Закономерности и принципы обучения

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2011 в 21:29, контрольная работа

Описание работы

Принципом обучения называют одно из исходных требований к процессу обучения, вытекающее из закономерностей его эффективной организации. Принципами обучения (принципами дидактики) называют определенную систему исходных, основных дидактических требований к процессу обучения, выполнение которых обеспечивает его необходимую эффективность.

Содержание

Введение

§ 1. Закономерности обучения………………………………………………………………..4

§ 2. Принципы обучения……………………………………………………………………….6

Заключение

Литература

Работа содержит 1 файл

закономерности и принципы обучения.docx

— 36.69 Кб (Скачать)

Коми  государственный педагогический институт

Факультет педагогики и методики начального образования (ПиП)

(заочное  отделение) 
 
 
 
 
 

РЕФЕРАТ на тему:

ЗАКОНОМЕРНОСТИ  И ПРИНЦИПЫ ОБУЧЕНИЯ 
 
 

Выполнила: Душкова О.Н.

                                                                                      Проверила: Чеснокова К.Н. 
 
 
 
 
 
 
 

Сыктывкар 2010 

Содержание 
 

Введение

§ 1. Закономерности обучения………………………………………………………………..4

§ 2. Принципы обучения……………………………………………………………………….6

Заключение

Литература 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

    Образование как целостное явление - одна из наиболее значимых подсистем общества, поэтому  его законы, как и законы общества, не есть результат проявления какой-то внешней силы, они являются продуктом  его внутренней самоорганизации. В  силу этого педагогический закон - это  категория, обозначающая объективные, существенные, необходимые, общие и  устойчиво повторяющиеся связи  между явлениями образования, компонентами педагогической системы, отражающие механизмы  ее самоорганизации, развития и функционирования.

    Закономерности  процесса обучения находят свое конкретное выражение в принципах обучения.

    Принципом обучения называют одно из исходных требований к процессу обучения, вытекающее из закономерностей его эффективной  организации. Принципами обучения (принципами дидактики) называют определенную систему  исходных, основных дидактических требований к процессу обучения, выполнение которых  обеспечивает его необходимую эффективность.

    Знание  принципов обучения дает возможность  организовать учебный процесс в  соответствии с его закономерностями, обоснованно определить цели и отобрать содержание учебного материала, выбрать  адекватные целям формы и методы обучения. Вместе с тем они позволяют  обучающим и обучаемым соблюдать  этапность процесса обучения, осуществлять взаимодействие и сотрудничество. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

§ 1. Закономерности обучения 

    Закономерности  обучения выражают существенные и необходимые  связи между его условиями  и результатом, а обусловленные  ими принципы определяют общую стратегию  решения целей обучения. Подход в  педагогике - это совокупность принципов, определяющих стратегию обучения или  воспитания. При этом, как считает  В. И. Загвязинский, каждый принцип регулирует разрешение конкретных противоречий, возникающих в процессе обучения, а их взаимодействие - разрешение основных его противоречий.

    В обучении находят свое проявление всеобщие законы диалектики. Прежде всего, в  силу противоречивого характера  процесса обучения, в нем имеет  место действие закона единства и  борьбы противоположностей. Противоречия в обучении возникают и проявляются  в том случае, если есть несоответствие традиционных, устоявшихся представлений  и взглядов на процесс обучения современным  требованиям, являющимся следствием новых  социальных условий, сложившейся образовательной  ситуации, изменившихся возможностей развития личности.

    В процессе обучения довольно отчетливо  проявляется действие закона перехода количественных накоплений в качественные изменения. Все интегративные личностные характеристики представляют собой  результат постепенного накапливания, наращивания количественных изменений. К ним относятся убеждения, ценностные ориентации, мотивы, установки, потребности  личности, индивидуальный стиль деятельности, умения и навыки. Целенаправленное, последовательное и планомерное  решение учебных задач не сразу  обнаруживает свою результативность, а лишь по прошествии определенного  времени. В результате многократно  повторенных действий, упражнений то или иное качество проявляется как  устойчивое личностное образование.

    Переход количества в качество происходит по механизму отрицания отрицания, т.е. диалектического "снятия", сохранения существенных свойств и признаков  на последующих этапах развития. Так, личностные и психические новообразования  вбирают в себя все ранее накопленное  человеком. Интегративные качества, прогрессивные устремления и  новые формы жизнедеятельности "отрицают" ранее сложившиеся. Наглядное проявление периодических диалектических снятий имеет место при переходе от одного способа решения задач к другому, когда снятие обеспечивается переходом  к более сложным видам учебной  деятельности, в которых и разрешаются  характерные для процесса обучения противоречия.

    Действие  механизма отрицания проявляется, например, в процессе формирования учебных навыков, когда на основе многократных повторений отдельные  действия складываются в систему, выражая  сложный навык устного счета, грамотного письма, выразительного чтения и т.п.

    Научно  обоснованное построение процесса обучения требует обращения к диалектическим категориям, выполняющим самостоятельные  познавательно-преобразовательные функции. Так, категории части и целого ориентируют на преодоление функционализма в обучении, на учет того, что отдельные педагогические воздействия не являются достаточными для целостного развития личности.

    Категории общего, особенного и единичного требуют  определения соотношения общечеловеческого, национального и индивидуального  в отборе содержания образования, его  направленности на формирование этнических эталонов, ментальных характеристик, индивидуальных склонностей и способностей личности, а также учета общих и специфических  условий функционирования той или  иной системы обучения.

    Большое значение для организации и осуществления  процесса обучения имеет категория  меры. Прежде всего она вводит в  теорию и практику обучения принцип  оптимальности, или меры, в отборе содержания, методов, форм и способов педагогических воздействий.

    Категории сущности и явления обусловливают  необходимость выявления внутренних характеристик процесса обучения и  всего диапазона его особенностей, в своей совокупности характеризующих  обучение как педагогический процесс.

    Единство  содержания и формы в процессе обучения находит свое выражение  в адекватности содержания образования  видам и формам учебной деятельности, в соответствии методов обучения его техническому оснащению и  т.д.

    Категория необходимости требует построения учебного процесса в соответствии с  закономерностями обучения, возрастного  и индивидуального развития. Не менее  значимой является и категория случайности, которая связана с учетом явления  стохастичности в обучении, в соответствии с которым одно и то же педагогическое воздействие предполагает вариативность  ответных реакций обучаемых, не всегда адекватных замыслу педагога.

    Специфическое проявление в обучении имеет категория  времени, позволяющая различать  учебное, психологическое и астрономическое  время. Эти различия обусловлены  субъективным переживанием частоты  возникновения и длительности протекания учебных ситуаций.

    В процессе обучения наряду с диалектическими  законами и категориями диалектики проявляются и специфические  устойчивые, существенные и повторяющиеся  закономерные связи и отношения. Наиболее общая устойчивая тенденция  обучения как педагогического процесса состоит в развитии личности путем  присвоения ею социального опыта, общечеловеческой культуры и духовных ценностей. Это  основная закономерность процесса обучения, проявляющаяся как необходимое  условие социализации, преемственности  между поколениями, жизнеобеспечения общества, отдельного индивида и воспроизводства  новых поколений.

    Названная закономерность обусловливает частные  или специфические закономерности обучения. Прежде всего она определяет зависимость содержания, форм и методов  обучения от уровня социально-экономического развития общества. Однако характер обучения зависит не только от требований экономики  и производства, но и от социокультурной ситуации. Названные факторы в своей совокупности определяют образовательную политику.

    Эффективность процесса обучения закономерно зависит  от тех условий, в которых он протекает (материальных, гигиенических, социально-психологических  и т.п.). К числу значимых условий  обучения относятся профессионализм  учителя (преподавателей), его творческий потенциал, способность к рефлексии, стремление к своевременному пополнению знаний и коррекции личностных качеств.

    Объективной является зависимость результатов  обучения от особенностей взаимодействия развивающейся личности с миром. Сущность этой закономерности состоит  в том, что результаты обучения зависят  от характера деятельности, в которую  на том или ином этапе своего развития включается обучаемый. Не менее важной является закономерность соответствия содержания, форм и методов обучения возрастным и индивидуальным особенностям и возможностям учащихся.

    Для непосредственной организации обучения большое значение имеет знание учителем (преподавателем) внутренних закономерных связей между его функциональными  компонентами. Так, содержание конкретного  учебного процесса закономерно обусловлено  поставленными задачами. Методы и  средства обучения обусловлены задачами и содержанием конкретной учебной  ситуации. Формы организации процесса обучения определяются предметным содержанием  и т.д.

    Названные закономерности процесса обучения находят  свое конкретное выражение в принципах  обучения. 

§ 2. Принципы обучения 

    Принципы  обучения - это исходные дидактические  положения, которые отражают протекание объективных законов и закономерностей  процесса обучения и определяют его  направленность на развитие личности. В принципах обучения раскрываются теоретические подходы к построению учебного процесса и управлению им. Они определяют позиции и установки, с которыми учителя и преподаватели  подходят к организации процесса обучения и к поиску возможностей его оптимизации.

    Принцип (от лат. слова principium — основа, первоначало) — руководящая идея, основное правило, основное требование к деятельности, поведению и пр.

    Знание  принципов обучения дает возможность  организовать учебный процесс в  соответствии с его закономерностями, обоснованно определить цели и отобрать содержание учебного материала, выбрать  адекватные целям формы и методы обучения. Вместе с тем они позволяют  обучающим и обучаемым соблюдать  этапность процесса обучения, осуществлять взаимодействие и сотрудничество. Поскольку  принципы обучения формулируются на основе законов и закономерностей, то в их числе есть такие, которые выступают общими для организации учебного процесса во всех типах образовательных учреждений.

    По  мере развития теории и практики обучения, открытия новых закономерностей  процесса обучения формулировались  и новые принципы обучения, видоизменялись старые, поэтому они являются исторически  преходящими.

    Я. А. Коменский, следуя своей идее природосообразности  обучения, отмечал, что как в природе  вся жизнь начинается с весны, так и обучение человека должно начинаться в весне жизни (детстве); утренние часы наиболее удачны для занятий, так  как утро соответствует весне; все  подлежащее изучению должно быть расположено  так по ступеням возраста, чтобы  учащимся предлагалось для изучения то, что доступно способностям восприятия. Следовательно, идея природосообразности  является основой таких принципов  обучения, как постепенность, последовательность и самодеятельность.

    Спустя 150 лет А.Дистервег сформулировал  принцип природосообразности, суть которого, по его мнению, состоит  в соответствии процесса обучения естественному  ходу развития ребенка. Вместе с тем  он выдвинул и принцип культуросообразности, заключающийся в том, что при  обучении должна приниматься во внимание вся современная культура.

Информация о работе Закономерности и принципы обучения