Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2013 в 17:03, контрольная работа
Современная школа не может существовать без воспитательной системы. Многие школы перенимают системы выдающихся педагогов, другие – разрабатывают свои собственные. В рамках большой школьной воспитательной системы, или концепции, могут выделяться и более мелкие, такие как воспитательные системы отдельных классов.
Воспитание, как известно, относится к социально-обусловленным процессам. На выбор целей, принципов, содержания и способов организации процесса воспитания существенное влияние оказывает политическая, экономическая, социокультурная ситуация в развитии государства и общества. Происходящие в России изменения в государственной и общественной жизнедеятельности детерминируют перемены в практике воспитания детей.
1. Введение…………………………………………………………………….3
2. Понятие «воспитательная система», ее структура……………………….4
3. Этапы развития воспитательной системы………………………………..6
4. Оценка эффективности воспитательной системы………………………..8
5. Описать и проанализировать опыт любой известной Вам зарубежной или отечественной воспитательной системы…………………………...10
6. Заключение………………………………………………………………..15
7. Список использованной литературы ……………………………………
Рудольф Штайнер был создателем религиозно-мистического учения, называемого антропософией. Он ставил во главу угла духовный мир, считая физический мир лишь слабым его отражением. Вальдорфская педагогика была основана именно на принципах антропософии.
Вальдорфская педагогика основана на принципе предоставления ребенку всех возможностей для развития в естественном темпе — искусственно опережать и форсировать развитие ребенка не следует. Школы оборудуются с использованием натуральных материалов, предпочтение отдается неготовым пособиям и игрушкам — они помогают развивать фантазию ребенка.
В вальдорфской педагогике стержнем развития личности является культура. При этом под культурой понимают все, что окружает людей. Поэтому религия, фольклор, различные ремесла, занятия музыкой, изобразительными видами искусства, театр, интегрированные знания о мире составляют основу содержания разнообразной деятельности учителей и школьников.
Педагог в вальдорфской школе учит своих воспитанников воспринимать все живое в природе. Для учеников обязательна работа на земле. Хоть раз он должен пройти весь путь от посадки зерна до выпечки хлеба. В этом отражен главный принцип трудового воспитания - видеть результаты своего труда.
Яркое слово учителя, ритм, природные материалы, игра, творчество - основные средства обучения и воспитания. Рассказ, беседа, диалог, интегрированный урок, экскурсия - основные методы и формы, которыми вальдорфские учителя владеют в совершенстве. Они опираются на глубокие знания индивидуальных особенностей детей, на их душевные переживания, которые становятся стимулом к осознанию детьми своего Я. При этом от образно-художественного представления дети постепенно переходят к интеллектуальному.
Учебный материал изучается блоками («эпохами») — в течение 2-4 недель дети углубленно изучают один школьный предмет, «погружаясь» в него. Вспомогательные предметы, требующие постоянного изучения (математика, языки, эвритмия, физкультура, предметы эстетического цикла) выстраиваются по недельному графику, но не доминируют над предметом, блок которого находится в обучении на данный момент. При подаче учебного материала учитывается соответствие между развитием ребенка и развитием исторического общества.
Штайнер считал, что избыток умственной деятельности ухудшает состояние ребенка, поэтому ее нужно уравновешивать активной физической деятельностью. Поэтому учебный день в вальдорфской школе подчинен особому ритму, обеспечивающему плавный переход от умственной к физической деятельности. Он разделен на три основных этапа:
главный
урок (активное мышление — изучение
ритмическое
повторение (занятия музыкой,
практическая деятельность (ручной труд, рукоделие, садоводство, ремесло и пр.).
До 12 лет вальдорфская педагогика отдает предпочтение развитию эмоциональной памяти, отвергая метод наглядного обучения. Для облегчения процесса запоминания предлагается использовать ритмичные движения. Обучение младших школьников (до 9 лет) строится на подвижных играх, подражании и сказках. С 9 лет в программу постепенно вводятся серьезные предметы: сначала зоология и краеведение, потом — история, ботаника и география.
Вальдорфская педагогика отводит учителю очень важную роль. До 7 класса практически все предметы у детей ведет один и тот же учитель. К его личности предъявляются высокие требования: он должен постоянно совершенствоваться, контролировать свое поведение, чтобы не допустить отрицательного влияния на воспитанников. Очень важен индивидуальный подход к каждому ребенку. В вальдорфских школах не ставят оценки, а ребенка никогда не сравнивают с другими учениками — возможно лишь сравнение его настоящих успехов с прошлыми. Большое внимание уделяется совместной деятельности детей для развития взаимоуважения, взаимопонимания, умения работать в коллективе.
Вальдорфские учителя - это высокоэрудированные, прекрасно подготовленные специалисты. Они считают, что главное в образовании - развитие способности чувствовать, умение творчески созидать, знание природы и развитие художественного вкуса. Классный руководитель, который в течение первых восьми лет ведет класс, и другие педагоги строят свои занятия, не давая готовых рецептов, готовых ответов, а вместе с учениками ищут ответы на поставленные вопросы, открывают новые знания. При этом они показывают, что им, как и воспитанникам, все достается нелегко. Тем самым у самих детей снимается страх совершить в процессе обучения ошибку. Учителя обходятся без отметок. Суждения-советы они высказывают в своих пожеланиях ученику, в свободном общении. Ученики вальдорфских школ открыты людям, это творческие личности, живущие в гармонии с собой и миром.
Вальдорфская
педагогика неоднократно подвергалась
критике за ее «оторванность» от реальной
жизни и апелляцию к
Несмотря на это, вальдорфская педагогика имеет много приверженцев в разных странах мира. Сейчас более чем в 60 странах мира существует более 950 признанных независимых школ и 1400 независимых вальдорфских детских садов. Они составляют одну из наиболее крупных независимых образовательных систем. Есть вальдорфские школы и в России.
Отдавать ли ребенка в вальдорфскую школу? Это решать родителям. Тут очень многое зависит от личности самого ребенка — кому-то вальдорфская школа или детсад пойдет на пользу, а для кого-то вальдорфская педагогика окажется неэффективной. Но если родители все-таки решили отдать предпочтение этой системе, необходимо проверить, чтобы выбранная школа имела лицензию и аккредитацию — школы без аккредитации не имеют право выдавать аттестат о среднем образовании государственного образца.
Проведенный анализ воспитательной системы вальдорфских школ показывает, что в ее основе лежат различные философские, психологические, педагогические теории и идеи, а также целостный взгляд на ребенка, стремление развивать личность в гармонии с обществом и самой собой.
Заключение.
В процессе воспитания
человека главной целью является
формирование всесторонне и гармонично
развитого человека, способного к
самостоятельной жизни и
Воспитательные системы - системы открытые, связанные и зависящие в своем развитии от среды, ее социальных, этнических, культурных, природных характеристик. Это обстоятельство предполагает знание среды, ее потенциала, возможностей его повышения за счет максимального использования среды и превращения ее в воспитательное пространство.
Воспитательная система школы в своем развитии проходит ряд этапов, при этом движущей силой развития выступает противоречие между традициями и новациями. Целью и результатом функционирования любой системы, показателем ее совершенства является развивающая личность. Прогнозируемый результат, который планируется достичь за определенный промежуток времени выражается в желаемом образе выпускника.
Воспитание в значительной степени носит целенаправленный характер, который предполагает определенное направление воспитательной деятельности, осознание ее конечных целей, а также содержит средства и методы достижения этих целей.
Критериями качества воспитательной работы должны выступать те параметры жизни школы, которые определяют обучаемость и воспитанность школьников, их отношение к воспитанию и обучению, к школе и педагогам, подготовленность их к сознательному выбору профессии, способность адаптироваться к современным жизненным условиям.
Воспитательная
система может быть создана в
рамках любой школы как
Список использованной
литературы