Закономерности и принципы обучения

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2011 в 21:29, контрольная работа

Описание работы

Принципом обучения называют одно из исходных требований к процессу обучения, вытекающее из закономерностей его эффективной организации. Принципами обучения (принципами дидактики) называют определенную систему исходных, основных дидактических требований к процессу обучения, выполнение которых обеспечивает его необходимую эффективность.

Содержание

Введение

§ 1. Закономерности обучения………………………………………………………………..4

§ 2. Принципы обучения……………………………………………………………………….6

Заключение

Литература

Работа содержит 1 файл

закономерности и принципы обучения.docx

— 36.69 Кб (Скачать)

    Наиболее  полно принципы обучения были сформулированы К. Д. Ушинским:

• обучение должно начинаться своевременно и быть постепенным (пусть дети приобретают  понемногу, но не теряют ничего из приобретенного и пользуются им для приобретения нового);

• обучение должно вестись природосообразно в  соответствии с психологическими особенностями  учащихся;

• порядок  и систематичность - одно из главных  условий успеха в обучении; школа  должна давать достаточно глубокие и  основательные знания;

• обучение должно всячески развивать у детей  самодеятельность, активность, инициативу;

• обучение должно быть посильным для учащихся, не чрезмерно трудным и не слишком  легким;

• преподавание всякого предмета должно непременно идти таким путем, чтобы на долю воспитания оставалось ровно столько труда, сколько могут одолеть его  молодые силы.

    Все принципы обучения связаны друг с  другом и проникают один в другой, поэтому они могут быть представлены как система, состоящая из содержательных и процессуальных (организационно-методических) принципов. Такое их деление условно: значение каждого принципа не ограничивается только рамками своей группы. Однако оно методически правомерно, так  как помогает ответить на два основных вопроса дидактики: чему и как  учить? Из дидактических принципов  вытекают правила обучения, которые  подчиняются принципу, конкретизируют его, определяют характер отдельных  методических приемов, используемых учителем (преподавателем), и ведут к реализации данного принципа. Принципы отражают сущность процесса обучения, а правила - его отдельные стороны.

    Содержательные  принципы обучения отражают закономерности, которые связаны с отбором  содержания образования и его  совершенствованием. К ним относятся  принципы: гражданственности, научности, воспитывающего характера, фундаментальности  и прикладной направленности (связи  обучения с жизнью, теории с практикой).

    Принцип гражданственности отражает социальные аспекты обучения. Данный принцип  выражается в ориентации содержания образования на развитие субъектности личности, ее духовности и социальной зрелости. Принцип гражданственности в обучении предполагает гуманистическую направленность содержания образования, которое позволяет удовлетворять социальные и личностные потребности. Он связан с формированием гражданского самосознания, системы представлений о социальном и политическом укладе России, о психологических особенностях российского этноса, его ментальных структурах, приоритетах национальной политики и культуры.

    Принцип научности обучения предполагает соответствие содержания образования уровню развития современной науки и техники, опыту, накопленному мировой цивилизацией. Принцип научности требует, чтобы  содержание образования, реализуемое  как в учебное, так и во внеучебное время, было направлено на ознакомление обучаемых с объективными научными фактами, явлениями, законами, основными  теориями и концепциями той или  иной отрасли, приближаясь к раскрытию  ее современных достижений и перспектив развития.

    Принцип научности имеет отношение и  к методам обучения. В соответствии с ним педагогическое взаимодействие должно быть направлено на развитие у  учащихся познавательной активности, креативного и дивергентного  мышления, творчества, ознакомление их со способами научной организации  учебного труда. Этому способствуют использование проблемных ситуаций, в том числе ситуаций личностного  выбора, специальное обучение умению наблюдать явления, фиксировать  и анализировать результаты наблюдений, вести научную дискуссию, доказывать свою точку зрения, работать с учебной  и научной литературой.

    Принцип воспитывающего обучения базируется на закономерности единства обучения и  воспитания в целостном педагогическом процессе. Этот принцип предполагает формирование в процессе обучения базовой  культуры личности: нравственной, правовой, эстетической, физической, культуры труда  и жизнедеятельности, общения. Воспитание в процессе обучения связано с  интеллектуальным развитием и, прежде всего, с развитием креативности индивидуальных познавательных способностей с учетом интересов обучаемых.

    Принцип воспитывающего обучения предполагает уважительное отношение к личности обучаемого и одновременно разумную требовательность к нему, так как  это является одним из условий  реализации гуманистического подхода  в образовании. Требовательность, не основанная на уважении, вызывает недовольство и агрессивность в отношениях между учащимися и учителем. Доброжелательность без требовательности приводит к нарушению дисциплины, неорганизованности, непослушанию обучаемых. Требовательность является своеобразной мерой уважения к личности. А. С. Макаренко подчеркивал, что к человеку нужно предъявлять как можно больше требований, но вместе с тем и как можно больше уважения. Воспитательный потенциал требовательности возрастает, если она объективно целесообразна, продиктована потребностями процесса обучения, задачами развития личности. Требовательность, какой бы оправданной и справедливой она ни была, не принесет пользы, если она нереалистична, невыполнима, если она не рассчитана на достигнутый и заданный уровень развития личности ученика.

    Реализация  принципа воспитывающего обучения предполагает опору на сильные стороны обучаемых. Это обусловлено тем, что обучаемые  не одинаковы по уровню воспитанности. В этой связи многократное подчеркивание  их недостатков может снизить  их самооценку и уровень притязаний вместо позитивных сдвигов в личностном и интеллектуальном развитии. Появление  детей-аутсайдеров и детей с  девиантным и делинквентным поведением имеет в качестве одной из причин недоверие учителя к ученику, излишний критицизм и его отвержение.

    Выявляя в ученике положительное и  опираясь на это положительное, делая  ставку на доверие, педагог авансирует уровень достижений и направляет развитие личности. Когда ученик овладевает новыми формами поведения и деятельности, добивается ощутимого успеха в работе над собой, переживает радость, внутреннее удовлетворение - это укрепляет его  уверенность в своих силах, побуждает  к личностному росту. А. С. Макаренко  считал, что к человеку надо подходить  с оптимистической гипотезой  даже в том случае, если есть риск ошибиться.

    Принцип фундаментальности и прикладной направленности обучения требует основательной  теоретической и практической подготовки учащихся уже в общеобразовательной  школе. В традиционной дидактике  он формулировался как связь обучения с жизнью, теории с практикой.

    Фундаментальность обучения имеет в качестве основного  результата развитие сознания и самосознания. Являясь совокупностью понятий, суждений, оценок, убеждений, сознание направляет поступки и действия человека и одновременно само складывается под  влиянием поведения и деятельности. Следовательно, научно обоснованное построение процесса обучения предполагает его  ориентированность на единство знаний и умений, сознания и поведения. Это  требование вытекает из признанного  в отечественной психологии и  педагогике закона единства сознания и деятельности, согласно которому сознание возникает, формируется и  проявляется в деятельности. В  соответствии с этим законом в  обучении требуется своевременное  подкрепление знаний, в том числе  и о социальных нормах и правилах поведения. Речь идет о сознательном усвоении знаний, т.е. раскрытии возможностей их использования в разнообразных  социальных практиках, организации  деятельности, в которой учащиеся убеждались бы в истинности и научности  получаемых знаний, идей, овладевали бы умениями и навыками социально ценного  поведения.

    Принцип преемственности, последовательности и систематичности обучения обусловлен объективно существующими этапами  познания, взаимосвязью чувственного и логического, рационального и  иррационального, сознательного и  бессознательного.

    Преемственность касается содержания обучения, его  форм и способов, стратегий и тактик взаимодействия субъектов в учебном  процессе, личностных новообразований  обучаемых. Она позволяет объединить и иерархизировать отдельные  учебные ситуации в единый целостный  учебный процесс постепенного освоения закономерных связей и отношений  между предметами и явлениями  мира.

    Последовательность  и систематичность в обучении позволяют разрешить противоречие между необходимостью формирования системы знаний, умений и навыков  по предметам и формированием  целостного концептуального видения  мира. Прежде всего это обеспечивается системным построением программ и учебников и установлением  межпредметных и внутрипредметных связей.

    Развитие  системного подхода к обучению позволило  более четко структурировать  учебный материал, создать комплекты  учебных и наглядных пособий  по изучаемым учебным предметам. Системное структурирование требует  вычленения в изучаемом материале  ведущих понятий и категорий, установления их связей с другими  понятиями и категориями (причинных, функциональных и др.), раскрытия  их генезиса.

    Наличие многопредметности, различных видов  обучающих практик вызывает необходимость  их иерархизации, т.е. выстраивания в  зависимости от степени сложности. Поэтому процесс обучения должен проводиться строго последовательно, с соблюдением правила идти "от незнания к знанию, от неумения к  умению". Последовательность в обучении обеспечивает доступность учебного материала, прочность его усвоения, постепенное нарастание трудностей и развитие познавательных возможностей обучаемых.

    Принцип единства группового и индивидуального  обучения предполагает их оптимальное  сочетание. Этот принцип обусловлен тем, что индивид становится личностью  благодаря, с одной стороны, его  общению и взаимодействию с другими  людьми, а с другой - своему стремлению к обособлению. Отражая специфически человеческую потребность в "другом", общение представляет собой особый вид деятельности, в процессе которой  возникают представление и понятие  о другом человеке. Общение, взаимодействие и обособление обеспечивают социализацию и развитие личности.

    Наилучшие условия для этого создает  учебный коллектив как специфическая  форма социальной организации, основанная на общности интересов и отношениях доверия, сотрудничества, взаимной помощи. В коллективе личность развивается  и проявляет себя благодаря действию механизмов персонализации, референтности, отраженной субъектности, каждый из которых  оказывается задействованным в  процессе группового обучения.

    Принцип соответствия обучения возрастным и  индивидуальным особенностям обучаемых  предполагает реализацию возрастного  и индивидуального подходов.

    Возрастной  подход предусматривает знание уровней  актуального психического и личностного  развития, воспитанности и социальной зрелости обучаемых. Эффективность  учебной деятельности снижается, если предъявляемые требования и организационные  структуры обучения отстают от возрастных возможностей учащихся или не соответствуют  им.

    Принцип сознательности и творческой активности обучаемых утверждает их субъектность в учебном процессе. Это обосновывается тем, что активность личности по своей  природе социальна и субъектна. Она является интегрированным показателем  ее направленности и деятельной сущности. Активность обучаемых может иметь  репродуктивный или творческий характер. В первом случае она направлена на запоминание и воспроизведение  изучаемого материала, следование побуждающим  указаниям учителя (преподавателя), выполнение учебных заданий по образцам и алгоритмам. Реализации принципа сознательности и творческой активности способствует применение различных форм самоуправления в учебном процессе. Обучаемые должны научиться принимать самостоятельные решения, делать целесообразные выборы и прогнозировать свое продвижение в обучении.

    Принцип доступности обучения при достаточном  уровне его трудности требует  учета в его организации реальных возможностей обучаемых, отказа от интеллектуальных и эмоциональных перегрузок, отрицательно сказывающихся на их физическом и  психическом здоровье. Реализация этого  принципа связана и с учетом уровня развития познавательной сферы обучаемых.

    При предъявлении недоступного для усвоения учебного материала снижается мотивация  учения, ослабевает произвольность психических  процессов, падает работоспособность, быстрее наступает утомление. Вместе с тем чрезмерное упрощение материала  тоже снижает интерес к учению, не способствует формированию ответственного отношения к нему, не содействует  развитию личности. Обучение, оставаясь  доступным, должно вызывать интеллектуальные, нравственные и физические усилия.

    Одним из важнейших положений, лежащих  в основе организации процесса обучения, является принцип наглядности. Я.А. Коменский называл его "золотым  правилом" дидактики, согласно которому в обучении необходимо использовать все органы чувств человека. Наглядность в обучении основана на такой закономерности процесса познания, как его движение от чувственного к логическому, от конкретного к абстрактному. На ранних этапах развития ребенок больше мыслит образами, чем понятиями. Научные понятия и закономерности легче усваиваются учащимися, если они подкрепляются конкретными фактами в процессе сравнения, проведения аналогий и т.п.

Информация о работе Закономерности и принципы обучения