Выдающийся мастер педагогического труда А.С. Макаренко

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2011 в 16:43, реферат

Описание работы

Педагогическое мастерство – комплекс свойств личности, обеспечивающий высокий уровень самоорганизации профессиональной деятельности. К таким важным свойствам относятся: гуманистическая направленность деятельности преподавателя, его профессиональные знания, педагогические способности и педагогическая техника. Педагогическое мастерство – это самоорганизующаяся система в структуре личности, где системообразующим фактором выступает гуманистическая направленность, позволяющая целесообразно, с требованиями общества, выстроить педагогический процесс.

Содержание

Введение……………………………………………………………………..….... 3

ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ТЕОРИИ ВОСПИТАНИЯ А. С. МАКАРЕНКО……………………………………………………………………. 5

Статья «ЦЕЛЬ ВОСПИТАНИЙ»……………………………………………..….7

Приемы индивидуального воспитания, которые использовал А.С. Макаренко………………………………………………………………………..11

КОЛЛЕКТИВИЗМ В ПОНИМАНИИ А. С. МАКАРЕНКО………...………..14

Заключение…………….…………………………………………………………18

Литература………………………………………………………………..……...21

Работа содержит 1 файл

2Реферат.doc

— 123.00 Кб (Скачать)

     МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

     ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО  ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ  «ТОБОЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ им. Д.И. Менделеева» 
 
 
 
 

         Реферат 
 

         Выдающийся  мастер педагогического труда                        А.С. Макаренко 
 
 
 
 
 
 

                                                                     Выполнила: студентка ФФиИ 

         11ТиП гр. Кинчина Ф.М.

         Преподаватель: Черкасова И.И. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

         Тобольск

         2008 г

План

Введение……………………………………………………………………..….... 3

ОСНОВНЫЕ  ПОЛОЖЕНИЯ ТЕОРИИ ВОСПИТАНИЯ А. С. МАКАРЕНКО……………………………………………………………………. 5

Статья  «ЦЕЛЬ ВОСПИТАНИЙ»……………………………………………..….7

Приемы  индивидуального воспитания, которые использовал А.С. Макаренко………………………………………………………………………..11

КОЛЛЕКТИВИЗМ  В ПОНИМАНИИ  А. С. МАКАРЕНКО………...………..14

Заключение…………….…………………………………………………………18

Литература………………………………………………………………..……...21 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Введение 
 
 

       
 
 
 
 
 

     Педагогическое  мастерство – комплекс свойств личности, обеспечивающий высокий уровень самоорганизации профессиональной деятельности. К таким важным свойствам относятся: гуманистическая направленность деятельности преподавателя, его профессиональные знания, педагогические способности и педагогическая техника. Педагогическое мастерство – это самоорганизующаяся система в структуре личности, где системообразующим фактором выступает гуманистическая направленность, позволяющая целесообразно, с требованиями общества, выстроить педагогический процесс. Фундаментом развития профессионального мастерства педагога, дающим ему глубину, основательность, осмысленность действий, выступает профессиональное знание. Направленность и профессиональное знание составляют тот каркас, «скелет» высокого уровня профессионализма в деятельности, который и обеспечивает целостность самоорганизующейся системы. Педагогические способности – дрожжи мастерства, обеспечивающие скорость его совершенствования. Техника, опирающаяся на знания и способности, позволяет все средства воздействия увязать с целью, тем самым гармонизируя структуру педагогической деятельности.

     Классическое  социально-гуманитарное, литературно-художественное наследие всегда современно. Есть лишь «приливы» и «отливы» в истории  его значимости для современности. Они происходят в преддверии и  в ходе больших общественно-политических перемен.

     Сейчас  все ощутимее проявляется интерес  к педагогическому наследию А.С. Макаренко (1888–1939). Обращение к нему вызывается обострением проблем  воспитания детей и молодежи, их активного включения в жизнь, трудовую деятельность. Необходимо расширять подростковые и юношеские объединения, принимать действенные меры по преодолению детской беспризорности и безнадзорности, преступности несовершеннолетних, укреплять семью. Восстанавливается воспитательная функция общеобразовательной школы, развивается среднее профессиональное образование. Должна усиливаться практическая направленность высшего образования. Обновляется военная педагогика, система исправления и перевоспитания осужденных. Новые задачи встают в области социальной психологии, в социологии.

     Стремительно  растет роль «человеческого фактора» во всех областях государственной и  общественной жизни и деятельности. Актуализируются проблемы просвещения, воспитательной функции искусства  и литературы, печати, средств массовой информации. Нуждается в оздоровлении социально-правовое, морально-психологическое и физическое состояние общества.

     Наследие  А.С. Макаренко содержит большие  возможности в решении этих проблем. Это не просто «педагогика школы», «детская», а педагогика социальная. Она стремится учесть, развить и в определенной системе представить воспитательно-образовательные факторы, действующие во всех сферах жизни общества. Жизнедеятельность молодого поколения, его воспитания и образования она связывает с общими тенденциями социально-экономического, гуманитарного развития.  
 
 

     ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ТЕОРИИ ВОСПИТАНИЯ А. С. МАКАРЕНКО

     Все воспитывает: обстоятельства, вещи, действия, поступки людей. Собственно воспитательный процесс является лишь одним из факторов, формирующих человека.

     Воспитывает не только и не столько сам воспитатель, сколько среда, которая организуется воспитателем наиболее выгодным образом  вокруг главного, центрального пункта — процесса хозяйствования, труда. Опираясь на текст «Педагогической поэмы», показать, как А. С. Макаренко организовывал воспитание:

     а)  забота о материальной базе — 1-е  шаги; хозяйственник Калина Иванович (добрый, с юмором, трудолюбивый);

     б)  подбор воспитателей; агроном Шере;

     в)   встреча первых шести воспитанников;

     г)   борьба с воровством    (Бурун — кража    денег, сала, конфет — глава «Операции внутреннего характера»); суд над Буруном;

     д)  глава «Дела государственного значения»  — в колонии появляется пьяный, это используется как повод для  борьбы с самогоноварением в соседней   деревне.    Соседние хутора своей жизнью, нравами влияли на колонистов.

     Жизнь развивается, усложняется, среда влияния  выходит за рамки колонии:

     —  кулаки губят государственный лес — колония по инициативе Антона Семеновича принимает на себя его охрану;

     —  в колонии    мало земли,    нехватка    питания,    плохие спальни, нет классов (все это отрицательно воздействует на воспитанников), а рядом с колонией пустует и расхищается бывшее имение Трепке — начинается «завоевание» и освоение этого имения, чтобы иметь лучший дом, богаче и культурнее жить.

     Более зажиточная и культурная жизнь рождает  новые запросы, новые желания  и радости: появляется потребность  в цветах, в музыке, в театре, красивой одежде. В образцовом порядке содержатся все помещения колонии — это тоже очень влияет на воспитанников.

     Макаренко, организуя «среду» воспитания колонистов, ставил их в положение «хозяев» колонии. И это рождало чувство ответственности, ставило их в положение активных  борцов за организацию и рост колонии, рождало инициативу и творчество.

     Целью воспитания считал формирование гармонически развитой личности. Учил педагогов  относиться к детям как к товарищам, гражданам, учил уважать их права  и обязанности, включая право на радость и обязанность ответственности.

     Формируя  цели воспитания, Макаренко выделяет 3 основополагающие задачи: 1. вырастить ребенка здоровым;

       2. сформировать у него умение  работать;

       3. вооружить нравственно.

     Обращал внимание на единство всех сторон обучения и воспитания. Антон Семенович Макаренко считал, что воспитывающими должны быть и труд, и учеба, и досуг. Причем не изолированно, сами по себе, а именно в единстве.                
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Статья «ЦЕЛЬ ВОСПИТАНИЙ»

     1.   «Мы должны думать о воспитании  таких характеров, таких личных  качеств, которые необходимы государству».

     2. Педагогике необходимо создать метод, который «даст возможность каждой  отдельной личности развивать свои особенности,    сохранять свою индивидуальность».

     Еще при жизни Макаренко, а потом  и после его смерти и сейчас его педагогические идеи подвергали и подвергают критике.

     Фальсификаторы (те, кто что-либо извращает) особенно подвергают обстрелу следующее положение: что якобы Макаренко, считая главной целью воспитания коллектив, игнорировал личности воспитанника; что конкретный человек для него — винтик. Такую мысль высказал и Сухомлинский В. А. в статье «Идти вперед» (1969 г.).

     Владимир  Кумарин, доктор педагогических наук, анализируя утверждение Сухомлинского в статье «Вперед...» к Макаренко пишет: «Логика Макаренко А. С. очень проста: мы должны воспитывать новый тип человека с психологией коллективиста. Считаю, что без коллектива эту задачу не решить. Значит, приступая к воспитанию личности, мы непременно обязаны позаботиться о создании коллектива. Отсюда и «первая цель».

     Что касается цели стратегической, то здесь у Антона Семеновича все подчинено личности.

     Кого  он выпускал из колонии и коммуны? Коллективы?! Нет, личности! Да какие! (Задоров, Вершнев, Бурун, Братченко, братья Чавелии  и т. д., больше 3-х тысяч настоящих  советских людей!)»

     А как в теории это звучит?  «Проблемы  школьного советского воспитания»:

     «Я  под целью воспитания понимаю  программу человеческой личности, программу человеческого характера, причем в понятие характера я вкладываю все содержание личности, т. е. характер внешних проявлений, и внутренней убежденности, и политическое воспитание, и знания — решительно всю картину человеческой личности».

     Выразительно  и точно запечатлен образ педагога-новатора А. М. Горьким в его очерках  «По Союзу Советов»: Макаренко  нарисован как замечательный знаток детей, способный верно и быстро понимать все тончайшие движения их души и определять самое главное в их поведении и характере.

     Это умение педагога затем отразилось в  психологически углубленных, предельно  выразительных портретах воспитанников, которые он создал как художник слова.

     Ю. Лукин, автор критико-биографического очерка о Макаренко, пишет: «С полным правом мог Макаренко сказать о себе: «Я умел с первого взгляда, по внешним признакам, по неуловимым гримасам физиономии, по голосу, по походке, еще по каким-то мельчайшим завиткам личности ... сравнительно точно предсказывать, какая продукция может получиться в каждом отдельном случае из этого сырья».

     В этой связи большой интерес представляют лаконичные, но меткие и содержательные характеристики коммунаров-дзержинцев, которые устами бригадира Нестеренко дает А. С. Макаренко в главе «Разговор, не для всех приятный», в повести «Флаги на башнях».

     Значимость, какую придавал А. С. Макаренко принципу индивидуализации воспитания, проявилась в его поэзии по отношению к дневнику педагога. В наши дни, к сожалению, этому вопросу не всегда уделяется должное внимание.

     А вот что утверждал А. С. Макаренко: «Хороший воспитатель должен обязательно вести дневник своей работы, в котором записывать отдельные наблюдения над воспитанниками, случаи, характеризующие то или иное лицо, беседы с ним, движение воспитанника вперед, анализировать явления кризиса или перелома, которые бывают у всех ребят в разных возрастах... Ведение такого дневника может характеризовать качество работы воспитателя и служить известным мерилом его ценности как работника, но формально требовать от него, чтобы он такой дневник вел, не следует, ибо в этом случае самым опасным явится обратить такой дневник в официальный отчет». В статье «Учительской газеты» «Рыцарь оптимистической педагогики» профессор из Киева Н. Нежинский (к 80-летию со дня рождения А. С. Макаренко) пишет:

     а)   Макаренко А. С. выступал против духовно  стандартизированной личности в коллективе, как и против того, что ее обедняло.

     б) Создавая «Педагогическую поэму», Макаренко  выполнял следующую задачу: «Описывать целый коллектив и в то же время не растерять отдельных людей, не притушить их яркости».

     Доказательства  этой мысли:

     В «Педагогической поэме» свыше 150 персонажей. И ни один не повторяет друг друга. Для каждого нашлись свои, особые средства выразительности. Все действующие лица (именно действующие, а не описанные) — в движении. Мы слышим меняющиеся интонации их говора, чувствуем их переживания и стремления. Образ главного героя — коллектива — выступает как развивающееся сообщество людей. И каждый в коллективе — самостоятельная и значимая личность.

Информация о работе Выдающийся мастер педагогического труда А.С. Макаренко