Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2011 в 16:43, реферат
Педагогическое мастерство – комплекс свойств личности, обеспечивающий высокий уровень самоорганизации профессиональной деятельности. К таким важным свойствам относятся: гуманистическая направленность деятельности преподавателя, его профессиональные знания, педагогические способности и педагогическая техника. Педагогическое мастерство – это самоорганизующаяся система в структуре личности, где системообразующим фактором выступает гуманистическая направленность, позволяющая целесообразно, с требованиями общества, выстроить педагогический процесс.
Введение……………………………………………………………………..….... 3
ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ТЕОРИИ ВОСПИТАНИЯ А. С. МАКАРЕНКО……………………………………………………………………. 5
Статья «ЦЕЛЬ ВОСПИТАНИЙ»……………………………………………..….7
Приемы индивидуального воспитания, которые использовал А.С. Макаренко………………………………………………………………………..11
КОЛЛЕКТИВИЗМ В ПОНИМАНИИ А. С. МАКАРЕНКО………...………..14
Заключение…………….…………………………………………………………18
Литература………………………………………………………………..……...21
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ТОБОЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
Реферат
Выдающийся
мастер педагогического
труда
А.С. Макаренко
11ТиП гр. Кинчина Ф.М.
Преподаватель: Черкасова
И.И.
Тобольск
2008 г
План
Введение…………………………………………………………
ОСНОВНЫЕ
ПОЛОЖЕНИЯ ТЕОРИИ ВОСПИТАНИЯ А. С. МАКАРЕНКО………………………………………………………
Статья
«ЦЕЛЬ ВОСПИТАНИЙ»…………………………………
Приемы
индивидуального воспитания, которые
использовал А.С. Макаренко………………………………………………………
КОЛЛЕКТИВИЗМ В ПОНИМАНИИ А. С. МАКАРЕНКО………...………..14
Заключение…………….……………………………………
Литература……………………………………………………
Введение
Педагогическое мастерство – комплекс свойств личности, обеспечивающий высокий уровень самоорганизации профессиональной деятельности. К таким важным свойствам относятся: гуманистическая направленность деятельности преподавателя, его профессиональные знания, педагогические способности и педагогическая техника. Педагогическое мастерство – это самоорганизующаяся система в структуре личности, где системообразующим фактором выступает гуманистическая направленность, позволяющая целесообразно, с требованиями общества, выстроить педагогический процесс. Фундаментом развития профессионального мастерства педагога, дающим ему глубину, основательность, осмысленность действий, выступает профессиональное знание. Направленность и профессиональное знание составляют тот каркас, «скелет» высокого уровня профессионализма в деятельности, который и обеспечивает целостность самоорганизующейся системы. Педагогические способности – дрожжи мастерства, обеспечивающие скорость его совершенствования. Техника, опирающаяся на знания и способности, позволяет все средства воздействия увязать с целью, тем самым гармонизируя структуру педагогической деятельности.
Классическое социально-гуманитарное, литературно-художественное наследие всегда современно. Есть лишь «приливы» и «отливы» в истории его значимости для современности. Они происходят в преддверии и в ходе больших общественно-политических перемен.
Сейчас все ощутимее проявляется интерес к педагогическому наследию А.С. Макаренко (1888–1939). Обращение к нему вызывается обострением проблем воспитания детей и молодежи, их активного включения в жизнь, трудовую деятельность. Необходимо расширять подростковые и юношеские объединения, принимать действенные меры по преодолению детской беспризорности и безнадзорности, преступности несовершеннолетних, укреплять семью. Восстанавливается воспитательная функция общеобразовательной школы, развивается среднее профессиональное образование. Должна усиливаться практическая направленность высшего образования. Обновляется военная педагогика, система исправления и перевоспитания осужденных. Новые задачи встают в области социальной психологии, в социологии.
Стремительно растет роль «человеческого фактора» во всех областях государственной и общественной жизни и деятельности. Актуализируются проблемы просвещения, воспитательной функции искусства и литературы, печати, средств массовой информации. Нуждается в оздоровлении социально-правовое, морально-психологическое и физическое состояние общества.
Наследие
А.С. Макаренко содержит большие
возможности в решении этих проблем.
Это не просто «педагогика школы»,
«детская», а педагогика социальная.
Она стремится учесть, развить и в определенной
системе представить воспитательно-образовательные
факторы, действующие во всех сферах жизни
общества. Жизнедеятельность молодого
поколения, его воспитания и образования
она связывает с общими тенденциями социально-экономического,
гуманитарного развития.
ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ТЕОРИИ ВОСПИТАНИЯ А. С. МАКАРЕНКО
Все воспитывает: обстоятельства, вещи, действия, поступки людей. Собственно воспитательный процесс является лишь одним из факторов, формирующих человека.
Воспитывает не только и не столько сам воспитатель, сколько среда, которая организуется воспитателем наиболее выгодным образом вокруг главного, центрального пункта — процесса хозяйствования, труда. Опираясь на текст «Педагогической поэмы», показать, как А. С. Макаренко организовывал воспитание:
а) забота о материальной базе — 1-е шаги; хозяйственник Калина Иванович (добрый, с юмором, трудолюбивый);
б) подбор воспитателей; агроном Шере;
в) встреча первых шести воспитанников;
г) борьба с воровством (Бурун — кража денег, сала, конфет — глава «Операции внутреннего характера»); суд над Буруном;
д) глава «Дела государственного значения» — в колонии появляется пьяный, это используется как повод для борьбы с самогоноварением в соседней деревне. Соседние хутора своей жизнью, нравами влияли на колонистов.
Жизнь развивается, усложняется, среда влияния выходит за рамки колонии:
— кулаки губят государственный лес — колония по инициативе Антона Семеновича принимает на себя его охрану;
— в колонии мало земли, нехватка питания, плохие спальни, нет классов (все это отрицательно воздействует на воспитанников), а рядом с колонией пустует и расхищается бывшее имение Трепке — начинается «завоевание» и освоение этого имения, чтобы иметь лучший дом, богаче и культурнее жить.
Более зажиточная и культурная жизнь рождает новые запросы, новые желания и радости: появляется потребность в цветах, в музыке, в театре, красивой одежде. В образцовом порядке содержатся все помещения колонии — это тоже очень влияет на воспитанников.
Макаренко,
организуя «среду» воспитания колонистов,
ставил их в положение «хозяев» колонии.
И это рождало чувство
Целью воспитания считал формирование гармонически развитой личности. Учил педагогов относиться к детям как к товарищам, гражданам, учил уважать их права и обязанности, включая право на радость и обязанность ответственности.
Формируя цели воспитания, Макаренко выделяет 3 основополагающие задачи: 1. вырастить ребенка здоровым;
2. сформировать у него умение работать;
3. вооружить нравственно.
Обращал
внимание на единство всех сторон обучения
и воспитания. Антон Семенович Макаренко
считал, что воспитывающими должны быть
и труд, и учеба, и досуг. Причем не изолированно,
сами по себе, а именно в единстве.
Статья «ЦЕЛЬ ВОСПИТАНИЙ»
1.
«Мы должны думать о
2. Педагогике необходимо создать метод, который «даст возможность каждой отдельной личности развивать свои особенности, сохранять свою индивидуальность».
Еще при жизни Макаренко, а потом и после его смерти и сейчас его педагогические идеи подвергали и подвергают критике.
Фальсификаторы (те, кто что-либо извращает) особенно подвергают обстрелу следующее положение: что якобы Макаренко, считая главной целью воспитания коллектив, игнорировал личности воспитанника; что конкретный человек для него — винтик. Такую мысль высказал и Сухомлинский В. А. в статье «Идти вперед» (1969 г.).
Владимир Кумарин, доктор педагогических наук, анализируя утверждение Сухомлинского в статье «Вперед...» к Макаренко пишет: «Логика Макаренко А. С. очень проста: мы должны воспитывать новый тип человека с психологией коллективиста. Считаю, что без коллектива эту задачу не решить. Значит, приступая к воспитанию личности, мы непременно обязаны позаботиться о создании коллектива. Отсюда и «первая цель».
Что касается цели стратегической, то здесь у Антона Семеновича все подчинено личности.
Кого он выпускал из колонии и коммуны? Коллективы?! Нет, личности! Да какие! (Задоров, Вершнев, Бурун, Братченко, братья Чавелии и т. д., больше 3-х тысяч настоящих советских людей!)»
А как в теории это звучит? «Проблемы школьного советского воспитания»:
«Я под целью воспитания понимаю программу человеческой личности, программу человеческого характера, причем в понятие характера я вкладываю все содержание личности, т. е. характер внешних проявлений, и внутренней убежденности, и политическое воспитание, и знания — решительно всю картину человеческой личности».
Выразительно и точно запечатлен образ педагога-новатора А. М. Горьким в его очерках «По Союзу Советов»: Макаренко нарисован как замечательный знаток детей, способный верно и быстро понимать все тончайшие движения их души и определять самое главное в их поведении и характере.
Это умение педагога затем отразилось в психологически углубленных, предельно выразительных портретах воспитанников, которые он создал как художник слова.
Ю. Лукин, автор критико-биографического очерка о Макаренко, пишет: «С полным правом мог Макаренко сказать о себе: «Я умел с первого взгляда, по внешним признакам, по неуловимым гримасам физиономии, по голосу, по походке, еще по каким-то мельчайшим завиткам личности ... сравнительно точно предсказывать, какая продукция может получиться в каждом отдельном случае из этого сырья».
В
этой связи большой интерес
Значимость, какую придавал А. С. Макаренко принципу индивидуализации воспитания, проявилась в его поэзии по отношению к дневнику педагога. В наши дни, к сожалению, этому вопросу не всегда уделяется должное внимание.
А вот что утверждал А. С. Макаренко: «Хороший воспитатель должен обязательно вести дневник своей работы, в котором записывать отдельные наблюдения над воспитанниками, случаи, характеризующие то или иное лицо, беседы с ним, движение воспитанника вперед, анализировать явления кризиса или перелома, которые бывают у всех ребят в разных возрастах... Ведение такого дневника может характеризовать качество работы воспитателя и служить известным мерилом его ценности как работника, но формально требовать от него, чтобы он такой дневник вел, не следует, ибо в этом случае самым опасным явится обратить такой дневник в официальный отчет». В статье «Учительской газеты» «Рыцарь оптимистической педагогики» профессор из Киева Н. Нежинский (к 80-летию со дня рождения А. С. Макаренко) пишет:
а) Макаренко А. С. выступал против духовно стандартизированной личности в коллективе, как и против того, что ее обедняло.
б) Создавая «Педагогическую поэму», Макаренко выполнял следующую задачу: «Описывать целый коллектив и в то же время не растерять отдельных людей, не притушить их яркости».
Доказательства этой мысли:
В «Педагогической поэме» свыше 150 персонажей. И ни один не повторяет друг друга. Для каждого нашлись свои, особые средства выразительности. Все действующие лица (именно действующие, а не описанные) — в движении. Мы слышим меняющиеся интонации их говора, чувствуем их переживания и стремления. Образ главного героя — коллектива — выступает как развивающееся сообщество людей. И каждый в коллективе — самостоятельная и значимая личность.
Информация о работе Выдающийся мастер педагогического труда А.С. Макаренко