Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 18:44, контрольная работа
Современная дошкольная педагогика также придает большое значение занятиям: несомненно, они оказывают положительное воздействие на детей, способствуют их интенсивному интеллектуальному и личностному развитию, планомерно готовят их к обучению в школе. В настоящее время продолжается совершенствование занятий в различных аспектах: расширяется и усложняется содержание обучения, осуществляется поиск форм интеграции разных видов деятельности, способов привнесения игры в процесс обучения, поиск новых (нетрадиционных) форм организации детей. Все чаще можно наблюдать переход от фронтальных занятий со всей группой детей к занятиям с подгруппами, малыми группами.
1. Значение природоведческих занятий в системе воспитательно-образовательной работы с дошкольниками с.3
2. Классификация типов и видов занятий с.7
3. Анализ плана воспитательно-образовательной работы с детьми младшего дошкольного возраста с.12
Литература с.21
Приложение
Неоценимую пользу картины, слайды, видеофильмы могут оказать в ознакомлении детей с экосистемами, недоступными для непосредственного их восприятия, - морем, пустыней, Арктикой. Наглядность в сочетании с эмоциональными пояснениями воспитателя расширяют кругозор детей, формируют новые образы о природе.
На занятиях первично-ознакомительного типа с детьми можно рассматривать живые объекты природы, но только в том случае, если они оказались в детском саду случайно, поселились ненадолго. Например, кто-то из родителей весной принес ежа, педагог решил отнести его в лес (откуда, видимо, он и был взят), но сначала показать его детям. В этом случае все группы проводят занятия, на которых наблюдают за ежом, кормят, делают несложные опыты, чтобы показать, как он передвигается, как сворачивается, как шипит и подпрыгивает, демонстрируют его маскировочную окраску и пр. А потом старшие дошкольники проводят акцию, делают доброе дело, - относят ежа в лес. Если же еж долго живет в детском саду, то для знакомства с ним планируются циклы наблюдений, которые помогут детям постепенно накопить знания.
В
середине занятия воспитатель планирует
физкультминутку или смену
Занятия углубленно-познавательного типа. Содержание занятий, которые можно назвать углубленно-познавательными, направлено на выявление и показ детям связи между растениями, животными и внешней средой, в которой они нуждаются. Тематика таких занятий определяется рядом конкретных зависимостей, которые, как показали исследования и практика детских садов, доступны пониманию и усвоению старшими дошкольниками. Это занятия, посвященные ознакомлению детей с зависимостями жизни и роста растений от факторов внешней среды, например ростом овощных культур, садовых растений, их сезонными изменениями и пр. Это занятия по ознакомлению детей с приспособленностью животных к среде обитания, например с маскировочной окраской животных, со способами их передвижения, защиты от врагов.
Углубленно-познавательное занятие - завершающее звено той или другой локальной системы работы с детьми. В старшей группе - беседа об осени в конце ноября после трехнедельных (по одной неделе в каждый осенний месяц) систематических наблюдений и ведения календаря или беседа о зимующих птицах в марте, в конце зимней подкормки птиц после регулярных наблюдений за ними.
Очень
результативны разнообразные
Занятия углубленно-познавательного типа активно способствуют умственному воспитанию дошкольников. Дети обучаются умению устанавливать причинно-следственные связи, логично рассуждать, делать выводы. Все это обеспечивает интенсивное развитие мышления дошкольника. [3; с. 196-198]
Занятия обобщающего типа. На занятии обобщающего типа воспитатель ставит цель выделить ряд значимых признаков (существенных и характерных) для группы знакомых объектов и на их основе формирует обобщенное представление.
Что же может быть содержанием обобщенных представлений, формируемых в дошкольном возрасте? Практика обучения показывает, что обобщения должны строится на конкретных различных знаниях, систематически приобретаемых детьми на протяжении всего дошкольного возраста, а также получаемых в процессе многократных наблюдений за объектами в природе. Анализ программ воспитания в детском саду и методических пособий по ознакомлению с природой позволяет сделать вывод, что к ним относятся знания о многообразии растительного и животного мира, закономерных особенностях роста и развития растений, сезонных явлениях в природе.
В старшем дошкольном возрасте все конкретные занятия могут быть суммированы, обобщены. Появляется возможность показать дошкольникам единство форм в живой природе. Содержанием обобщенных представлений могут быть закономерно меняющиеся явления: рост и развитие растений, сезонные изменения в природе. На протяжении ряда лет дети наблюдают, как растут комнатные растения, овощи на огороде, цветы на клумбе. Накапливается большое количество ярких, разнообразных представлений. На их основе можно сформировать обобщенное представление о том, что растение развивается из семени, оно растет, цветет, образует новые семена. Для его роста нужны определенные условия: свет, тепло, влага, хорошая почва.
Аналогичным способом формируются обобщенные представления о временах года (сезонах). Например, у детей подготовительной группы можно сформировать представление об осени на основе трех групп признаков: изменений в неживой природе (день укорачивается, становится холоднее, чаще идут дожди, дуют холодные ветры); изменений в растительном мире (листва на деревьях меняет окраску и опадает, травы желтеют и вянут); изменений в живом мире (насекомые исчезают, перелетные птицы улетают на юг, звери готовятся к зиме). На протяжении ряда лет дети накапливали конкретные знания о том, что происходит с природой осенью. В старшем дошкольном возрасте важно осознание того, что преобразования происходят постепенно. Именно поэтому обобщенное представление об осени у дошкольников формировалось не только на основе ее характерных признаков, но и на их изменчивости.
Формирование обобщенных представлений происходит при пользовании словесного метода работы с детьми. Беседа с ними осуществляется в строго определенной последовательности вопросов, ответов, выводов - это алгоритм формирования обобщенного знания.
Обобщающие занятия позволяют интенсивно развивать интеллект детей - умения сравнивать, сопоставлять, анализировать, делать выводы. [3; с. 206-210]
Занятия комплексного типа. Комплексные занятия в рамках одной темы решают разные задачи развития детей и строятся на разных видах деятельности. Эти занятия можно проводить во всех возрастных группах, но особенно они полезны со старшими дошкольниками.
Комплексные занятия широко используются практикой дошкольного воспитания в разных сферах обучения детей. В области экологического воспитания комплексные занятия могут быть использованы в разных возрастных группах. Например, в конце осени с детьми старшей группы обычно проводится игровое занятие, на котором формируется представление об осеннем сезоне. Комплексное занятие на эту тему может состоять из нескольких частей и включать разную деятельность.
Первая часть занятия решает познавательные задачи и развивает интеллектуальные способности дошкольников. Воспитатель уточняет и обобщает представления детей об осени, выделяя характерные ее особенности. Важную роль в этом процессе играет календарь природы, который дети вместе с воспитателем вели ежемесячно по одной неделе.
Вторая часть занятия предполагает иные программные задачи и другой вид деятельности для дошкольников. К занятию организуется специальная небольшая выставка на тему осени: несколько репродукций знаменитых художников, художественная фотография, на которой могут быть изображены картины природы, дары осени, 1-2 современных пейзажа, натюрморта в живописи и графике. Осмотр выставки, переживание красоты - это другой вид деятельности, который несет в себе решение эстетических задач.
Третья часть занятия - это художественное творчество детей, ручная деятельность, в которой они сами становятся художниками и выполняют работу по своему усмотрению и желанию. Это может быть и рисование пейзажа, букета осенних цветов в вазе, и аппликация грибов в траве или корзине или фруктов на блюде. Это могут быть поделки из природного материала. Педагогические задачи опять иные - развитие творческих способностей детей, их художественно-ручных умений.
Такое комплексное занятие, если оно правильно организовано, по времени может выходить за рамки обычного занятия - смена деятельности не вызовет усталости и скуки. Тем более что по своему усмотрению воспитатель может в подходящий момент использовать музыку в записи, сделать веселую физкультминутку.
Комплексные занятия могут быть организованы на самые разные темы. Например, занятие об овощах может включать беседу по картине "Уборка овощей на огороде", разыгрывание стихотворения Ю. Тувима в переводе С. Михалкова "Овощи", рисование или аппликацию плодов; занятие "Мы здоровыми растем, мы здоровье бережем" - это и разговор Айболита с детьми о здоровье, о том, как его сохранить, как поддерживать благоприятную окружающую среду, и физические упражнения или закаливающая процедура, и коллективное приготовление зеленой добавки к обеду из выращенного лука, чеснока, петрушки.
Комплексные занятия - это творческое дело воспитателя, их можно организовать по-разному, интересно. Они эффективно и всесторонне развивают личность ребенка, а сочетание различных видов деятельности способствует более легкому и быстрому формированию отношения к содержанию занятия. [3; с. 211-212]
3.
Анализ плана
воспитательно-образовательной
работы с детьми
младшего дошкольного
возраста
Тема занятий цель наблюдений | ||
СЕНТЯБРЬ 1. Овощи, фрукты
2. Цветы на клумбе
3.Травушка- муравушка
4. Солнышко лучистое |
Учить называть и различать по вкусу, цвету, форме и величине 2-3 вида овощей и фруктов. Познакомить детей
с травами: травка-муравка, подорожник.
Формировать понятие о том, что для жизни на земле нужно солнце. |
-Беседа -Рассматривание
овощей, фруктов |
ОКТЯБРЬ 1.В гости к
деревьям 2.Комнатные цветы
в уголке природы 3. Дождик, лей, лей, лей! |
Познакомить детей с деревьями (клён, берёза, ель), где они растут, зачем нужны; находить и называть ствол, ветки, листья, корень. Расширить представления детей о комнатных цветах (фикус); упражнять в умении описывать растение, сравнивать со знакомым (геранью). Познакомить с разными способами ухода за комнатными растениями. Воспитывать бережное отношение к растениям, деревьям. Показать, что осенний дождь может быть разным, выявить простейшие связи между явлениями природы. |
-Экскурсия по экологической тропинке -Наблюдения
за деревьями |
НОЯБРЬ 1.Золотая осень
2.Кто живёт
в лесу 3. Ветер, ветер, ветерок: |
Расширить знания детей о приспособленности растений к изменениям окружающей природы; учить определять и называть состояние погоды. Дать первоначальное
представление о диких животных
(заяц, медведь, лиса, волк); учить выделять
и называть отличительные особенности
внешнего вида. Поощрять желание больше
узнать о них. Показать природное явление - ветер, учить определять ветреную погоду. |
-Загадывание загадок -Рассматривание картины " Золотая осень" -Беседа -Рисование " Листопад" -Рассматривание
картин с изображением диких
животных -Чтение стих-я
А. С. Пушкина "Ветер, ветер" |
ДЕКАБРЬ 1.Котенька-коток и его друзья 2..Зимний лес
полон чудес 3.Водичка, водичка:
ЯНВАРЬ Курочка-Ряба и
её соседи 2.Пернатые друзья
3. Воздух вокруг нас |
Дать первоначальное представления о домашних животных (корова, коза, лошадь); их внешнем виде, повадках, чем питаются; прививать добрые чувства к домашним животным. Воспитывать заботливое отношение к братьям нашим меньшим.
Уточнять и
расширять представления о .Дать элементарные
представления о свойствах воды. Подвести
детей к выводу о необходимости воды для
всего живого. . Познакомить с процессом
превращения воды в лёд, льда и снега -
в воду. Дать представление
о домашних птицах: курице, утке, гусе
(как они выглядят, как "разговаривают",
чем питаются, какую пользу приносят, чем
отличаются птицы от своих детёнышей-птенцов).
Воспитывать заботливое отношение к домашним
птицам. Познакомить детей
с зимующими птицами (воробей, ворона,
синичка, голубь). Расширять знания детей
о жизни птиц зимой, об их повадках, питании.
Воспитывать сочувствие, сопереживание
детей по отношению к "братьям нашим
меньшим" Познакомить детей с понятием "воздух", его свойствами (прозрачный, лёгкий, без запаха), ролью в жизни человека. Показать детям, что воздух нельзя увидеть. |
-Потешки "Котик, коток", " Ты собачка, не лай" -Лепка "Прянички" ( по р. н. п. "Кисонька- мурысенька") -Настольный театр " Волк и 7 козлят" -Рассматривание картины с изображением домашних животных -Сказка " Бычок - смоляной бочок" -Дидактические игры: "Чьи детки?", "Что даёт корова", "Кто живёт на бабушкином дворе" - Путешествие
в Зимний сказочный лес Потешка "Водичка,
водичка." -Беседа "Для
чего нужна вода?" -Загадки о
животных -Подвижная игра
"Воробышки и кот" -Опыт "Что
в пакете?" |
ФЕВРАЛЬ Где живёт золотая
рыбка 2.Волшебница- зима
3.Снеговичок 4. Посадка лука |
Познакомить детей с некоторыми названиями рыб. Учить узнавать и называть вуалехвоста, отличать от золотой рыбки. Развивать умение видеть характерные признаки и проводить по ним сравнение. Воспитывать желание ухаживать за рыбками. Расширять знания
детей о зимних явлениях природы. Показать
детям связь между живой и неживой природой.
Воспитывать интерес ко всему живому. Дать представление
о свойствах снега. Подвести детей
к пониманию того, что снег тает
от воздействия любого источника тепла.
Дать представление о луковице (жёлтая, круглая, гладкая, есть верхушка, корешок); Формировать навык посадки луковицы. Привлекать к наблюдению за ростом зелёных пёрышков. Вызвать интерес и желание ухаживать за ним. |
-Беседа о рыбах -Наблюдения за рыбками -Рассматривание иллюстраций с рыбками -Игра "Хорошо- плохо" -Рисование "Рыбки в аквариуме" -Чтение И. Токмаковой "Где спит рыбка" -Чтение произведения
Л. Воронкова "Снег идёт" -Опыт со снегом -Загадки о
луке |
МАРТ 1.Весна пришла Я- человек "Береги живое"
Какой песок, какая
глина АПРЕЛЬ Экологическая
тропинка Насекомые -маленькие
помощники Посев семян
гороха, лука в огороде МАЙ 2.Нужные вещи
из ненужных вещей 3.Игрушки и предметы из бумаги и древесины |
Познакомить детей с характерными особенностями весенней погоды. Формировать элементарные представления о простейших связях в природе. Воспитывать радостное, заботливое отношение детей к пробуждающейся природе. Познакомить с
телом человека, его строением. Дать
представление об органах чувств, их охрана
и назначение. Развивать сенсорную чувствительность
разных органов чувств. Рассказать детям
о том, как люди помогают природе,
вспомнить как они ей помогали. Воспитывать
желание помогать слабым, беззащитным,
бережно относится к природе. Познакомить со
свойством и качеством песка,
глины ; создать условия для их
выявления; учить делать логические выводы;
на собственном опыте убеждать детей в
изменениях свойств песка. Показать детям
водопроницаемость песка и глины. Расширить знания
детей о растениях. Показать изменения,
происходящие с деревьями в весенний период.
Воспитывать бережное отношение к природе.
Подвести к
пониманию того, что все насекомые живые:
они дышат, двигаются, питаются. Показать
отличительные особенности насекомых.
Формировать желание наблюдать за ними.
Воспитывать доброе отношение к миру природы.
Учить на деле и
в доступной форме помогать природе,
учить определять и называть состояние
погоды. Развивать любознательность. Воспитывать
любовь к природе. Дать детям
понятие, что для изготовления различных
вещей и предметов необходимо сырье. Учить
детей логически мыслить, делать правильные
экологические выводы. Воспитывать интерес
и желание узнать , из какого бросового
материала можно сделать те или иные предметы. Познакомить со свойством и качеством бумаги, древесины |
-Чтение стих-я М. Клоковой "Зима прошла" -А. Плещеев "Весна" -А, Майков "Ласточка примчалась" -Л. Толстой "Птица свила гнездо" -Чтение произведений о животных -Аппликация "Весенняя сказка" (по стих-ю В. Берестова ДВ, 1993, N1 стр. 106) -Рисование "Сосульки длинные и короткие" -Дидактическая игра: "Мир вокруг нас", "Времена года" -Рассматривание
книги "Моё тело", беседа -Дидактическая
игра "Хорошо- плохо" -Опыт с песком
и глиной Целевая прогулка
по объектам экологической тропинки -Чтение потешки
"Божья коровка", разучивание -Рассматривание семян гороха, маленьких луковичек -Загадки -Чтение притчи
Л. Толстого -Рассматривание
игрушек, предметов -Опыт с бумагой |
Проанализировав план воспитательно-образовательной работы с детьми мы пришли к следующим выводам:
-
в своей работе педагог
-
на занятиях педагог
-
среди основных методов,
-
знания, полученные на
Литература:
Приложение
Рассматривание
клумбы
Цель. Учить детей различать и называть 2 цветущих растения по цвету цветка, по высоте; учить обследовательским действиям (показать рукой, какое растение выше, ниже, понюхать); активизировать словарь за счет слов, обозначающих признаки растений; воспитывать бережное отношение к растениям, желание рассматривать их.
Организация занятия. Для рассматривания выбрать клумбу, на которой растут 2—3 вида декоративных растений. Расположить детей вдоль краев клумбы.
Информация о работе Занятия как форма организации природоведческих занятий в детском саду