Восприятие времени дошкольниками

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2012 в 17:11, контрольная работа

Описание работы

Психологические основы восприятия времени
Детям уже в дошкольном возрасте жизненно необходимо научиться самим ориентироваться во времени: определять, измерять время, чувствовать его длительность, менять темп и ритм своих действий в зависимости от наличия времени. Умение регулировать и планировать деятельность во времени создает основу для развития таких качеств личности, как организованность, собранность, целенаправленность, точность, необходимых ребенку при обучении в школе и в повседневной жизни. Вместе с тем специфические особенности времени как объективной реальности затрудняют его восприятие детьми. Время всегда в движении, течение времени всегда совершается в одном направлении – от прошлого к будущему, оно необратимо, его нельзя задержать, вернуть и «показать». Время воспринимается ребенком опосредованно, через конкретизацию временных единиц и отношений в постоянно повторяющихся явлениях жизни и деятельности. Большей точностью отличаются представления детей о таких промежутках времени, навык различения которых формируется на основе личного опыта. Поэтому детей надо знакомить с такими интервалами времени, которыми можно измерять и определять длительность, последовательность, ритмичность их действий, разнообразных видов деятельности.

Содержание

Психологические основы восприятия времени
Содержание работы по развитию временных представлений у детей в ДОУ
Методика работы по формированию у детей временных представлений на занятиях по математическому развитию
Список используемой литературы

Работа содержит 1 файл

контрольная по математике.docx

— 48.44 Кб (Скачать)

План 

  1. Психологические основы восприятия времени
  2. Содержание работы по развитию временных представлений у детей в ДОУ
  3. Методика работы по формированию у детей временных представлений на занятиях по математическому развитию
  4. Список используемой литературы

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1. Психологические основы восприятия времени

     Детям уже в дошкольном возрасте жизненно необходимо научиться самим ориентироваться  во времени: определять, измерять время, чувствовать его длительность, менять темп и ритм своих действий в зависимости от наличия времени. Умение регулировать и планировать деятельность во времени создает основу для развития таких качеств личности, как организованность, собранность, целенаправленность, точность, необходимых ребенку при обучении в школе и в повседневной жизни. Вместе с тем специфические особенности времени как объективной реальности затрудняют его восприятие детьми. Время всегда в движении, течение времени всегда совершается в одном направлении – от прошлого к будущему, оно необратимо, его нельзя задержать, вернуть и «показать». Время воспринимается ребенком опосредованно, через конкретизацию временных единиц и отношений в постоянно повторяющихся явлениях жизни и деятельности. Большей точностью отличаются представления детей о таких промежутках времени, навык различения которых формируется на основе личного опыта. Поэтому детей надо знакомить с такими интервалами времени, которыми можно измерять и определять длительность, последовательность, ритмичность их действий, разнообразных видов деятельности.

     Все меры времени (минута, час, сутки, неделя, месяц, год) представляют определенную систему временных эталонов, где  каждая мера складывается из единиц предыдущей и служит основанием для построения последующей. Поэтому знакомство детей  с единицами измерения времени  должно осуществляться в строгой  системе и последовательности, где  знание одних интервалов времени, возможность  их определения и измерения служили  бы основанием для ознакомления со следующими и раскрывали детям существенные характеристики времени: его текучесть, непрерывность, необратимость. В процессе разнообразных видов деятельности на детей воздействует весьма сложный  комплекс раздражителей, в котором  временные отношения являются лишь слабым и попутным компонентом. По учению И.П. Павлова, слабый раздражитель хотя и участвует в образовании временных связей в скрытом виде, но, взятый в отдельности, не вызывает последующей реакции. Поэтому время, чередование его определенных отрезков необходимо сделать предметом специального внимания детей, для чего надо организовать соответствующую деятельность, направленную на измерение времени при помощи приборов, демонстрирующих те или иные промежутки времени и их взаимосвязь. Такая деятельность создает наиболее благоприятные условия для формирования четких представлений о времени.

     2. Содержание работы по формированию у детей временных представлений

    В работе по формированию временных представлений  у дошкольников можно использовать проектно-технологический подход В.Э. Штейнберга, который считает целесообразным использовать следующие унифицированные компоненты сценария занятия:

 1. Этап познавательной  деятельности:

 – ознакомление с изучаемым объектом, для того чтобы накопить следующую информацию по схеме: объект в целом и его  характеристика, части объекта и  их характеристики, возможные виды и разновидности объекта, надсистема объекта, в которую входит объект; типовой результат ознакомления – знания об объекте в виде суммы  признаков структуры объекта, вида его элементов и отношений  между ними;

 – формирование развёрнутой систематизированной  характеристики объекта, которая включает: признаки структуры (части объектов, ингредиенты веществ, операции технологий), признаки вида (форма, материал, расположение и связи элементов; последовательность или порядок выполнения операций, тип элементов, взаимное расположение и связи между атомами) и признаки отношения (количественные характеристики частей, операций, ингредиентов);

 – дополнение характеристики объекта специальными сведениями: особенности функционирования и развития объекта; признаки рода, вида и класса объекта; «формула»  объекта типа патентной или фармацевтической, например: «формула успешных реформ государства», «формула государства», «формула интересного  детектива» и т.п.; гуманитарный фон  научных знаний об объекте;

 – теоретическое  обобщение темы, состоящее в том, чтобы построить модель в виде свёрнутого образа изучаемого объекта  с помощью системных и предметных ключей; подвести объект под определение  с применением полученных знаний; применить определение для распознавания  родственных объектов; сконструировать  знания об объекте – самостоятельно создать учебные задачи или проблемные ситуации.

 2. Этап переживательной  деятельности:

 – поиск образной, эмоционально-эстетической ассоциации с изучаемой темой, например, подбор архетипного художественного образа из числа известных героев мифов, легенд или сказок; для поиска образа могут использоваться различные  приёмы: эмпатия (вхождение в роль, образ), перенос свойств с одного объекта на другой, приём «чудесное  оживление» предметов и т.п.;

 – оформление найденной идеи образа с помощью  музыкальных, изобразительных, пластических или иных средств; путём окраски  в мажорную, уравновешенную (гармоничную) или минорную тональность и т.д.; целесообразно использовать образцы  – аналоги, связанные по содержанию с художественным отображением различных  природных и социальных процессов; первые попытки будут носить упрощённый характер, однако по мере развития творческого  воображения учителя и учащихся вторая базовая способность будет  развиваться, усилятся художественность переживания и фиксация изучаемого знания.

 3. Этап оценочной  деятельности:

 – чтобы разносторонне  оценить изучаемое знание, определяются опорные объекты, например, человек, общество, природа, наука, искусство, мораль или иные, к которым привязываются  качественные и количественные оценки;

 – вид оценки выбирается в зависимости от аспекта  изучения объекта, например: человек  – влияние на физическую, духовную или социальную культуру; общество – влияние на экологию, социальный или технический прогресс; природа  – влияние на растительный или  животный мир; затем уточняются шкалы  для выбранных оценок, например: полезная или вредная значимость, нулевая, средняя и максимальная значимость и т.п.;

 – результатами этапа оценивания изучаемого знания служат развитие третьей базовой  способности учащихся и освоение оценочной деятельности, усиление фиксации изучаемого знания и подготовка к  изучению таких тем, как экология, самоопределение человека и т.п.

 Учитывая  данный подход к формированию временных  представлений у дошкольников, можно  выделить следующие этапы этого  процесса:

 знакомство  ребенка с термином и понятием (утро, день, вечер, ночь, сутки, неделя, месяц, год);

 выведение «формулы»  изучаемого объекта;

 закрепление полученных знаний в различных видах  деятельности с помощью разнообразных  средств обучения;

 определение важности полученного знания;

 подведение  итогов, ознакомление с временной  последовательностью, переход к  новому понятию.

 Последовательность  этапов может варьироваться в  зависимости от сюжета занятия. B повседневном домашнем обиходе и в детском  саду у детей рано складываются более  или менее определенные представления  о реальной продолжительности таких  промежутков времени, как утро, день, вечер, ночь. Следовательно, педагог  имеет возможность уточнить и  конкретизировать знания детей о частях суток, формировать навыки распознавания и умение называть эти части суток уже в младшей группе. В средней группе необходимо углубить и расширить эти знания и дать представление о последовательности частей суток. В старших группах дать представление о сутках и познакомить при помощи календаря с неделей, месяцами, годом. Параллельно надо у детей развивать и само чувство времени, начать знакомить с длительностью таких мер времени, как 1 минута, 3, 5, 10 минут, полчаса и час. Все эти знания о времени необходимо формировать в ходе обучения на занятиях.

  
3. Методика работы по формированию у детей временных представлений на занятиях по математическому развитию

 Ориентировка  во времени детей младшей группы.

 В младшей  группе уточняют представление детей  о таких промежутках времени, как утро, день, вечер и ночь. Части  суток малыши различают по изменению  содержания их деятельности, а также  деятельности окружающих их взрослых в эти отрезки времени. Точный распорядок дня, строго установленное  время подъема детей, утренней гимнастики, завтрака, занятия и т.д. создают  реальные условия для формирования представления о частях суток. Педагог  называет отрезок времени и перечисляет  соответствующие ему виды деятельности детей: «Сейчас утро. Мы сделали гимнастику, умылись и теперь будем завтракать». Или: «Мы уже позавтракали, позанимались. Сейчас уже день. Скоро будем обедать». Ребенка спрашивают, например: «Сейчас  утро. Что ты делаешь утром? Когда  ты встаешь?» И т. п.

 С детьми рассматривают  картинки, фотографии, изображающие деятельность детей и взрослых в разные отрезки  времени. Иллюстрации должны быть такими, чтобы на них были явно видны признаки, характерные для данного отрезка  времени. Воспитатель выясняет, что  делают дети (взрослые), нарисованные на картинке, когда они это делают. Предлагает вопросы: «А ты что делал  утром? Днем?» Или: «А ты когда играешь? Гуляешь? Спишь?» Затем дети подбирают  картинки, на которых нарисовано то, что делают дети или взрослые, например, утром, днем или вечером.

 Постепенно  слова утро, день, вечер, ночь наполняются  конкретным содержанием, приобретают  эмоциональную окраску. Дети начинают ими пользоваться в своей речи.

 Ориентировка  во времени в средней группе.

 Как и в  младшей группе, ориентировка во времени  развивается у детей в основном в повседневной жизни. Важно, чтобы  она базировалась на прочной чувственной  основе.

 Педагог уточняет представление детей о частях суток, связывая их названия с тем, что  делают дети и близкие им взрослые утром, днем, вечером, ночью.

 Ведется беседа с детьми с целью уточнения  их представления о сутках. Разговор может быть построен примерно так: сначала  воспитатель просит детей рассказать, что они делали до того, как пришли в детский сад, что утром делали в детском саду, что делают днем в детском саду и т.д. Он уточняет и обобщает, что дети делают в  каждый из периодов суток. А в заключение говорит о том, что утро, день, вечер и ночь – это части  суток.

 Временные понятия  «сегодня», «завтра», «вчера» носят  относительный характер; детям трудно их усвоить. Поэтому необходимо как  можно чаще пользоваться словами  сегодня, завтра, вчера и побуждать  детей к этому. Воспитатель постоянно  обращается к детям с вопросами: «Когда мы рисовали? Что мы видели сегодня (вчера)? Куда пойдем завтра?»

 Значение  слов быстро – медленно раскрывают на конкретных примерах. Воспитатель  обращает внимание детей на степень  быстроты их движений в играх («Поезд идет медленно, затем все быстрее  и быстрее»). Во время одевания он хвалит тех, кто быстрее одевается, порицает медлительных; на прогулках  сравнивает скорость движения пешехода и велосипедиста, автомобиля и поезда, гусеницы и жука.

 Ориентировка  во времени в старшей группе.

 В начале учебного года у детей старшей группы закрепляют и углубляют представление о  таких временных отрезках, как  утро, день, вечер и ночь. Названия частей суток связывают не только с конкретным содержанием деятельности детей и окружающих их взрослых, но и с более объективными показателями времени – явлениями природы (утро – встает солнце, становится все  светлее и светлее и т.п.). Воспитатель  беседует с детьми о том, что, когда  и в какой последовательности они и окружающие их взрослые делают в течение дня, о впечатлениях раннего утра, полудня, вечера. Он читает детям стихотворения и рассказы соответствующего содержания.

 В качестве наглядного материала используют картинки или  фотографии, где изображены дети в  процессе различных видов деятельности на протяжении дня: уборка постели, утренняя гимнастика, умывание, завтрак и  т.д. Уточнить представление о частях суток позволяют дидактические  игры, например игра «Наш день».

 Изменчивость  и относительность таких обозначений  времени, как «вчера», «сегодня», «завтра», затрудняет усвоение их детьми. Пятилетние дети путают эти слова. Смысловое  значение данных слов педагог раскрывает, задавая детям вопросы: «Где мы были с вами вчера? Когда мы ходили в  парк? Какое занятие у нас сегодня? Когда у нас будет занятие  по рисованию?».

 Для упражнения детей в использовании временных  терминов в старшей группе широко используют словесные дидактические  игры и игровые упражнения, например «Продолжай!». Это упражнение можно  проводить в форме игры с мячом. Дети встают в круг. Воспитатель  произносит короткую фразу и бросает  мяч. Тот, кому попал мяч, называет соответствующее  время. Например: воспитатель бросает  мяч и говорит: «На почту мы ходили…"»… вчера», – заканчивает фразу ребенок, поймавший мяч. «Занятие по математике у нас было…"»… сегодня». «Рисовать мы будем…"»… завтра» и т.п.

Информация о работе Восприятие времени дошкольниками