этих характеристик детей позволит педагогу излагать учебный материал на доступном для всех учащихся языке, облегчив процесс его запоминания.
Правило 3. Учет зоны работоспособности учащихся.
Экспериментально доказано, что биоритмологический оптимум работоспособности у школьников имеет свои пики и спады как в течение учебного дня, так и в разные дни учебной недели. Работоспособность зависит и от возрастных особенностей детей.
Правило 4. Распределение интенсивности умственной деятельности
При организации урока выделяют три основных этапа с точки зрения здоровьесбережения, которые характеризуются своей продолжительностью, объемом нагрузки и характерными видами деятельности. Данные представлены в таблице 1.3.
Эффективность усвоения знаний учащихся в течение урока такова:
Практически все исследователи сходятся во мнении, что урок, организованный на основе принципов здоровьесбережения, не должен приводить к тому, чтобы учащиеся заканчивали обучение с сильными и выраженными формами утомления.
Утомление
— возникающее в результате работы временное
ухудшение функционального состояния
человека, выражающееся в снижении работоспособности,
в неспецифических изменениях физиологических
функций и в субъективном ощущении усталости.
Но утомление не следует рассматривать
только как отрицательный феномен. Это
защитная, охранительная реакция организма,
стимулятор его восстановительных процессов
и повышения функциональных возможностей.
Действительно, отрицательное влияние
на организм оказывает постоянно возникающее
и хроническое утомление, особенно перерастающее
в переутомление.
Интенсивность умственной деятельности учащихся в ходе урока
|
Специальными
исследованиями выявлено, что у учащихся,
заканчивающих занятия с
Психолого-педагогические технологии здоровьесбережения
Снятие эмоционального напряжения
Использование игровых технологий, игровых обучающих программ, оригинальных заданий и задач, введение в урок исторических экскурсов и отступлений позволяют снять эмоциональное напряжение. Этот прием также позволяет решить одновременно несколько различных задач: обеспечить психологическую разгрузку учащихся, дать им сведения развивающего и воспитательного плана, показать практическую значимость изучаемой темы, побудить к активизации самостоятельной познавательной деятельности и т. п.На начальном этапе это могут быть игровые задания для обобщения знаний. Для старших классов можно использовать задания фантастического или детективного содержания, также активизирующие творческий потенциал. Задания на обобщение материала могут быть представлены в виде рекламы того или иного закона, явления или теоремы.Хороший эффект дает использование интерактивных обучающих программ, которые вызывают неизменный интерес у школьников, одновременно снимая у них элементы стресса и напряжения. Здесь же можно отметить и прием использования литературных произведений, иллюстрирующих то или иное явление, закон и т. п. Использование пословиц при изучении понятия монотонности функции: «Чем дальше в лес, тем больше дров» (возрастание), «Подальше положишь, поближе возьмешь» (убывание). В этот момент процесс обучения как бы скрыт от учащихся, они воспринимают это как некоторое отступление от темы, что позволяет им также снять накопившееся напряжение. К тому же введение в урок литературных или исторических отступлений способствует не только психологической разгрузке, но и установлению и укреплению межпредметных связей, а также и воспитательным целям.
Создание
благоприятного психологического климата
на уроке
Пожалуй, одним из важнейших аспектов
является именно психологический комфорт
школьников во время урока. С одной стороны,
таким образом решается задача предупреждения
утомления учащихся, с другой — появляется
дополнительный стимул для раскрытия
творческих возможностей каждого ребенка.Доброжелательная
обстановка на уроке, спокойная беседа,
внимание к каждому высказыванию, позитивная
реакция учителя на желание ученика выразить
свою точку зрения, тактичное исправление
допущенных ошибок, поощрение к самостоятельной
мыслительной деятельности, уместный
юмор или небольшое историческое отступление
— вот далеко не весь арсенал, которым
может располагать педагог, стремящийся
к раскрытию способностей каждого ребенка.Учащиеся
входят в класс не со страхом получить
плохую оценку или замечание, а с желанием
продолжить беседу, продемонстрировать
свои знания, получить новую информацию.
В процессе такого урока не возникает
эмоционального дискомфорта даже в том
случае, когда ученик с чем-то не справился,
что-то не смог выполнить. Более того, отсутствие
страха и напряжения помогает каждому
освободиться внутренне от нежелательных
психологических барьеров, смелее высказываться,
выражать свою точку зрения.К тому же каждый
ученик уже более спокойно реагирует на
полученную оценку, если он сам понимает
ее обоснованность. Оценивая свои ошибки,
ученик сразу же видит и пути их исправления.
Неудача на уроке, воспринимаемая как
временное явление, становится дополнительным
стимулом для более продуктивной работы
дома и в классе. Педагог поощряет стремление
ученика к самоанализу, укрепляет его
уверенность в собственных возможностях.Следует
заметить, что в обстановке психологического
комфорта и эмоциональной приподнятости
работоспособность класса заметно повышается,
что в конечном итоге приводит и к более
качественному усвоению знаний, и, как
следствие, к более высоким результатам.По
окончании урока ученики покидают класс
с хорошим настроением, поскольку в течение
этого времени отрицательные факторы
практически отсутствовали.