Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2011 в 16:43, реферат
Педагогическое мастерство – комплекс свойств личности, обеспечивающий высокий уровень самоорганизации профессиональной деятельности. К таким важным свойствам относятся: гуманистическая направленность деятельности преподавателя, его профессиональные знания, педагогические способности и педагогическая техника. Педагогическое мастерство – это самоорганизующаяся система в структуре личности, где системообразующим фактором выступает гуманистическая направленность, позволяющая целесообразно, с требованиями общества, выстроить педагогический процесс.
Введение……………………………………………………………………..….... 3
ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ТЕОРИИ ВОСПИТАНИЯ А. С. МАКАРЕНКО……………………………………………………………………. 5
Статья «ЦЕЛЬ ВОСПИТАНИЙ»……………………………………………..….7
Приемы индивидуального воспитания, которые использовал А.С. Макаренко………………………………………………………………………..11
КОЛЛЕКТИВИЗМ В ПОНИМАНИИ А. С. МАКАРЕНКО………...………..14
Заключение…………….…………………………………………………………18
Литература………………………………………………………………..……...21
По тому, как выписаны характеры воспитанников, можно судить и о том, как Макаренко видел каждого человека. Когда в июле 1928 года в колонию прибыл А. М. Горький, колонисты преподнесли ему книгу «Наши жизни Горькому— горьковцы...». В ней была еще и небольшая статья одного из воспитателей, который так писал о Макаренко»: «Я удивлялся его настойчивости и верил в это дело. Все без исключения 400 бывших беспризорных переползли через его нервы».
Итак, Макаренко «видел» человека и любил его не абстрактно, а всяким — и в нищете, когда у детей не было куска хлеба, и в дни, когда «переползали через него нервы», и тогда, когда надо было, чтобы «Земля вертелась, как ей полагается».
Чтобы видеть каждого конкретно, в коммуне имени Дзержинского Макаренко создал своеобразную картотеку, в которую заносились наблюдения Антона Семеновича и воспитателей. Также вычеркивалась графическая линия развития каждого воспитанника. И если линия долгое время была прямая, Макаренко и воспитатели обстоятельно обсуждали, чем и как живет коммунар и почему он себя не проявляет ни с какой стороны. Логика мысли их была такова: коллектив в коммуне все давал человеку (радость бытия и т. д.) и от человека требовал максимальной отдачи и победы над собой.
Для
каждого человека (работника, учащегося)
всегда важно не только то, что он
дает другим людям, не менее важно
быть оцененным людьми. И чем объективнее,
справедливее и требовательнее будет
эта оценка, тем лучше для человека и коллектива
в целом. В этом сокровенная сущность макаренковской
технологии воспитания личности в коллективе.
Приемы индивидуального воспитания, которые использовал А. С. Макаренко
В воспитании своих питомцев Антон Семенович применял разнообразные методы и приемы. Вот некоторые из них.
Также
решительно выступал
А. С. Макаренко против
«В
творческом характере его
применения, — считал
Преображение Дениса Кудлатого, пожалуй, самый убедительный пример высокого искусства Антона Семеновича в применении метода «переключения перспектив»: «Желудочный, глубокий хозяйственный инстинкт мог бы превратить Дениса в матерого куркуля, кулака». Но благодаря тонкой наблюдательности Макаренко и его решению вовлечь Кудлатого в руководство хозяйством колонии, негативные свойства личности этого своеобразного воспитанника были поставлены на службу коллективу, утратили постепенно эгоистический характер и качественно преобразились: скупость стала бережливостью; жадность, нежелание чем-то поделиться с другими — переросла в экономность; страсть к накопительству обернулась расчетливостью. Сам Денис стал главным деятелем хозяйства коллектива, влюбленным в свою работу.
И чтобы формировать всесторонне развитую личность, в колонии были созданы кружки художественной самодеятельности (ИЗО, хоровой, музыкальный), драматический, переросший в настоящий театр; в колонии и коммуне уделяли большое внимание физическому воспитанию (ежедневная гимнастика, футбол, волейбол, горлет (игра собственного изобретения с элементами футбола и тенниса), крокет, и т. д.). Очень любили экскурсии по стране, летние походы, лыжные переходы. Работали технические кружки, проводились диспуты, конференции. Каждый колонист и коммунар имел свое увлечение и был занят каким-то полезным делом.
Но вырастить всесторонне развитую личность можно только (и это был важнейший новаторский вывод Макаренко) в коллективе, который он считал педагогически целесообразной формой организации всей жизни и деятельности детей.
Учение о воспитательном коллективе и коллективизме занимает центральное место в теории Антона Семеновича.
Каковы же основные функции коллектива, по мысли Макаренко:
КОЛЛЕКТИВИЗМ В ПОНИМАНИИ
А.
С. МАКАРЕНКО
«В простейшем определении коллективизм означает солидарность человека с обществом» (А. С. Макаренко).
Эта сторона личности включает в себя следующие признаки:
1. умение работать в коллективе;
2.
развитую способность к
3. товарищескую солидарность и взаимопомощь;
4.
активное участие в
5. заботу о своем коллективе и его перспективах;
6.
осознание себя хозяином
7. ответственность за своих товарищей и за весь коллектив;
8.
умение приказать и
9. желание и потребность подчинить свои интересы коллективу;
10.принятие коллективных перспектив и традиций как своих собственных.
Антон Семенович разработал и на практике блестяще использовал принцип параллельного воздействия на личность через коллектив.
Антон Семенович впервые
Личность и коллектив, коллектив и личность... Развитие их взаимоотношений, конфликты и их разрешение, переплетение интересов и взаимоотношений — стояли в центре новой педагогической системы. «Я все свои 16 лет основной педагогической работы, главные свои силы потратил на решение вопроса о строении коллектива», — писал А. С. Макаренко.
Макаренко выступал за широкую и полную демократизацию воспитания и обучения, за создание нормального психологического климата в детской среде, который дает каждому гарантию защищенности. Гарантию свободного и творческого развития.
Мы сейчас только говорим о демократии, гласности, самоуправлении в школе, а у Макаренко все это было на деле 50 лет назад. Эти идеи были крайне актуальны в 20-е и 30-е годы. Сколько больших и малых трагедий разыгрывалось тогда в классах, школьных коридорах, на улицах! Так было везде, где грубияну, эгоисту, хулигану, насильнику не противостоял коллектив — его мнение, воля, действие,
Одной из черт демократического воспитательного процесса А. С. Макаренко считал самоуправление, без которого не мыслил развитие детского коллектива, детского управления. И оно существовало в коммуне не на бумаге. Никто не мог отменить решения общего собрания. Именно оно определяло жизнь, труд, быт, досуг, отдых всего коллектива, а иногда и судьбу одного человека. «Я принял решение — я отвечаю» — вот это переживание ответственности творило чудеса, хотя воспитывалось с огромным трудом.
Антон
Семенович так организовал
Важнейшей
гранью жизни воспитательного
Воспитатель — это прежде всего член коллектива, а потом уже наставник, старший товарищ.
Основой воспитания личности гражданина Макаренко считал раннее включение детей в производительный труд, который приносит пользу коллективу, обществу и самой личности.
Опираясь на взгляды выдающихся советских педагогов, Макаренко взял идею труда и практически ее реализовал. Но «труд без идущего рядом образования, без идущего рядом гражданского, общественного воспитания не при носит воспитательной пользы, оказывается нейтральным» (А. С. Макаренко).
— участие в производительном труде сразу меняло социальный статус (положение) подростков, превращая их во взрослых граждан со всеми вытекающими отсюда правами и обязанностями;
— но Антон Семенович считал, что труд, не имеющий в виду создание ценностей, не является положительным элементом воспитания.
Сторонники словесного, книжного воспитания с высокомерием встретили «мозольную педагогику», так они окрестили производительный труд учащихся.
И разрушение колонии имени Горького они начали с призыва к детям: «Хватит вам быть батраками — беритесь за учебу».
В формировании подрастающего поколения многие беды идут от семьи, поэтому Макаренко А. С. написал художественно публицистическую «Книгу для родителей». Секрет успеха «семейного» воспитания он видел в честном выполнении родителями их гражданского долга перед обществом. Личный пример родителей, их поведение, поступки, отношение к труду, к людям, к событиям и вещам, их отношение между собой — все это влияет на детей, формирует их личность.
Таковы основные положения теории воспитания А. С. Макаренко, его уникальной педагогики, признанной во всем мире.
Макаренковское творчество - это, прежде всего всепоглощающий поиск, осмысление и реализация в педагогике новых ценностей, которые общество вырабатывало в период кризиса, перехода от одного социально-экономического состояния к другому. Педагогическое новаторство А.С.Макаренко, как и других классиков педагогики, по существу является производным от его творческих поисков в «базисных» отраслях социально-гуманитарного знания. Поэтому, как сейчас признается, ему удалось внести ощутимый вклад в развитие социальной и педагогической психологии, этики, социологии, даже медицины (психотерапии). Отмечена его значимость для развития экономической науки.
Информация о работе Выдающийся мастер педагогического труда А.С. Макаренко