Закономерности и принципы обучения

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2011 в 21:29, контрольная работа

Описание работы

Принципом обучения называют одно из исходных требований к процессу обучения, вытекающее из закономерностей его эффективной организации. Принципами обучения (принципами дидактики) называют определенную систему исходных, основных дидактических требований к процессу обучения, выполнение которых обеспечивает его необходимую эффективность.

Содержание

Введение

§ 1. Закономерности обучения………………………………………………………………..4

§ 2. Принципы обучения……………………………………………………………………….6

Заключение

Литература

Работа содержит 1 файл

закономерности и принципы обучения.docx

— 36.69 Кб (Скачать)

    Модификацией  применения наглядности в обучении служит получившая распространение  теория поэтапного формирования умственных действий (П.Я.Гальперин, Н.Ф.Талызина и  др.). В основе этой теории лежит следующая  закономерность: всякое умственное действие берет начало с материального, с  внешнего действия. Чтобы сформировать любой умственный навык или умение, надо вначале создать учебные  условия, моделирующие его в виде действий с предметами и иными  объектами, затем перевести его выполнение на вербальный (словесный) уровень. Это позволяет реально управлять процессом формирования умственных действий.

    Прочность обучения связана с созданием  условий для надежного сохранения в памяти необходимых для будущей  деятельности обучаемых знаний, овладения  способами выполнения действий. Однако поскольку человеческая память не в  состоянии удержать всю информацию, то педагог должен исходить из того, что учащимся следует запомнить  прочно, а с чем достаточно только ознакомиться. Не требует прочного усвоения вспомогательный материал, используемый для решения более  общих задач обучения. Не следует  перегружать память конкретными  датами, имеющими ситуативное значение. Важнейшие принципиальные положения, обеспечивающие самостоятельную ориентировку обучаемых, должны быть усвоены прочно. Известно, что образование - это то, что остается, когда все изученное забудется (М.Планк).

    Требование  основательности обучения является в дидактике традиционным. Основательность  противопоставляется поверхностности. Главный признак основательности - это сознательное и прочное усвоение наиболее фундаментальных идей, положений, понятий, категорий, понимание сущности изучаемых предметов, связей и отношений  внутри них и между ними.

    Продуктивность  и надежность обучения выражаются также  в соблюдении всех рассмотренных  выше принципов и требований. Нарушением этого принципа является проведение методических инноваций, не имеющих  психолого-педагогического обоснования. Инновационная деятельность педагога должна базироваться на научных положениях, осуществляться первоначально локально и лишь при получении позитивного  результата внедряться в массовую образовательную  практику.

    Рассмотренные принципы в реальном процессе обучения выступают во взаимодействии друг с  другом, как и закономерности обучения, на базе которых они сформулированы, и функционируют как целостная  система. Поэтому любой из принципов  приобретает свое действительное значение лишь в связи с другими. Они  проявляются одновременно на каждом этапе учебного процесса. Принципы обучения дополняют и усиливают  друг друга: сознательность - основа активности; последовательность обеспечивает доступность, а доступность - сознательность и  прочность и т.д. Только совокупное действие принципов обучения обеспечивает правильное определение его задач, отбор содержания, выбор форм, методов  и средств наиболее целесообразной деятельности как педагогов, так  и обучаемых. Преувеличение в  обучении значения одних принципов  и недооценка роли других приводит к снижению его эффективности.

    Взаимосвязь принципов процесса обучения Ю. К. Бабанский  определял как проявление принципа оптимальности. Он предполагает сочетание  различных методов, средств и  форм организации учебного процесса, а также создание необходимых  учебно-материальных, гигиенических, социально-психологических, эстетических и других условий для  его функционирования 
 
 

Заключение 

    Для понимания сущности и роли принципов  дидактики важно выстроить в  логическую цепь следующие понятия: "закономерность" — "принцип" — "содержание обучения" — "форма" — "метод" — "прием" — "средство". Под закономерностью понимаются необходимые и устойчивые связи  и отношения между дидактическими явлениями. Так, в дидактике известна закономерность: усвоение всегда протекает  в процессе активной умственной деятельности учащихся (студентов). С этой закономерностью  связан принцип активности и самостоятельности  в обучении. Закономерность — это  теоретическое положение. Закономерность отвечает на вопрос, что установлено. Принцип отвечает на вопрос, как  закономерность может быть реализована  на практике.

    Принципы  дидактики осмысливаются и разрабатываются  в педагогической науке на протяжении нескольких веков. Их основоположником считается великий славянский педагог  Ян Амос Коменский (1592—1670). Вслед за Я. А. Коменским принципы обучения обогащали  классики западноевропейской и отечественной  педагогики.

    Дидактические принципы определяют содержание, формы  и методы учебной работы в соответствии с целями воспитания и закономерностями обучения.

    Принципы  обучения, отражая ту или иную образовательную  парадигму, имеют объективно-субъективную основу. Так, наметившиеся в настоящее  время гуманистические тенденции  в системе образования придают  гуманистическую направленность и  принципам обучения. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Литература 

  1. "Педагогика". Под редакцией Ю. К. Бабанского. Москва, 1983 г
  2. Сластенин В.А. и др. Педагогика: Учеб. Пособие. - М.: Издательский центр "Академия", 2002.

Информация о работе Закономерности и принципы обучения