Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 13:35, реферат
Учебная мотивация у различных возрастных групп школьников проявляется по-разному. Чтобы понять специфику мотивов у школьников разных возрастов, необходимо соотнести их с особенностями каждого возраста в целом.
Принято выделять три периода:
Младший школьный возраст (7-10 лет, учащиеся начальных классов),
Средний школьный возраст, или подростковый (10-15 лет, учащиеся 5-9 классов),
Старший школьный возраст, или возраст ранней юности (15-17 лет, учащиеся 10-11 классов).
Если мотивы, стимулирующие
определенную деятельность (в нашем
случае — процесс учения), не связаны
напрямую с ней, их называют внешними
по отношению к данной деятельности.
Если же мотивы непосредственно связаны
с учебной деятельностью, то их называют
внутренними. Мотив учения может
быть внутренним — при самостоятельной
познавательной работе или внешним
— при оказании помощи взрослым.
Внутренние мотивы таковы: интерес
к процессу деятельности, интерес
к результату деятельности, стремление
к саморазвитию, развитию каких-либо
своих качеств, способностей. Внешние
мотивы проявляются тогда, когда
деятельность осуществляется в силу
долга, обязанности, ради достижения определенного
положения среди сверстников, из-за
давления родных, учителя и др. Если
ученик решает задачу, то внешними мотивами
этого действия могут быть: желание
получить хорошую отметку, показать
своим товарищам свое умение решать
задачи, добиться похвалы учителя
и т.д. Внутренними мотивами в
данном случае являются: интерес к
процессу решения задачи, к поиску
способа решения, результату и т.д.
Необходимо учитывать, что мотив
всегда является, с одной стороны,
внутренней характеристикой сознания
ученика, побуждением его к
Третий вариант классификации мотивов учения опирается на наличие в мотивации двух тенденций: к достижению успеха и к избеганию неудач.
Школьники, мотивированные на достижение успеха, обычно ставят перед собой некоторую позитивную цель, активно включаются в ее реализацию, выбирают средства, направленные на достижение этой цели. Деятельность (обучение) вызывает у них при этом положительные эмоции, мобилизацию внутренних ресурсов и сосредоточение внимания. Мотивированные на успех учащиеся обычно выбирают для себя профессии, соответствующие их знаниям, умениям, навыкам, способностям.
Иначе ведут себя школьники,
мотивированные на недопущение неудачи.
Их цель заключается не в том, чтобы
добиться успеха, а в том, чтобы
избежать неудачи. Их мысли и действия
подчинены именно этому. Ученик при
этом неуверен в себе, боится критики.
С работой, в которой возможна
неудача, у него связаны только отрицательные
эмоции, он не испытывает удовольствия
от учебной деятельности. Мотив недопущения
неудачи связан с неуверенностью
в себе, низкой самооценкой, неверием
в возможность успеха. Любые сложности
вызывают отрицательные эмоции. Ребята,
ориентированные на недопущение
неудач, нередко характеризуются
неадекватностью
Учащиеся, у которых преобладает
стремление к успеху, свои победы и
неудачи склонны объяснять
Изложенное указывает на необходимость развития у учащихся стремления к успеху. Оно должно преобладать над стремлением к недопущению неудачи.
Проанализировав все виды учебных мотивов, можно выделить те мотивы, к формированию и развитию которых нужно стремиться: познавательные и социальные на высшем уровне, внутренние и мотивы, направленные на достижение успеха. Это та совокупность мотивов, которая определяет высокий уровень развития учебной мотивации школьников. Или “универсальная молекула высокой учебной мотивации”.
2. Итак, следующий этап - это
диагностирующий этап, на котором
будет изучен уровень
Для выявления уровня мотивации к учению может быть использована методика Н.Г.Лускановой, которая состоит из двух частей:
Анализ детских рисунков на тему: “Что тебе нравится в школе?”
Анализ ответов учащихся на 10 вопросов анкеты.
Срез делался в начале каждого учебного года и в конце.
Формировать мотивацию
– это не значит заложить
готовые мотивы и цели в
голову обучающегося, а поставить
его в такие условия и
На этапе проектировки
была проведена теоретическая
Теоретически формирование включает несколько блоков - работу с мотивами, целями, эмоциями, учебно-познавательной деятельностью школьников. Внутри каждого из блоков проводится работа по актуализации и коррекции прежних мотивов, стимуляция новых мотивов и появлению у них новых качеств.
Какие же задания и упражнения может применять учитель для целенаправленного воздействия на мотивационную сферу учащихся?
Можно начать с укрепления чувства “открытости” к воздействиям, т.е. к обучаемости. Могут использоваться упражнения на сотрудничество со взрослыми. Сначала на материале задачи, на поиск новых подходов к задаче.
Следующая группа упражнений - это упражнения на целеполагание школьников в учении, прежде всего на реалистичность в целеполагании, надо укреплять адекватную самооценку и уровень притязаний. В упражнении на закрепление адекватной самооценки важно учить школьников грамотному объяснению своих успехов и неудач.
Становлению адекватной самооценки и уровня притязаний способствует упражнения на решение задач максимальной для себя трудности, переживание неудачи и самоанализ не только ее внешних причин в виде трудности задачи, но и внутренних причин - своих способностей в целом и усилий при решении данной задачи.
Особым видом работы по формированию у учащихся адекватного уровня притязаний и самооценки является обдуманное поощрение их учителем. Для мотивации школьника более важной, чем оценка учителя оказывается скрытая в отметке информация о его возможностях. Оценка учителя повышает мотивацию, если она относится не к способностям ученика в целом, а к тем усилиям, которые прилагает ученик при выполнении задания.
Другим правилом выставления отметки учителем для поощрения мотивации является такой прием, когда он сравнивает успехи не с успехами других учеников, а с его прежними результатами.
Следующая группа заданий на устойчивость целей, на их действенность, настойчивость и упорство в их реализации. Так удержания цели способствует задание на возобновление учебной деятельности после помех и препятствий. Укреплению настойчивости школьника при достижении цели способствует упражнения на решение сверх трудных задач без обратной связи в ходе решения.
Активность и гибкость
целеполагания стимулируют
Остановимся конкретнее на этапах формирования мотивации на отдельных этапах урока.
* Этап вызывания исходной
мотивации. На начальном этапе
урока учитель может учитывать
несколько видов побуждений
* Этап подкрепления и
усиления возникшей мотивации.
Здесь учитель ориентируется
на познавательные и
* Этап завершения урока.
Важно, чтобы каждый ученик
вышел из деятельности с
Каждый этап урока учителю
следует наполнять
Повышение уровня учебной
мотивации — это процесс
Приведу примеры наиболее часто используемых приёмов.
Приём “Фантастическая добавка”.
Учащемуся предлагается представить
себя прутиком, при помощи которого
путешествовала лягушка из сказки В.
М. Гаршина “Лягушка-
Приём “Удивляй”. В юго-восточной Азии на острове Шри-Ланка растут пальмы из рода корифа. Пластинки вееровидных листьев корифы достигают 8 м в длину и 6 м в ширину. Одним таким листом можно накрыть половину волейбольной площадки. Из них делают красивые и прочные зонты, расписные веера.
Иногда удивительное не просто привлекает внимание, но и удерживает интерес в течение длительного отрезка времени. Добиться этого позволяет приём “Отсроченная отгадка”. Загадка (удивительный факт) даётся в конце урока, чтобы начать с неё следующее занятие: на следующем уроке мы познакомимся с самым тяжёлым корнем и самой большой почкой, которые растут у нас на огороде. При сообщении темы урока и его цели использую приём “Прогнозирование”. “Послушайте названия нескольких произведений и определите жанр произведения, с которым будем работать на уроке. Обоснуйте свой ответ: “Карлик Нос”, “Беляночка и Розочка”, “Кот в сапогах””. Для создания интригующей ситуации, для организации отдыха на уроке можно использовать “Да-нетку”. “Я задумала персонаж детской сказки, который, найдя клад, купил новый бытовой прибор. Кто это?” Ученик пытается найти ответ, задавая вопросы. На вопросы учитель может отвечать только словами “да” и “нет”.
Формированию учебной
мотивации способствует умелое использование
игровых ситуаций и других элементов
занимательности. Одним из наиболее
действенных приёмов
Информация о работе Возрастные характеристики младшего школьного возраста