Занятия как форма организации природоведческих занятий в детском саду

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 18:44, контрольная работа

Описание работы

Современная дошкольная педагогика также придает большое значение занятиям: несомненно, они оказывают положительное воздействие на детей, способствуют их интенсивному интеллектуальному и личностному развитию, планомерно готовят их к обучению в школе. В настоящее время продолжается совершенствование занятий в различных аспектах: расширяется и усложняется содержание обучения, осуществляется поиск форм интеграции разных видов деятельности, способов привнесения игры в процесс обучения, поиск новых (нетрадиционных) форм организации детей. Все чаще можно наблюдать переход от фронтальных занятий со всей группой детей к занятиям с подгруппами, малыми группами.

Содержание

1. Значение природоведческих занятий в системе воспитательно-образовательной работы с дошкольниками с.3
2. Классификация типов и видов занятий с.7
3. Анализ плана воспитательно-образовательной работы с детьми младшего дошкольного возраста с.12
Литература с.21
Приложение

Работа содержит 1 файл

Тема2.doc

— 126.50 Кб (Скачать)

Тема: «Занятия как форма  организации природоведческих занятий в детском  саду» 

Содержание: 

    1. Значение  природоведческих занятий в системе  воспитательно-образовательной работы  с дошкольниками    с.3 

    2. Классификация  типов и видов занятий     с.7 

    3. Анализ плана  воспитательно-образовательной работы с детьми  младшего дошкольного возраста      с.12 

    Литература          с.21 

    Приложение          

 

1. Значение природоведческих  занятий в системе  воспитательно-образовательной  работы с дошкольниками 

    Систематическое обучение на занятиях - важное средство образовательной работы с детьми дошкольного возраста.

    На  протяжении ряда десятилетий ХХ в. все  ведущие исследователи и практики дошкольного воспитания вслед за А.П.Усовой уделяли большое внимание занятиям как ведущей форме фронтального обучения детей.

    Современная дошкольная педагогика также придает  большое значение занятиям: несомненно, они оказывают положительное воздействие на детей, способствуют их интенсивному интеллектуальному и личностному развитию, планомерно готовят их к обучению в школе. В настоящее время продолжается совершенствование занятий в различных аспектах: расширяется и усложняется содержание обучения, осуществляется поиск форм интеграции разных видов деятельности, способов привнесения игры в процесс обучения, поиск новых (нетрадиционных) форм организации детей. Все чаще можно наблюдать переход от фронтальных занятий со всей группой детей к занятиям с подгруппами, малыми группами. Данная тенденция обеспечивает качество обучения: индивидуальный подход к детям, учет особенностей их продвижения в усвоении знаний и практических навыков.

    Просматривается еще одна важная тенденция - построение систем занятий в каждой области, с которой знакомят дошкольников. Цепочка постепенно усложняющихся занятий, органически связанных с мероприятиями повседневной жизни, - это оптимальный путь, обеспечивающий необходимое интеллектуальное и личностное развитие дошкольников. [3; с. 192-193]

    Занятия - это основная форма  организации детей при ознакомлении с природой. Проводятся занятия в определенные часы по заранее разработанному плану, согласованному с программой. На них воспитатель не только сообщает детям новые сведения, но и уточняет и закрепляет уже имеющиеся у них знания. Занятия строят так, чтобы в процессе ознакомления с природой осуществлялось развитие познавательных способностей (наблюдательность, мышление)  и речи детей, обогащение их словаря, воспитание интереса и любви к природе. Главное в занятии — это  усвоение  всеми детьми  программного материала. Для этого используются разнообразные методы: наблюдение натуральных объектов, труда взрослых, дидактические игры, работа с картинами, чтение художественных произведений, рассказы, беседы и др.

    Занятия тесно связаны с другими формами  работы. Так, например, полученные на занятиях знания и умения дети применяют в повседневной деятельности (в играх и труде), а накопленные представления во время прогулок, работы и наблюдения на участке уточняются, систематизируются на замятиях.

    Готовясь  к занятиям,  воспитатель  по  программе  намечает объект, с которым будет знакомить детей, после чего определяет, какие методы и приемы целесообразно применить, какие наглядные пособия использовать. Из наглядных   пособий на занятиях  применяют  натуральные  объекты   (животные,  растения и их части — ветки, цветы, плоды)  и   иллюстративно-наглядные (картины, диафильмы, кинофильмы, игрушки и др.). Занятия в группах раннего возраста проводят индивидуально или с 4—6 детьми. В первой младшей можно проводить Занятия с половиной группы, во всех остальных — со всей группой. Для наблюдения натуральных объектов либо рассматривания больших картин детей можно разделить на две подгруппы, рассадить полукругом или в два ряда. Мелкие объекты   или картинки и игрушки целесообразнее положить на столики, за которыми сидят дети.[1; с. 43-44]

    Организуя природоведческие занятия, воспитатель  решает следующие задачи:

    1) последовательно, в определенной  системе формирует у детей  знания о природе, трудовые навыки, разнообразные умения;

    2) использует природоведческой содержание занятий для усвоения детьми речевых умений (усвоение словаря, грамматически правильной и чистой речи и т.д.);

    3) формирует отношение к природе.

    В младших группах занятия проводятся после наблюдений на прогулках и  в уголке природы с целью закрепления, уточнения полученных ранее представлений. Занятия могут быть связаны с внесением нового объекта (рыбка, птичка, кролик и т.д.). Иногда они используются для формирования у детей трудовых навыков (посадка гороха, лука), для первоначального обобщения ранее полученных знаний.

    Разрабатывая  методику проведения занятий, воспитатель в младших группах отдает предпочтение наглядным методам (наблюдение, рассматривание наглядно-иллюстративного материала), а также практическим (труд, игра). Сложные методы (рассказ воспитателя, чтение художественной литературы) применяются как дополнительные.

    Разрабатывая  конкретное занятие в средней  группе, педагог должен обратиться к проблеме детского сада и определить тот объем знаний, навыков, умений познавательной и практической деятельности, который должен быть усвоен детьми. Важной задачей занятий является воспитания у дошкольников отношения к тем живым объектам, явлениям природы, с которыми они знакомятся.

    В средней группе значительное место  занимают занятия, направленные на первичное ознакомление с растениями, животными явлениями неживой природы. Наиболее целесообразно использовать для этого занятия, проводимые методом наблюдения. Организуя такие занятия с детьми 4 года жизни, воспитателю необходимо учитывать особенности этого возраста. Продумывая наблюдения, важно точно определить, какие задачи оно решает, установить последовательность и приемы руководства деятельностью детей на занятии. Для среднего дошкольного возраста наиболее эффектными приемами наблюдения являются организация исследовательских действий с объектами наблюдения, направленных на выявление сенсорных признаков, использование поисковых действий.

    Наблюдение  за тем или иным объектом будет  успешным, если воспитатель сделает его интересным и значимым для ребят. Поэтому в начале занятия перед детьми должна быть поставлена задача наблюдения, цель в той форме, которая заставит детей внимательно рассмотреть объект, выявить его особенности, свойства. Результативность наблюдения тесно связана с его планомерностью, упорядоченностью. Результат наблюдения -новые знания об объекте, способах ухода за ним и т.д.

    В средней группе могут проводится природоведческие экскурсии - в лес, парк, на луг, на водоем и т.д. и экскурсии  на сельскохозяйственные объекты - в  сад, на огород, в поле.

    Для рассматривания на экскурсии отбираются наиболее яркие, наиболее отвечающие цели наблюдения объекты. Построение экскурсии  может варьироваться в зависимости от цели, содержания, сезона.

    Проведение  занятий в старшей группе отличается от этой формы работы в средней группе. Обучение на занятиях в старшем дошкольном возрасте становится основным средством образовательной работы в детском саду, в том числе и по формированию знаний о природе.

    Разносторонность  и усложнение усваиваемых детьми в старшей группе знаний о природе, умений и навыков требует включения в занятия разнообразных методов обучения: наглядных, практических и словесных. По-прежнему широко используется наблюдение, которое теперь существенно усложняется. Успех ознакомления детей с природой на занятиях обеспечивается в том случае, если они будут представлять собой систему. Для этого содержание отбираемых знаний должно постепенно усложнятся: от накопления конкретных представлений - к их углублению, уточнению, а затем обобщению.

    Наряду с занятиями, на которых осуществляется формирование конкретных представлений о животных, растениях, явлениях неживой природы, широко используются занятия, обобщающие знания детей. Они проводятся методом беседы, сравнительных и обобщающих наблюдений и имеют целью формирование понятий, систематизацию накопленных представлений.

    Для того, чтобы обобщения на занятиях не заучивались детьми формально, воспитателю предварительно необходимо организовать целую систему работы, обеспечивающую непосредственное восприятие конкретных явлений, уточнение полученных впечатлений, накопление чувственного, сенсорного опыта, ярких образов.

    Рекомендуется проводить занятия типа экскурсий  в природу методом наблюдения, на них воспитатель целенаправленно  формирует способы непосредственного познания объектов природы - разнообразные обследование и поисковые действия, дифференцированное восприятие, использование сенсорных эталонов. Особое внимание следует уделять правильной постановке познавательной задачи в любом типе занятий по ознакомлении с природой.

    Важно, чтобы дети не только усваивали знания о природе, но и учились задавать вопросы, самостоятельно искать ответ, используя для этого умения обследовать предмет или сравнивая его с другим. Уместны вопросы воспитателя типа: как ты узнал? Как это доказать? Как можно проверить?

    Значительное  место в работе с детьми занимают такие методы, как моделирование, опыты, опирающиеся на активность и растущую самостоятельность познания дошкольника.[5; с. 28-32]

    Таким образом, занятия по ознакомлению дошкольников с природой дают возможность формировать знания последовательно, с учетом возможностей детей и особенностей природного окружения. На занятиях под руководством воспитателя формируется система элементарных знаний у всех детей группы в соответствии с требованиями программы, в определенной системе и последовательности развиваются их основные познавательные процессы и способности. В повседневной жизни, во время наблюдений, игр, труда у ребят накапливается личный опыт. Занятия дают возможность уточнить и систематизировать его.

 

2. Классификация типов  и видов занятий 

    В экологическом воспитании детей  занятия выполняют совершенно определенную и очень важную функцию: чувственные представления детей, получаемые повседневно, могут быть качественно преобразованы, - расширены, углублены, объединены, систематизированы.

    Рассмотрим  основные типы экологических занятий, которые принципиально отличаются друг от друга дидактическими задачами, логикой построения, ходом организации и проведения, - занятия первично-ознакомительного, углубленно-познавательного, обобщающего и комплексного типов.

    Занятия первично-ознакомительного типа. На протяжении дошкольного периода значительная доля первоначальных экологических  сведений о разных сторонах жизни природы и деятельности человека передается детям на занятиях первично-ознакомительного типа. Чаще всего эти занятия посвящаются ознакомлению детей с видами животных, растений, условиями их жизни и обитания, которые не представлены в ближайшем природном окружении и не могут быть познаны через наблюдения.

    Главным компонентом таких занятий становятся различные демонстрационные и учебные пособия, позволяющие формировать у детей отчетливые и правильные представления. Темами занятий могут быть домашние и дикие животные, обитатели леса и севера, тундры и жарких стран, пруда и моря, а также, деятельность людей на сельскохозяйственной ферме, в лесничестве, в области природопользования и охраны природы на занятиях этого типа дети знакомятся с внешним видом животных и растений, учатся их распознавать, узнают о среде их обитания, приспособленности к ней, о сезонной жизни, о различных особенностях поведения.

    Обучение  детей на таких занятиях осуществляется через рассматривание картин и беседу. Нередко их компонентами становятся также чтение детской литературы, рассматривание иллюстраций, просмотр диафильма или слайдов, рассказ воспитателя во всех вариантах занятий этого типа первостепенное значение приобретает словесный метод экологического воспитания - от слова воспитателя (его вопросов, пояснений, их системы и последовательности) зависят успешность и качество восприятия детьми новых образов, представленных наглядностью зависит понимание связи событий, связи объектов продуманное и спланированное слово воспитателя организует содержание занятий, обеспечивает успешный результат обучения,

    Занятия первично-ознакомительного типа со старшими дошкольниками значительно сложнее, чем занятия в другой возрастной группе. С ними можно рассматривать картины природы, далекие от их опыта, выходить за пределы изображенного сюжета, рассматривать одновременно несколько картин - этому способствуют и некоторый уже сложившийся опыт детей, и имеющихся у них круг представлений.

    Картины помогают сформировать представления  об экосистеме леса, ее обитателях, о  приспособленности лесных животных к жизни в этой экосистеме. Например, дошкольникам можно показать, как белка передвигается в лесу по деревьям (т.е. как приспособлено строение ее ног к передвижению в этой среде), чем она питается в теплое и холодное время года, как поедает корм (т.е. как приспособлена она в данной среде в сфере питания), как и где устраивает свое гнездо, когда и как выводит потомство, как она защищается от врагов, как у нее происходит смена шерсти во время линьки, и какую приспособительную функцию в ее жизни выполняет этот процесс. Показывая одновременно картины о жизни белки в осенне-зимний и весенне-летний периоды, дошкольникам можно таким образом представить панораму событий в разные сезоны, показать приспособленность типично лесного животного к сезонно меняющимся условиям жизни. С помощью этих же картин можно продемонстрировать рост и развитие бельчат, заботу матери о них, их постепенное взросление, подготовку к взрослой и самостоятельной жизни.

Информация о работе Занятия как форма организации природоведческих занятий в детском саду