Занятия на прогулках с детьми младшего дошкольного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2012 в 20:38, курсовая работа

Описание работы

Реализация личностно – ориентированного подхода в педагогическом процессе предъявляет особые требования к специалистам ДОУ. Педагог и ребенок выступают как субъекты педагогической деятельности, в которой взрослый определяет содержание, задачи, способы их реализации, а ребенок творит себя и свою, природу, свой мир. Воспитатель дошкольного образовательного учреждения создает необходимые условия для такого взаимодействия.

Работа содержит 1 файл

Занятия на прогулках с детьми младшего дошкольного возраста.doc

— 189.50 Кб (Скачать)

Занятия на прогулках с детьми младшего дошкольного  возраста

Содержание  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

    Воспитатель – главное действующее лицо педагогического  процесса в дошкольном образовательном  учреждении (ДОУ). Профессиональные и  личностные требования к нему в современных условиях очень высоки. Воспитатель детского сада организует и проводит работу по физическому, умственному, нравственному, трудовому и эстетическому развитию подрастающего поколения в соответствии с возрастными особенностями дошкольников.

    По  своей структуре суточный режим  для младших дошкольников строится на принципах: учет возрастных особенностей детей, ритмичность проведения режимных моментов, одноразовый дневной сон, 4-разовое кормление, игры, занятия, прогулка. В режим детского сада входят различные виды деятельности детей: бытовая, игровая, учебная и трудовая. В младших группах больше времени отводится на выполнение процессов кормления, сна, гигиенического ухода, а в группах старшего возраста увеличивается время на другие виды деятельности — игру, труд, занятия.

    Много времени отводится  игре — до и после завтрака, в перерывах между занятиями, после дневного сна, во время дневной и вечерней прогулки. В настоящее время одной из наиболее важных и глобальных проблем является состояние здоровья детей. Вырастить здорового ребенка – вот самое главное, что необходимо сделать сотрудникам детских садов. Полноценное физическое развитие и здоровье ребенка – это основа формирования личности.

    Реализация  личностно – ориентированного подхода в педагогическом процессе предъявляет особые требования к специалистам ДОУ. Педагог и ребенок выступают как субъекты педагогической деятельности, в которой взрослый определяет содержание, задачи, способы их реализации, а ребенок творит себя и свою, природу, свой мир.  Воспитатель дошкольного образовательного учреждения создает необходимые условия для такого взаимодействия. 

    Одним из наиболее важных профессиональных умений является организация и планирование режимных процессов, в частности прогулки.

    Вот почему вопросы организации прогулки в детском саду, реализации ее воспитательного и образовательного потенциала актуализируются в данной работе.

    Цель данной работы: рассмотреть возможности организации развивающих занятий с детьми младшего школьного возраста на прогулке.

    Объект  исследования: процесс организации  и проведения прогулки как обязательного  режимного момента в детском  саду.

    Предмет исследования: особенности организации  занятий во время прогулки с младшими дошкольниками.

    Задачи:

- изучить научную психолого-педагогическую и методическую литературу по теме исследования;

- рассмотреть  особенности прогулки как режимного  момента в детском саду и  его образовательные возможности;

- привести  примеры планирования занятий  во время прогулки познавательного и развивающего характера. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    1. Теоретические основы организации занятий на прогулке с детьми младшего школьного возраста

    1.1 Психолого-педагогическая  характеристика детей  младшего 

    дошкольного возраста

    Дошкольный  возраст - это период овладения социальным пространством человеческих отношений через общение с близкими взрослыми, а также через игровые и реальные отношения со сверстниками.

    Рамки семьи стремительно раздвигаются до пределов улицы, города, страны. Ребенок  открывает для себя мир человеческих отношений, разных видов деятельности и общественных функций людей.

    Он  испытывает сильное желание включиться в эту взрослую жизнь, активно в ней участвовать, что ему еще не доступно. Стремится к самостоятельности.

    Из  этого противоречия рождается ролевая  игра – самостоятельная деятельность детей, моделирующая жизнь взрослых.

    Изменяется  место ребенка в системе отношений (уже не является центром всей семьи), развивается способность к идентификации с людьми. Ребенок начинает осознавать, что он имеет индивидуальное имя, приобретает интерес к телесной конструкции человека.

    Игра оказывает значительное влияние на развитие ребенка. В игре дети учатся полному общению друг с другом.

    В процессе сюжетно-ролевой игры дети берут на себя роли взрослых людей  и в обобщенной форме, в игровых условиях воспроизводят деятельность взрослых и отношения между ними.

    Жизнь в игре происходит в форме представлений, но она эмоционально насыщена и становится для ребенка его действительной жизнью.

    Игра  способствует становлению не только общению со сверстниками, но и произвольного поведения ребенка. Механизм управления своим поведением складывается именно в игре, а затем проявляется в других видах деятельности.

    В игре развивается мотивационно-потребностная  сфера ребёнка. Возникают новые мотивы деятельности и связанные с ними цели.

    Происходят  качественные изменения в психике  ребёнка - центральное новообразование: новая внутренняя позиция, соподчинение мотивов, самооценка и осознание своего места в системе общественных отношений.

    Рассмотрим  лсобенности развития познавательной сферы.

    Мышление в дошкольном возрасте характеризует переход от наглядно-действенного к наглядно- образному и в конце периода к словесному мышлению.

    Дошкольник  образно мыслит, он еще не приобрел взрослой логики рассуждения. Поэтому ребенок легко фантазирует, на занятиях легко “превращается” в гномика, игрушку, сказочного героя.

    Складываются  предпосылки таких качеств ума, как самостоятельность, гибкость, пытливость.

    Возникают попытки объяснить явления и  процессы. Детские вопросы выступают показателем любознательности.

    На  умственное развитие ребенка дошкольного  возраста постоянное влияние оказывают  игровая ситуация и действия. Опыт игровых и реальных взаимоотношений  ребенка в сюжетно- ролевой игре ложится в основу особого свойства мышления, позволяющего стать на точку зрения других людей, предвосхитить их будущее поведение и в зависимости от этого строить своё собственное поведение.

    Развитие  речи, её становление влияет на восприятие, внимание ребенка.

    Постепенно язык становится средством общения и мышления ребенка, а также предметом сознательного изучения, поскольку при подготовке к школе начинается обучение чтению и письму. Язык для ребенка становится действительно родным.

    Развивается звуковая сторона речи. Младшие дошкольники  начинают осознавать особенности своего произношения. К концу дошкольного возраста завершается процесс фонематического развития. Если к этому периоду остались проблемы с речью, то обязательно в школе будут проблемы с русским языком.

    Интенсивно  растет словарный запас ребенка. Телевизор мешает его развитию.

    Развивается грамматический строй речи. Детьми усваиваются тонкие закономерность: строение слова, построение фразы.

    Ребенок усваивает грамматические формы  языка и приобретает большой  активный словарь, что позволяет ему в конце дошкольного возраста перейти к контекстной речи. Он может пересказать прочитанный рассказ или сказку, описать картинку, передать свои впечатления об увиденном.

    Особенности развития речи в дошкольном возрасте:

    речь  отрывается от конкретной ситуации, теряет ситуативность, превращаясь в универсальное средство общения;

    появляются  связные формы речи, возрастает её выразительность;

    ребенок постигает законы языка в процессе действий со словом;

    ребенок учится излагать свои мысли связно, логично, рассуждения превращаются в способ решения интеллектуальных задач, а речь становится орудием мышления и средством познания;

    речь  превращается в особую деятельность, имеющую свои формы: слушание, беседу, рассуждения, рассказы.

    Восприятие  становится осмысленным, целенаправленным, анализирующим.

    В нем выделяются произвольные действия – наблюдение, рассматривание, поиск. Значительное влияние на развитие восприятия оказывает в это время речь - ребенок начинает активно использовать названия качеств и признаков, состояния различных объектов и отношений между ними.

    В дошкольном возрасте для восприятия характерно следующее:

    восприятие  превращается в особую познавательную деятельность;

    зрительное  восприятие становится одним из ведущих;

    воспринимая предметы и действия с ними, ребенок более точно оценивает цвет, форму, величину (освоение сенсорных эталонов), поэтому мы в младшей группе на занятиях “путешествуем” в красную, зеленую, синюю страну, соотносим предметы с силуэтами;

    совершенствуется  умение определять направление в пространстве, взаимное расположение предметов, последовательность умений, поэтому необходимо учить ребенка ориентироваться во времени суток, во временах года, предмет “над”, “за”, “под”.

    Внимание. В дошкольном возрасте существует универсальное средство внимания – речь. Ребенок организует свое внимание на предстоящей деятельности, формулируя словесно.

    В этом возрасте:

    значительно возрастает концентрация, объем и  устойчивость внимания;

    складываются  элементы произвольности в управлении вниманием на основе развития речи, познавательных интересов (игры на внимание с проговариванием);

    внимание  становится опосредованным;

    внимание  связано с интересами ребенка  к деятельности;

    появляются  элементы послепроизвольного внимания.

    Память. Дошкольное детство – возраст, наиболее благоприятный для развития памяти. Как считал Л.С. Выготский, память становится доминирующей функцией и проходит большой путь в процессе своего становления. Ребенок запоминает с легкостью самый разнообразный материал.

    У младших дошкольников память непроизвольная. Ребенок не ставит перед собой цели что-то запомнить или вспомнить и не владеет специальными способами запоминания. Ребенок быстро запоминает стихотворения, сказки, рассказы, диалоги из фильмов, когда он сопереживает их героям, что расширяет сферу познавательной деятельности ребенка. Он постепенно учится повторять, осмысливать, связывать материал в целях запоминания, использовать связи при припоминании.

    Память, все больше объединяясь с речью  и мышлением, приобретает интеллектуальный характер, формируются элементы словесно-логической памяти.

    Память  дошкольника, несмотря на ее видимое  внешнее несовершенство, в действительности становится ведущей функцией.

    Воображение формируется в игровой, гражданской и конструктивной формах деятельности.

    Воображение становится особой деятельностью, превращаясь в фантазирование. Ребенок осваивает приемы и средства создания образов.

    Воображение переходит во внутренний план, отпадает необходимость в наглядной опоре  для создания образов.

    К концу дошкольного периода воображение ребенка становится управляемым.

    Эмоциональная сфера - это один из важнейших компонентов в развитии личности ребенка.

Информация о работе Занятия на прогулках с детьми младшего дошкольного возраста