Восприятие времени дошкольниками

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2012 в 17:11, контрольная работа

Описание работы

Психологические основы восприятия времени
Детям уже в дошкольном возрасте жизненно необходимо научиться самим ориентироваться во времени: определять, измерять время, чувствовать его длительность, менять темп и ритм своих действий в зависимости от наличия времени. Умение регулировать и планировать деятельность во времени создает основу для развития таких качеств личности, как организованность, собранность, целенаправленность, точность, необходимых ребенку при обучении в школе и в повседневной жизни. Вместе с тем специфические особенности времени как объективной реальности затрудняют его восприятие детьми. Время всегда в движении, течение времени всегда совершается в одном направлении – от прошлого к будущему, оно необратимо, его нельзя задержать, вернуть и «показать». Время воспринимается ребенком опосредованно, через конкретизацию временных единиц и отношений в постоянно повторяющихся явлениях жизни и деятельности. Большей точностью отличаются представления детей о таких промежутках времени, навык различения которых формируется на основе личного опыта. Поэтому детей надо знакомить с такими интервалами времени, которыми можно измерять и определять длительность, последовательность, ритмичность их действий, разнообразных видов деятельности.

Содержание

Психологические основы восприятия времени
Содержание работы по развитию временных представлений у детей в ДОУ
Методика работы по формированию у детей временных представлений на занятиях по математическому развитию
Список используемой литературы

Работа содержит 1 файл

контрольная по математике.docx

— 48.44 Кб (Скачать)

 Любят дети игру «Наоборот». Воспитатель произносит слово, смысл которого связан с представлением о времени, а дети подбирают слово, обозначающее другое время дня, обычно в контрастном значении. Например, утро – вечер, завтра – вчера, быстро – медленно, рано – поздно и т.п.

 На одном  из занятий дети узнают о том, что  сутки, которые в разговоре люди обычно называют словом день, сменяются  одни другими. Семь таких дней составляют неделю. Каждый день недели имеет свое название. Последовательность дней недели всегда одна и та же: понедельник, вторник, среда… Названия дней недели связывают  с конкретным содержанием деятельности детей («По средам у нас занятия  по математике и физкультуре, по четвергам  – …»). Теперь дети ежедневно называют утром текущий день недели, а также  говорят, какой день недели был вчера, какой будет завтра. Периодически на занятиях по математике детям предлагают назвать дни недели по порядку. Сказать, какой день идет до или после названного. Педагог чередует вопросы типа: «По  каким дням у нас занятия по рисованию? А музыкальные? Куда мы ходили в среду?»

 Когда дети научатся считать по порядку, название дня  недели связывают с его порядковым номером.

 Для закрепления  знания последовательности дней недели может быть использована словесная  дидактическая игра «Дни недели». Наблюдение за сменой дней недели позволяет подвести детей к пониманию периодичности, сменяемости времени, раскрыть идею его движения: идут дни за днями, недели за неделями.

 Ориентировка  во времени подготовительной группе.

 Начиная с  младшей группы, у детей развивали  ориентировку во времени. В подготовительной к школе группе закрепляют знания о таких периодах времени, как  утро, день, вечер, ночь, неделя, дают представление  о месяцах, ребята запоминают их названия. Знание эталонов времени, умение устанавливать  временные отношения способствуют осознанию детьми последовательности происходящих событий, причинно-следственных связей между ними. Ориентировка во времени должна базироваться на прочной чувственной основе, т.е. переживании длительности времени в связи с осуществлением разнообразной деятельности, по-разному эмоционально окрашенной, а также наблюдениями за явлениями природы, событиями общественной жизни.

 Большое значение имеет то, насколько часто дети используют в речи названия периодов времени, мер времени. Продолжают закреплять знания о частях суток и их продолжительности. В начале учебного года необходимо уточнить, что, когда и в какой  последовательности дети и окружающие их взрослые делают в течение дня. Педагог предлагает поиграть в игру «Наш день».

 Полезно при  ознакомлении детей с трудом людей  разных профессий показать, в какое  время суток они работают. Для  этого можно использовать непосредственные наблюдения детей, чтение книг, а также  дидактические игры «Кто работает днем?», «Путешествие вечером», «Путешествие ночью». Играя в эти игры, дети подбирают картинки соответствующего содержания или называют тех, кто  работает в определенные часы суток: утром, днем, вечером, ночью.

 Закрепляют  и представление детей о том, что сутки, которые люди обычно называют словом день, сменяются одни другими  и имеют свои названия, 7 суток  составляют неделю. Последовательность дней каждой недели всегда одна и та же: понедельник, вторник и т.д. Ежедневно  утром дети называют текущий день, а также предыдущий и последующий.

 Важно как  можно чаще побуждать детей к  установлению временных отношений, к использованию слов завтра, сегодня, вчера, сначала, потом, до, после, перед, до этого, после этого.

 При составлении  рассказов из опыта, пересказа воспитатель  следит за точной передачей последовательности событий, разъясняет смысл временных  отношений. Это имеет существенное значение для понимания как логики временных отношений, так и самих  событий, которые дети наблюдают  или о которых рассказывают.

 Еще большее  значение имеет использование словесных  игровых упражнений «Дни недели», «Продолжай!», «Наоборот». Дети дополняют начатую  педагогом фразу, подбирают слова  противоположного значения (утро –  вечер, сначала – потом, быстро –  медленно и т.п.), определяют, что  дольше: день или неделя, неделя или  месяц, месяц или год.

 Детей подготовительной группы знакомят с названием текущего месяца, Они постепенно запоминают названия месяцев, порядок их следования. Быстрому запоминанию содействует  чтение книги С.Я. Маршака «Двенадцать месяцев». Важно воспитать у детей чувство времени, т.е. развить восприятие длительности временных отрезков, понимание необратимости времени. Только на этой основе возможно научить детей ценить и беречь время: регулировать свою деятельность во времени, т.е. ускорять и замедлять темп работы, вовремя заканчивать работу или игру. В связи с этим детям надо накопить опыт восприятия длительности временных отрезков. Воспитатель должен помочь им представить, что конкретно можно сделать за тот или иной временной отрезок, и, наконец, учить все делать вовремя.

 Семидневная неделя как промежуточная единица  измерения времени между сутками  и месяцем возникла в Древнем  Вавилоне. Ее возникновение было связано  с суеверным почитанием числа  «семь» – по числу видимых небесных тел (Меркурий, Венера, Марс, Юпитер, Сатурн, Луна, Солнце). В те времена дни  недели так и определялись: понедельник  – день Луны, вторник – Марса, среда – Меркурия, четверг –  Юпитера, пятница – Венеры, суббота  – Сатурна, воскресенье – Солнца.

 Происхождение недели связывалось и с четырьмя фазами Луны: первая – от зарождения серпа до формы луны в виде полукруга; вторая – от полукруга до полного  круга; третья – от круга вновь  к форме полукруга; четвертая  – от полукруга вновь к форме  серпа. На каждую из этих фаз падает приблизительно 7 дней, что и называлось у славян седмицей или неделей. Если смена дня и ночи обусловливается вращением Земли вокруг своей оси, то смена времен года определяется вращением Земли вокруг Солнца. Год – это время полного оборота Земли вокруг Солнца, которое равно 365 суткам и 6 часам. Началом года условно считают 0.часов 0 минут 0 секунд 1 января. За четыре года составляются лишние сутки, их относят на 29 февраля в так называемые високосные годы.

 Необходима постоянная работа по формированию у дошкольников представлений о времени. Так, у детей старшего дошкольного возраста при отсутствии систематической работы по ознакомлению со временем и способами его измерения складываются весьма отрывочные, неточные представления о календарном времени. Заучивание названий и последовательности дней неделимесяцев носит чисто формальный характер, не связано с формированием основных понятий о длительности, емкости мер времени, о текучести, необратимости, о смене и периодичности вре. Сведения об отдельных временных обозначениях являются поверхностными, вне системы временных отношений. Осознавание временных отношений и характер использования детьми временных мер во многом случайны, ибо зависят от того, каким конкретным содержанием наполняется каждый из временных эталонов.

 Нет сомнения в том, что необходимо систематическое  ознакомление детей с календарем в детском саду. Оно облегчит им ориентировку в окружающей действительности, так как распорядок жизни в  детском саду строится по определенному  плану, связанному с днями недели. Дети узнают, в какие дни недели какие проводятся занятия, что будет  способствовать формированию их психологической  готовности к занятиям.

 С помощью  календаря определяется и время  наступления праздников, вызывающих повышенный интерес у детей. Знакомство с календарем поможет осознать также  последовательность времен годас которыми связаны сезонные изменения.

 В старшем  дошкольном возрасте развивается и  познавательный интерес к разным параметрам времени, что является сильнейшим мотивом обучения. В 6–7 лет ребенка интересуют длительность того или иного явления, количественная характеристика мер времениприборы измерения времени.

 Педагог постоянно  сосредоточивает внимание ребят  на том, сколько времени дают на то или иное дело, например сколько  времени они могут одеваться  или раздеваться, рисовать, играть, сколько минут осталось до конца  занятия и т.п. Каждый раз указывают, когда время истекло, поощряют тех, кто вовремя закончил работу.

 Развитое  чувство времени помогает детям  стать более организованными, дисциплинированными.

 Методика  проведения занятия.

 1. Процесс  формирования временных представлений  у дошкольников на занятии  начинается с ознакомления с  частями суток. Целесообразно  начать такое занятие с загадывания  загадки, использования художественного  слова и сюрпризного момента.  Далее воспитатель раскрывает  детям смысл понятия «утро»  с помощью художественного слова  или театрализации и предлагает  выбрать цвет для обозначения  этого понятия. Затем задает  вопрос: «Ребята, как вы узнаете,  что сейчас утро?» Дети предлагают  свои ориентиры. Педагог предлагает  систематизировать знание, создав  модель «Утро». Для создания модели  в центр фланелеграфа помещается  круг цвета обозначающего утро (например, желтый), а вокруг него  символы, обозначающие человека, солнце, механические часы и тень.

 На доске  располагается математическое табло, в каждом кармашке которого карточки-символы, обозначающие разные виды человеческой деятельности, положения солнца, стрелок  часов, тени (с этими обозначениями  целесообразно познакомить до занятия). Воспитатель предлагает детям отобрать те карточки, которые подходят к понятию утро. Каждый выбор обсуждается. Затем дети самостоятельно выводят формулу утра, выбирая наиболее характерные признаки (рисунок ). И отвечают на вопрос: «Что такое утро?

   
 

  
 
 
 
 
 

 Так же выводятся  понятия «день», «вечер», «ночь».

 2. Следующий  этап – закрепление полученных  знаний в различных видах деятельности  с помощью разнообразных средств  и методов обучения.

 На этом этапе  можно провести игру «Когда это бывает», использовать загадки, инсценировки, рассматривание репродукций картин, чтение художественных произведений, слушание музыки. Например, выбирается ребенок, он вытягивает фант с цветом какой либо части суток (например дня), но не показывает его  остальным. С помощью мимики и  жестов он изображает один или несколько  признаков дня, а остальные должны отгадать, какую деятельность он изображает и к какой части суток эта  деятельность относится. Или детям  предлагается репродукция картины (например, картина А.И. Куинджи «Днепр утром») и нужно дать ей название, определив какая из частей суток на ней изображена. Угадавший ребенок объясняет по каким признакам он установил, что это утро (розоватое небо, туман, тишина, сырая трава и т.д.). Так же проводится работа и с отрывками из художественных и музыкальных произведений. Воспитатель зачитывает отрывок и предлагает ответить, утром, днем, вечером или ночью произошло описанное событие. Если просушивалась мелодия, событие устанавливается путем анализа выразительных средств музыкального произведения.

 3. Следующий  этап – детям можно задать  вопрос о значении той или  иной части суток для человека  и природы. Ночью человек и  природы отдыхают, набираются сил,  а некоторые животные наоборот  просыпаются и выходят на охоту  (например, крабы) для того, чтобы  их не заметили и т.д.

 4. Цель заключительного  этапа занятия показать временную  последовательность и перейти  к новому понятию «сутки». Детям  предлагается выложить цветные кружочки в той последовательности, в которой сменяются утро, день, вечер, ночь. Затем воспитатель говорит о том, что утро, день, вечер, ночь образуют сутки, с которыми дети познакомятся на следующем занятии.

 Всего необходимо провести семь занятий: на ознакомление с частями суток, с днями недели, месяцами, четырьмя сезонами и понятием «год».

 В процесс  знакомства детей с временем можно  добавить занятия по формированию представлений  о времени и его измерении. Их особенностью является то, что через  весь комплекс проходит единая сюжетная линия. Дети отправляются в страну Времени, где живут в волшебном замке  четыре принцессы Утро, День, Вечер  и Ночь. Макет замка Год является своеобразной моделью. Он состоит из двенадцати башен, символизирующих  двенадцать месяцев года. Каждая башня  выстроена в четыре этажа (недели), каждый этаж – из семи кирпичиков цветов радуги (дни недели). Башни отличаются только маковками: у трех башен они  белого цвета (зимние месяцы), у трех – зеленого (весенние месяцы), у следующей  троицы – красного (летние месяцы) и  у последних – желтого (осенние  месяцы). Таким образом, в ходе занятий  дети сначала знакомятся с принцессами (временами суток), затем начинают помогать строить им замок: делают кирпичи  и выкладывают их в определенной последовательности (изучают понятие  сутки и дни недели), выстраивают  этажи (получают представления о  том, что четыре недели составляют месяц), отстраивают сначала башни с  белами маковками (изучают зимние месяцы), затем с зелеными, красными, желтыми. Итоговое занятие можно провести в форме праздника Новоселье.

 Все занятия  проводятся в течение года и между  ними достаточно большие интервалы, поэтому важно продолжать знакомить  детей с временной последовательностью  и её измерением в повседневной жизни.

 Кроме вышеперечисленных  занятий необходимо познакомить  детей с часами, развивать чувство  времени, для этого могут использоваться игры и упражнения, которые включаются в третью часть традиционных занятий  по математическому развитию.

Информация о работе Восприятие времени дошкольниками