Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 13:35, реферат
Учебная мотивация у различных возрастных групп школьников проявляется по-разному. Чтобы понять специфику мотивов у школьников разных возрастов, необходимо соотнести их с особенностями каждого возраста в целом.
Принято выделять три периода:
Младший школьный возраст (7-10 лет, учащиеся начальных классов),
Средний школьный возраст, или подростковый (10-15 лет, учащиеся 5-9 классов),
Старший школьный возраст, или возраст ранней юности (15-17 лет, учащиеся 10-11 классов).
По всем ответам баллы суммируются, учителю довольно легко соотнести результаты с несколькими уровнями мотивации:
- 25-30 баллов - высокий уровень
школьной мотивации и учебной
активности. Ребята, показавшие такой
результат, характеризуются
- 20-24 балла – хорошая
школьная мотивация. Данный
- 15-19 баллов – положительное
отношение к школе, но школа
больше привлекает внеучебными
сторонами. Ребята, показавшие такой
результат, довольно комфортно
чувствуют себя в школе, но
больше их привлекает общение.
На рисунках они изображают
школу, но ситуации
- 10-14 баллов – низкий
уровень школьной мотивации.
- ниже 10 баллов – школьная
дезадаптация, негативное отношение
к школе. Такой результат
Кроме всего выше перечисленного хочу отметить следующее. Учителю стоит обратить внимание на цветовую гамму рисунка. Преобладание синих, красных тонов может свидетельствовать о тревожности ребенка. Анкетирование и рисование лучше проводить с детьми по группам так, чтобы они сидели отдельно за партами (дабы не было соблазна сделать так же, как и сосед). Идеальный вариант, когда проводится индивидуальное обследование.
Анализ детских рисунков на тему: “Что тебе нравится в школе”
Рисуночные методики с успехом используются для диагностики проблем, возникающих у детей с приходом в школу. Эти методики, как никакие другие, позволяют выявить тревожность, негативное отношение к школе. Вот некоторые аспекты оценки рисунков на тему “Что тебе нравится в школе?”:
Несоответствие теме указывает на:
Отсутствие школьной мотивации и преобладание других мотивов, чаще всего игровых. На таких рисунках ребята изображают свои игрушки, дом, домашних любимцев, узоры. Это свидетельствует о мотивационной неготовности ребенка к школьному обучению.
Детский негативизм. Если ребенок категорически отказывается рисовать на заданную тему и рисует то, что он хорошо умеет рисовать, то это может свидетельствовать как о завышенных притязаниях, так и о возможных трудностях, которые могут возникнуть у него при выполнении школьных требований.
Неверное понимание и толкование поставленной задачи. В этом случае ребенок вообще ничего не рисует или пытается “подсмотреть” у соседа. Такое поведение, по мнению психологов, свойственно ребятам с задержкой психического развития
При несоответствии рисунка заданной теме при подведении итогов за рисунок проставляется 0 баллов.
Соответствие заданной теме свидетельствует в целом о том, что ребенок испытывает положительное отношение к школе. Но здесь есть несколько нюансов, которые связаны с сюжетами, выбранными ребятами для своих рисунков.
Учебная ситуация. На таких рисунках ребята изображают фрагменты урока, учеников за партами, себя у доски и т.д. Это свидетельствует о высокой школьной мотивации. При количественной оценке таким рисункам проставляется 30 баллов (НЕ ПОТЕРЯЙТЕ этих УЧЕНИКОВ!!!).
Ситуация неучебного характера,
но, так или иначе, связана со школой.
Дети рисуют школьный двор, школьное здание,
школьный автобус, школьный музей и
т.д. Такие рисунки характерны для
детей с положительным
Игровые ситуации, связанные
со школой. На таких рисунках изображены
игры на переменах, игрушки и другие
предметы, непосредственно не относящиеся
к учебе, находящиеся в классе.
Такие рисунки характерны для
детей с положительным
Заключение
Данное выступление посвящёно одной из актуальных проблем школы – повышению мотивации учения учащихся. В нем я представила педагогические методы и приёмы, способствующие развитию положительной устойчивой мотивации учебной деятельности учащихся начальной школы.
В целом можно сделать следующие основные выводы:
1. Учителю, стремящемуся
сформировать положительную
2. В практике обучения
присутствуют как
3. Для развития положительной
и коррекции негативной
4. Предложенные педагогические
методы и приёмы позволят
Литература
Божович Л. И. Изучение мотивации поведения детей и подростков. – М., 1972.
Воронцов А.Б., Чудинова Е.В. Учебная деятельность. М., 2004.
Дейкина А. Д. Обучение и воспитание на уроках русского языка. М., 1990.
Добровольская В.В. Роль и место письменной речи в гибких моделях обучения. «Мир русского слова», 2002, №4.
Збарский И.С., Полухина В.П. Внеклассная работа по литературе (IV-VIII классы). – М.: Просвещение, 1975.
Зимняя И.А. Педагогическая психология. Учебник для вузов. М.,1999.
Изучение социального заказа к содержанию базовых курсов основной и
средней школы и к уровню подготовки выпускников. Материалы к семинару.–
М.: Издательство НПО "Образование от А до Я", 2000.
8. Ковалев В.И. Книга Н. М. Шанского на уроках и внеурочных мероприятиях по
русскому языку//РЯШ. – 1993. - №3.
Круглова О.С. Технология проектного обучения. "Завуч" № 6,1 999, с.90-94.
Лернер И. Я. Проблемное обучение - М., 1974.
Леонтьев А. А. Язык, речь, речевая деятельность. М., 1969.
Львов М.Р. Словарь-справочник по методике преподавания русского языка: Учебное пособие для студентов пед. инст итутов. – М.: Просвещение, 1988.
Маркова А.К., Орлов А.Б., Фридман Л.М. Мотивация учения и её воспитание у школьников. М. 1983.
Маркова А. К., Матис Т. А., Орлов А. Б. Формирование мотивации учения. – М., 1990.
Материалы круглого стола на тему: «Русский язык в общеобразовательной школе: программы и учебники». М, 2002
17. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования /
Под ред. Е.С.Полат.– М.: 2000.
Павлова З.А. Школа "Недоросля". "Русская словесность", 1996, № 2
Панов Б.Т. Внеклассная работа по русскому языку. – М.: Просвещение, 1980.
Попов Г.Х. Организация личной работы учащегося. М.: 1987.
Раис Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. – СПб., 2000.
Текучев А.В. Методика русского языка в средней школе. – М.: Просвещение, 1980.
Чечель И. Метод проектов или попытка избавить учителя от обязанностей всезнающего оракула // «Директор школы». – 1998. № 3.
Щукина Г.И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся, М.,1998
Информация о работе Возрастные характеристики младшего школьного возраста