Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 13:35, реферат
Учебная мотивация у различных возрастных групп школьников проявляется по-разному. Чтобы понять специфику мотивов у школьников разных возрастов, необходимо соотнести их с особенностями каждого возраста в целом.
Принято выделять три периода:
Младший школьный возраст (7-10 лет, учащиеся начальных классов),
Средний школьный возраст, или подростковый (10-15 лет, учащиеся 5-9 классов),
Старший школьный возраст, или возраст ранней юности (15-17 лет, учащиеся 10-11 классов).
Школьники младшего возраста
любят мечтать и играть, разгадывать
загадки, раскрывать тайны. Они стремятся
к приключениям. Однотипная и длительная
работа быстро их утомляет. Если необходимо
проделать большое количество однообразных
упражнений, нужно включить их в
игровую оболочку, в которой эти
действия выполняются для достижения
игровой цели. В таких случаях
использую приём “
Развивать и сохранять учебную мотивацию у младших школьников можно, используя для этой цели занимательные задания, загадки, и ребусы, привлекая красочную наглядность, литературных персонажей и сказочных героев. Поддержание постоянного интереса к предмету обеспечивается через содержание и формулировку заданий, форму подачи материала:
“Найди лишнее число в каждом ряду”,
“Зачеркни его”,
“Оставшиеся числа, расставь в порядке возрастания”,
“Подставив вместо чисел соответствующие буквы, расшифруй слово”,
“Запиши его”.
За время работы заметила,
что больший интерес школьники
проявляют к той информации, которая
помогает им решать жизненные проблемы.
Поэтому обучение обязательно нужно
связывать с практическими
Проблемные задания выполняют
мотивационную функцию, позволяют
повторить ранее усвоенные
Тема “Термометр”
Проблемные вопросы
-Почему термометр иногда называют термоизмеритель или градусник?
-Можно ли измерить
-В каком случае водный
термометр покажет неверную
Проблемная задача
Осенью по радио метеорологи сообщили, что температура воздуха +5 °С. Нина решила проверить их сообщение. Она взяла комнатный термометр и вышла на улицу. Подержав в руке термометр 5 минут, она заметила, что конец столбика подкрашенной жидкости показывал +20 °С. Почему термометр показал температуру намного выше, чем было на самом деле?
Учебная мотивация сохраняется и развивается, если ученик реализует свой потенциал, получает реальные результаты своего труда. Для этого используются творческие задания: составление загадок, ребусов, кроссвордов, сочинение сказок, издание книжек.
Одним из эффективных способов формирования и сохранения мотивации у младших школьников является создание ситуаций успеха.Для появления интереса к изучаемому предмету необходимо понимание нужности, важности, целесообразности изучения данного предмета в целом и отдельных его разделов, тем. Этому могут способствовать следующие приёмы.
«Оратор»
За 1 минуту убедите своего собеседника в том, что изучение этой темы просто необходимо.
«Автор»
…Если бы вы были автором учебника, как бы вы объяснили ученикам необходимость изучения этой темы?
…Если бы вы были автором учебника, как бы вы объяснили ученикам эту тему?
«Фантазёр»
Записана тема урока.
- Назовите 5 способов применения знаний, умений и навыков по этой теме в жизни.
…………………
- Вот видите, как важно…
«Кумир»
Изображение «кумиров по жизни». Пофантазируйте, каким образом они бы доказали вам необходимость изучения этой темы?
«Профи»
Исходя из будущей профессии, зачем нужно изучение этой темы?
Одна из составляющих мотивации – умение ставить цель, определять зону ближайшего развития, понимать, зачем нужно писать грамотно. Цель, поставленная учителем, должна стать целью ученика. Для превращения цели в мотивы-цели большое значение имеет осознание учеником своих успехов, продвижения вперед. Для развития этих умений можно использовать следующие приёмы.
В начале учебного года можно попросить ребят ответить на ряд вопросов:
А. На что был похож прошлый учебный год?
На что ты хочешь, чтобы он был похож в этом году?
Что тебе нужно сделать для этого?
Какая нужна помощь?
Б. Какую отметку ты хотел бы иметь по предмету за …четверть?
Что тебе нужно сделать, чтобы это было так?
Чья помощь, и в какой форме тебе нужна?
Как ты поймёшь, что результат достигнут?
Иногда предполагаемые итоговые отметки ребята могут сразу выставить карандашом в дневник. Некоторых это стимулирует.
В. Записать не менее 6 ответов на вопросы:
Чего не случиться, если я буду писать грамотно?
Чего не случиться, если я не буду писать грамотно?
Что случится, если я буду писать грамотно?
Что случиться, если я не буду писать грамотно?
Образовательная стратегия.
- Что ты сделал, чтобы написать эту работу на «5»?
- Как ты готовился к диктанту, что позволило тебе написать его хорошо?
Подобные рассказы помогают учащимся делиться успешными обучающими стратегиями.
-Создание ситуации успеха
также позволяет
Связь изучаемого с интересами,
уже существовавшими у
Очень важно не только записать тему на доске, но и вызвать у школьников эмоциональный отклик, отношение к этой теме. Это можно сделать через признание личности подростка, опираясь на его жизненный опыт.
- Что вы уже знаете об этой теме?
- Подберите слова об этом или на эту тему….
- Вот видите! В вашей
памяти это уже храниться!
(Не правда ли, звучит как открытие!)
Проблемность обучения
На каждом из этапов урока необходимо использовать проблемные мотивации, задания. Если учитель делает это, то обычно мотивации учащихся находятся на достаточно высоком уровне. Важно отметить, что по содержанию она является познавательной, т.е. внутренней.
Основная движущая пружина поискового, проблемного обучения – это система интересных вопросов, творческих заданий и исследовательских проектов, которые ставятся перед учениками. Необходимо широко использовать:
▪ вопросы, адресованные ученикам, в которых сталкиваются противоречия.
Необходимость преодолеть противоречие - самый мощный двигатель мысли. Например, определи и докажи, где какая часть речи:
Бревно лежит поперёк канавы. Мы шли вдоль и поперёк….
(В)пустую комнату; спорить (в)пустую;
подняться (на)верх; прикрепить (на)верх шеста;
работать (по)новому; идти (по)новому шоссе ).
▪ вопросы, требующие установления сходства и различия. Чем менее очевидно это различие или сходство, тем интереснее его обнаружить;
▪ вопросы по установлению причинно–следственных связей. Открытие каждой причины – шаг к более глубокому пониманию.
▪ Одним из видов активного поиска являются действия выбора, работа по желанию. (Например, выучить понравившееся стихотворение или отрывок по выбору).
▪ Активная поисковая деятельность
стимулирует собственные
▪ Поисковую умственную активность вызывают задания, которые требуют от школьников исправления логических, фонетических, стилистических и прочих ошибок. Постоянная систематическая работа по обнаружению, исправлению и объяснению ошибок, редактирование текстов – один из действенных методов обучения и развития учащихся.
Необходимо также стремиться
к организации и использованию
в процессе обучения различных
«обратных связей» между
Проектная деятельность –
педагогическая технология, ориентированная
не на интеграцию фактических знаний,
а на их применение и приобретение
новых путем самообразования. Метод
дает простор для творческой инициативы
учащихся и педагога, подразумевает
их дружеское сотрудничество, что
создает положительную
Чтобы каждый ребёнок смог стать успешным, необходимо подчёркивать даже самый небольшой успех, продвижение вперёд.
Все перечисленные приёмы
активно используются учителями
начальных классов. Всё чаще в
последнее время в
Начиная работать в “ Центре дистанционного обучения детей-инвалидов” на базе ГОУ “ Белгородский инженерный юношеский лицей-интернат” , я сама должна была освоить эти технологии. Для того чтобы быть успешной в своей работе мне предстояло научиться пользоваться информацией, осмысливать ее, манипулировать ею. При составлении плана урока, я учитываю особенности обучения с использованием ИКТ в формах учебной работы на различных этапах урока.
Добившись определённых успехов в обучении с использованием ИКТ на уроках, я пришла к выводу, что на сегодняшний день это одно из самых эффективных средств для повышения интереса детей к предмету.
Приложение
Диагностика уровня школьной мотивации у учащихся начальной школы (авт. Н.Г.Лусканова)
Инструкция к тесту
В каждом из вопросов выбери один ответ.
Тестовый материал
Тебе нравится в школе или не очень?
не очень
нравится
не нравится
Утром, когда ты просыпаешься, ты всегда с радостью идешь в школу или тебе часто хочется остаться дома?
чаще хочется остаться дома
бывает по-разному
иду с радостью
Если бы учитель сказал, что завтра в школу не обязательно приходить всем ученикам, ты пошел бы в школу или остался дома?
не знаю
остался бы дома
пошел бы в школу
Тебе нравится, когда у вас отменяют какие-нибудь уроки? Введение
бывает по-разному
нравится
Ты хотел бы, чтобы тебе не задавали домашних заданий?
хотел бы
не хотел бы
не знаю
Ты хотел бы, чтобы в школе остались одни перемены?
не знаю
не хотел бы
хотел бы
Ты часто рассказываешь о школе родителям?
часто
редко
не рассказываю
Ты хотел бы, чтобы у тебя был менее строгий учитель?
точно не знаю
хотел бы
не хотел бы
У тебя в классе много друзей?
мало
много
нет друзей
Тебе нравятся твои одноклассники?
нравятся
не очень
не нравятся
Обработка и интерпретация результатов теста
Ребятам предлагается выбрать один из трех вариантов ответов, которые оцениваются следующим образом:
- 3 балла, если ответ
на поставленный вопрос
- 1 балл, если ребенок дает нейтральный ответ: “Не знаю” или “Бывает по- разному”
- 0 баллов, если ребенок
дает ответ, который позволяет
судить об отрицательном
Информация о работе Возрастные характеристики младшего школьного возраста