Здоровьесберегающие
технологии в школе
Здоровье
человека — тема для разговора
достаточно актуальная для всех времен
и народов, а в XXI веке она становится первостепенной.
Существует более 300 определений понятия
«здоровье». Согласно определению Всемирной
организации здравоохранения, здоровье
- это состояние полного физического, психического
и социального благополучия, а не только
отсутствие болезней или физических дефектов.
Здоровье
ребенка, его социально-психологическая
адаптация, нормальный рост и развитие
во многом определяются средой, в которой
он живет. Для ребенка от 6 до 17 лет этой
средой является система образования,
т.к. с пребыванием в учреждениях образования
связаны более 70% времени его бодрствования.
В то же время в этот период происходит
наиболее интенсивный рост и развитие
детей, формирование их здоровья на всю
оставшуюся жизнь.
По данным
Института возрастной физиологии РАО,
школьная образовательная среда
порождает факторы риска, с действием
которых связано 20-40 % негативных влияний,
ухудшающих здоровье детей школьного
возраста. Исследования ИВФ РАО позволяют
проранжировать школьные
факторы риска по убыванию значимости
и силы влияния на здоровье учащихся:
- Стрессовая
педагогическая тактика;
- Несоответствие
методик и технологий обучения возрастным
и функциональным возможностям школьников;
- Несоблюдение
элементарных физиологических и гигиенических
требований к организации учебного процесса;
- Недостаточная
грамотность родителей в вопросах сохранения
здоровья детей;
- Провалы в
существующей системе физического воспитания;
- Интенсификация
учебного процесса;
- Функциональная
неграмотность педагога в вопросах охраны
и укрепления здоровья;
- Частичное
разрушение служб школьного медицинского
контроля;
- Отсутствие
системной работы по формированию ценности
здоровья и здорового образа жизни.
Анализ
школьных факторов риска показывает,
что большинство проблем здоровья
учащихся создается и решается в
ходе ежедневной практической работы
учителей, т.е. связано с их профессиональной
деятельностью. Поэтому современные теоретические,
методические подходы к формированию
здоровья учащихся в педагогическом процессе
реализуются в здоровьесберегающих технологиях.
Под здоровьесберегающей
образовательной технологией (Петров)
понимает систему, создающую максимально
возможные условия для сохранения,
укрепления и развития духовного, эмоционального,
интеллектуального, личностного и физического
здоровья всех субъектов образования
(учащихся, педагогов и др.). В эту систему
входит:
- Использование
данных мониторинга состояния здоровья
учащихся, проводимого медицинскими работниками,
и собственных наблюдений в процессе реализации
образовательной технологии, ее коррекция
в соответствии с имеющимися данными.
- Учет особенностей
возрастного развития школьников и разработка
образовательной стратегии, соответствующей
особенностям памяти, мышления, работоспособности,
активности и т.д. учащихся данной возрастной
группы.
- Создание
благоприятного эмоционально-психологического
климата в процессе реализации технологии.
- Использование
разнообразных видов здоровьесберегающей
деятельности учащихся, направленных
на сохранение и повышение резервов здоровья,
работоспособности.
По определению
Н.К. Смирнова, - это все те психолого-педагогические
технологии, программы, методы, которые
направлены на воспитание у учащихся культуры
здоровья, личностных качеств, способствующих
его сохранению и укреплению, формирование
представления о здоровье как ценности,
мотивацию на ведение здорового образа
жизни.
Основными
компонентами здоровьесберегающей
технологии выступают:
·
аксиологический,
проявляющийся в осознании учащимися
высшей ценности своего здоровья, убежденности
в необходимости вести здоровый образ
жизни, который позволяет наиболее полно
осуществить намеченные цели, использовать
свои умственные и физические возможности.
Осуществление аксиологического компонента
происходит на основе формирования мировоззрения,
внутренних убеждений человека, определяющих
рефлексию и присвоение определенной
системы духовных, витальных, медицинских,
социальных и философских знаний, соответствующих
физиологическим и нейропсихологическим
особенностям возраста; познание законов
психического развития человека, его взаимоотношений
с самим собой, природой, окружающим миром.
Таким образом, воспитание как педагогический
процесс направляется на
формирование ценностно-ориентированных
установок на здоровье,
здоровьесбережение и здравотворчество,
построенных как неотъемлемая часть жизненных
ценностей и мировоззрения. В этом процессе
у человека развивается эмоциональное
и вместе с тем осознанное отношение к
здоровью, основанное на положительных
интересах и потребностях.
- гносеологический,
связанный с приобретением необходимых
для процесса здоровьесбережения знаний
и умений, познанием себя, своих
потенциальных способностей и возможностей,
интересом к вопросам собственного здоровья,
к изучению литературы по данному вопросу,
различных методик по оздоровлению и укреплению
организма. Это происходит благодаря процессу
формирования знаний о закономерностях
становления, сохранения и развития здоровья
человека, овладению умениями сохранять
и совершенствовать личное здоровье, оценке
формирующих его факторов, усвоению знаний
о здоровом образе жизни и умений его построения.
Этот процесс направлен на формирование
системы научных и практических знаний,
умений и навыков поведения в повседневной
деятельности обеспечивающих ценностное
отношение к личному здоровью и
здоровью окружающих людей. Все это ориентирует
школьника на развитие знаний, которые
включают факты, сведения, выводы, обобщения
об основных направлениях взаимодействия
человека с самим собой, с другими людьми
и окружающим миром. Они побуждают человека
заботиться о своем здоровье, вести здоровый
образ жизни, заранее предусматривать
и предотвращать возможные отрицательные
последствия для собственного
организма и образа
жизни.
- здоровьесберегающий,
включающий систему ценностей и установок,
которые формируют систему гигиенических
навыков и умений, необходимых для
нормального функционирования
организма, а также систему упражнений,
направленных на совершенствование навыков
и умений по уходу за самим собой, одеждой,
местом проживания, окружающей средой.
Особая роль в этом компоненте отводится
соблюдению режима дня, режима питания,
чередования труда и отдыха, что способствует
предупреждению образования вредных привычек,
функциональных нарушений заболеваний,
включает в себя психогигиену и психопрофилактику
учебно-воспитательного процесса, использование
оздоровительных факторов окружающей
среды и ряд специфических способов оздоровления
ослабленных.
- эмоционально-волевой,
который включает в себя проявление психологических
механизмов — эмоциональных и волевых.
Необходимым условием сохранения здоровья
являются положительные эмоции; переживания,
благодаря которым у человека закрепляется
желание вести здоровый образ жизни. Воля
— психический процесс сознательного
управления деятельностью, проявляющийся
в преодолении трудностей и препятствий
на пути к поставленной цели. Личность
с помощью воли может осуществлять регуляцию
и саморегуляцию своего здоровья. Воля
является чрезвычайно важным компонентом,
особенно в начале оздоровительной деятельности,
когда здоровый образ жизни еще не стал
внутренней потребностью личности, а качественные
и количественные показатели здоровья
еще рельефно не выражаются. Он направлен
на формирование опыта взаимоотношений
личности и общества. В этом аспекте эмоционально-волевой
компонент формирует такие качества личности,
как организованность, дисциплинированность,
долг, честь, достоинство. Эти качества
обеспечивают функционирование личности
в обществе, сохраняют здоровье, как отдельного
человека, так и всего коллектива.
·
экологический, учитывающий то, что
человек как биологический вид существует
в природной среде, которая обеспечивает
человеческую личность определёнными
биологическими, экономическими и производственными
ресурсами. Кроме того, она обеспечивает
ее физическое здоровье и духовное развитие.
Осознание бытия человеческой личности
в единстве с биосферой раскрывает зависимость
физического и психического здоровья
от экологических условий. Рассмотрение
природной среды как предпосылки здоровья
личности позволяет нам внести в содержание
здравотворческого воспитания формирование
умений и навыков адаптации к экологическим
факторам. К сожалению, экологическая
среда образовательных учреждений не
всегда благоприятна для здоровья учащихся.
Общение с миром природы способствует
выработке гуманистических форм и правил
поведения в природной среде, микро- и
макросоциуме. В то же время природная
среда, окружающая школу, является мощным
оздоровительным фактором.
·
физкультурно-оздоровительный
компонент предполагает владение способами
деятельности, направленными на повышение
двигательной активности, предупреждение
гиподинамии. Кроме того, этот компонент
содержания воспитания обеспечивает закаливание
организма, высокие адаптивные возможности.
Физкультурно-оздоровительный компонент
направлен на освоение личностно-важных
жизненных качеств, повышающих общую работоспособность,
а также навыков личной и общественной
гигиены.
- формирующая:
осуществляется на основе биологических
и социальных закономерностей становления
личности. В основе формирования личности
лежат наследственные качества, предопределяющие
индивидуальные физические и психические
свойства. Дополняют формирующее воздействие
на личность социальные факторы, обстановка
в семье, классном коллективе, установки
на сбережение и умножение здоровья как
базы функционирования личности в обществе,
учебной деятельности, природной среде;
- информативно-коммуникативная:
обеспечивает трансляцию опыта ведения
здорового образа жизни, преемственность
традиций, ценностных ориентации, формирующих
бережное отношение к индивидуальному
здоровью, ценности каждой человеческой
жизни;
- диагностическая:
заключается в мониторинге развития учащихся
на основе прогностического контроля,
что позволяет соизмерить усилия и направленность
действий педагога в соответствии с природными
возможностями ребенка, обеспечивает
инструментально выверенный анализ предпосылок
и факторов перспективного развития педагогического
процесса, индивидуальное прохождение
образовательного маршрута каждым ребенком;
- адаптивная:
воспитание у учащихся направленности
на
здравотворчество, здоровый образ жизни,
оптимизировать состояние
собственного организма и повысить устойчивость
к различного рода
стрессогенным факторам природной и социальной
среды. Она обеспечивает
адаптацию школьников к социально-значимой
деятельности.
- рефлексивная:
заключается в переосмыслении предшествующего
личностного опыта, в сохранении и приумножении
здоровья, что позволяет соизмерить реально
достигнутые результаты с перспективами.
- интегративная:
объединяет народный опыт, различные научные
концепции и системы воспитания, направляя
их по пути сохранения здоровья
подрастающего поколения.
Не стоит
воспринимать ЗОТ как одну из альтернативных
педагогических технологий, например
как технология С. Френе, В. Зайцева,
М. Монтессори и т.д.
Понятие
«здоровьесберегающая технология»
относится к качественной характеристике
любой образовательной технологии,
показывающей, как решается задача
сохранения здоровья учителя и учеников.
Любые технологии должны удовлетворять
принципам здоровьесбережения, которые
сформулировал Н. К. Смирнов:
- «Не навреди!»
— все применяемые методы, приемы, используемые
средства должны быть обоснованными, проверенными
на практике, не наносящими вреда здоровью
ученика и учителя.
- Непрерывность
и преемственность
— работа ведется не от случая к случаю,
а каждый день и на каждом уроке.
- Субъект-субъектные
взаимоотношения
— учащийся является непосредственным
участником здоровьесберегающих мероприятий
и в содержательном, и в процессуальном
аспектах.
- Соответствие
содержания и организации обучения возрастным
особенностям учащихся
— объем учебной нагрузки, сложность материала
должны соответствовать возрасту учащихся.
- Комплексный,
междисциплинарный подход
— единство в действиях педагогов, психологов
и врачей
- Успех
порождает успех
— акцент делается только на хорошее;
в любом поступке, действии сначала выделяют
положительное, а только потом отмечают
недостатки.
- Активность
— активное включение, а любой процесс
снижает риск переутомления.
- Ответственность
за свое здоровье
— у каждого ребенка надо стараться сформировать
ответственность за свое здоровье, только
тогда он реализует свои знания, умения
и навыки по сохранности здоровья.
Все здоровьесберегающие
технологии, применяемые в учебно-воспитательном
процессе, можно разделить на три основные
группы:
- технологии,
обеспечивающие гигиенически оптимальные
условия образовательного процесса;
- технологии
оптимальной организации учебного процесса
и физической активности школьников;
- разнообразные
психолого-педагогические технологии,
используемые на уроках и во внеурочной
деятельности педагогами и воспитателями.