Выдающийся мастер педагогического труда А.С. Макаренко

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2011 в 16:43, реферат

Описание работы

Педагогическое мастерство – комплекс свойств личности, обеспечивающий высокий уровень самоорганизации профессиональной деятельности. К таким важным свойствам относятся: гуманистическая направленность деятельности преподавателя, его профессиональные знания, педагогические способности и педагогическая техника. Педагогическое мастерство – это самоорганизующаяся система в структуре личности, где системообразующим фактором выступает гуманистическая направленность, позволяющая целесообразно, с требованиями общества, выстроить педагогический процесс.

Содержание

Введение……………………………………………………………………..….... 3

ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ТЕОРИИ ВОСПИТАНИЯ А. С. МАКАРЕНКО……………………………………………………………………. 5

Статья «ЦЕЛЬ ВОСПИТАНИЙ»……………………………………………..….7

Приемы индивидуального воспитания, которые использовал А.С. Макаренко………………………………………………………………………..11

КОЛЛЕКТИВИЗМ В ПОНИМАНИИ А. С. МАКАРЕНКО………...………..14

Заключение…………….…………………………………………………………18

Литература………………………………………………………………..……...21

Работа содержит 1 файл

2Реферат.doc

— 123.00 Кб (Скачать)

     По  тому, как выписаны характеры воспитанников, можно судить и о том, как Макаренко  видел каждого человека. Когда  в июле 1928 года в колонию прибыл А. М. Горький, колонисты преподнесли ему книгу «Наши жизни Горькому— горьковцы...». В ней была еще и небольшая статья одного из воспитателей, который так писал о Макаренко»: «Я удивлялся его настойчивости и верил в это дело. Все без исключения 400 бывших беспризорных переползли через его нервы».

     Итак, Макаренко «видел» человека и  любил его не абстрактно, а всяким — и в нищете, когда у детей не было куска хлеба, и в дни, когда «переползали через него нервы», и тогда, когда надо было, чтобы «Земля вертелась, как ей полагается».

     Чтобы видеть каждого конкретно, в коммуне имени Дзержинского Макаренко создал своеобразную картотеку, в которую заносились наблюдения Антона Семеновича и воспитателей. Также вычеркивалась графическая линия развития каждого воспитанника. И если линия долгое время была прямая, Макаренко и воспитатели обстоятельно обсуждали, чем и как живет коммунар и почему он себя не проявляет ни с какой стороны. Логика мысли их была такова: коллектив в коммуне все давал человеку (радость бытия и т. д.) и от человека требовал максимальной отдачи и победы над собой.

     Для каждого человека (работника, учащегося) всегда важно не только то, что он дает другим людям, не менее важно  быть оцененным людьми. И чем объективнее, справедливее и требовательнее будет эта оценка, тем лучше для человека и коллектива в целом. В этом сокровенная сущность макаренковской технологии воспитания личности в коллективе. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Приемы   индивидуального  воспитания, которые  использовал А. С. Макаренко

     В воспитании своих питомцев Антон  Семенович применял разнообразные  методы и приемы. Вот некоторые  из них.

  1. Метод — «атака    в лоб»,    варианты   «атаки    в лоб».  Этот метод применялся Антоном Семеновичем к сильным духом воспитанникам.
  2. Метод «обходного движения», когда «против личности восстановлен  весь коллектив.  Тогда бить фронтально человека нельзя, он остается без защиты: коллектив против него, я    против    него,    и   человек    может    сломаться....».
  3. Важным средством воспитания Антон Семенович считал «воздействие словом». Он научился  произносить  самые простые слова и фразы   («здравствуйте», «иди сюда», «можешь идти» и др.) с двадцатью нюансами. Макаренко обладал ораторским талантом, был мастером импровизированной речи.
  4. Огромное значение в деле воспитания придавал педагогической технике, одним из первых в педагогике выявил, обосновал     и   на   практике     использовал   фактически все элементы педагогической техники.
  5. А. С. Макаренко считал, что нет и быть не может какого-то    уединенного и универсального педагогического средства, что все методы и приемы  воспитания динамичны, диалектичны, и эффект каждого из них во многом зависит от того, кем, когда и в какой конкретной ситуации, по отношению к каким воспитанникам они применимы. Шаблон, трафарет противопоказаны  педагогической деятельности, творческой по самой своей природе.

     Также решительно    выступал    А. С. Макаренко   против                            попыток воспитывать личность по частям, защищал принцип комплексности в воспитании. Нельзя сначала вести трудовое воспитание, затем эстетическое, после — нравственное, идейно-политическое и т. д. И отделять учебу, труд, досуг. Все должно идти в единстве.                                                                                       

  1. Интересен и «метод переключения страстей» или перспектив.                                                                                         

    «В  творческом характере   его    применения, — считал                            Макаренко, — проявляется мастерство педагога в осуществлении принципа индивидуализации воспитания».

    Преображение  Дениса Кудлатого, пожалуй, самый убедительный пример высокого искусства Антона Семеновича в применении метода «переключения  перспектив»: «Желудочный, глубокий хозяйственный инстинкт мог бы превратить Дениса в матерого куркуля, кулака». Но благодаря тонкой наблюдательности Макаренко и его решению вовлечь Кудлатого в руководство хозяйством колонии, негативные свойства                      личности этого своеобразного воспитанника были поставлены на службу коллективу, утратили постепенно эгоистический характер и качественно преобразились: скупость стала бережливостью; жадность, нежелание чем-то поделиться с другими — переросла в экономность; страсть к накопительству обернулась расчетливостью. Сам Денис стал главным деятелем хозяйства коллектива, влюбленным в свою работу.

     И чтобы формировать всесторонне  развитую личность, в колонии были созданы кружки художественной самодеятельности (ИЗО, хоровой, музыкальный), драматический, переросший в настоящий театр; в колонии и коммуне уделяли большое внимание физическому воспитанию (ежедневная гимнастика, футбол, волейбол, горлет (игра собственного изобретения с элементами футбола и тенниса), крокет, и т. д.). Очень любили экскурсии по стране, летние походы, лыжные переходы. Работали технические кружки, проводились диспуты, конференции. Каждый колонист и коммунар имел свое увлечение и был занят каким-то полезным делом.

     Но  вырастить всесторонне развитую личность можно только (и это был важнейший новаторский вывод Макаренко) в коллективе, который он считал педагогически целесообразной формой организации всей жизни и деятельности детей.

     Учение  о воспитательном коллективе и коллективизме занимает центральное место в теории Антона Семеновича.

     Каковы  же основные    функции    коллектива, по мысли Макаренко:

  1. Коллектив — это орудие формирования активной, творческой личности с высокоразвитым чувством долга, цели, достоинства;
  2. Коллектив — это средство защиты   интересов каждой личности. В коммуне Макаренко пришел к выводу, что лучшие коллективы — это разновозрастные отряды до 15 чело век, где старшие    заботятся    о младших,    защищают их, а младшие учатся всему у старших.
  3. Антон Семенович разработал систему коллективизма и понятие «коллективизм».
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     КОЛЛЕКТИВИЗМ  В ПОНИМАНИИ 

     А. С. МАКАРЕНКО 

     «В  простейшем определении коллективизм означает солидарность  человека  с  обществом»   (А.  С.  Макаренко).

     Эта сторона личности включает в себя следующие признаки:

     1.  умение работать в коллективе;

     2.  развитую способность к коллективному  творчеству;

     3.  товарищескую солидарность и  взаимопомощь;

     4.  активное участие в коллективной  деятельности;

     5.  заботу о своем коллективе  и его перспективах;

     6.  осознание себя хозяином коллектива;

     7.  ответственность за своих товарищей и за весь коллектив;

     8.  умение приказать и подчиниться  товарищу;

     9.  желание и потребность подчинить свои интересы коллективу;

     10.принятие коллективных    перспектив и традиций как своих собственных.

       Антон Семенович разработал и на практике блестяще использовал принцип параллельного воздействия на личность через коллектив.

       Антон Семенович впервые научно  разработал методику воспитания  в детском коллективе, рассмотрел такие вопросы, как:

    • строение коллектива;
    • взаимоотношения в коллективе;
    • педагогическое  требование,  дисциплина,   поощрения   и наказание;
    • нравственное и трудовое воспитание;
    • стиль работы;
    • самоуправление, традиции;
    • индивидуальный подход к детям.

     Личность  и коллектив, коллектив и личность... Развитие их взаимоотношений, конфликты и их разрешение, переплетение интересов и взаимоотношений — стояли в центре новой педагогической системы. «Я все свои 16 лет основной педагогической работы, главные свои силы потратил на решение вопроса о строении коллектива», — писал А. С. Макаренко.

     Макаренко выступал за широкую и полную демократизацию воспитания и обучения, за создание нормального психологического климата  в детской среде, который дает каждому гарантию защищенности. Гарантию свободного и творческого развития.

     Мы сейчас только говорим о демократии, гласности, самоуправлении в школе, а у Макаренко все это было на деле 50 лет назад. Эти идеи были крайне актуальны в 20-е и 30-е годы. Сколько больших и малых трагедий разыгрывалось тогда в классах, школьных коридорах, на улицах! Так было везде, где грубияну, эгоисту, хулигану, насильнику не противостоял коллектив — его мнение, воля, действие,

     Одной из черт демократического воспитательного  процесса А. С. Макаренко считал самоуправление, без которого не мыслил развитие детского    коллектива,    детского управления. И оно существовало в коммуне не на бумаге. Никто не мог отменить решения    общего    собрания.    Именно оно определяло жизнь, труд, быт, досуг, отдых всего коллектива, а иногда и судьбу одного человека. «Я принял решение — я отвечаю» — вот это переживание   ответственности   творило чудеса, хотя воспитывалось с огромным трудом.

     Антон Семенович так организовал педагогический и трудовой процесс в коммуне, что «каждый ребенок включался и систему реальной ответственности»: и в роли командира, и в роли рядового. Там, где отсутствовала эта система, считал Макаренко, часто вырастают безвольные, не приспособленные к жизни люди.

     Важнейшей гранью жизни воспитательного коллектива Антон Семенович считал характер взаимоотношений педагогов со своими питомцами: добивался отношений демократичных, а не авторитарных; отношений, основанных на товарищеском общении, дружбе в процессе совместной деятельности — в поле, у станка, в классе.

     Воспитатель — это прежде всего член коллектива, а потом уже наставник, старший товарищ.

     Основой воспитания личности гражданина Макаренко  считал раннее включение детей в  производительный труд, который приносит пользу коллективу, обществу и самой  личности.

     Опираясь  на взгляды выдающихся советских педагогов, Макаренко взял идею труда и практически ее реализовал. Но «труд без идущего рядом образования, без идущего рядом гражданского, общественного воспитания не при носит воспитательной пользы, оказывается нейтральным» (А. С. Макаренко).

      участие в производительном труде сразу меняло социальный статус (положение) подростков, превращая их во взрослых граждан со всеми вытекающими отсюда правами и обязанностями;

     — но Антон Семенович считал, что  труд, не имеющий в виду создание ценностей, не является положительным элементом воспитания.

     Сторонники  словесного, книжного воспитания с высокомерием встретили «мозольную педагогику», так они окрестили производительный труд учащихся.

     И разрушение колонии имени Горького они начали с призыва к детям: «Хватит вам быть батраками — беритесь за учебу».

     В формировании подрастающего поколения  многие беды идут от семьи, поэтому Макаренко А. С. написал художественно публицистическую «Книгу для родителей». Секрет успеха «семейного» воспитания он видел в честном выполнении родителями их гражданского долга перед обществом. Личный пример родителей, их поведение, поступки, отношение к труду, к людям, к событиям и вещам, их отношение между собой — все это влияет на детей, формирует их личность.

     Таковы  основные положения теории воспитания А. С. Макаренко, его уникальной педагогики, признанной во всем мире.

      Макаренковское  творчество - это, прежде всего всепоглощающий поиск, осмысление и реализация в  педагогике новых ценностей, которые  общество вырабатывало в период кризиса, перехода от одного социально-экономического состояния к другому. Педагогическое новаторство А.С.Макаренко, как и других классиков педагогики, по существу является производным от его творческих поисков в «базисных» отраслях социально-гуманитарного знания. Поэтому, как сейчас признается, ему удалось внести ощутимый вклад в развитие социальной и педагогической психологии, этики, социологии, даже медицины (психотерапии). Отмечена его значимость для развития экономической науки.

Информация о работе Выдающийся мастер педагогического труда А.С. Макаренко