Здоровьесберегающие технологии в школе

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Сентября 2011 в 23:59, реферат

Описание работы

Здоровье человека — тема для разговора достаточно актуальная для всех времен и народов, а в XXI веке она становится первостепенной. Существует более 300 определений понятия «здоровье». Согласно определению Всемирной организации здравоохранения, здоровье - это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов.

Работа содержит 1 файл

МОЙ ДОКЛАД ПО ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИМ ТЕХНОЛОГИЯМ.doc

— 136.50 Кб (Скачать)

Технологии, обеспечивающие гигиенически оптимальные условия образовательного процесса.

Эти технологии включают не только грамотное управление внешними гигиеническими факторами педагогического процесса, но и технологии правильной организации учебных занятий двигательной активности, урока, обеспечивающие возможность длительно поддерживать умственную работоспособность на высоком уровне и предупреждать преждевременное наступление утомления.

    Критерии здоровьесбережения на уроке, их краткая характеристика и уровни гигиенической рациональности урока представлены в таблице.

    Критерии здоровьесбережения Характеристика
    Обстановка  и гигиенические условия в классе Температура и  свежесть воздуха, освещение класса и доски, монотонные неприятные звуковые раздражители
    Количество  видов учебной деятельности Виды учебной  деятельности: опрос, письмо, чтение, слушание, рассказ, ответы на вопросы, решение  примеров, рассматривание, списывание и т. д.   
    Средняя продолжительность и частота  чередования видов деятельности  
    Количество  видов преподавания Виды преподавания: словесный, наглядный, самостоятельная  работа, аудиовизуальный, практическая работа, самостоятельная работа
    Чередование видов преподавания  
    Наличие и место методов, способствующих активизации Метод свободного выбора (свободная беседа, выбор  способа действия, свобода творчества). 
    Активные методы (ученик в роли: учителя, исследователя, деловая игра, дискуссия). Методы, направленные на самопознание и развитие (интеллекта, эмоций, общения, самооценки, взаимооценки)
    Место и длительность применения ТСО Умение учителя  использовать ТСО как средство для  дискуссии, беседы, обсуждения
    Поза  учащегося, чередование позы Правильная  посадка ученика, смена видов  деятельности требует смены позы
    Наличие, место, содержание и продолжительность  на уроке моментов оздоровления Физкультминутки, динамические паузы, дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз, массаж активных точек
    Наличие мотивации деятельности учащихся на уроке Внешняя мотивация: оценка, похвала,  поддержка, соревновательный момент. Стимуляция внутренней мотивации:  
    стремление больше узнать, радость от активности, интерес к изучаемому материалу
    Психологический климат на уроке Взаимоотношения на уроке: учитель — ученик (комфорт 
    — напряжение, сотрудничество — авторитарность, учет возрастных особенностей); ученик — ученик(сотрудничество — соперничество, дружелюбие — враждебность, активность — пассивность, заинтересованность — безразличие)
    Эмоциональные разрядки на уроке Шутка, улыбка, юмористическая или поучительная картинка, поговорка, афоризм, музыкальная минутка, четверостишие
    Определяется  в ходе наблюдения по возрастанию  двигательных или пассивных отвлечений в процессе учебной деятельности Момент наступления  утомления и снижения учебной  активности
    Темп  окончания урока  
 

    Некоторые гигиенические критерии рациональной организации урока приведены в таблице.

Факторы урока Уровни  гигиенической рациональности урока
рациональный недостаточно  рациональный нерациональный
1. Плотность урока не менее 60% и  не более 75-80% 85-90% более 90%
2. Количество  видов учебной деятельности 4-7 2-3 1-2
3. Средняя продолжительность различных видов учебной деятельности не более 10мин. 11-15 мин. более 15 мин.
4. Частота чередования  различных видов учебной деятельности смена не позже  чем через 7-10 мин. смена через 11-15 мин. смена через 15-20 мин.
5. Количество  видов преподавания не менее 3-х 2 1
6. Чередования видов  преподавания не позже  чем через 10-15 мин. через 15-20 мин. не чередуется
7. Наличие эмоциональных  разрядок (кол-во) 2-3 1 нет
8. Место и длительность применение ТСО в соответствии с гигиеническими нормами с частичным  соблюдением гигиенических норм в произвольной форме
9. Чередование позы поза чередуется в соответствии с видом работы. Учитель наблюдает за посадкой учащихся имеются случаи несоответствия позы виду работы. Учитель иногда контролирует посадку учащихся частые несоответствия позы виду работы. Познание не контролируется учителем
10. Наличие, место, содержание и продолжительность физкультминуток на 20 и 35 мин. урока  по 1 мин. из 3-х легких упражнений с 3-4 повторениями каждого 1 физкультминутка  с неправильным содержанием или  продолжительностью отсутствуют
 
 
 

Технологии оптимальной организации учебного процесса и физической активности школьников 
Анализ научно-методической литературы и собственный практический опыт позволяют выделить четыре основных правила построения урока с позиции здоровьесберегающих технологий.

Правило 1. Правильная организация урока

Во-первых, это учет всех критериев здоровьесбережения на рациональном уровне. Во-вторых, главная цель учителя - научить ученика запрашивать необходимую информацию и получать требуемый ответ. А для этого необходимо сформировать у него интерес мотивацию к познанию, обучению, осознание того что он хочет узнать, готовность и умение задать (сформулировать) вопрос. Задавание вопросов является:

    1. показателем включенности ученика в обсуждаемую проблему и, следовательно, хорошего уровня его работоспособности;
    2. проявлением и тренировкой познавательной активности;
    3. показателем адекватно развитых коммуникативных навыков.

Таким образом, количество и качество задаваемых учеником вопросов служат одними из индикаторов его психофизического состояния, психологического здоровья, а также тренируют его успешность в учебной деятельности.

Организация урока должна обязательно включать три этапа: 
-  1-й этап: учитель сообщает информацию (одновременно стимулирует вопросы); 
- 2-й этап: ученики формулируют и задают вопросы 
- 3-й этап: учитель и ученики отвечают на вопросы.

Результат урока - взаимный интерес, который подавляет утомление. 
 

Правило 2. Использование каналов восприятия

Особенности восприятия определяются одним из важнейших  свойств индивидуальности — функциональной асимметрией мозга: распределением психических функций между полушариями. Выделяются различные типы функциональной организации двух полушарий мозга: 
- левополушарные люди — при доминировании левого полушария. Для них характерен словесно-логический

стиль познавательных процессов, склонность к абстрагированию и обобщению; 
- правополушарные люди — доминирование правого полушария, У данного типа развиты конкретно-образное мышление и воображение; 
- равнополушарные люди — у них отсутствует ярко выраженное доминирование одного из полушарий.

На основе предпочтительных каналов восприятия информации различают: 
- аудиальное восприятие

- визуальное восприятие;

- кинестетическое восприятие.

Знание  этих характеристик детей позволит педагогу излагать учебный материал на доступном для всех учащихся языке, облегчив процесс его запоминания.

Правило 3. Учет зоны работоспособности учащихся.

Экспериментально доказано, что биоритмологический оптимум работоспособности у школьников имеет свои пики и спады как в течение учебного дня, так и в разные дни учебной недели. Работоспособность зависит и от возрастных особенностей детей.

Правило 4. Распределение интенсивности умственной деятельности

При организации  урока выделяют три основных этапа  с точки зрения здоровьесбережения, которые характеризуются своей  продолжительностью, объемом нагрузки и характерными видами деятельности. Данные представлены в таблице 1.3.

Эффективность усвоения знаний учащихся в течение урока такова:

  1. 5-25-я минута — 80%;
  2. 25-35-я минута — 60-40%;
  3. 35—40-я минута — 10%.

Практически все исследователи сходятся во мнении, что урок, организованный на основе принципов здоровьесбережения, не должен приводить к тому, чтобы учащиеся заканчивали обучение с сильными и выраженными формами утомления.

Утомление — возникающее в результате работы временное ухудшение функционального состояния человека, выражающееся в снижении работоспособности, в неспецифических изменениях физиологических функций и в субъективном ощущении усталости. Но утомление не следует рассматривать только как отрицательный феномен. Это защитная, охранительная реакция организма, стимулятор его восстановительных процессов и повышения функциональных возможностей. Действительно, отрицательное влияние на организм оказывает постоянно возникающее и хроническое утомление, особенно перерастающее в переутомление. 
 

    Интенсивность умственной деятельности учащихся в  ходе урока

 
Часть урока
Время Нагрузка Деятельность
1-й  этап. Врабатывание 5 мин. Относительно  невелика Репродуктивная, переходящая в продуктивную. Повторение
2-й  этап. 
Максимальная работоспособность
20-25 
мин.
Максимальное  снижение на 15-й мин. Продуктивная, творческая, знакомство с новым материалом
3-й  этап. Конечный порыв 10-15 мин. Небольшое повышение работоспособности Репродуктивная, отработка узловых моментов пройденного

Специальными  исследованиями выявлено, что у учащихся, заканчивающих занятия с сильным  и выраженным утомлением, диагностируется неспецифическое напряжение организма — десинхроноз, являющийся основой формирования психосоматических заболеваний. Следовательно, снижая утомление, поддерживая и восстанавливая работоспособность учащихся, контролируя ее изменение в ходе процесса обучения, мы будет способствовать здоровьесбережению.

Психолого-педагогические технологии здоровьесбережения

Снятие эмоционального напряжения

Использование игровых технологий, игровых обучающих  программ, оригинальных заданий и  задач, введение в урок исторических экскурсов и отступлений позволяют снять эмоциональное напряжение. Этот прием также позволяет решить одновременно несколько различных задач: обеспечить психологическую разгрузку учащихся, дать им сведения развивающего и воспитательного плана, показать практическую значимость изучаемой темы, побудить к активизации самостоятельной познавательной деятельности и т. п.На начальном этапе это могут быть игровые задания для обобщения знаний. Для старших классов можно использовать задания фантастического или детективного содержания, также активизирующие творческий потенциал. Задания на обобщение материала могут быть представлены в виде рекламы того или иного закона, явления или теоремы.Хороший эффект дает использование интерактивных обучающих программ, которые вызывают неизменный интерес у школьников, одновременно снимая у них элементы стресса и напряжения. Здесь же можно отметить и прием использования литературных произведений, иллюстрирующих то или иное явление, закон и т. п. Использование пословиц при изучении понятия монотонности функции: «Чем дальше в лес, тем больше дров» (возрастание), «Подальше положишь, поближе возьмешь» (убывание). В этот момент процесс обучения как бы скрыт от учащихся, они воспринимают это как некоторое отступление от темы, что позволяет им также снять накопившееся напряжение. К тому же введение в урок литературных или исторических отступлений способствует не только психологической разгрузке, но и установлению и укреплению межпредметных связей, а также и воспитательным целям.

Создание благоприятного психологического климата на уроке 
Пожалуй, одним из важнейших аспектов является именно психологический комфорт школьников во время урока. С одной стороны, таким образом решается задача предупреждения утомления учащихся, с другой — появляется дополнительный стимул для раскрытия творческих возможностей каждого ребенка.Доброжелательная обстановка на уроке, спокойная беседа, внимание к каждому высказыванию, позитивная реакция учителя на желание ученика выразить свою точку зрения, тактичное исправление допущенных ошибок, поощрение к самостоятельной мыслительной деятельности, уместный юмор или небольшое историческое отступление — вот далеко не весь арсенал, которым может располагать педагог, стремящийся к раскрытию способностей каждого ребенка.Учащиеся входят в класс не со страхом получить плохую оценку или замечание, а с желанием продолжить беседу, продемонстрировать свои знания, получить новую информацию. В процессе такого урока не возникает эмоционального дискомфорта даже в том случае, когда ученик с чем-то не справился, что-то не смог выполнить. Более того, отсутствие страха и напряжения помогает каждому освободиться внутренне от нежелательных психологических барьеров, смелее высказываться, выражать свою точку зрения.К тому же каждый ученик уже более спокойно реагирует на полученную оценку, если он сам понимает ее обоснованность. Оценивая свои ошибки, ученик сразу же видит и пути их исправления. Неудача на уроке, воспринимаемая как временное явление, становится дополнительным стимулом для более продуктивной работы дома и в классе. Педагог поощряет стремление ученика к самоанализу, укрепляет его уверенность в собственных возможностях.Следует заметить, что в обстановке психологического комфорта и эмоциональной приподнятости работоспособность класса заметно повышается, что в конечном итоге приводит и к более качественному усвоению знаний, и, как следствие, к более высоким результатам.По окончании урока ученики покидают класс с хорошим настроением, поскольку в течение этого времени отрицательные факторы практически отсутствовали.

Информация о работе Здоровьесберегающие технологии в школе