Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2011 в 16:43, реферат
Педагогическое мастерство – комплекс свойств личности, обеспечивающий высокий уровень самоорганизации профессиональной деятельности. К таким важным свойствам относятся: гуманистическая направленность деятельности преподавателя, его профессиональные знания, педагогические способности и педагогическая техника. Педагогическое мастерство – это самоорганизующаяся система в структуре личности, где системообразующим фактором выступает гуманистическая направленность, позволяющая целесообразно, с требованиями общества, выстроить педагогический процесс.
Введение……………………………………………………………………..….... 3
ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ТЕОРИИ ВОСПИТАНИЯ А. С. МАКАРЕНКО……………………………………………………………………. 5
Статья «ЦЕЛЬ ВОСПИТАНИЙ»……………………………………………..….7
Приемы индивидуального воспитания, которые использовал А.С. Макаренко………………………………………………………………………..11
КОЛЛЕКТИВИЗМ В ПОНИМАНИИ А. С. МАКАРЕНКО………...………..14
Заключение…………….…………………………………………………………18
Литература………………………………………………………………..……...21
Но
его новаторство в педагогике
было столь успешным потому, что строилось
на прочном фундаменте исторической преемственности.
При этом он обладал исключительной способностью
распознавать попытки «старые педагогические
предрассудки выдавать за новейшие достижения».
Истинную суть борьбы А.С.Макаренко в педагогике
составляет отрицание грубо политизированного,
вульгарного подхода к социально-педагогическим
ценностям. Центральное место в его системе
социально-этических воззрений занимает
идея социализма и коммунизма, воспринятая
в ее историческом развитии, как универсальная
ценность. В социализме он видел прежде
всего человеческую солидарность, справедливость,
уважение к труду, «ценность человеческой
личности». «Не может быть воспитания,
если не сделана центральная установка
о ценности человека».
Заключение
А.С.
Макаренко – яркий
А.С. Макаренко – сторонник педагогики как «активной, целеустремленной» науки, «созидающей личность», направленной, прежде всего на воспитание ее нравственно-волевых качеств, «развитие ее сил», «творческого актива». Он уже в 1922 г. утверждал: объектом исследования в педагогике является не ребенок, а «педагогический факт (явление)», т.е. закономерности работы по приобретению воспитанником качеств личности и индивидуальности.
А.С.
Макаренко внес огромный вклад в
переход педагогической деятельности
с уровня «трансляции» знаний, интеллектуально-словесной
выучки и профессионально-
А.С. Макаренко кардинально изменяет взгляд на связь процессов воспитания и развития личности: воспитание (и обучение) не следует за развитием, а опережает его путем создания объективной потребности в этом развитии и условий, при которых эта потребность удовлетворяется.
Антипод творческой педагогики А.С. Макаренко – педагогика умозрительно-декларативная, отдающая свою прикладную часть педагогам-практикам. Свою беспомощность она оправдывает апелляцией к педагогической деятельности как к искусству: необходимо учитывать конкретные условия, возрастные и индивидуальные особенности и т.д. Область научной педагогики фактически ограничивается некоторыми педагогическими и этическими принципами, которые должны приниматься на веру, не будучи серьезно проверенными и разработанными на практике, в экспериментально-опытной работе.
Это педагогика, «основанная на дедукции», как говорит А.С. Макаренко, на гипотетических, абстрактных, общих положениях. Ей свойственен «этический фетишизм», т.е. абсолютная уверенность в несомненном положительном результате педагогической направленности на священные понятия: личность, свобода, коллектив, труд, любовь, доброта и т.д. Проблема оценки педагогической теории по его результативности в массовой практике здесь принципиально недопустима.
Характерным является малоуспешное применение эпизодических «уединенных» педагогических средств, сведение системы воспитания к минимуму – персональным взаимоотношением в системе «учитель–ученик» (как в обучении, что А.С. Макаренко называет «парной педагогикой»), а также к системе учебного класса и «малой группы».
А.С.
Макаренко определяет педагогику как
опытно-экспериментальную
В процессе дальнейшего исследования «феномена Макаренко», его истории, основ и «деталей», в ходе закономерного изменения социальной действительности – будут открываться его новые аспекты и потенциалы. Это наследие остается живым, действенным фактором развития современной социально-педагогической мысли и практики. Они все более будут концентрироваться на основной функции воспитания и обучения – укреплении преемственности поколений, без чего общество не может успешно функционировать и развиваться.
Педагогика
А.С. Макаренко – наука о творческом взаимодействии
поколений. Она войдет в систему главных
факторов, от которых зависит «человеческое
измерение» социально-экономического
развития, «качества жизни» человека.
Литература
Информация о работе Выдающийся мастер педагогического труда А.С. Макаренко