Возрастные характеристики младшего школьного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 13:35, реферат

Описание работы

Учебная мотивация у различных возрастных групп школьников проявляется по-разному. Чтобы понять специфику мотивов у школьников разных возрастов, необходимо соотнести их с особенностями каждого возраста в целом.
Принято выделять три периода:
Младший школьный возраст (7-10 лет, учащиеся начальных классов),
Средний школьный возраст, или подростковый (10-15 лет, учащиеся 5-9 классов),
Старший школьный возраст, или возраст ранней юности (15-17 лет, учащиеся 10-11 классов).

Работа содержит 1 файл

ВОЗРАСТНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРВАСТА.docx

— 55.09 Кб (Скачать)

 

 

 

 

Если мотивы, стимулирующие  определенную деятельность (в нашем  случае — процесс учения), не связаны  напрямую с ней, их называют внешними по отношению к данной деятельности. Если же мотивы непосредственно связаны  с учебной деятельностью, то их называют внутренними. Мотив учения может  быть внутренним — при самостоятельной  познавательной работе или внешним  — при оказании помощи взрослым. Внутренние мотивы таковы: интерес  к процессу деятельности, интерес  к результату деятельности, стремление к саморазвитию, развитию каких-либо своих качеств, способностей. Внешние  мотивы проявляются тогда, когда  деятельность осуществляется в силу долга, обязанности, ради достижения определенного  положения среди сверстников, из-за давления родных, учителя и др. Если ученик решает задачу, то внешними мотивами этого действия могут быть: желание  получить хорошую отметку, показать своим товарищам свое умение решать задачи, добиться похвалы учителя  и т.д. Внутренними мотивами в  данном случае являются: интерес к  процессу решения задачи, к поиску способа решения, результату и т.д. Необходимо учитывать, что мотив  всегда является, с одной стороны, внутренней характеристикой сознания ученика, побуждением его к деятельности. С другой стороны, такое побуждение может исходить извне, от другого  человека. Если без контроля и напоминания  взрослого мотив не актуализируется, то, следовательно, он является внешним  для ученика. В ходе обучения учителю  необходимо стремиться к тому, чтобы  у учащихся формировались, прежде всего, внутренние мотивы.

 

 

Третий вариант классификации  мотивов учения опирается на наличие  в мотивации двух тенденций: к  достижению успеха и к избеганию  неудач.

 

 

 

 

Школьники, мотивированные на достижение успеха, обычно ставят перед  собой некоторую позитивную цель, активно включаются в ее реализацию, выбирают средства, направленные на достижение этой цели. Деятельность (обучение) вызывает у них при этом положительные  эмоции, мобилизацию внутренних ресурсов и сосредоточение внимания. Мотивированные на успех учащиеся обычно выбирают для себя профессии, соответствующие их знаниям, умениям, навыкам, способностям.

 

Иначе ведут себя школьники, мотивированные на недопущение неудачи. Их цель заключается не в том, чтобы  добиться успеха, а в том, чтобы  избежать неудачи. Их мысли и действия подчинены именно этому. Ученик при  этом неуверен в себе, боится критики. С работой, в которой возможна неудача, у него связаны только отрицательные  эмоции, он не испытывает удовольствия от учебной деятельности. Мотив недопущения  неудачи связан с неуверенностью в себе, низкой самооценкой, неверием в возможность успеха. Любые сложности  вызывают отрицательные эмоции. Ребята, ориентированные на недопущение  неудач, нередко характеризуются  неадекватностью профессионального  самоопределения, причем они игнорируют объективную информацию о своих  способностях и возможностях.

 

Учащиеся, у которых преобладает  стремление к успеху, свои победы и  неудачи склонны объяснять объемом  приложенных усилий, силой своего старания, что свидетельствует о  внутреннем контролирующем факторе. Те ребята, у кого преобладает стремление к недопущению неудач, как правило, собственный неуспех объясняют  отсутствием способностей или невезением, а успехи — везением или легкостью  задания. В этом случае начинает развиваться  так называемая “выученная беспомощность”. Поскольку ученик не может повлиять ни на сложность задания, ни на везение, ни на отсутствующие способности, то, следовательно, и пытаться что-то делать дальше кажется ему бессмысленным. Такие школьники впоследствии отказываются от выполнения даже самых простых  заданий.

 

Изложенное указывает  на необходимость развития у учащихся стремления к успеху. Оно должно преобладать над стремлением  к недопущению неудачи.

 

Проанализировав все виды учебных мотивов, можно выделить те мотивы, к формированию и развитию которых нужно стремиться: познавательные и социальные на высшем уровне, внутренние и мотивы, направленные на достижение успеха. Это та совокупность мотивов, которая определяет высокий уровень  развития учебной мотивации школьников. Или “универсальная молекула высокой  учебной мотивации”.

 

 

 

 

2. Итак, следующий этап - это  диагностирующий этап, на котором  будет изучен уровень мотивации,  потому что изучение мотивации  и ее формирование – это  две стороны одного и того  же процесса воспитания мотивационной  сферы целостной личности ученика.  Результаты изучения лягут в основу разработки системы уроков с применением различных приёмов по формированию учебной мотивации на основных этапах урока.

 

Для выявления уровня мотивации  к учению может быть использована методика Н.Г.Лускановой, которая состоит  из двух частей:

 

 

Анализ детских рисунков на тему: “Что тебе нравится в школе?”

 

 

Анализ ответов учащихся на 10 вопросов анкеты.

 

Срез делался в начале каждого учебного года и в конце.

 Формировать мотивацию  – это не значит заложить  готовые мотивы и цели в  голову обучающегося, а поставить  его в такие условия и ситуации  развертывания активности, где бы  желательные мотивы и цели  складывались и развивались бы  с учетом и в контексте прошлого  опыта, индивидуальности, внутренних  устремлений самого обучающегося.

 

На этапе проектировки была проведена теоретическая подготовка к деятельности и с опорой на теорию подобраны наиболее эффективные  приёмы и методы по формированию и  повышению мотивации на каждом уроке.

 

Теоретически формирование включает несколько блоков - работу с мотивами, целями, эмоциями, учебно-познавательной деятельностью школьников. Внутри каждого  из блоков проводится работа по актуализации и коррекции прежних мотивов, стимуляция новых мотивов и появлению  у них новых качеств.

 

Какие же задания и упражнения может применять учитель для  целенаправленного воздействия  на мотивационную сферу учащихся?

 

Можно начать с укрепления чувства “открытости” к воздействиям, т.е. к обучаемости. Могут использоваться упражнения на сотрудничество со взрослыми. Сначала на материале задачи, на поиск новых подходов к задаче.

 

Следующая группа упражнений - это упражнения на целеполагание  школьников в учении, прежде всего  на реалистичность в целеполагании, надо укреплять адекватную самооценку и уровень притязаний. В упражнении на закрепление адекватной самооценки важно учить школьников грамотному объяснению своих успехов и неудач.

 

Становлению адекватной самооценки и уровня притязаний способствует упражнения на решение задач максимальной для  себя трудности, переживание неудачи  и самоанализ не только ее внешних  причин в виде трудности задачи, но и внутренних причин - своих способностей в целом и усилий при решении  данной задачи.

 

Особым видом работы по формированию у учащихся адекватного  уровня притязаний и самооценки является обдуманное поощрение их учителем. Для мотивации школьника более  важной, чем оценка учителя оказывается  скрытая в отметке информация о его возможностях. Оценка учителя  повышает мотивацию, если она относится  не к способностям ученика в целом, а к тем усилиям, которые прилагает  ученик при выполнении задания.

 

Другим правилом выставления  отметки учителем для поощрения  мотивации является такой прием, когда он сравнивает успехи не с  успехами других учеников, а с его  прежними результатами.

 

Следующая группа заданий  на устойчивость целей, на их действенность, настойчивость и упорство в их реализации. Так удержания цели способствует задание на возобновление учебной  деятельности после помех и препятствий. Укреплению настойчивости школьника  при достижении цели способствует упражнения на решение сверх трудных задач  без обратной связи в ходе решения.

 

Активность и гибкость целеполагания стимулируют упражнения на постановку близких и далеких  целей, немедленное и отсроченное  их выполнение. Чтобы упражнения на мотивы и цели могли использоваться школьниками в реальных условиях жизни, желательно, чтобы они были связанны с учебным материалом или  с ситуациями жизни коллектива.

 

Остановимся конкретнее на этапах формирования мотивации на отдельных  этапах урока.

 

* Этап вызывания исходной  мотивации. На начальном этапе  урока учитель может учитывать  несколько видов побуждений учащихся: актуализировать мотивы предыдущих  достижений (“мы хорошо поработали  над предыдущей темой”), вызывать  мотивы относительной неудовлетворенности  (“но не усвоили еще одну  важную сторону этой темы”), усилить  мотивы ориентации на предстоящую  работу (“а между тем для вашей  будущей жизни это будет необходимо: например в таких-то ситуациях”), усилить непроизвольные мотивы удивления, любознательности.

 

* Этап подкрепления и  усиления возникшей мотивации.  Здесь учитель ориентируется  на познавательные и социальные  мотивы, вызывая интерес к нескольким  способам решения задач и их  сопоставление (познавательные мотивы), к разным способам сотрудничества  с другим человеком (социальные  мотивы). Этот этап важен потому, что учитель, вызвав мотивацию  на первом этапе урока, иногда  перестает о ней думать, сосредоточиваясь  на предметном содержании урока.  Для этого могут быть использованы  чередования разных видов деятельности (устной и письменной, трудной  и легкой и т.п.).

 

* Этап завершения урока.  Важно, чтобы каждый ученик  вышел из деятельности с положительным,  личным опытом и чтобы в  конце урока возникала положительная  установка на дальнейшее учение. Главным здесь является усиление  оценочной деятельности самих  учащихся в сочетании с отметкой  учителя. Бывает важным показать  ученикам их слабые места, чтобы  сформировать у них представление  о своих возможностях. Это сделает  их мотивацию более адекватной  и действенной. На уроках усвоения  нового материала эти выводы  могут касаться степени освоения  новых знаний и умений.

 

Каждый этап урока учителю  следует наполнять психологическим  содержанием. Чтобы построить психологически грамотную структуру урока, учителю  важно владеть умением планировать  ту часть развивающих и воспитательных задач, которая связана с мотивацией и с реальным состоянием умения учиться  школьников. Обычно учителю легче  планировать обучающие задачи (обучить  решению такого-то класса задач), труднее  намечать развивающие задачи (нередко  они сводятся к формированию умения учиться в самом общем виде), и еще реже как особые развивающие  задачи учителем планируются этапы  формирования мотивации и ее видов.

 

Повышение уровня учебной  мотивации — это процесс длительный, кропотливый и целенаправленный. Устойчивый интерес к учебной  деятельности у младших школьников формируется через проведение уроков-путешествий, уроков-игр, уроков-викторин, уроков-исследований, уроков-встреч, сюжетных уроков, уроков защиты творческих заданий, через привлечение  сказочных персонажей, игровую деятельность, внеклассную работу и использование  различных приёмов. Своевременное  чередование и применение на разных этапах урока разнообразных форм и приёмов формирования мотивации  укрепляет желание детей овладевать знаниями.

 

Приведу примеры наиболее часто используемых приёмов.

 

Приём “Фантастическая добавка”. Учащемуся предлагается представить  себя прутиком, при помощи которого путешествовала лягушка из сказки В. М. Гаршина “Лягушка-путешественница”, и попытаться пересказать эту  историю с позиции прутика. Ничто  так не привлекает внимания и не стимулирует работу ума, как удивительное.

 

Приём “Удивляй”. В юго-восточной  Азии на острове Шри-Ланка растут пальмы из рода корифа. Пластинки вееровидных  листьев корифы достигают 8 м в  длину и 6 м в ширину. Одним таким  листом можно накрыть половину волейбольной площадки. Из них делают красивые и  прочные зонты, расписные веера.

 

Иногда удивительное не просто привлекает внимание, но и удерживает интерес в течение длительного  отрезка времени. Добиться этого  позволяет приём “Отсроченная отгадка”. Загадка (удивительный факт) даётся в  конце урока, чтобы начать с неё  следующее занятие: на следующем  уроке мы познакомимся с самым  тяжёлым корнем и самой большой  почкой, которые растут у нас на огороде. При сообщении темы урока  и его цели использую приём  “Прогнозирование”. “Послушайте названия нескольких произведений и определите жанр произведения, с которым будем  работать на уроке. Обоснуйте свой ответ: “Карлик Нос”, “Беляночка и Розочка”, “Кот в сапогах””. Для создания интригующей ситуации, для организации  отдыха на уроке можно использовать “Да-нетку”. “Я задумала персонаж детской  сказки, который, найдя клад, купил  новый бытовой прибор. Кто это?”  Ученик пытается найти ответ, задавая  вопросы. На вопросы учитель может  отвечать только словами “да” и  “нет”.

 

 

 

 

Формированию учебной  мотивации способствует умелое использование  игровых ситуаций и других элементов  занимательности. Одним из наиболее действенных приёмов формирования мотивации к обучению является дидактическая  игра. При включении ребенка в  ситуацию дидактической игры интерес  к учебной деятельности резко  возрастает, работоспособность повышается. Так, при закреплении и проверке знаний на уроке русского языка использую  игру “Иду в гости”. Её можно использовать как в индивидуальной, так и  в групповой работе. Она занимает на уроке немного времени, но даёт представление о том, как материал усвоен учащимся, с кем необходимо провести индивидуальную работу.

Информация о работе Возрастные характеристики младшего школьного возраста