Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2012 в 20:38, курсовая работа
Реализация личностно – ориентированного подхода в педагогическом процессе предъявляет особые требования к специалистам ДОУ. Педагог и ребенок выступают как субъекты педагогической деятельности, в которой взрослый определяет содержание, задачи, способы их реализации, а ребенок творит себя и свою, природу, свой мир. Воспитатель дошкольного образовательного учреждения создает необходимые условия для такого взаимодействия.
Во время прогулки можно организовать экскурсии в природу весной и осенью и соответственно провести занятие по наблюдению за обрезкой деревьев и кустарников, объяснить детям ее оздоровительную и эстетическую цель и напомнить, что для изготовления игрушек из природного материала используют кору высохших или срубленных деревьев (сосен, берез), а также опавшие ветки и семена деревьев и кустарников. На глазах у детей педагог делает 1-2 простые игрушки (например, стрекозу, рыбку и т. п.), вызывая тем самым у детей интерес к изготовлению поделок из природного материала. На экскурсию можно взять коробочки для сбора различных листьев, крылаток, семян, в ходе ее организовать сбор веток, сучьев, которые будут необходимы для изготовления различных игрушек. Воспитатель рассказывает детям, как надо собирать природный материал, подчеркивая, что желуди, шишки, ягоды должны быть целыми, непомятыми. Предлагает сортировать материал по виду, размеру, цвету, помещая его в корзины или коробки большого размера.
Собранные сухие корни, ветки, шишки, сучки имеют причудливую форму. Педагог предлагает детям ответить на вопросы: "На что похоже? Что напоминает?", побуждает ребят сравнивать их, вспоминать знакомых сказочных героев, внимательно вглядываться в материал, фантазировать, продумывать заранее, что из него можно будет сделать, какую создать композицию (с участием человечков, зверей, птиц, рыб и т. п.), какие интересные сценки (например, трех поросят, лисицу, петуха, бременских музыкантов, волка и зайца и т. п.). Организованный таким образом сбор материала дает возможность детям активно воспринимать его форму, цвет, запахи.
Беседуя с детьми, воспитатель побуждает их к наблюдениям, развивает образное восприятие, фантазию: в семенах, шишках, корягах ребята видят забавных человечков, животных, птиц, насекомых. Так, например, рассматривая на прогулке крылатки клена, воспитатель спрашивает у детей, на что они похожи; дети вспоминают: такой формы крылышки у кузнечика, даже цвет зеленый. Здесь же, на прогулке, можно сделать кузнечика. Для головки использовать подсохшие опадающие вишенки, брюшко сделать из березовой сережки, которая изогнута так же, как настоящее брюшко. Каждый ребенок делает кузнечика по собственному замыслу. В процессе работы воспитатель помогает ребятам, поощряет тех, кто оказывает помощь сверстникам. После экскурсии желательно провести беседу. Так, например, на прогулке дети нашли муравейник; воспитатель объяснил, какую пользу приносят муравьи. Рассмотрели муравья, увидели, как он ловко и быстро передвигается по земле. А во время беседы можно уточнить, каких еще насекомых дети знают, какова у них форма тела, сколько ног, каков их образ жизни.
1.
Организовать с детьми
Учить детей наблюдать за сезонными явлениями в природе. Уточнить представления детей об этих явлениях. Учить детей наблюдать явления природы, анализировать, устанавливать причинные связи и зависимость. Учить делать выводы о некоторых закономерностях и взаимосвязях.
2.
Организовать с детьми
Учить детей определять состояние погоды по характерным признакам: дует ветерок, деревья качаются, значит, ветреная погода; светит солнце, на земле тени — значит, погода солнечная; на деревьях иней, снег нелипкий — морозная погода. Закрепить представления детей о сезонных явлениях, о сезонных изменениях в природе.
3.
Организовать с детьми
Организовать наблюдение за животными, их особенностями внешнего вида, повадками. Уточнить знания детей об образе жизни животных (домашних и диких), повадках, уходе за животными.
Организовать с детьми наблюдение за насекомыми.
Учить детей распознавать животных, птиц, насекомых по окраске, звукам, способу передвижения, поведению. Дать детям представления о жизни животных, птиц, насекомых в разное время года. Уточнить знания детей о животных, о том, почему их надо оберегать, как за ними ухаживать.
Привлечь детей к наблюдению за обитателями животного уголка.
4. Наблюдение за неживой природой (в лесу, поле, лугу, саду, на участке детского сада). Организовать с детьми наблюдение за растениями, деревьями. Учить детей сравнивать растения, деревья. Различать в них отличительные особенности. Дать детям представления о выращиваемых растениях, уходе.
Учить детей правильно вести себя в природе, поговорить с ними о бережном отношении к растениям, об охране природы, уходе за ними, о правильном поведении в природе (не ломать кусты, не рвать цветы, а ухаживать за ними). Дать детям представления о растениях, деревьях в разное время года.
Учить детей различать растения, деревья, кустарники по коре, листьям, цветам и плодам.
5. Привлечь детей к наблюдению за явлениями неживой природы. Учить детей отмечать, какие изменения произошли за прошедший период. Привлечь детей к уходу за растениями, деревьями. Воспитывать у детей любовь к окружающей природе, желание оберегать и сохранять ее.
6.
Дать детям представления о
переходе воды в твердое
«Наш детский сад». После выхода на прогулку дети в течение 15—20 минут играют. Потом воспитатель собирает их вместе и предлагает посмотреть на датский сад: «Саша, Таня, Оля, Сережа, посмотрите, вот стоит дом. Это ваш детский сад. Мы все в нем живем. Вот дверь. Мы вышли из нее гулять. После гуляния войдем в эту дверь и пойдем в группу. В нашем детском саду много дверей. Вот еще дверь. В нее вы входите, когда утром приходите в детский сад. А это окна. Смотрите, сколько окон. Вот окно, еще окно. А вот — окно нашей группы».
Занятие проводится неоднократно. При повторении следует задавать вопросы: «Где наш детский сад? Что это? (Дверь, окно.) В какую дверь мы будем входить после гуляния? Где окна нашей группы?» На последующих занятиях можно показать детям большой дом и маленький и предложить показать, где окна и двери у каждого из домов.
На прогулке необходимо дать ребёнку наиграться, предоставить возможности для самореализации. В каждом ребёнке живёт страсть к игре и её надо удовлетворить – это так же естественно, как потребность в пище, отдыхе и т.д.
Определим основы организации игровых занятий.
Коррекция эмоциональной сферы. У ребёнка появляется возможность выплеснуть свои эмоции, беспокойство, раздражение, обиду, просто плохое настроение, чтобы они не тяготили, не отвлекали детей от организованной деятельности в течение дня.
Коррекция социальных отношений. В условиях игровой деятельности ребёнок добровольно упражняется в усвоении нормативного поведения. Здесь всё происходит гораздо легче, чем в жизни. Возьмём для примера сюжетно-ролевую игру “Школа” – любой ребёнок может взять на себя роль “хорошего” ученика, или “шалуна”. При этом он смотрит на себя со стороны – как на исполнителя роли, как на человека, который знает, как следует себя вести на самом деле.
Развитие коммуникативной сферы. У ребёнка появляется возможность насытиться общением со сверстниками, с взрослыми, почувствовать себя равноправным партнёром и другом.
Обучение конкретным игровым навыкам. Наши дети свободны в выборе места для игры, сюжета, атрибутов. В то же время здесь найдут место и будут приняты любые творческие находки воспитателя.
1
игра: “Мышка и мишка”, направлена
на формирование глубокого
Ход игры: Ведущий показывает движения и произносит слова:
У Мишки дом огромный (выпрямиться, встать на носки, поднять руки вверх, потянуться, посмотреть на руки – вдох)
У мышки – очень маленький (присесть, обхватив руками колени, опустить голову- выдох с произнесением звука “ш,ш,ш”)
Мышка ходит в гости к Мишке. Он же к ней не попадет. (Надо ходить по залу),(повторить 4-6 раз).
2 Игра: “Кто самый громкий?” цель игры: Тренировка носового дыхания, смыкания губ, лечение болезней носа.
Ход игры: Ведущий показывает детям, как играть: выпрямить спину, губы сомкнуть, указательный палец левой руки поместить на боковую сторону носа, плотно прижимая левую ноздрю, глубоко вдохнуть правой ноздрей (рот закрыт) и произносить (выдыхать) “ммм”, одновременно похлопывая указательным пальцем правой руки по правой ноздре. В результате чего получается длинный скандированный выдох. Звук “ммм” надо направлять в нос, он должен быть звучным. Затем прижимается правая ноздря.
Игра повторяется несколько раз. После каждого раза тому, кто произнес и звук “ммм” правильно и громче всех, вручается “фант”. Затем объявляется победитель.
3 Игра: “Пчелка” цель игры: формирования правильного дыхания (глубины и ритма) укрепления мышц рук, пояса, верхних конечностей.
Ход игры: Ведущий предлагает поиграть в “пчелку”. Ребенку показывают, что надо сидеть прямо, скрестив руки на груди, опустив голову со слов ведущего “Пчела сказала - “жу, жу, жу” ребенок ритмично сжимает обеими руками грудную клетку и произносит “жжж”- на выдохе – и вместе с ведущим на вдохе разводит руки в стороны и, расправляя плечи, говорит: “Полечу и пожужжу, детям меда принесу”. Встает и, разведя руки в стороны, делает круг по комнате и снова садится на прежнее место. Игра повторяется 4-5 раз. Ведущему необходимо следить, чтобы вдох был через нос и дыхание было глубоким.
2.2 Примерное планирование развивающих занятий на прогулке
Подготовка к прогулке: создание интереса; игровые приемы; индивидуальные беседы; отбор игрового материала; мотивация деятельности детей на прогулке.
1) Одевание: последовательность, выход на прогулку.
2) Наблюдение на прогулке.
3) Подвижные игры(большой, малой и средней подвижности; игры не выбор детей).
4) Труд на участке: мотивация деятельности детей; определение объема работы; распределение обязанностей; подготовка оборудования,; выполнение трудовых операций; уборка оборудования; оценка деятельности.
5) Индивидуальная работа по развитию движений; физических качеств.
6) Самостоятельная игровая деятельность: создание условий для развития сюжетно – ролевых игр; игры с природным материалом; другие виды деятельности; индивидуальная работа по изо – деятельности, развитию речи, театрализация в теплое время года; лепка снеговиков.
7) Возвращение с прогулки: игры; самоконтроль; контроль и оценка их деятельности; последовательность раздевания ; свободная деятельность детей.
Примерный конспект прогулки
Цели:
1) совершенствовать основные движения детей: ходьба обычная, бег в прямом и разных направлениях;
2) продолжать развивать мелкую моторику рук, совершенствовать тактильную чувствительность (игра с пальчиками, салфетками, камешками);
3) продолжать знакомить с качествами предметов: легкий, тяжелый;
4) продолжать знакомить со свойствами песка: сухой, мокрый.
Информация о работе Занятия на прогулках с детьми младшего дошкольного возраста